flamenco.ru
flamenco.ru
flamenco.ru
 

Базовые приемы игры на гитаре фламенко - Урок 3

Простейшие виды расгеадо

автор: © Сергей Каржавин
Из книги "Секреты гитары фламенко", тетрадь 1
обновлено: 13.07.2010

Изучение базовых приемов начнем с техники, практически не используемой при исполнении классического репертуара. Это расгеадо. В средние века расгеадо практиковалось повсеместно, хотя в настоящее время осталось в арсенале гитаристов фламенко и латиноамериканских музыкантов.

Термин расгеадо (rasgueado) имеет общий корень со словами rasgador (раздирающий, рвущий), rasgar (рвать), rasgo (росчерк), и пр. В андалусском диалекте есть еще один вариант названия – rasgueo, который произошел, по-видимому, в результате искажения исходного термина по следующей схеме:

rasgueado ––> rasgueao ––> rasguéo

Суть расгеадо заключается в исполнении групп аккордов ударами кончиков ногтей правой руки по струнам от 6-й струны к первой (удар «вниз») или от 1-й струны к 6-й (удар «вверх»). Строго говоря, исполнение двух и более аккордов подряд посредством удара, а не щипка, можно считать приемом расгеадо, а одиночный удар – простейшим элементом расгеадо.

Рассмотрим наиболее простой вид расгеадо, исполняемый одним указательным пальцем правой руки. Называется такой вариант – секо (seco, что буквально означает «один, без добавлений»). Для облегчения длительного и непрерывного исполнения расгеадо (т.н. rasgueado redondo – непрерывное расгеадо) большой палец правой руки кончиком опирается на 6-ю струну или на верхнюю деку около 6-й струны (чуть выше ее). Опора большого пальца фиксирует кисть руки, поэтому все удары по струнам становятся одинаковыми по характеру и силе звучания. Стартовая позиция – указательный палец «свернут» в колечко и ногтем упирается в мякоть ладони в основании большого пальца (слева начальное положение указательного пальца, а справа – конечное):

rasgueado 1 rasgueado 2
Рис. 3-3. Одиночный удар указательным пальцем по струнам

Возможен вариант, когда ноготь указательного пальца опирается на первую (иногда вторую) фалангу большого пальца (рис.3-4). Этот удар будем называть прямым. Делается этот удар внешней стороной ногтя, как будто вы щелчком или быстрым ударом сбиваете что-нибудь с 6-й струны. Обратный удар осуществляется внутренней стороной ногтя за счет быстрого возврата указательного пальца в стартовую позицию, но при этом удар происходит, как правило, не по всем струнам, а только по трем-четырем верхним струнам аккорда. Главное – начать с нужной басовой ноты при ударе вниз.

rasgueado 3 rasgueado 4
Рис. 3-4. Одиночный удар указательным пальцем по струнам
с «выщелкиванием» его от большого пальца

Различие положения и формы большого пальца на рис.3-3 и рис.3-4 объясняется как различием анатомии рук, изображенных на этих рисунках, так и индивидуальным предпочтением гитаристов.

Акцентированный удар может осуществляться указательным пальцем с одновременным движением кисти вниз, помогая указательному пальцу нанести более сильный удар за счет веса кисти руки.

Если внимательно понаблюдать за игрой гитаристов фламенко, то такая «помощь» кисти руки движению пальцев применяется очень часто. Начальное и конечное положение кисти руки при таком ударе показано на следующем рисунке:

rasgueado 5 rasgueado 6
Рис. 3-5. Одиночный удар указательным пальцем по струнам
с одновременным смещением кисти руки вниз

Примеры данного параграфа дают возможность отработать различные варианты простейшего расгеадо, на различных ритмических структурах, что дополнительно позволяет ознакомиться с некоторыми особенностями ритмов наиболее важных форм фламенко.

Для тренировки каждый пример можно повторять без перерыва сколь угодно долго, поскольку все примеры представляют собой законченное музыкальное построение. Непрерывное повторение позволяет наработать определенный «автоматизм» и подсознательное усвоение ритмики соответствующей формы фламенко.

Пример 3-1 представляет собой типичную четырехтактовую структуру солеа, именуемую льямада, и которая часто используется в сольных гитарных вариантах солеа в качестве небольших интермедий для разделения мелодических вариаций.

Обратите внимание на отчетливое исполнение акцентов – поскольку в мелодиях фламенко точное воспроизведение ритмики и особенностей акцентировки является непременным условием профессионального исполнительского стиля.

Пример 3-1. Льямада солеа

В следующей пьесе обратите внимание на аппликатуру тонического аккорда (построен на I-й ступени лада) в 9-м и 11-м тактах. Ноты си-бемоль и соль извлекаются путем добавления 4-го и 3-го пальцев левой руки к уже находящимся на грифе 1-го и 2-го пальцев.

Тьенто 1

В примерах 3-2a, b и 3-3 представлены ритмические четырехтактовые структуры двух родственных форм фламенко – алегрии и солеа.

Пример 3-2а. Алегрия

Пример 3-2b представляет собой минорный аналог предыдущего примера (последовательность и направление ударов указательным пальцем не изменилось):

Пример 3-2b. Алегрия

В примере 3-3 направление ударов указательным пальцем такое же, как и в двух предыдущих примерах.

Пример 3-3. Солеа

В примере 3-4 и в гуахире приведены ритмические структуры, основанные на переменном размере (3,/4+6/8):

Пример 3-4. Петенера

Как вы заметили, строгое чередование прямых и обратных ударов, вообще говоря, необязательно.

Обратите внимание, что в гуахире в завершающей части (с 10-го такта и до конца) имеет место кратковременное отклонение в минор, украшающее общую простую мажорную гармонию примера. В старых вариантах гуахиры минорное отклонение не использовалось, и последние четыре такта строились по схеме мажора (субдоминанта – тоника – доминанта – тоника).

Гуахира

В примере 3-5 представлена типичная интерлюдия (вставка между вариациями) формы фламенко вердиалес. Ритмическая организация тактов этого примера является наиболее распространенной в формах фламенко, в основе которых лежит танцевальный вариант фанданго.

Пример 3-5. Вердиалес

Есть еще один способ создания акцентированного удара – это одновременный удар вниз (от 6-й к 1-й струне) указательным и средним пальцами, как будто они представляют собой одно целое, а остальные удары производятся указательным (или средним) пальцем:

Пример 3-6. Сигирийя

Возможен вариант, когда удар осуществляется одновременно средним и безымянным пальцами. Выбор варианта зависит от анатомических особенностей руки. Например, лучше всего выбирать тот вариант, для которого разница в длине выбранной пары пальцев минимальна.

Приведем вариант чередования ударов щелчком указательного пальца и одновременного удара средним и безымянным пальцами:

Пример 3-7. Солеа

Общеизвестно, что аккордовые последовательности можно играть как ударом большим пальцем, так и указательным или средним. Попробовав оба способа, легко убедиться, что в быстром темпе все-таки последовательности аккордов извлекать большим пальцем труднее. По-видимому, в этом и была причина перехода в расгеадо от техники использования большого пальца к технике указательного и остальных пальцев правой руки.

В архаичной манере, например, в представленном ранее Тангильо №1, исполнялись многие композиции фламенко. Одноголосая мелодия в Тангильо №1 должна играться отчетливо и экспрессивно. Эта манера называлась ранее пунтеадо (punteado). Иногда так именовалась фальсета (развернутая мелодическая вариация), извлекаемая только большим пальцем правой руки. В силу диалектных искажений пунтеадо превратилось в пунтео (punteo). Игра одним большим пальцем иногда еще называется todo pulgar.

Происхождение приемов расгеадо очевидно и исторически доказано: они представляли собой способ музыкального ритмического аккомпанемента пению и танцу с помощью плектра.

Наиболее близким к ритмическому аккомпанементу, исполняемому плектром (его можно назвать «плектровое расгеадо»), является расгеадо, извлекаемое одним пальцем правой руки – указательным или средним. Роль плектра в данном случае несет кончик ногтя. В процессе игры кончик ногтя пальца совершает точно такие же удары по струнам, как и плектр, удерживаемый указательным и большим пальцами правой руки.

Скорее всего, в расгеадо большой палец стал использоваться раньше, чем остальные пальцы правой руки, поскольку использование ногтя большого пальца для игры на металлических струнах вполне возможно, так как этот ноготь намного крепче, чем остальные ногти правой руки.

В настоящее время использование большого пальца для аккордового сопровождения сохранилось в виде редких ударов большого пальца сверху вниз (от 6-й к 1-й струне).

Удар большого пальца снизу вверх (от 1-й струны к 6-й) сохранился в приеме, называемом альсапуа, который будет рассмотрен в Главе 8 «Комбинированные приемы игры». В последнее время обратный удар большого пальца используется в очень эффектном варианте расгеадо триольного типа, который также будет рассмотрен также в Главе 8 «Комбинированные приемы игры».

Варианты расгеадо, в которых участвует несколько пальцев правой руки, – это, несомненно, результат поисков новых выразительных средств не одного поколения гитаристов фламенко.

- – - – -

В заключение добавим, что для изучения основных музыкальных особенностей различных форм фламенко будет достаточно овладения простейшими вариантами расгеадо и техникой большого пальца пульгар. Дополнительно к этому надо уметь извлекать отдельные ноты на первых струнах указательным пальцем правой руки. Кому-то данное утверждение может показаться странным. В действительности суть фламенко кроется не столько в сложной технике, сколько правильном воспроизведении интонации, ритмической пульсации, в строгом соблюдении музыкальных канонов построения мелодий, которые вы будете постепенно осваивать по мере изучения материала.