Как отличить добро от зла, плохое от хорошего. “Христос и Антихрист”, или Как отличить добро от зла — о картине И




Добро понятие нравственности, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и даже растению. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем и радостью.




Добро и зло, как близнецы-братья, не могут существовать одно без другого. Если бы не было зла, человек никогда бы не узнал, что такое добро, и наоборот. Добро и зло – это мера, которой меряется человеческая жизнь. Про одного человека говорят – он добрый человек. А про другого – он злой. С понятием добра и зла мы начинаем знакомиться с раннего детства, когда слушаем сказки. Добро в них всегда побеждает зло, каким бы хитрым и коварным зло не было. Так мы впервые узнаем, что злым быть плохо, что вознаграждаются только добрые дела. А злые поступки всегда наказуемы. Добро всегда возвращается к человеку ответным добром. Зло, как правило, приносит ответное зло сотворившему его. Мы должны понимать, где добро и зло, и чтобы намерения были чистыми и добрыми, тогда и зла будет меньше. И тогда, действительно, добро победит зло не только в сказках. Нужно делать добро, от которого будет польза.


Мы каждый день встречаемся с тобой, Один –хороший, добрый, а другой- плохой и злой. И каждый день мы перед выбором стоим Как нам соединиться стать одним? Мы разные, как ночь и день, как свет и тьма, Мы не похожи, как лето и зима, В одном тихонько светит радость, и искриться смех, В другом вскипает ярость, превращаясь в грех. И целым нам не стать, хоть мы одно Как целым не стают волны верхушка и илистое дно И иногда друг перед другом мы стоя Тихонько шепчем - я ведь ты, а ты ведь я.


Пословицы о добре и зле В кривом глазу и прямое криво. Взял с сердцем, так и ешь с перцем. Во зле жить - по миру ходить. Гнев - человеческое, а злопамятство - диавольское. Доброе дело и в воде не тает Доброму добрая память. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый. Злой не верит, что есть добрые люди. Ласково слово многих прельщает.


Вовсе необязательно быть волшебником, чтобы творить чудеса. Простые человеческие добрые дела окажутся настоящим чудом для кого-то. Помогая окружающим, мы не только их делаем счастливее, но делаем хорошо и себе, обретая подлинный смысл жизни. Осознание того, что мы подарили кому-то частицу тепла, согревает сердце и наполняет гордостью душу. Каждое доброе дело несет в этот мир положительную энергию, которая рано или поздно как бумеранг возвращается к нам.




Лишь добро одно бессмертно, Зло подолгу не живет! (Шота Руставели) Правила доброты 1. Будь отзывчив и внимателен к людям. 2. Помогай другим сам, а не жди, когда тебя попросят об этом. 3. Люби людей знакомых и незнакомых. 4. Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям. 5. Делай добро для людей. 6. Не завидуй. 7. Не груби. 8. Не вредничай.



Пара видов нравственности. Восстановление целостности законов

В этой статье хочу осветить тему различения Добра и зла, а также нравственности, какая она бывает, как она влияет на все сферы жизни, в том числе на качество наших юридических законов. Для начала мысли известных людей на эту тему:

«Вообще, нет ничего более важного в обществе, чем морально-нравственные принципы, на которых оно основано. Ничего. Всё остальное вторично». Президент России В. Путин. Селигер-2012

«Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных длячеловечества…« Пушкин А.С. «Русская изба»

«Нравственное чувство, как и талант, дается не всякому. Мысли, как и действия, разделяются на преступные и на неподлежащие никакой ответственности… Требовать от всех произведений словесности изящества или нравственной цели было бы...

0 0

Добро и зло в отношениях. Как отличить доброту от зла?

Добро и зло не разделимы

В отношениях людей, добро и зло, как стороны одного листочка, как две ипостаси отношений: живут ТОЛЬКО вместе.

Разделить их - это значит потерять их или породить монстра: добро в чистом виде, про которое говорят, что им (благими намерениями) выстлана дорога в ад. Или абсолютное зло - когда бал правит уже не человек, а зверь, которому чуждо всё человеческое.

Почему добро и зло не разделимы? А, закон един: не бывает в этом мире НИЧЕГО, чтобы существовало в чистом виде, как некий абсолют самого себя: ибо, только наличие изменений, развитие, перемещение в пространстве-времени обеспечивает существование.

А оно невозможно без наличия в самой вещи или явлении двух своих антагонизмов, которые, постоянно сталкиваясь друг с другом (борясь, воюя), и проявляют их в том или ином облике (свойствах).

К тому же,...

0 0

Добро и зло – категории не только философские, но и жизненные. Ежедневно, мы оперируем выражениями «добрый человек», «злой умысел», «добрый поступок» или «злой характер».

Добро и зло – это диаметрально противоположные понятия, антонимы. Но вместе с тем они не могут существовать друг без друга, как день и ночь.

Добро – это нечто созидательное, светлое, искреннее, дарящее радость и успокоение. Добрые поступки и мысли приносят счастье не только другим людям, но и самому источнику добра. Добрый человек излучает позитивную энергетику, которая буквально притягивает окружающих. Добро несовместимо с ложью, предательством и хитростью. Оно не имеет двойных стандартов, не стремится к уверткам. Добрый поступок или мысль идет из глубины души, не просчитывая заранее какие-то выгоды и последствия.

Зло – это всегда разрушение, крах, негатив. Человек не всегда это осознает это, но зло разрушает прежде всего самого носителя, его душу. Злые люди тоже могут иметь сильную энергетику, но...

0 0

…Сейчас уже и не вспомню, где я первый раз прочел фразу «Если уж бороться, то за добро, а не против зла» . По-моему, у Лууле Виилмы… «А в чем разница?» , - подумал я в том момент. И зацепило…

…Энергия дана человеку для созидания, иначе бы он не был «по образу и подобию» . Чем больше человек творит, тем больше энергии ему дается. Как только человек начинает разрушать – энергия начинает отниматься… С этой точки зрения призыв коммунистов «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем… » был изначально не верен. Энергия для того, что бы «новый мир построить» вся была потрачена на разрушение старого…

Любая причина вызывающая наше недовольство – это великолепный призыв к действию. Вам не нравится работа дворника, потому что грязный двор? Замечательно, выйдите на улицу, возьмите метлу и начните мести. Этим поступком вы шокируете ЖЭК, пристыдите дворника, поработаете над чувством собственной важности, а главное, сделаете двор чище. Если вы не хотите мести двор сами – наймите...

0 0

Уважаемый Олег,

Мудрецы в трактате Бава Мециа (83) так толкуют стих в книге Тэилим (104, 20): «Ты простираешь тьму - и наступает ночь» - «это наш мир, который подобен ночи».

Рамхаль (рабби Моше-Хаим Луцатто) в своей знаменитой книге Мэсилат Йешарим (часть 3) пишет: «И осознай, насколько чудесно это высказывание для того, кто поймёт его глубоко. Ведь ночная тьма обманывает человеческий глаз двумя способами: или затмевает его так, что он совсем не видит, что перед ним, или обманывает его так, что столб кажется ему человеком, а человек - столбом. Так же материальность и вещественность этого мира - ночная тьма для взора разума, которая обманывает его двумя путями: во-первых, не даёт ему видеть препятствий на путях этого мира, и находятся глупцы, которые ступают уверенно, и падают, и погибают, не успев испугаться… А во-вторых - и второй обман страшнее первого - искажает зрение так, что зло представляется добром, а добро злом, и из-за этого люди укрепляются в своих дурных...

0 0

КАК ОТЛИЧИТЬ ДОБРО ОТ ЗЛА?

Одна исключительно человеческая особенность заключается в способности человека задумываться над тем, что нам следует делать, а что нет. Если голодный пес заметит на столе кусок мяса, он вряд ли станет размышлять над тем, съесть его или нет. Однако человек в отличии от животных может оценить свое какое – то решение с точки зрения нравственности. Как поступит в том или ином случае каждый конкретный человек будет зависеть от того, по каким этическим принципам он живет.

Долгое время этические принципы, по которым жили люди, как правило, диктовались религией. Слово Бога, Библия, пользовалось авторитетом во многих странах. Однако все больше людей во всем мире считают религиозные нормы непрактичными, а библейскую мораль устаревшей. Что определяет жизнь людей сегодня? Влияние, которым изначально обладала религия, сегодня принадлежит нерелигиозной мудрости. Вместо того чтобы обращаться за руководством к религиозным источникам, многие ищут его у светских...

0 0

"Свинья под дубом". Крылов.

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

"Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".
"Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".

"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут".
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Думаю, не дойдёт до кое-кого......

0 0

Данные размышления возникли после прочтения работ участников конкурса Твори добро другим во благо, в котором я решила принять участие. Особенно меня задела одна работа под названием Твори добро на всей земле...а надо ли?, где автор рассказывает о своем, по все видимости, довольно непростом детстве. Если я правильно поняла, автор до сих пор переживает из-за всего того "добра", которое она делала на протяжении своей жизни людям, получив в ответ полную неблагодарность. Статья выглядит как крик души, и упрек к людям. Но мой вопрос к автору может звучать неожиданно: "А с чего Вы взяли, что Вы творили Добро?"

Есть очень неплохой фильм с Кевином Спейси "Планета Ка Пэкс" (очень рекомендую посмотреть всем, кто еще не видел!), где главный герой - инопланетянин, прибывший на Землю с целью узнать о ней больше, рассказывает психиатру психиатрической клиники, куда он естественно попал:) о том, что на его планете нет ни суда, ни наказания за преступления. И удивленный психотерапевт спрашивает:...

0 0

Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника в Богородице-Рождественском монастыре в Москве.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестная матушка Викторина! Дорогие отцы, братия и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с четвертым воскресеньем Великого поста, посвященным памяти святого преподобного Иоанна Лествичника. Радуюсь, что в этот день мы совершили Божественную литургию в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре города Москвы, и во время этой Литургии две хиротонии - во епископа и во иерея.

Евангельское чтение, которое надлежит прочитывать за Литургией в четвертое воскресенье Великого поста, содержит в себе повествование об исцелении бесноватого (Мк. 9:17-31). С одной стороны, повествование радостное, потому что все заканчивается исцелением. Но, с другой стороны, повествование драматическое - о том, как отец, несчастный отец, убитый горем, ибо...

0 0

10

Есть два критерия добра и зла.

1) Закон греха в плоти видит во зле ближнему добро себе, и в воздаянии за оное - зло себе.

2) Закон Божий видит в добре ближнему добро себе, и в воздяянии за грех - научение себя мирному плоду праведности.

Плоть же, бывает, понимает и то и это, но приоритетом имеет первое. Почему? Первое - энергетически более выйгрышное, несмотря проблемы с совестью. Не потому ли по Божьему закону укравший должен своим трудом вернуть в четыре раза больше, а испортивший за "один разик" девушку должен жениться на ней, то есть понести бремя её ежедневного содержания и долготерпения всю жизнь. И

Чис.14:34 по числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, [что значит] быть оставленным Мною.

Волю Божью, согласитесь, легче не исполнить, даже когда Бог являет перед очами блага Своего благословения; потому и наказание много больше. Чтоб не повадно было и чтобы плоть не...

0 0

11

Сколько у тебя имен?
- Не больше, чем нужно, чтобы жить свободно.

20 ноября 2004 года увидело свет новое творение Хаяо Миядзаки, одного из самых известных и уважаемых режиссеров в истории анимации – полнометражный аниме-фильм «Howl"s Moving Castle», или в неофициальном переводе на русский язык «Шагающий замок Хаула».

В оригинале название аниме можно прочесть примерно так: «Хауро но угоку сиро» – дословный перевод японского письма «Движущийся замок Хаула». Первое слово названия записано катаканой (один из двух японских алфавитов). Очень интересен перевод – это английское слово «Howl», которое произносится как «Хаул» и переводится как «рев, крик, стон, свист». В фильме Хаул – имя хозяина замка.

В аниме Миядзаки все, начиная с названия и заканчивая заключительной песней, которая, кстати сказать, написана Сюнтаро Танигавой, очень символично, цельно и продуманно, нет ни одной лишней детали, ни одной реплики героев, которая не несла бы определенный...

0 0

Чем различаются нравственность и человеческое сочувствие, могут ли добро и зло быть объективными без Бога.

Нравственность и сочувствие — не одно и то же

Как-то я прочитал атеистический демотиватор: «Разве для того, чтобы отличать добро от зла, нужна религия? Разве не хватит обычной человеческой эмпатии?» В той или иной форме я вижу этот довод довольно часто, и его стоит рассмотреть.

Эмпатия — это в данном случае просто наукообразное название сочувствия. Нормальные люди склонны сопереживать бедам ближних, приходить к ним на помощь или хотя бы воздерживаться от нанесения вреда, в общем, говоря религиозным языком, проявлять любовь к ближнему. Разве этого простого человеческого переживания недостаточно?

Что же, тут есть, по крайней мере, три проблемы. Относительно меньшая состоит в том, что сочувствие и нравственность — не одно и то же. Сочувствие — это про то, что вы переживаете (или не переживаете). Нравственность — это про то, что вы должны, совершенно независимо от ваших переживаний.

Я, например, обязан воздерживаться от кражи, совершенно независимо от того, вызывает у меня собственник сочувствие или нет. Может быть, он — распущенный барчук, который привык швыряться деньгами, и вообще в высшей степени отвратный тип, который не вызывает у меня ничего, кроме неприязни и раздражения. Но мне нельзя вытащить у него бумажник — вот нельзя, и все, совершенно независимо от того, какие чувства он у меня вызывает.

Государство, как огромный безличный механизм, вообще неспособно вызывать эмпатию — но и у государства красть нельзя.

Хуже того, наша эмпатия носит высоко избирательный характер. Это неизбежно — мы не можем реагировать на горести всех людей одинаково, особенно когда интернет и социальные сети обрушивают на нас потоки людских бедствий.

Мы охотно сочувствуем людям, на место которых мы легко можем себя поставить, тем, в ком мы видим «одних из нас», но несчастья чужаков трогают нас гораздо меньше. Во время сетевых споров о политике можно видеть, как жертвы преступлений противной стороны вызывают самую бурную эмпатию — в то время как жертвы преступлений друзей и союзников остаются незамеченными. Более того, эмпатия активно используется для разогрева ненависти и агрессии, которая превращается из чего-то неодобряемого в хорошее и даже священное — ведь убивать врагов надо из глубокого и искреннего сочувствия к их жертвам.

Эмпатия к «своим» вообще один из мощных катализаторов ненависти к чужакам. «В бой, в бой за народ свой!» — как кричали балканские националисты во время последней резни в этом регионе. Эмпатия может, напротив, полностью отключить вашу способность отличать добро от зла.

Надо отметить и то, что эмпатия вторична по отношению к нашим действиям. У Льва Толстого в рассказе «После бала» есть такая фраза: «Николай I очень много зла сделал полякам, поэтому ему надо было быть уверенным, что все поляки — негодяи». Когда мы поступаем с кем-то несправедливо, мы склонны испытывать к нему злобные чувства — ведь нам надо быть уверенными, что мы правы. Когда, напротив, мы поступаем с другими справедливо и человеколюбиво, мы склонны испытывать к ним сочувствие. Не воля следует за эмоциями, а наоборот, эмоции за волей.

Это, конечно, не значит, что эмпатия — это плохо. Эмпатия может помогать нам поступать нравственно, давать эмоциональную подпитку морально правильным решениям. Но ее недостаточно. Она может укрепить вас в желании соблюсти заповедь «не укради», потому что вы можете поставить себя на место жертвы кражи. Но перед этим у вас должно быть достаточно доброй воли по отношению к этому человеку — и по отношению к заповеди.

Люди думают очень по-разному

Вторая — и более существенная — проблема с этим тезисом состоит в предположении, которое он делает по умолчанию. Он исходит из того, что, во-первых, добро и зло существуют и, во-вторых, человек может и должен их различать.

Но во вселенной без Бога никакого объективного добра и зла, как и никакой объективной обязанности их различать, не существует. Как сказал известный атеист Ричард Докинз, «во вселенной нет ни добра, ни зла, ни цели, ни замысла, ничего, кроме слепого и безжалостного безразличия». В мире без Бога все наши моральные убеждения — просто результат социобиологической эволюции.

В этой картине мира совесть — это, как метко заметил великий немецкий мыслитель Фридрих Ницше, «голос стада», это не моральный компас, указывающий, хотя бы и несовершенно, на истинный моральный полюс, а просто вбитые нам в голову социумом требования. Никакого «истинного морального полюса» в мире без Бога не существует.

Да, вас мама и папа учили не воровать. А индусу с детства вбили в голову, что нельзя есть говядину. А еще кому-то внушили, что если на девушку пало подозрение в блуде, ее родственники-мужчины должны ее убить, чтобы снять позор с семьи.

Если вам кажутся дурацкими или возмутительными требования других социумов, то какие у вас основания всерьез принимать требования вашего?

Ведь во вселенной без Бога вообще невозможно поставить вопрос «кто прав», потому что в ней нет никаких моральных судей, кроме людей, а люди думают очень по-разному.

А эмпатия в такой картине мира никакого добра и зла не различает — потому что и различать нечего.

Что желают сказать американские атеисты

Третья проблема связана с тем переживанием, которое, не для всех очевидно, но стоит за этим демотиватором. Дело в том, что он переводной — наши атеисты охотно переводят с английского, а американские атеисты сталкиваются с одной специфической проблемой. Им не доверяют и подозревают в личной аморальности.

Как правило, безосновательно — типичный американский атеист — это богатый, образованный, прекрасно социально адаптированный белый мужчина — на что уже обратили внимание адепты политкорректности, потребовав продвигать на лидирующие позиции в атеистическом движении больше представителей меньшинств.

Но, так или иначе, это обычно благополучный законопослушный гражданин, который кошельков не ворует.

Американские атеисты желают подчеркнуть, что они и без веры в Бога могут быть добрыми гражданами и хорошими соседями. И это правда — и у нас в стране это не нужно и подчеркивать.

Конечно, атеист может быть нравственным, одобряемым человеком по меркам своего социума. Но это возвращает нас к вопросу — есть ли еще какая-то правота, кроме правоты общества?

Кто тут прав?

Советский чекист, ради светлого будущего расстреливающий контру и шпионов, или японский камикадзе, отправляющийся в самоубийственный вылет ради Японии и императора, могут вызывать у своих товарищей искреннее одобрение и восхищение. Но из-за пределов их сообществ их вряд ли одобрят.

Или возьмем современный пример — известный мыслитель Питер Сингер считает, что младенцев (в том числе здоровых) можно убивать, потому что у них еще отсутствует автономность, рациональность и самосознание. При этом сторонники Сингера считают его человеком чрезвычайно большой эмпатии — он строгий вегетарианец и борец за права животных, глубоко удрученный жестокими условиями содержания на свинофермах.

Многие другие (включая атеистов) не разделяют его мнения. Кто тут прав? Это не только вопрос, на который в атеистической вселенной нельзя ответить — его нельзя даже поставить.

Осмысленный разговор о добре и зле, и о том, как мы опознаем добро и зло — при помощи эмпатии или как-то иначе, эмпатии в сочетании с чем-то еще — возможен только после того, как мы признаем, что во вселенной есть и добро, и зло, и цель, и замысел, что она каким-то образом небезразлична к нашему поведению.

А это будет означать недвусмысленно религиозную точку зрения — и нам останется только задуматься над тем, как надмирное добро проявило Себя в нашем мире.

Тема борьбы добра со злом не теряет своей остроты уже много столетий. Без этой идеи не обходится ни один мало-мальски интересный сюжет книги или фильма.

Однако помимо захватывающих историй на экране и в нашем воображении противостояние добра и зла происходит в жизни каждый день. Дома и на улице, в новостях и в нашем выборе, как поступить.

Что такое добро и зло? Почему они борются друг с другом и как отличать добро от зла?

«Винегрет» из добра и зла

Понятия добра и зла впитываются нами еще в нежном возрасте. И, чаще всего, источником познания реалий жизни являются сказки (конечно же, помимо маминого «можно» и «нельзя» в придачу с ремнем).

Предположим, со сказками все понятно: прекрасная принцесса олицетворяет собой добро, а колдунья-мачеха – зло. Как известно, добро должно победить, иначе это будет уже страшилка.

Когда мы взрослеем, мы вдруг обнаруживаем, что мир не так прост. В нем нет четкого разделения на хорошее и плохое. Напротив, все как будто смешано в один «винегрет».

Ребенку бывает сложно разобраться, что такое добро и зло. Мама отшлепала за какой-нибудь проступок – нам больно, следовательно, мама – плохая. Дядя на улице дал конфетку и позвал посмотреть на котенка – он хороший. Все логично!

К большому счастью практически все нормальные дети опасаются посторонних и любят маму, что существенно упрощает решение проблем. Но факт остается фактом: не все то золото, что блестит. А где там, в винегрете жизни, золото – еще стоит подумать. Но обо всем по порядку.

Откуда взялось добро и зло

Древняя христианская традиция утверждает, что на небе всегда существовал Бог, Который с любовью творил миры, ангелов и живых существ. Один из Его приближенных, прекрасный херувим Люцифер однажды позавидовал Богу и решил поднять на небе восстание.

Он долгое время уговаривал других ангелов поддержать его, сеял в них сомнение по поводу справедливости Божьего правления и правильности Его законов. Ему удалось перевести на свою сторону третью часть Божьих слуг.

В конце концов, восстание произошло, однако оно окончилось поражением Люцифера. Теперь он не мог больше находиться в резиденции Бога, и ему пришлось искать себе пристанище на краю вселенной.

Земля как раз попалась ему на пути, хотя там и жили недавно появившиеся люди. Божьему противнику или Дьяволу, как его теперь стали называть, осталось только склонить их на свою сторону. Именно тогда он явился Еве с предложением отведать запретный плод, потому что повеления Бога, по его словам, не являются разумными и не имеют никакого смысла.

Ева, обольстившись его речами и еще не зная, как отличить добро от зла, съела плод, объявив тем самым на всю Вселенную о том, что перешла на сторону Зла.

Бог же был весьма опечален тем, что произошло, поскольку Он знал, к чему приведет людское своеволие. Но Он все равно решил бороться за людей, чтобы спасти их.

Считается, что именно так наша земля стала полигоном борьбы добра со злом. Теперь каждый человек выбирает для себя добро и зло в совокупности с выбором своего места на стороне Бога или Дьявола.

Как же в такой неразберихе понять, что такое добро и зло?

Способы отделения добра от зла

Не заморачиваться

Есть люди, которые, видимо, наевшись жизненного «винегрета», говорят, что добра и зла не существует. Это, всего лишь, субъективные понятия. Как определить для себя, что хорошо и что плохо. То, что хорошо для меня, может быть плохим для вас.

Мне можно сало и жир, потому что я – спортсмен, а вам оно пойдет во вред, раз у вас ожирение. Убивать добропорядочного гражданина – зло, а уничтожать боевика – добро! Врать плохо, но не говорить маме правду, заботясь об ее здоровье – хорошо.

Все в мире относительно и может оцениваться только с точки зрения эффективности. То есть хорошо то, что приносит результат.

Послушать их, да они правы!

Интересно, что скажут такие люди, если стащить у них кошелек, «наврать» им в три короба или даже подставить к виску пистолет? Согласитесь – весьма быстрые и эффективные методы решения проблем. Однако маловероятно, что эти люди решат, будто бы с ними случилось что-то хорошее! Точно так же мало кто думает, что, к примеру, болезнь или даже смерть близкого человека является чем-то добрым.

В трудные моменты нашей жизни мы задумываемся о понятиях добра и зла, их происхождении и вечной борьбе добра со злом.

Совесть

Первое, на что мы обращаем наше внимание, когда стоим на перепутье в раздумьях о правильном пути, это наша совесть. Именно она подсказывает нам, что хорошо и что плохо. Хотел обмануть начальство, а где-то в глубине души червячок шевелится: нельзя лгать! И от этого даже настроение портится! Откуда в нас что берется?

Возможно – мы хорошо воспитаны, а возможно, это заложено в нас природой. Но в глубине души все мы, даже те, кому с воспитанием не повезло, знаем, что красть, убивать, лгать – плохо. А что мы с противостоянием добра и зла в своей душе делаем – уже другой вопрос. Внутреннего червячка всегда можно засадить в темный уголок души и сунуть кляп ему в рот.

Согласитесь, есть и такие люди, для которых, к примеру, понятие лжи и правды вообще не существует. Они что хотят, то и говорят, и ничего у них внутри не шевелится. Так что совесть не является абсолютно надежным источником понимания добра или зла.

Мудрость веков и нормы права

Мы бы не знали, что делать с такой жизненной неразберихой, если бы нам на помощь не пришла мудрость предков. Сократ, Цицерон, Толстой, наша бабушка в придачу – нам досталось в понимании добра или зла.

Правда современная молодежь, перенимая эстафету у своих родителей, часто ни во что не ставит мнение предков. А как же – гораздо интереснее учиться на собственных ошибках и вновь изобретать велосипед, решая, что хорошо и что плохо! В таком случае совесть, может, подскажет чего, а может и благоразумно промолчит.

Как раз для таких людей правовые системы постарались на славу: рядом с законами и правилами жизни поставили сразу и угрозу наказания, чтоб мы, ненароком, ничего не перепутали.

Что ни говори, это может быть достаточно эффективным методом познания добра и зла, хотя нормы права и не открывают глубинную сущность и последствия нашего выбора, в отличие от следующего пункта нашей статьи.

Божии заповеди

Многие христиане верят, что у истоков всего стоит Бог, и, поскольку Он творил наш мир, именно Ему известно, что такое добро и зло в нашей жизни. К тому же, Своими законами Он упорядочил все структуры Вселенной: движение звезд и планет, законы притяжения, смены времен года, дня и ночи. Наша жизнь так же подчиняется этим законам природы. Почему бы нам не следовать еще и нравственным заповедям, отголосок которых закреплен в нашей совести?

В Библии в книге Исход 20 главе , которые Бог дал много веков назад: они отражают правильное отношение людей к Самому Богу:
  • Бог только Один,
  • Нельзя делать Его изображения,
  • Нельзя говорить всуе Его имя,
  • Нужно почитать 7й день недели субботу.

Так же заповеди регламентируют и отношения людей друг с другом: нужно уважать родителей, нельзя убивать, изменять, лгать, завидовать и желать чужого.

Многие из этих принципов нам известны, и мы понимаем, что они верны, и с их помощью можно определить, что хорошо и что плохо в нашей жизни. Осталось дело за малым – исполнять то, что нам заповедано. Конечно же, это весьма непросто, однако иначе и не было бы противостояния добра и зла.

Что с нами будет, если мы изберем зло?

Человек сам выбирает для себя добро и зло. На первый взгляд – ничего страшного не произойдет, если мы станем чуть хуже, и такими живут на земле. Однако Бог не зря предостерегает нас от злых путей – зло никого еще не сделало счастливым, включая самого Злого гения — Дьявола.

Именно поэтому он и хочет обмануть и погубить как можно больше людей. между добром и злом. В Библии написано: он ходит для того, чтобы украсть, убить и погубить. Не слишком хорошая перспектива для нас, не правда ли?

Несмотря на это, Библия и христианская традиция учит, что зло будет уничтожено, в конце концов. Вместе с ним исчезнут и все, кто сделал зло частью своей жизни.

Какой у нас выход? Только верить, что добро всегда победит зло, и самим остерегаться зла и делать добро в нашей жизни.

Как же отличить добро от зла?

  • Слушайте свое сердце, но не забывайте, что себя можно легко обмануть;
  • Будьте внимательны к советам мудрых и опытных людей, возможно, они правы;
  • Исходите из позиции высшего и долгосрочного блага: если ваш поступок принесет в дальнейшем максимальную пользу всем, кто вас окружает, он хорош, а если же он поможет только здесь и сейчас, либо — только вам – наверняка, это зло;
  • Помните, что согласно круговороту вещества в природе, все будет возвращаться к вам бумерангом;
  • Любите окружающих вас и думайте о них, как и о себе – это предотвратит многие нехорошие поступки;
  • Верьте, что Бог посылает в вашу жизнь то, что вам необходимо, просите Его о мудрости понимания добра и зла;
  • Учитесь жить по Божиим законам природы и нравственности;
  • Верьте, что добро всегда побеждает зло.

Мы желаем вам счастья и благополучия в вашей жизни. В выборе между добром и злом, всегда становитесь на светлую сторону, и не ошибитесь, отличая добро от зла.

Вопрос :

Уважаемый рав!

Я думаю, что в жизни надо стремиться к добру и удаляться от зла. Идти к своим целям дорогой добра, а не зла. Но в круговерти ежедневных поступков, дел и решений зачастую не хватает времени или понимания оценить, каким будет твой поступок - добрым или злым.

Есть ли какой-нибудь простой и быстрый способ или алгоритм, чтобы за несколько минут оценить ситуацию и понять - как в данном случае пойти дорогой добра. Как можно быстро отличить добро от зла?

Ответ :

Наш мир подобен ночи

Мудрецы в трактате Бава Мециа (83) так толкуют стих в книге Тэилим (104, 20): «Ты простираешь тьму - и наступает ночь» - «это наш мир, который подобен ночи».

Рамхаль (рабби Моше-Хаим Луцатто) в своей знаменитой книге «Мэсилат Йешарим» (часть 3) пишет: «И осознай, насколько чудесно это высказывание для того, кто поймёт его глубоко. Ведь ночная тьма обманывает человеческий глаз двумя способами: или затмевает его так, что он совсем не видит, что перед ним, или обманывает его так, что столб кажется ему человеком, а человек - столбом. Так же материальность и вещественность этого мира - ночная тьма для взора разума, которая обманывает его двумя путями: во-первых, не даёт ему видеть препятствий на путях этого мира, и находятся глупцы, которые ступают уверенно, и падают, и погибают, не успев испугаться… А во-вторых - и второй обман страшнее первого - искажает зрение так, что зло представляется добром, а добро злом, и из-за этого люди укрепляются в своих дурных делах и не оставляют их. [В первом случае] они просто не видят зла, [во втором же] “видят” веские доказательства “верности” своих ложных воззрений и выводов, и это великое зло, которое окутывает их и приводит к смерти».

Поскольку йецер а-ра ослепляет человека, размышления о том, где верный путь, а где - неверный, с одной стороны, очень важная работа, а с другой, - очень трудная. Человеку практически невозможно в момент совершения действия понять, хорошо это действие или дурно - ведь в этот момент у него нет ни времени, ни спокойствия ума, необходимых для таких размышлений.

Как уберечься от ошибок?

Тому, кто хочет уберечься от ошибок, следует последовать совету Рамхаля (там же), который пишет: «Человеку необходимо - в любое время и в специально отведённое время уединения - вдумываться, какой путь является истинным по Закону Торы, каким путём ему нужно идти. А затем размышлять о своих действиях - соответствуют они этому пути или нет. Поступая так, он сможет легко очиститься от всякого зла и выпрямить свои пути».

Конечно, следовать этому совету непросто. Но это единственный способ для того, кто хочет идти прямым путём, здесь нет, и не может быть какого-то простого алгоритма.

Некая индикация

Хотя простой формулы, с помощью которой можно было бы, находясь в той или иной ситуации, не существует, точно определить, какие действия стоит делать, а какие – нет, всё же даёт нам некую «индикацию».

В комментарии к книге Рут он пишет (1, 18): «Тот, кому представилась возможность совершить заповедь, и он хочет распознать, не исходит ли это от дурного стремления, пусть проверит, как во время совершения заповеди ведут себя органы его тела. Если они в это время движутся проворно и «играючи», по-видимому, дело происходит по совету дурного стремления. Потому что как может быть, чтобы органы тела - тяжёлые, созданные из праха, природа которых - идти за своими телесными вожделениями, опускаться как можно ниже, как положено праху - начали действовать с охотой? Это не что иное, как совет дурного стремления, желающего позже взять над ними власть. А если внутреннее стремление человека - приблизиться к своему Создателю, совершая мицвот, органы его тела будут тяжелы и ленивы. Тогда видно, что это соответствует природе: дурное стремление влияет на органы тела, желая удержать их от совершения заповеди».