flamenco.ru
flamenco.ru
flamenco.ru

Актуальные вопросы классификации форм фламенко - Глава 1

Некоторые проблемы начального изучения теории музыки фламенко

автор: © Сергей Каржавин
По материалам глав 1 и 4 книги "Секреты гитары фламенко"
обновлено: 15.07.2010

В настоящее время сложилось несколько типов гитаристов – классические, джазовые, рок-гитаристы, кантри, и, наконец, гитаристы фламенко. Несмотря на различия в исполняемой музыке и технике игры, многие из них интересуются смежными гитарными направлениями. В частности, среди гитаристов-классиков широко распространен интерес к гитаре фламенко. Не в последнюю очередь это вызвано схожестью техники, за исключением небольшого количества чисто «фламенковых» приемов игры. Также этому интересу способствовал тот факт, что большинство основоположников классической гитары в XIX и начале XX века были испанцы, и в их репертуаре было очень много произведений на испанские и, в частности, андалусские, темы. Да и в наше время испанская тема – одна из важнейших в репертуаре гитаристов-классиков.

Стало уже традицией считать, что по-настоящему фламенко могут играть только андалусские гитаристы. На самом деле все больше появляется прекрасных исполнителей и в других странах, причем некоторые из них успешно работают в составе известных ансамблей в Испании. Но и сегодня гитаристов фламенко намного меньше, чем гитаристов-классиков. Кому-то может показаться, что тому причиной широта и богатство репертуара классической гитары. Действительно, в определенной степени это имеет место. Вместе с тем, стать профессиональным гитаристом-классиком, в любой стране, кроме Испании, намного легче, чем стать гитаристом фламенко. Этому, во-первых, способствует развитая инфраструктура преподавания классической гитары, начиная с начальной ступени и кончая высшим музыкальным образованием (особенно это относится к европейским странам). Во-вторых, для обучения классической гитаре достаточно одного педагога, поскольку, индивидуальный (сольный) характер исполнения для гитаристов-классиков – это норма. А вот для гитаристов фламенко и сегодня нормой считается аккомпанемент танцу и пению. Удивительная дисциплина и изысканность ритмики современного гитарного фламенко есть результат непрерывных творческих поисков повышения выразительности танца, и, как следствие, усложнения гитарного сопровождения. Поэтому все настоящие мастера гитары фламенко, великолепно выступающие сегодня сольно или с оркестром, много лет своей жизни посвятили аккомпанементу.

Понятно, что массовое изучение гитары фламенко вне пределов Испании возможно лишь при наличии массового увлечения фламенко, которое влечет за собой возникновение множества ансамблей фламенко, широкой сети преподавания. В России и сопредельных странах этого, к сожалению, не наблюдается. Но если не ставить цели профессионального исполнения на очень высоком уровне, доступном лишь выдающимся мастерам, а ограничиться «средним» профессиональным уровнем, то такая задача при определенной настойчивости вполне по силам любому гитаристу-классику. В этом случае важную роль, наряду с аудио и видеозаписями, приобретает литература о фламенко и пособия по игре на гитаре фламенко.

Написать эту статью меня побудила, как это ни покажется странным, малая польза от большого количества научной литературы, которую мне привелось прочитать в процессе 20-ти лет изучения гитары фламенко. Такой же результат от чтения книг (а, вернее, отсутствие оного) постиг не меня одного. О некоторых причинах этого и пойдет разговор.

Начало массовому выпуску музыковедческих работ было положено организацией Кафедры фламенкологии в 1958 году в г.Херес-де-ла-Фронтера. Один раз родившаяся научная дисциплина фламенкология и соответствующая ей общественная структура стали с успехом развиваться. Главным, на мой взгляд, результатом 50-ти лет титанической научной работы явились сбор, каталогизация, выпуск в свет записей выдающихся исполнителей, и, особенно, переиздание практически всех фонограмм 1-й половины XX-го века, какие только сохранились в государственных и частных собраниях. Теперь любой исследователь может иметь в своем распоряжении поистине необозримый фактический аудиоматериал для работы. Аналогичная картина наблюдается и в области сбора, анализа и издания текстов песен, подробностей биографий и пр. К настоящему времени выпущено более тысячи научных и популярных работ о фламенко, среди которых есть и несколько фундаментальных энциклопедий. Здесь уместно заметить, что Испания – уникальная страна в области бережного отношения к собственному культурному наследию.

Итак, может показаться, что любой желающий может безо всяких проблем в той или иной степени подробности изучить любой аспект искусства фламенко – достаточно лишь выбрать соответствующий перечень опубликованных материалов. Оказывается, что это далеко не так. Попробуйте, например, найти исчерпывающую методическую работу по танцу или пению фламенко, или несколько работ, которые бы в сумме дали пригодную методику достижения профессионального уровня исполнения.

Лучше всего сложилось положение с изучением текстов песен фламенко, поскольку они быстро и точно могут быть записаны и проанализированы лингвистами. В результате мы имеем много интересных и содержательных работ, посвященных поэтической стороне искусства фламенко.

Сравнительно неплохо дело обстоит и с гитарой фламенко, поскольку самостоятельное обучение инструменту с помощью аудио и видеозаписей, а также на основе напечатанных методик происходит намного легче, чем обучение танцу (а уж, тем более пению). Инструментальная музыка неизмеримо лучше формализована, чем, например, танец, поскольку результат игры представляет собой только звуковой поток, состоящий из сравнительно небольшого набора нот (от МИ открытой 6-й струны до СОЛЬ на 14-м ладу первой струны), и извлекаемых ограниченным набором приемов. Тем не менее, даже обложившись всеми имеющимися к настоящему времени школами игры на гитаре фламенко и видеозаписями вам не удастся достичь профессионального владения гитарой фламенко.

В чем же дело? А суть в том, что профессионал гитары фламенко – это не только музыкант, виртуозно владеющий соответствующими приемами игры, но и истинный знаток правил (в большинстве своем неписаных) создания композиций на темы тех или иных форм фламенко. Именно эта, вторая, сторона мастерства ускользает от ученика, пытающегося самостоятельно достичь высокого уровня. После этих слов появляется соблазн обвинить авторов многочисленных Школ гитары фламенко в сокрытии истины, но это, конечно, далеко не так. Рассмотрим некоторые причины этого.

Во-первых, создание серьезного методического пособия требует профессионального владения предметом. А это требует огромной затраты сил и времени, как правило, не оставляющей возможности писать (не забудьте, что профессионал не только много репетирует, совершенствуя свое мастерство, но и регулярно гастролирует в разных частях света).

Во-вторых, подавляющее большинство напечатанных пособий по гитаре фламенко построено по принципу «смотри и делай, как я, и не спрашивай, почему». Хотя и написаны они мастерами высокого исполнительского уровня, но практически лишены теоретического анализа вопросов композиции. Эти пособия недалеко ушли от авторских нотных сборников, добавленных более или менее подробным разбором технических приемов. Также до сих пор не существует учебного пособия для гитаристов, в котором систематически и в достаточно полном объеме излагались бы правила аккомпанемента пению и танцу. Важность изучения аккомпанемента пению диктуется тем, что в основе большого количества мелодических вариаций гитарной партии таких форм фламенко, как гранадина, ронденья, таранта, малагенья, фанданго, аликантина, картахенера и пр. лежит переосмысленное и трансформированное богатство вокала фламенко. С другой стороны, архитектура и гармонические особенности сольных гитарных композиций вытекают из характера аккомпанемента. Поэтому для понимания всех тонкостей приемов создания мелодических вариаций, правильного воспроизведения ритмики и гармонических схем гитарист просто обязан изучать аккомпанемент.

В-третьих, многие профессионалы не издают для широкой публики свои методические наработки, поскольку предпочитают индивидуально обучать за деньги (и было бы глупо их в этом обвинять). И причина тому – не страсть к наживе, а их убеждение, что только живой контакт ученика с Мастером может дать желаемый результат.

Таким образом, прочтя кучу книг, просмотрев не меньшую кучу видеозаписей, проявив недюжинную настойчивость, вы сможете овладеть только элементами профессионального мастерства, но не системой в целом. Андалусским гитаристам книги ни к чему, поскольку они с детства впитывают музыку фламенко, воочию наблюдают и перенимают приемы игры, тонкости аккомпанемента пению и танцу, методы композиции сольных гитарных пьес. В их случае принцип «смотри и делай, как я» вполне жизнеспособен.

Именно по причине дефицита теоретических музыкальных сведений в вышеуказанных изданиях желающие овладеть гитарой фламенко вынуждены изучать дополнительную музыковедческую литературу. Но и здесь их ждет разочарование. Практически нет книг, в которых бы системно излагались вопросы теории музыки фламенко, да к тому же применительно к гитаре фламенко.

Итак, у нас два пути, или ехать в Андалузию и брать уроки у практикующих гитаристов (кстати, так некоторые и поступают), или прочесть гору литературы, и попытаться сопоставить написанное с тем, что слушаем или наблюдаем на видео. Те, кто уже упаковали чемоданы и купили билет в Испанию, могут далее не читать, два-три года общения с Мастером, дадут необходимый результат. А я обращаюсь к тем, кто по вполне понятным причинам не может себе позволить такой роскоши, а также к музыкантам (не обязательно гитаристам), которые интересуются музыкой фламенко, не ставя задачи профессионального ее освоения.

Если вы уже прочли пару десятков книг об искусстве фламенко, то заметили, что все классифицировано, разложено по полочкам, любому аспекту искусства фламенко отведено свое место. На первый взгляд перед вами разворачивается идеальная картина, которая требует лишь косметической доработки. Но при внимательном рассмотрении, количество, размеры полочек, а также их содержимое у разных авторов часто не совпадает. И чем глубже изучаешь предмет, тем больше выплывает противоречий во мнениях. И от только что возникшей ясности не остается и следа. Вполне закономерно возникает вопрос, а чьи выводы ближе к истине? Одна из причин разногласий, на мой взгляд, – это характер общепринятых методов анализа музыки фламенко.