flamenco.ru
flamenco.ru
flamenco.ru

Хоакин Кортес и Цыганская Страсть

автор: © Flamenco.ru
обновлено: 10.06.2010

Joaquin Cortes
photo: © Roberto Santorini
Хоакин Кортес – это первое имя, которое вам назовут, если вы спросите о современном балете фламенко. Этот молодой и талантливый артист сейчас является самой популярной и обсуждаемой личностью в танцевальном мире Испании. Ему было всего 26 лет, когда его постановка “Цыганская страсть” покорила Европу и Америку и принесла ему титул “принца современного фламенко”.

Хоакин Кортес всегда ставил себе сложные задачи, и всегда добивался поставленной цели. “Что может быть лучшим для танцора? Попасть в Национальный балет Испании. Я этого добился. Что может быть самым лучшим? Стать солистом Национального балета Испании. И я стал.” Кортес вошел в труппу Национального балета в пятнадцать лет и очень скоро достиг ранга сольного артиста. Но этого ему тоже оказалось мало. Покинув Национальный балет и некоторое время гастролируя с другими труппами в качестве приглашенного артиста, он создал собственный балет, “Балет Фламенко Хоакина Кортеса”. Он набрал собственную труппу из молодых артистов и пригласил музыкантов для сопровождения шоу. Его первая постановка “Cibayi” с успехом прошла в Испании и за рубежом, а вторая, “Pasion Gitana” (“Цыганская страсть”), окончательно покорила Америку и Европу, утвердив за Хоакином титул самого популярного и любимого испанского артиста. Дебют состоялся в 1995 году, но и сейчас видеокассеты с этим шоу нарасхват в магазинах.

Как любой творческий человек, Кортес берет уже существующие вещи и переделывает их по-своему. Многие пуристы фламенко обвиняют его в уходе от традиционных форм, но никто не станет спорить, что его новаторский подход возвел фламенко в ранг высокого искусства, открыв его для многомиллионной аудитории. Смесь современного и классического танца, высочайший профессионализм и страсть исполнения производит на зрителей неизгладимое впечатление и создает шоу, по накалу эмоций не уступающие выступлениям современных рок- и поп- звезд.

Однако, Кортес не считает, что нарушает какие-то правила, смешивая фламенко с современным балетом. “Я танцую так, как я это чувствую, и так, как мне подсказывает мое ощущение чистоты стиля”. Он не принимает никаких обвинений в уходе от клише традиционного фламенко. “Я испанский цыган. Моя родина Испания, но по крови я цыган.” Это означает, что даже когда Кортес занимался классическим балетом, фламенко всегда оставалось в его душе. “Фламенко пришло от цыган”, – говорит Кортес, и раз оно пришло от цыган, он чувствует себя вовлеченным в превращение народного танца в интернациональное искусство, и объединение балета с традициями фламенко кажется ему естественным.

Немало людей, с предубеждением относившихся в фламенко, было покорено зрелищностью и силой “Цыганской страсти”. Таким фламенко еще не видели: по-прежнему первозданное, по-прежнему “дикое”, оно оказалось на совершенно новом уровне благодаря смелому и даже дерзкому подходу к традиционному жанру. Если фламенко это чувственность и эмоции (а это так и есть), то Кортеса можно без сомнения назвать его посланником в современном мире.

Репетиции труппы проходят в арендованной студии в Мадридском районе Лавапьес. Здесь рождаются новые сцены и оттачивается мастерство. Кортес отражается в огромных зеркалах студии, и звук хлопков в ладоши разносится по залу. Его черные замшевые ботинки, сделанные по заказу мастером Менкесом, прослужат всего неделю, и затем их придется менять на новые. Балерины отрабатывают движение, включающее несколько эффектных пируэтов, и одна из девушек жалуется на головокружение. “Выбери неподвижную точку, – советует Кортес, – например, вот этот белый жакет на стене. Сконцентрируйся на этой точке”. Он демонстрирует – пять-шесть безупречных пируэтов, взгляд, устремленный на белый жакет…

Кажется, что любое свое движение Кортес может превратить в танец, он живет танцем, и сама жизнь полна готовых сюжетов, надо их только уметь увидеть. “Танец идет из моего сердца. Я влюблен в то, что я делаю.”

Студия Кортеса не случайно расположена в Лавапьес. В этом оживленном районе в самом центре Мадрида он вырос. “Цыганскую страсть”, которую он называет “праздником цыганской культуры”, он посвятил своему деду, Антонио Рейесу, человеку, который внушил ему, что фламенко – это “образ жизни”.

В характере Кортеса необычайное “железное” упорство и работоспособность сочетаются с детской мечтательностью, и, по его мнению, этот все еще живущий в нем ребенок и есть источник фантазии, волшебства и созидания. И у этого ребенка есть мечта и убеждение – мечта – донести фламенко до миллионов зрителей и убеждение в том, что он способен это сделать.

Несмотря на завоеванный титул “принца фламенко”, Кортес и сейчас говорит, что не собирается останавливается на достигнутом. Как только покорена очередная ступенька, появляется следующая, на которую надо взойти. Он признается, что все, что он делает – ради танца. “Я принадлежу к новому поколению цыганских танцоров, которые готовы защищать свои корни. Цыгане уходят от своей кочевой жизни и начинают создавать вещи, которые останутся в истории. Нас можно назвать посланниками испанской культуры в мире, так как мы стараемся приобщить к ней по возможности большее число людей”.

Постановки:

  • Cibayí
  • Pasión Gitana
  • Soul
  • Live
  • De Amor y Odio
  • Mi Soledad