flamenco.ru
flamenco.ru
flamenco.ru

Биографии гитаристов по городам Испании - Часть I

Кадис

автор: © Сергей Каржавин
Из книги "Секреты гитары фламенко", тетрадь 1
обновлено: 15.07.2010

Каждый этап истории гитары фламенко создавался конкретными людьми. Всех упомянуть практически невозможно, поэтому отметим только наиболее выдающихся мастеров, которые внесли значительный вклад в развитие искусства фламенко. Конечно, предлагаемый перечень исполнителей в определенной степени субъективен, тем не менее, он дает достаточно правильную картину артистической среды, благодаря которой фламенко стало одной из жемчужин мирового искусства.

Одним из самых значительных городов Андалусии в истории фламенко является портовый город Кадис на южной окраине атлантического побережья Испании, и особенно, его цыганский квартал Сан-Фернандо (San Fernando). Наиболее ранним из известных профессиональных гитаристов фламенко стал знаменитый Маэстро Патиньо.

Cadiz
photo: © vicbuster

PATIÑO, José (1829-1902). Хосе Патиньо или, как его еще уважительно называли, Маэстро Патиньо. Цыган. Вся его артистическая карьера по времени совпала с «золотой эпохой», более того, он был одним из ее создателей. В период с 1850 по 1860 г. он работал в кадисском кафе Los Caganchos. После его закрытия он посвятил себя преподаванию. Патиньо всю свою жизнь оставался убежденным противником сольного исполнения мелодий фламенко, хотя славился прекрасной сольной игрой интермедий в перерывах вокальной партии. Особо следует отметить блестящее исполнение пассажей левой рукой. По иронии судьбы его лучший ученик Пако эль Барберо первым стал исполнять сольные гитарные композиции в коммерческих целях, а не как сиюминутный каприз. Патиньо периодически выступал в 1860-1870 годах в Teatro Principal в Хересе вместе c Пако эль Барберо.

SÁNCHEZ GÓMEZ, Francisco (псевд. Paco el Barbero) (1840-1910). Франсиско Санчес Гомес (Пако эль Барберо, т.е., Пако-парикмахер). Его можно по праву назвать основателем сольного гитарного фламенко. Свои сольные номера он создавал, соединяя вместе мелодические интермедии – фальсеты, которые обычно играются между куплетами. Эти мелодические вариации он разделял короткими ритмическими вставками, исполняемыми приемами расгеадо. Фактически, он первым изобрел основные принципы сольных гитарных композиций, которые до него никто не делал. Ряд своих вариаций он сочинил на основе подражания вокалу. Вместе с тем, Пако был прекрасным аккомпаниатором. Своей игрой он заработал достаточно денег, чтобы открыть собственное кафе в Севилье. Знаменитый впоследствии Хавьер Молина был одним из учеников Пако, от которого он перенял методы формирования сольных гитарных пьес.

GANDULLA GÓMEZ, Juan (псевд. Habichuela) (1865-1935). Хуан Гандулья Гомес (Абичуэла, т.е., фасолина). Цыган. Прославился своими сольными вариациями на темы гранадины (granadina).

Современником Патиньо и Пако эль Барберо был еще один гитарист, танцор и певец Пакирри аль Гуанте (Paquirri al GUANTÉ), перчаточник по профессии, оставшийся в истории фламенко как изобретатель сехильи.

В Кадисе также работали два очень сильных ученика Патиньо – это Абичуэла и Хосе Капинетти (José CAPINETTI RODRÍGUEZ, 1883-1950).