Кто занимается контролем за соблюдением устава снт. Положениео комиссии по контролю за соблюдением законодательства снт "пищевик"

ПАМЯТКА ЧЛЕНУ САДОВОДЧЕСКОГО НЕКОММЕРЧЕСКОГО ТОВАРИЩЕСТВА

Памятка основана на действующих нормах законодательства Российской Федерации о правовом статусе садоводческих некоммерческих товариществах (СНТ) и о правах их членов.

В настоящее время законодательство РФ комплексно и всесторонне регулирует основные организационные, имущественные, земельные, финансовые, градостроительные, жилищные, трудовые и иные отношения, возникающие при ведении садоводческого хозяйства.

Тем не менее именно в этой сфере землепользования и отдыха граждан немало произвола и грубых нарушений прав и законных интересов садоводов. Распространенным явлением стали факты нарушения прав садоводов непосредственно в самих товариществах. Это, прежде всего, несоблюдение установленных Законом норм демократического управления товариществом, сознательное сокрытие правлением от членов товарищества информации о действительных расходах денежных и иных средств товарищества, о целевом использовании этих средств, произвольное установление членских и иных взносов, проведение различных сделок, наносящих финансовый и материальный ущерб товариществу. В то же время и садоводы порой не выполняют в полной мере свои обязанности, предусмотренные законодательством РФ, Уставом и внутренними регламентными документами своего СНТ.

Настоящая памятка имеет целью представить членам товарищества в наиболее доступной форме необходимые юридические знания, которые позволили бы эффективно защищать свои права и законные интересы и не допускать их нарушения, а также добросовестно выполнять свои обязанности.

1. Садоводческое некоммерческое товарищество

Законом, непосредственно определяющим правовой статус садоводческого некоммерческого товарищества, является Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ \"О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан\".

Основным руководящим документом садоводческого некоммерческого товарищества является Устав товарищества, утверждаемый общим собранием его членов (ст. 16 Закона № 66-ФЗ).

2. Членство в садоводческом некоммерческом товариществе

Согласно ст. 18 Закона № 66-ФЗ, членство в садоводческом некоммерческом товариществе устанавливается с восемнадцатилетнего возраста.

Членами товарищества могут стать малолетние и несовершеннолетние граждане, к которым земельные участки перешли в результате наследования, дарения или иных сделок с земельными участками. Интересы этих лиц должны представлять их родители, опекуны или попечители в порядке, установленном нормами гражданского и семейного законодательства.

3. Имущество садоводческих некоммерческих товариществ, его формирование и использование

В соответствии с Законом № 66-ФЗ имущество товарищества как юридического лица формируется из вступительных и членских взносов членов товарищества. Имущество общего пользования формируется из целевых взносов. Этим же законом определяется имущественная ответственность членов товарищества.

4.1. Вступительные взносы

Внесение вступительных взносов является обязательным условием для принятия гражданина в члены товарищества.

Обязанность уплаты вступительных взносов лежит на всех вступающих в товарищество независимо от того, вступают они заново на общих основаниях или на место других членов товарищества (в случае приобретения участка в порядке купли-продажи, наследования, передачи членства и т.п.).

То, что их предшественники однажды уже вносили вступительные взносы не освобождает новых членов от их уплаты. Однако в уставе товарищества может быть оговорено, что освобождаются от уплаты вступительных взносов члены семей садовода, совместно ведущих хозяйство на земельном участке.

Вступительные взносы могут уплачиваться только наличными деньгами. Их размеры устанавливаются решениями общих собраний членов товарищества.

Уплата вступительных взносов производится единовременно; их рассрочка, как правило, не предусматривается.

Основные расходы средств вступительных взносов определены в Законе № 66-ФЗ (ст. 32) и связаны на начальном этапе организации СНТ с подготовкой проектной и технической документации, технических условий инженерного обеспечения, сметно-финансовых расчетов и других документов, необходимых для согласования и утверждения проекта и застройки территории садоводческого товарищества. Они расходуются также на осуществление мероприятий по организации товарищества и на оформление в этих целях необходимой документации (плата за помещения для проведения общего собрания, издание Устава товарищества, членских книжек и т.п.).

Вступительные взносы безвозвратны. При выбытии гражданина из товарищества, независимо от причин выбытия, денежные средства, внесенные в качестве вступительных взносов, ему не возвращаются.

4.2. Членские взносы. Направления их расходования, размеры и сроки уплаты

Членские взносы (денежные средства) периодически вносятся садоводами и расходуются на нужды, вытекающие из хозяйственной деятельности товарищества: оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с товариществом (бухгалтеру, казначею, кассиру, сторожам, электрику и другим работникам), а также на оплату текущих эксплуатационных расходов (осушение, вывоз бытовых отходов, ремонт дорог, обустройство детских и спортивных площадок и т.п.).

Внесение членских взносов является необходимым условием сохранения прав члена товарищества на участие в его деятельности (избирать и быть избранным в органы управления и контроля товарищества, а также получать информацию об их деятельности), на пользование услугами и льготами, предусмотренными Уставом товарищества.

Периодичность уплаты членских взносов (раз в год, полугодие, квартал) устанавливается решением общего собрания. Внесение членских взносов в установленные сроки является предусмотренной Законом № 66-ФЗ (подпункт 6 п. 2 ст. 19) обязанностью члена товарищества, невыполнение которой лишает его права пользования услугами товарищества, а при систематическом уклонении от уплаты взносов может стать основанием для исключения из членов товарищества.

4.3. Целевые взносы

Целевые взносы (денежные средства) установлены только для членов товарищества. Размер указанных взносов и порядок их уплаты определяются членами товарищества.

Целевые взносы предназначаются для приобретения и создания объектов имущества общего пользования. К таким объектам относятся строительство или реконструкция дорог, водонапорной системы, установка электроосвещения участка, обустройство водоема, возведение ограждения, досуговых и бытовых павильонов, других объектов.

Целевые взносы не могут быть обезличены с другими денежными средствами. Средства целевых взносов подлежат использованию только на оплату расходов по объектам, определенным общим собранием членов товарищества.

Согласно ст. 4 Закона № 66-ФЗ, имущество общего пользования товарищества, приобретенное или созданное им за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов.

4.4. Порядок образования специального фонда в садоводческом товариществе и его целевое использование

По решению общего собрания членов товарищества может создаваться специальный фонд, который составляют вступительные и членские взносы этого товарищества, доходы от его хозяйственной деятельности, а также средства, предоставленные органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями и организациями в порядке поддержки садоводческих товариществ (ст. 35, 36, 38 Закона № 66-ФЗ).

Имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда является собственностью такого товарищества как юридического лица.

5. Управление садоводческими некоммерческими товариществами

Как определено в Законе № 66-ФЗ (ст. 20), органами управления товариществом является общее собрание его членов (общее собрание уполномоченных), избираемые им правление и председатель правления товарищества.

Через названные органы управления товарищество как юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязательства. Органы управления товарищества действуют в соответствии с законодательством и своим Уставом.

Закон не допускает издания каких-либо других формирований по управлению товариществом (например, советов, комитетов и т.п.). Поименованная в Законе № 66-ФЗ структура органов управления СНТ является единственной законной формой выражения прав и интересов членов товарищества.

В крупных товариществах проведение общих собраний его членов нередко бывает крайне затруднительно, а порой и невозможно. В связи с этим Закон предоставляет товариществу право проведения общего собрания в форме собрания уполномоченных.

Уполномоченные товарищества избираются из числа его членов и не могут передавать осуществление своих полномочий другим лицам, в том числе и членам товарищества.

В Уставе товарищества должно быть предусмотрено:

1) число членов товарищества, от которых избирается один уполномоченный;

2) срок полномочий уполномоченного товарищества;

3) порядок избрания уполномоченных товарищества (открытым голосованием или тайным голосованием с использованием бюллетеней);

4) возможность переизбрания уполномоченных товарищества.

5.1. Компетенция общего собрания членов СНТ (собрания уполномоченных)

К компетенции высшего органа управления садоводческим некоммерческим товариществом отнесены наиболее важные вопросы его жизнедеятельности.

Вместе с тем общее собрание членов СНТ (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности товарищества и принимать по ним решения.

Общее собрание членов товарищества (собрание уполномоченных) созывается правлением товарищества по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

По решению правления товарищества, требованию ревизионной комиссии (ревизора) товарищества, а также по предложению органа местного самоуправления или не менее чем одной пятой общего числа членов товарищества может проводиться внеочередное общее собрание товарищества (собрание уполномоченных).

Правление товарищества обязано в течение семи дней со дня получения предложения органа местного самоуправления или не менее чем одной пятой общего числа членов товарищества, либо требования ревизионной комиссии (ревизора) товарищества о проведении внеочередного общего собрания членов товарищества (собрания уполномоченных) рассмотреть указанные предложения или требования и принять решение о проведении внеочередного общего собрания членов товарищества или об отказе в его проведении.

Правление садоводческого товарищества может отказать в проведении внеочередного общего собрания членов товарищества в случае, если не соблюден установленный Уставом товарищества порядок подачи предложения или предъявления требования о созыве внеочередного общего собрания его членов.

В случае принятия правлением решения о проведении внеочередного общего собрания членов товарищества указанное общее собрание должно быть проведено не позднее чем через тридцать дней со дня поступления предложения или требования о его проведении. В случае если правление приняло решение об отказе в проведении внеочередного общего собрания членов товарищества, оно информирует в письменной форме ревизионную комиссию (ревизора) товарищества или его членов либо орган местного самоуправления, требующих проведения внеочередного общего собрания членов товарищества (собрания уполномоченных), о причинах отказа.

Отказ правления товарищества в удовлетворении предложения или требования о проведении внеочередного общего собрания членов товарищества ревизионная комиссия (ревизор), члены товарищества, орган местного самоуправления могут обжаловать в суд.

5.2. Исключительная компетенция общего собрания СНТ

Закон № 66-ФЗ (ст. 21) к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого товарищества (собрания уполномоченных) относит решение следующих вопросов:

1) внесение изменений в Устав товарищества и дополнений к Уставу или утверждение Устава в новой редакции;

2) прием в члены товарищества и исключение из его членов;

3) определение количественного состава правления товарищества, избрание членов его правления и досрочное прекращение их полномочий;

4) избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий, если уставом объединения не установлено иное;

5) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества и досрочное прекращение их полномочий;

6) избрание членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства и досрочное прекращение их полномочий;

7) принятие решения о вступлении товарищества в ассоциации (союзы) садоводческих некоммерческих товариществ;

11) установление размера пеней за несвоевременную уплату взносов, изменение сроков внесения взносов малообеспеченными членами товарищества;

12) утверждение приходно-расходной сметы товарищества и принятие решений о ее исполнении;

14) утверждение отчетов правления, актов ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства;

15) поощрение членов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства и членов товарищества.

Перечисленные пункты (1-15) ст. 21, составляющие исключительную компетентность общего собрания членов товарищества (собрания уполномоченных), имеют целью обеспечить непосредственное участие всех его членов в управлении делами товарищества.

Члены товарищества, основываясь на действующем законодательстве, и прежде всего на Законе № 66-ФЗ, самостоятельно разрабатывают и утверждают Устав своего товарищества.

Самое существенное право общего собрания членов товарищества - это внесение изменений и дополнений в Устав товарищества, а также утверждение Устава в новой редакции.

Общее собрание членов товарищества избирает не только правление, но и его председателя. Однако это не означает, что он может быть противопоставлен правлению. Являясь председателем правления, он обязан соблюдать принцип коллегиальности в решении вопросов, оставаясь подотчетным не только общему собранию, но и правлению объединения.

Согласно нормам Закона № 66-ФЗ процедура избрания председателя правления должна быть следующей: вначале на общем собрании членов товарищества избирается состав правления (подпункт 3 п. 1 ст. 21), а затем собрание членов правления (что не оговорено в следующем подпункте 4 п. 1 ст. 21) избирает председателя правления.

Конечно, такой порядок не позволяет членам товарищества при избрании председателя сконцентрировать внимание на главном должностном лице в объединении - председателе правления.

Но Закон предоставляет и другой вариант избрания председателя правления товарищества, более демократичный. Впрочем, на практике так и происходит. Общее собрание избирает из всех членов товарищества вначале председателя правления, который автоматически становится его членом, затем избирает членов правления товарищества. И данный порядок не противоречит смыслу Закона.

Особо важные полномочия предоставлены общему собранию членов товарищества в области финансово-хозяйственной деятельности.

К ним можно отнести прежде всего право на принятие решений об использовании имущества товарищества, установление размеров вступительных, членских и целевых взносов, утверждение приходно-расходной сметы и принятие решений о ее исполнении.

Выше приводились вопросы исключительной компетенции общего собрания товарищества (ст. 21 Закона № 66-ФЗ), среди которых утверждение приходно-расходной сметы (бюджета) товарищества и ее исполнение занимают лишь 12-е место, хотя эта статья является основой финансово-хозяйственной деятельности товарищества.

Общеизвестно, что утверждение сметы производится участниками общего собрания товарищества, как правило, \"на слух\", что не позволяет им вникнуть в ее существо. Видимо, правильно поступают те товарищества, в Уставе которых предусматривается, что не менее чем за две недели до общего собрания члены товарищества должны получить на руки письменный отчет об исполнении приходно-расходной сметы истекшего года и проект этой сметы на предстоящий финансово-хозяйственный год. Только после ознакомления с этими документами членов товарищества можно проводить отчетное или отчетно-выборное собрание.

Уведомление членов товарищества о проведении общего собрания его членов может осуществляться в письменной форме (почтовые открытки, письма), а также посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, расположенных на территории товарищества.

Уведомление о проведении общего собрания направляется членам товарищества не позднее чем за две недели до даты его проведения. В уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества должно быть указано содержание выносимых на обсуждение вопросов.

В Уставе и внутреннем регламенте товарищества могут быть установлены порядок и условия заочного голосования опросным путем (Федеральный закон от 22 ноября 2000 г. N 137-ФЗ). Эти документы должны предусматривать текст бюллетеня для заочного голосования, порядок сообщения членам товарищества предполагаемой повестки дня, ознакомления с необходимыми сведениями и документами, внесения предложений о включении в повестку дня дополнительных вопросов, а также указание конкретного срока окончания процедуры заочного голосования.

Общее собрание членов садоводческого товарищества не может проводиться в заочной форме, если в повестку дня включены вопросы утверждения приходно-расходной сметы, отчеты правления и акты ревизионной комиссии (ревизора) товарищества.

Общее собрание членов товарищества правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем 50% членов товарищества (не менее 50% уполномоченных). Член товарищества вправе участвовать в голосовании лично или через своего представителя, полномочия которого должны быть оформлены доверенностью, заверенной председателем товарищества.

Широкие полномочия, предоставленные высшему органу управления товариществом в рассмотрении и решении вопросов по основным направлениям хозяйственной и социальной деятельности, которые касаются прав и интересов всех его членов, выявили необходимость в установлении наиболее демократических условий в организации и проведении общего собрания товарищества.

Принятие регламента общего собрания членов товарищества (подпункт 8 п. 1 ст. 21) способствует обеспечению организованного обсуждения и решения вопросов. При этом вопросы исключительной компетенции общего собрания членов товарищества не могут быть переданы на разрешение правления или его председателя даже по решению самого общего собрания.

Решения о внесении изменений в Устав товарищества и дополнений к Уставу или об утверждении Устава в новой редакции, исключение из членов товарищества, о его ликвидации и/или реорганизации, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов принимаются общим собранием членов товарищества большинством в две трети голосов.

Другие решения общего собрания членов товарищества принимаются простым большинством голосов.

И еще одна дополнительная гарантия по обеспечению законности решения общего собрания членов товарищества - оно должно быть доведено до его членов в течение семи дней после его принятия.

Член садоводческого товарищества вправе обжаловать в суд решение общего собрания, равно как и решение правления и его председателя, которые нарушили права и законные интересы члена товарищества.

5.3. Правление СНТ и его компетенция

Согласно ст. 22 Закона № 66-ФЗ, правление - это коллегиальный исполнительный орган, подотчетный только общему собранию членов объединения.

Местные органы власти не вправе вмешиваться в деятельность правления товарищества, и оно им не подотчетно. Правление освобождается от представления отчетов в местные органы власти о соответствии возводимых на участках строений установленным нормам и правилам, о целевом использовании государственных кредитов членами товарищества. Не вменяется в обязанность правления осуществление контроля за проведением работ членами товарищества по закладке сада, благоустройству его территории, осуществление инвентаризации насаждений и строений, возводимых членами товарищества на своих участках, что существовало в прежних типовых уставах садоводческих товариществ.

Правление товарищества избирается прямым тайным голосованием из числа его членов на срок два года общим собранием членов товарищества, если Уставом товарищества не предусмотрено иное. Численный состав членов правления устанавливается общим собранием членов товарищества.

Вопрос о досрочном переизбрании членов правления может быть поставлен по требованию не менее чем одной трети членов товарищества.

Заседания правления товарищества созываются председателем правления в сроки, установленные правлением, а также по мере необходимости.

Заседания правления правомочны, если на них присутствует не менее двух третей его членов. Решения правления принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих членов правления.

К компетенции правления относятся:

1) практическое выполнение решений общего собрания членов товарищества;

2) оперативное руководство текущей деятельностью товарищества;

3) составление приходно-расходных смет и отчетов товарищества, представление их на утверждение общего собрания его членов;

4) распоряжение материальными и нематериальными активами товарищества в пределах, необходимых для обеспечения его текущей деятельности;

5) организационно-техническое обеспечение деятельности общего собрания членов товарищества;

6) организация учета и отчетности товарищества, подготовка годового отчета и представление его на утверждение общего собрания членов товарищества;

7) организация охраны имущества товарищества и имущества его членов;

8) организация страхования имущества товарищества и имущества его членов;

9) организация строительства, ремонта и содержания зданий, строений, сооружений, инженерных сетей, дорог и других объектов общего пользования;

10) приобретение и доставка посадочного материала, садового инвентаря, удобрений, химикатов;

11) обеспечение делопроизводства товарищества и содержание его архива;

12) прием на работу в товарищество лиц по трудовым договорам, их увольнение, поощрение и наложение взысканий, ведение учета работников;

13) контроль за своевременным внесением вступительных, членских и целевых взносов, взносов в спецфонды;

14) совершение сделок от имени товарищества;

15) оказание членам товарищества содействия в безвозмездной передаче сельскохозяйственной продукции детским домам, домам-интернатам для престарелых и инвалидов, дошкольным образовательным учреждениям;

16) осуществление внешнеэкономической деятельности товарищества;

17) рассмотрение заявлений членов товарищества.

Правление СНТ в соответствии с законодательством РФ и Уставом товарищества имеет право принимать решения, необходимые для достижения целей деятельности товарищества и обеспечения его нормальной работы.

5.3.1. Имеет ли право быть избранным в состав правления СНТ лицо, не являющееся членом товарищества, но имеющее земельный участок на его территории?

Закон № 66-ФЗ (ст. 8) не предусматривает права граждан, не являющихся членами садоводческого некоммерческого товарищества и ведущих хозяйство в индивидуальном порядке, быть избранными в состав правления товарищества. Их отношения строятся на условиях, заключенных в письменной форме договоров в порядке, определяемом общим собранием членов товарищества. При этом собранием устанавливаются размеры платежей за пользование объектами социально-бытовой инфраструктуры общего назначения (эксплуатация дорог, электро- и водоснабжение, объекты благоустройства и т.п.).

При нарушении прав \"индивидуалов\", в частности на отказ правления и общего собрания товарищества в заключении с ними договоров на индивидуальное ведение хозяйства, указанные граждане вправе обжаловать такие действия в судебном порядке.

Поэтому взаимоотношения не членов товарищества с его органами управления (правлением и общим собранием) носят не организационно-правовой характер, основанный на членстве в товариществе, а гражданско-правовой, в основе которого лежат договорные отношения.

В связи с этим статьей 22 Закона № 66-ФЗ совершенно четко установлено, что правление садоводческого некоммерческого товарищества \"избирается прямым тайным голосованием из числа его членов на срок два года общим собранием членов такого товарищества\".

Однако изложенное не означает, что граждане, ведущие садоводство в индивидуальном порядке на территории товарищества, должны быть отрешены от деятельности органов управления этим товариществом. Они вправе участвовать в общих собраниях членов товарищества, высказывать свое мнение с правом совещательного голоса, участвовать в работе комиссий.

5.4. Полномочия председателя правления СНТ

Правление садоводческого некоммерческого товарищества возглавляет председатель правления, избранный из числа членов правления на срок два года. Согласно ст. 23 Закона № 66-ФЗ, полномочия председателя правления определяются данным законом и Уставом товарищества. Председатель правления при несогласии с решением правления вправе обжаловать данное решение общему собранию членов товарищества.

Председатель правления товарищества действует без доверенности от имени товарищества, в том числе:

1) председательствует на заседаниях правления;

2) имеет право первой подписи под финансовыми документами, которые в соответствии с Уставом товарищества не подлежат обязательному одобрению правлением или общим собранием членов товарищества;

3) подписывает другие документы от имени товарищества и протоколы заседания правления;

4) на основании решения правления заключает сделки и открывает счета товарищества;

5) выдает доверенности, в том числе с правом передоверия;

6) обеспечивает разработку и вынесение на утверждение общего собрания членов товарищества внутренних регламентов товарищества, положения об оплате труда работников, заключивших трудовые договоры с товариществом;

7) осуществляет представительство от имени товарищества в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также в организациях;

8) рассматривает заявления членов товарищества.

Председатель правления садоводческого некоммерческого товарищества в соответствии с Уставом исполняет другие необходимые для обеспечения нормальной деятельности товарищества обязанности, за исключением обязанностей, закрепленных Законом и Уставом товарищества за другими органами управления товариществом.

5.5. Ответственность председателя правления СНТ и членов правления

В соответствии со ст. 24 Закона № 66-ФЗ председатель правления садоводческого некоммерческого товарищества и члены его правления при осуществлении своих прав и исполнении установленных обязанностей должны действовать в интересах товарищества, осуществлять свои права и исполнять установленные обязанности добросовестно и разумно.

Что касается ответственности председателя правления и его членов, то статьей 24 Закона № 66-ФЗ предусмотрено, что за свои противоправные действия они могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности соразмерно их вине.

Дело в том, что Законом № 66-ФЗ правлению предоставлены широкие права по распоряжению материальными и нематериальными активами товарищества, исполнению утвержденной общим собранием приходно-расходной сметы, совершению от имени товарищества гражданско-правовых сделок, организации строительства и содержанию объектов общего пользования, приему на работу по трудовым договорам и другие, не менее важные права, вплоть до осуществления внешнеэкономической деятельности.

Учитывая обширные права правления по распоряжению, как правило, крупными денежными и материальными ресурсами законодатель устанавливает персональную ответственность председателя и членов правления по исполнению своих обязанностей в интересах товарищества добросовестно и разумно.

И здесь очень важно положение п. 2 ст. 24 Закона № 66-ФЗ, который устанавливает, что председатель правления садоводческого некоммерческого товарищества, члены его правления несут ответственность перед товариществом за причиненные ему убытки своими действиями (бездействием). При этом не несут ответственности члены правления, голосовавшие против решения, которое повлекло за собой убытки товариществу, или не принимавшие участия в голосовании.

Вопрос об ответственности за совершенные противоправные действия (бездействие) председателя и членов правления, повлекшие имущественный ущерб для садоводов, может быть поставлен непосредственно самими членами товарищества на общем собрании или путем обращения в исполнительные органы власти либо правоохранительные органы. Но, разумеется, наиболее ответственная роль принадлежит ревизионной комиссии товарищества, и от ее эффективности во многом зависит профилактика злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности правления товарищества.

5.5.1. В каком порядке возмещается материальный ущерб, нанесенный членам товарищества неправомерными действиями его правления?

Гражданское законодательство под материальным ущербом понимает вред, причиненный имуществу, в результате которого происходит его стоимостное уменьшение или утрата.

Различаются два основных вида вреда, причинивших материальный ущерб жилому помещению:

1) вследствие противоправного поведения причинителя вреда, его действия или бездействия;

2) вследствие причинения вреда жилому помещению по неосторожности.

За виновное причинение вреда, по общему правилу, наступает деликтная ответственность. Деликт означает всякое нарушение в гражданских правоотношениях, не составляющих уголовно наказуемых деяний. Деликтная ответственность влечет лишь обязанность возмещения причиненного ущерба.

Согласно ст. 401 ГК РФ, вина выражается в форме умысла или неосторожности. Под умыслом понимается предвидение вредного результата противоправного поведения либо сознательное допущение наступления такого результата.

Неосторожность выражается в отсутствии требуемой при определенных обстоятельствах внимательности, предусмотрительности, заботливости. Статьей 1083 ГК РФ различается грубая и простая неосторожность, и от их оценки определяется степень вины лица и размер возмещения причиненного вреда.

Очень часто ущерб причиняется нанятыми правлением работниками при исполнении ими своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Такими работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору (например, по договору подряда), если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица (в данном случае садоводческого некоммерческого товарищества) или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

Например, по договору с товариществом подрядная организация выполняла дорожно-строительные работы, при этом причинила значительные повреждения ограждениям участков садоводов и находящимся на них плодовым деревьям. В этом случае ущерб в полном объеме потерпевшим садоводам возмещается правлением товарищества, которое, в свою очередь, предъявляет соответствующие требования к выполняющей работе подрядной организации. Однако выплата компенсации садоводам за причиненный им ущерб не зависит от исхода разбирательства дела между товариществом и подрядной организацией.

5.5.2. Имеет ли право правление товарищества увеличивать размер тарифа по оплате за электроэнергию с членов товарищества по сравнению с тарифом, установленным энергосбытом, и вправе ли правление отключить свет у владельца участка за неуплату членских взносов?

Совершенно незаконно, если правление взимает с членов товарищества плату за электроэнергию по тарифам, превышающим размеры, установленные региональными комиссиями по энергоресурсам. Если такое произошло, то суммы перебора должны быть учтены в последующих расчетах по электроэнергии с членами товарищества, а виновные в нарушении должны понести ответственность в установленном законом порядке.

Подача электроэнергии потребителю может быть прекращена полностью или частично в случаях:

1) неудовлетворительного состояния электропроводки и невыполнения требований ответственного лица за электрохозяйство товарищества по устранению выявленных нарушений;

2) присоединения токоприемников помимо счетчика или нарушения схем учета электроэнергии;

3) недопущения должностных лиц к проверке состояния электроустановок потребителя или приборов электроэнергии;

4) неоплаты платежного документа за электроэнергию в установленные сроки. За указанные нарушения отключение электроэнергии производится после предварительного предупреждения потребителя и только в случаях, когда он не устранил нарушения в установленный срок.

За иные нарушения Устава товарищества, в частности за неуплату членских взносов, правление не вправе использовать отключение электроэнергии в качестве воздействия на неплательщика, поскольку оплата за электроэнергию производится садоводами отдельно, т.е. помимо установленных членских взносов.

Защита прав членов садоводческих некоммерческих товариществ - одна из наиболее частых причин, с которыми люди обращаются к юристам нашей компании.

Данная статья посвящена нарушениям прав членов СНТ, а также способам защиты прав членов СНТ.

Краткая характеристика прав и обязанностей члена СНТ содержится в ФЗ № 66 (приложении № 5)

В СНТ часто возникают ситуации, когда большинство рядовых членов СНТ не знают о деятельности органов управления своего СНТ ровным счетом ничего. Это приводит к массовому нарушению прав члена СНТ. Чтобы не быть обманутым нужно владеть информацией о деятельности СНТ. Итак гражданин становиться членом СНТ. Первое, что необходимо сделать - это потребовать копию устава СНТ, заверенную печатью и подписью председателя СНТ, так как устав является учредительным документом СНТ, затем необходимо ознакомиться с протоколами общих собраний за последние три года, так как данные протоколы содержат данные о размере вступительных, членских, целевых, дополнительных и иных взносов, данные о составе органов СНТ, копии приходно - расходной сметы за последние три года, отчет ревизионной комиссии за последние три года и другую важную информацию. Всю вышеуказанную информацию член СНТ может получить, подав заявление о предоставлении информации о деятельности товарищества в правление товарищества (см. образец заявления о предоставлении информации приложение №1). В случае не предоставления данной информации член СНТ может обжаловать данное бездействие в районный суд по месту нахождения СНТ. Образец заявления в суд (приложение №2)
После получения вышеуказанной информации и изучением ее совместно с такими специалистами как юрист и бухгалтер, принимайте решения оставаться в СНТ или вести садоводство, огородничество, дачное хозяйство в индивидуальном порядке, предложив правлению вариант договора о ведении садоводство, огородничество, дачное хозяйство в индивидуальном порядке. Наша компания разработает для вас вариант такого договора.

Наши клиенты часто задают нам следующий вопрос: что делать если председатель и правление нецелевым образом используют наши взносы?

  1. Создайте инициативную группу из числа членов СНТ
  2. Подайте заявление в территориальное подразделение Федеральной налоговой службы с просьбой провести комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности СНТ за последние три годы
  3. Обратитесь к юристу и аудитору, представив данным специалистам имеющуюся у вас информацию о финансово-хозяйственной деятельности.
  4. Только при наличии заключения, вышеуказанных специалистов о том, что в деятельности органов управления СНТ имеются нарушения, начинайте сбор подписей под заявлением о созыве внеочередного собрания членов СНТ среди членов. В соответствии со ст.21 66 ФЗ вам необходимо собрать подписи не менее 1/5 членов товарищества. Образец заявления о созыве общего собрания (приложение № 3), образец подписного листа (приложение № 4)
  5. Заявление с подписными листами подайте в правление СНТ. В течение 10 дней правление должно принять решение о созыве внеочередного собрания, либо об отказе в его проведении. Отказ в проведении общего собрания может быть обжалован в судебном порядке.
  6. При проведении внеочередного общего собрания доведите до сведения всех членов СНТ, ставшую вам известной информацию об органах управления СНТ.
  7. Помните, только постоянный надзор и контроль за деятельность органов управления СНТ защитит вас и ваш участок от неоправданных затрат.

Приложение №1
Образец заявления о предоставлении информации

Председателю СНТ « .»
От члена СНТ « .» ФИО
Адрес:

Заявление о предоставлении информации о деятельности органов управления СНТ

Я являюсь членом СНТ с (указать дату принятия в члены СНТ) являюсь собственником участка- (указать номер участка)
В соответствии с пп.2 ч.1 ст.19 Федерального закона « О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» я имею право получать информацию о деятельности органов управления товарищества.

На основании вышеизложенного и руководствуясь пп.2 ч.1 ст.19 Федерального закона « О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

Прошу:
1) Предоставить информацию о деятельности органов управления СНТ « .» в течении десяти дней с момента получения данного заявления.
Копию Устава СНТ;
Копии протоколов общих собраний СНТ за последние три года;
Копии приходно- расходных смет СНТ за последние три года
Копии отчетов ревизионной комиссии за последние три года
Примечание: вышеуказанные копии документов, желательно заверить печатью СНТ.

Дата________ Подпись___________

Приложение № 2
Образец искового заявления
об оспаривании отказа в предоставлении информации о деятельности органов управления СНТ

В районный суд
Адрес:
Истец: ФИО
Адрес:
Ответчик: СНТ «наименование СНТ»
Адрес:

Исковое заявление
Об оспаривании отказа в предоставлении информации о деятельности органов управления СНТ « »

Истец является членом СНТ « .» с число месяц год, данный факт подтверждается членской книжкой (копия прилагается).
… числа месяца года истец обратился к ответчику с заявлением « о предоставлении информации о деятельности органов управления СНТ « .» . До настоящего времени, истребуемая информация истцом не получена, либо (истцу в предоставлении, истребуемой информации отказано)- в данном случае необходимо приложить копию отказа.
Считаю непредставление информации о деятельности органов управления СНТ – незаконной по следующим основаниям:
1) В соответствии со ст. В соответствии с пп.2 ч.1 ст.19 Федерального закона « О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» истец имеет право на получение информации о деятельности органов управления СНТ
2) Непредставление информации нарушает права истца и лишает его возможности. осуществлять контроль за целевым использованием членскинских, целевых и иных взносов, уплачиваемых в соответствии с уставом СНТ.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.131,132 ГПК РФ; пп.2 ч.1 ст.19 Федерального закона « О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

Прошу:
1) Признать отказ в предоставлении информации о деятельности органов управления СНТ- незаконным
2) Обязать председателя правления СНТ « .». (указать ФИО председателя) предоставить информацию о деятельности органов управления СНТ (указать какую информацию)
Приложение:
1)Квитанция об оплате госпошлины
2) Копия заявления о предоставлении информации о деятельности органов управления СНТ
3) Копия отказа в предоставлении информации о деятельности органов управления СНТ (при наличии)
4)Копия членской книжки члена СНТ
5) Копия искового заявления с приложенными документами для ответчика.

Дата________ Подпись____________

Приложение № 3
Образец заявления о созыве общего собрания

В правление СНТ « .»
От членов СНТ « .»
ФИО

Заявление
О созыве внеочередного общего собрания членов СНТ

Мы члены СНТ « .»,действующие на основании Устава СНТ и в соответствии со ст.21 Федерального закона « О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с массовыми нарушениям в деятельности органов управления СНТ « .» (указать какие) требуем созыва внеочередного общего собрания членов СНТ « .»
Предлагаем проект повестки дня внеочередного общего собрания членов СНТ « .»
(далее указывается повестка дня внеочередного общего собрания членов СНТ « .»).

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.21 Федерального закона « О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

Требуем:
Провести внеочередное общее собрание членов СНТ « .» не позднее указать дату проведения.
Ответ на данное заявление в течении трех дней с момента получения данного заявления.
Приложение:
Копии подписных листов с подписями членов СНТ, поддерживающих инициативу проведения внеочередного общего собрания.

Дата_________ Подпись____________ члена СНТ - инициатора сбора подписей за проведение внеочередного собрания СНТ.

Приложение № 4
Образец подписного листа за созыв внеочередного общего собрания членов СНТ

Подписной лист за созыв Внеочередного собрания членов СНТ « »

ФИО члена СНТ Номер участка Подпись

Приложение № 5
Краткая характеристика прав и обязанностей члена СНТ.

В настоящее время правовое положение садоводческих, огороднических, некоммерческих или дачных объединений граждан регулируется Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 года, в редакции от 30 декабря 2008 года № 66 ФЗ, Гражданским кодексом РФ и иными нормативно - правовыми актами.
В соответствии со ст.18 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», далее 66 ФЗ, указано, что Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства).
1. Членами садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста шестнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого кооператива.
2. Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения могут стать в соответствии с гражданским законодательством наследники членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе малолетние и несовершеннолетние, а также лица, к которым перешли права на земельные участки в результате дарения или иных сделок с земельными участками.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства могут стать членами садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений. Права иностранных граждан и лиц без гражданства на садовые, огородные, дачные земельные участки определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Учредители садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считаются принятыми в члены такого объединения с момента его государственной регистрации. Другие вступающие в такое объединение лица принимаются в его члены общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
5. Каждому члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в течение трех месяцев со дня приема в его члены правление такого объединения обязано выдать членскую книжку или другой заменяющий ее документ.
У члена садоводческого товарищества, далее члена СНТ с момента принятия в СНТ возникают права и обязанности в соответствии со ст.19- 66 ФЗ член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право:
1) избирать и быть избранным в органы управления таким объединением и его орган контроля;
2) получать информацию о деятельности органов управления таким объединением и его органа контроля;
3) самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием;
4) осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений - на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений - на огородном земельном участке;
5) распоряжаться своим земельным участком и иным имуществом в случаях, если они на основании закона не изъяты из оборота или не ограничены в обороте;
6) при отчуждении садового, огородного или дачного земельного участка одновременно отчуждать приобретателю долю имущества общего пользования в составе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества в размере целевых взносов; имущественный пай в размере паевого взноса, за исключением той части, которая включена в неделимый фонд садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива; здания, строения, сооружения, плодовые культуры;
7) при ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения получать причитающуюся долю имущества общего пользования;
8) обращаться в суд о признании недействительными нарушающих его права и законные интересы решений общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо собрания уполномоченных, а также решений правления и иных органов такого объединения;
9) добровольно выходить из садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения с одновременным заключением с таким объединением договора о порядке пользования и эксплуатации инженерных сетей, дорог и другого имущества общего пользования;
10) осуществлять иные не запрещенные законодательством действия.
2. Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан:
1) нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства;
2) нести субсидиарную ответственность по обязательствам садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов такого кооператива;
3) использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, не наносить ущерб земле как природному и хозяйственному объекту;
4) не нарушать права членов такого объединения;
5) соблюдать агротехнические требования, установленные режимы, ограничения, обременения и сервитуты;
6) своевременно уплачивать членские и иные взносы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения, налоги и платежи;
7) в течение трех лет освоить земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством;
8) соблюдать градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования (нормы, правила и нормативы);
9) участвовать в мероприятиях, проводимых таким объединением;
10) участвовать в общих собраниях членов такого объединения;
11) выполнять решения общего собрания членов такого объединения или собрания уполномоченных и решения правления такого объединения;
12) соблюдать иные установленные законами и уставом такого объединения требования.

Куда обратиться по поводу фин. проверки в СНТ-в налоговую или прокуратуру?

Добрый день. Налоговая ничего проверять не будет. Если в действиях руководства СНТ Вы усматриваете нарушение своих финансовых интересов, обращайтесь с обоснованным заявлением в прокуратуру.

Нина, согласно ст. 25 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15.04.1998 № 66-ФЗ контроль за финансово-хозяйственной деятельностью садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе за деятельностью его председателя, членов правления и правления, осуществляет ревизионная комиссия (ревизор), избранная из числа членов такого объединения общим собранием его членов в составе одного или не менее чем трёх человек на срок два года.

Если Вам трудно сформулировать вопрос - позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 505-91-11 , юрист Вам поможет

Можно ли провести независимую аудиторскую проверку в СНТ?
Кто должен иницировать эту проверку?

Любой из членов вправе.

Здравствуйте, Лариса Михайловна!
Вы имеете право провести общее собрание членов СНТ, собрать деньги на оллату работы аудиторов и заключить договор с аудиторской компанией.
У Вас в СНТ должна быть своя ревизионная комиссия, которая вправе проверить состояние финансовой дисциплины в СНТ и, в случае выявления нарушений, подать заявление в прокуратуру.
Либо сразу подать заявление в прокуратуру, она и проверку инициирует и во всем разберется.

Желаю всего хорошего)

Эти вопросы должны решаться на общем собрании членов СНТ. В У ставе СНТ должна быть прописана процедура. Для проверки прокуратурой должны быть весомые аргументы и основания.




Федерального закона ФЗ-66 от 15.04.1998 поясняет, каким образом выполняется общественный контроль за работой садоводческого сообщества или дачного товарищества.

После того как сообщество организовано, выбран председатель и , требуется также выбрать такой специальный орган, как комиссия по контролю за соблюдением законодательства . Целью создания данного отдела являются:

  • предотвращение и устранение загрязнений почвы, грунта, атмосферы и вод продуктами хозяйственной и иной деятельности участников объединения;
  • соблюдение назначенных санитарных норм и других правил пользования территорией;
  • контроль за исполнением обязательств по обеспечению пожарной безопасности, использования электроэнергии;
  • соблюдение особого режима природопользования для охраны памятников и архитектурных сооружений.

Члены комиссии работают исключительно под началом правления.

Непосредственно члены комиссии и ее председатель выбираются на общем созыве участников объединения из их же числа. Основным условием традиционно является наличие образования (средне-специального или высшего) юридической направленности либо в сфере управления, а также опыт работы в строительных или сельскохозяйственных отраслях. Также подойдет специальность в области экологии и природопользования. Стаж занятости в указанных сферах должен составлять не менее пяти лет . Стоит подчеркнуть, что данные требования сложились в рамках практики деятельности товариществ и законом к обязательному исполнению не установлены.

Допускается включение в комиссию членов правления , но с условием, что в составе одного органа не находится больше 50% участников другого. Совмещение полномочий руководителя правления и председателя комиссии не разрешается.

В том случае, когда в товариществе число участников не превышает тридцати , комиссия по контролю не избирается, а все функции выполняются уполномоченными участниками правления сообщества.

Деятельность комиссии по контролю за соблюдением законодательства садоводческого (дачного) товарищества

Комиссия избирается с определенными целями и после официальных мероприятий начинает выполнять обязанности, прописанные в уставе сообщества. Обязанности комиссии производны от закрепленных за ней полномочий, а именно:

  1. Оказание консультационных услуг для участников садоводческого или дачного товарищества.
  2. Осуществление контроля за исполнением действующих законодательных актов , включая земельный и градостроительный кодексы, а также ряд федеральных законов.
  3. Составление актов о правонарушениях и направление их для рассмотрения руководству сообщества, которое в, свою очередь, передает их в госорганы .

При определенных обстоятельствах члены общественной комиссии вправе обратиться в для получения обязательной консультации. При этом закон обязывает соответствующие ведомства рассмотреть представленные акты о нарушениях законодательства.

Ведение делопроизводства в садоводческом или дачном товариществе

Порядок ведения делопроизводства в СНТ описан в от 15.04.1998. Согласно положениям статьи, в отношении процедуры оформления общих , выдвигаются определенные требования:

  1. данный документ подписывают председатель и секретарь собрания ;
  2. акт заверяется печатью общества и передается на постоянное хранение в документацию сообщества;
  3. все сопутствующие документы – протоколы ревизоров, акты контрольного органа, подписываются председателями данных органов, а также заверяются печатью и хранятся в документации сообщества;
  4. копии подобных актов передаются для изучения участникам сообщества, административному аппарату, в региональные ведомства , силовым структурам, при наличии официального письменного запроса.

Заработная плата работников товарищества

Поскольку СНТ обладает правом на привлечение к сотрудничеству не только членов сообщества, но и других граждан, входящих в организацию, согласно действующему законодательству, с работниками должен быть заключен трудовой договор и назначена заработная плата. Следует упомянуть, что средства будут выплачиваться за счет тех денег, которые поступают в кассу товарищества в виде обязательных членских и в некоторых случаях от ведения коммерческой деятельности. Именно по этой причине, заработная плата работников сообщества не может превышать размера указанных показателей.

В процессе формирования фонда товарищества необходимо выделить часть в виде должностного оклада , а также компенсационных и стимулирующих выплат. Дело в том, что рабочий день у таких сотрудников ненормированный, и оплата должна производиться по табелю за отработанное время.

Как и все остальные группы работников, сотрудники товарищества имеют полное право на получение всех социальных льгот и выплат пособий, а также на предоставление отпуска.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Общественный контроль соблюдения законодательства представляет собой деятельность, которую осуществляет специальный орган.
  2. Членами комиссии могут быть участники сообщества, а руководит таким органом председатель. Руководитель товарищества не может быть руководителем комиссии по контролю.
  3. Делопроизводство ведется в СНТ согласно правилам, прописанным в уставе организации. Правление и члены спецкомиссий обязаны исполнять все требования законодательства к оформлению протоколов о работе предприятия.
  4. Зарплата сотрудников СНТ устанавливается в соответствии с общим порядком ее начисления и назначения с учетом объемов целевых взносов, поступивших в кассу предприятия.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по общественному контролю садоводческого (дачного) товарищества

Вопрос: Добрый день, меня зовут Виктор. Уважаемые эксперты, поясните, пожалуйста, каким образом происходит избрание контрольного органа, если у нас в объединении дачников только 25 человек? Может ли претендовать председатель правления на должность руководителя комиссии по общественному контролю? Обстоятельства таковы, что руководитель выдвинул свою кандидатуру и объявил о проведении общего собрания, а мне кажется, что подобные меры не совсем правомерны.

Ответ: Здравствуйте, Виктор. Вы абсолютно правы. В статье 26 ФЗ-66 от 15.04.1998 указано, что председатель не имеет права быть одновременно и руководителем комиссии по общественному контролю, поскольку орган должен работать независимо. Поэтому действия вашего руководителя незаконны, и он не может выдвигать свою кандидатуру на голосование.

Что касается процедуры избрания, то в вашей ситуации голосование не проводится, а комиссия назначается из членов правления, поскольку количество участников объединения меньше тридцати человек.