Тема урока: "Социальное "дно": проблемы общественного отношения и государственной политики". Социальное "дно" общества Людей оказавшихся на социальном дне опустившихся называют

Н.М. Римашевская
(Полностью статья "Бедность и маргинализация населения (социальное дно) опубликована в журнале "Социологические исследования" №4 2004 )

Обследование "социального дна"

Бедность, безработица, экономическая и социальная нестабильность, несбыточность надежд, крушение планов интенсифицируют процесс маргинализации населения. В результате появляется социальный слой пауперов, как следствие усиливающейся нисходящей социальной мобильности, нарастающей по своей интенсивности. Так формируется и укрепляется "социальное дно", которое фактически отторгается обществом, практически не знающим даже его истинных размеров. Специальное исследование этой проблемы позволяет выделить четыре группы людей, составляющих "социальное дно": 1) нищие, открыто просящие подаяние; 2) "бомжи", лишившиеся своего жилья, как известно, прежде всего вследствие возникновения рынка жилья; 3) беспризорные дети, которые потеряли родителей либо убежали из дома; 4) уличные проститутки (включая детей), ведущие асоциальный образ жизни. Представители "социального дна" имеют сходные черты. Это люди, находящиеся в состоянии социальной эксклюзии, лишенные социальных ресурсов, устойчивых связей, утратившие элементарные социальные навыки и доминантные ценности социума. Они фактически уже прекратили борьбу за свое социальное существование. В то же время каждая из названных групп обладает своей спецификой, но между ними нет жестких граней: бомж может быть нищим, а беспризорник бомжем. Тем не менее все представители "социального дна" имеют свои признаки, особенности формирования и социально-демографические свойства их идентифицикации.

Основная черта нищих - просить подаяние из-за отсутствия дохода или его катастрофического уменьшения, когда нет помощи ни со стороны общества, ни от близких людей, и нет возможности их заработать. Очевидно, что физическое отсутствие крыши над головой и есть главная характеристика бомжей. Они лишаются своего жилья, как правило, в результате обмана, продажи, при возвращении из пенитенциарных заведений. Основным признаком третьей группы - беспризорники - является возраст; в нее входят дети от 6 до 17 лет, которые в той или иной форме отвергнуты семьей, либо своими попечителями. Последняя группа - уличные проститутки - отличаются характером своей деятельности. Каждая четвертая обследованная из них считает проституцию "престижной профессией", каждая вторая рассматривает ее как единственную возможность получить "хороший заработок", способный обеспечить нормальный уровень жизни . В значительной мере деятельность этих женщин, а порой и детей определяется безысходностью жизненных условий.

Маргинализация населения в процессе его интенсивной нисходящей мобильности особо остро ставит проблему анализа и рассмотрения сложившейся ситуации. Очевидно, что регламентная статистика и прежде всего обследование домашних хозяйств не могут дать ответа на возникающие в этой связи вопросы, что явилось главной причиной организации специального социально-экономического исследования "социального дна" в России, проведенного ИСЭПН РАН .

Исследование базировалось на трех источниках информации. Первый - выборочное обследование городского населения. Выборка составила 1201 человек. Она проектировалась как квотная с представительством по социальному положению, образованию, полу и возрасту. Второй источник - опрос экспертов, среди которых были: работники правоохранительных органов, служб занятости, домов призрения, служб социальной защиты, а также журналисты, общественные и религиозные деятели. Общая численность их составила 111 человек, обязательное условие отбора - повседневная работа с представителями "социального дна". Третий источник информации - углубленные интервью с представителями всех четырех групп "социального дна" (число респондентов - 96 человек). Опросы проведены в шести крупных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Красноярске, Воронеже, Екатеринбурге.

74% населения и 81% экспертов считают проблему "социального дна" острой и наиболее существенной; 75% населения и 85% экспертов рассматривают его как угрожающее (или просто опасное) явление российской жизни; 85% населения и 87% экспертов полагают, что развитие "социального дна", его рост и усиление агрессивности обусловлены политикой реформ.

Информация, полученная в результате исследования, показывают, что нижняя граница размеров "социального дна" составляет 10% городского населения, или 10,8 млн. человек, в составе которых 3,4 млн. человек - нищие, 3,3 млн. - бомжи, 2,8 млн. - беспризорные дети и 1,3 млн. человек - уличные проститутки. Указанные цифры не совпадают с официальной статистикой. Так, по данным МВД РФ, бездомных в России от 100 до 350 тысяч , и это естественно, потому что правоохранительные органы фиксируют лишь ту часть социального дна, которая попадает в их орбиту. А это - лишь видимая часть айсберга.

Мультиплицировались внешние факторы нисходящей мобильности, среди которых пониженный уровень социальной поддержки (одинокие пенсионеры, инвалиды, матери-одиночки), социальная изоляция (наркоманы, криминальные элементы, цыгане). Психологическое состояние пауперов, как правило, характеризуется отчаянием и безысходностью. Вместе с тем у рассматриваемых категорий населения прослеживается весь спектр человеческих эмоций: отчаяние людей, попавших на "дно" сравнительно недавно и еще недостаточно социализированных в новой для себя среде (нищие), безнадежное спокойствие "старожилов" (бомжи, проститутки) и "оптимизм" беспризорных детей, которые, как им кажется, вырвались на свободу.

Анализ данных показывает, что "социальное дно" имеет преимущественно "мужское лицо". Среди его обитателей две трети - мужчины и одна треть - женщины. "Дно" в России молодо: средний возраст нищих и бомжей приближается к 45 годам; у беспризорников он равен 13 годам, у проституток - 28. Минимальный возраст нищих - 12 лет, а проституток - 14 лет; беспризорничать же начинают уже с 6 лет. Большинство нищих и бомжей имеют среднее и среднее специальное образование, а 6% нищих, бомжей и проституток - даже высшее. В глазах общественности внешний вид пауперов является одним из основных индикаторов принадлежности к "социальному дну". Они воспринимаются как "имеющие аморальный облик" (62% экспертов), "неопрятные, опустившиеся" (60% населения и 62% экспертов). Однако половина опрошенных пауперов моются один раз в неделю, одна треть - раз в месяц. Почти три четверти (71%) среди них лишены постоянного жилья, две трети (62%) - не имеют родных и близких, одна треть (30%) - фактически изолированы от общества.

Около 14% представителей "социального дна" живут небольшими группами или колониями, остальные - в семьях или одиночками. Места их обитания весьма разнообразны: в квартирах (своих или знакомых), в подвалах и на чердаках домов, в заброшенных домах и садовых домиках, на вокзалах и в портах, в теплотрассах и канализационных коллекторах или колодцах, на свалках. Наиболее неустроенными являются бомжи и беспризорные дети. Значительная часть нищих и бомжей трудилась ранее неквалифицированными рабочими, на грязном производстве. Кроме того, у многих была разъездная работа с длительным отрывом от дома. Проститутки работали преимущественно в общепите и торговле.

Среди нищих и беспризорников высокий процент алкоголиков и токсикоманов. Большинство представителей "дна" имеют следы сильных побоев; две трети питаются крайне нерегулярно и пищей плохого качества. Но в целом их оценки собственного здоровья умеренно оптимистичны. Многие из них не пользуются лекарствами. Только треть проституток прибегают к медицинским услугам; около половины не обращают внимания на болезни или лечат их водкой. Почти совсем не охвачены медицинским обслуживанием бомжи и беспризорные дети. Между тем "каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь" (из ст. 41 Конституции Российской Федерации). Из амбулаторных учреждений самые доступные для бездомных - это противотуберкулезные и кожно-венерологические диспансеры.

Российское "дно" социально опасно, так как оно склонно к насилию. По мнению представителей "дна", 85% беспризорников и 34% бомжей вооружены холодным оружием, а 28% - огнестрельным. Среди беспризорников практически нет таких, кто бы не имел оружия. Многие из них употребляют токсичные вещества или наркотики, а также занимаются их распространением. Уличных проституток часто характеризует криминальное прошлое и бурное криминальное настоящее. Даже среди бомжей меньше людей, склонных к насилию.

Обитатели "дна" в России - естественный ресурс уголовного мира. По информации Комитета социальной защиты г. Москвы, средний доход бездомной попрошайки составляет 1 тысячу рублей в день. Это и есть основа их рекрутирования криминальными структурами и различными шайками. Только одни сборы "профессиональных" нищих оцениваются в 1,5 млрд. рублей в год. Криминалитет контролирует проституцию, привлекает представителей "дна" к наркобизнесу и для исполнения "грязной и опасной работы". Об этом заявили примерно 73% проституток, 50% бомжей и 48% беспризорников. Бомжи способны на любые антисоциальные действия: они создают в местах своего проживания очаг антисанитарии и снижают уровень эпидемиологической безопасности в обществе, угрожают благосостоянию и имуществу граждан, инициируют социальные беспорядки. Беспризорники - питательная среда криминализации общества, угроза общественному спокойствию. Уличные проститутки подрывают моральные устои общества, являются носителями венерических заболеваний. Наркоманы и алкоголики сосредотачивают самые серьезные факторы риска для общества.

"Социальное дно" в России находится вне рамок законов и норм Конституции. "Большое" общество исключает его из орбиты социальных связей; контакты с ним ведутся только по линии правоохранительных органов, процесс эксклюзии реализуется в наиболее полном виде. Более двух третей его представителей побывали в милиции, почти четверть - отбывали срок в тюрьме. "Дно" накапливает криминальный опыт не только непосредственной практикой преступной деятельности, но и за счет опыта лиц, отсидевших в тюрьме. Криминальная активность пауперов рассматривается как фактор политической нестабильности жизни российского общества. Обитатели "дна" способны на активные социальные действия, готовы к социальному взрыву. По отношению к властям беспризорники озлоблены, нищие настроены наиболее критично и требовательно, проститутки лояльны и снисходительны.

Для пауперов самые ненавистные представители общества - это милиционеры и чиновники, которые равнодушны к проблемам "социального дна" (36%), изгоняют их (23%), избивают (22%). Особенно достается беспризорникам: 42% говорят, что их избивают милиционеры, 35% обвиняют их в издевательствах

Причины нисходящей мобильности могут быть внешние (потеря работы, реформы в стране, неблагоприятные перемены в жизни, криминальная среда, вынужденное переселение, война в Чечне, последствия войны в Афганистане - афганский синдром) и внутренние (склонность к порокам, неспособность к адаптации в новых условиях жизни, личные качества характера, беспризорное детство, плохая наследственность, недостаток образования, отсутствие родных и близких). Оценка влияния указанных факторов на социальные эксклюзии весьма различна со стороны населения, экспертов и самих представителей "дна". В обществе доминирует снисходительно-оправдательная установка на проблему бедности. Характер реформ способствует распространению мнения, что труд не является источником жизненного успеха, а бедность - это болезнь общества, не порок, а рок. Важнейшая причина, способная привести людей на "социальное дно" - потеря работы. Так считают 53% населения и 61% экспертов. В сознании людей экономические реформы в стране связываются с социальной деградацией, с массовым обнищанием, с жизненными лишениями. Менее значимыми воспринимаются влияние криминального мира, война в Чечне и вынужденное переселение (беженцы).

Исследование в Москве показывает, что почти половина (около 45%) оказавшихся в положении бездомных, не являются лицами без определенного места жительства. Среди них 24-26% - москвичи, 54-56% - из других регионов России, 20% - граждане СНГ. Около 15% среди временно бездомных - беженцы. Третья часть фактически не имеющих жилища - бывшие заключенные. Ежегодно милиция задерживает около 5 тысяч человек за нарушение правил регистрации, т.к. бездомный легализовать себя практически не может. Это формирует большую группу "незаконно" проживающих в Москве, которая представляет большой транзитный узел.

Позиции населения, экспертов и представителей "социального дна" по отношению к проблемам пауперизма различны. Они определяются их социальным статусом, социальными ролями и социокультурными установками. Очевидны и различия в способах противодействия нисходящему потоку населения относительно социальной пирамиды. Представители "дна" обвиняют либо обстоятельства жизни, общество и государство, либо рассматривают причины как фатальный результат (судьба, невезение). Для 38% нищих главная причина - судьба, для 38% бомжей - пьянство, для 33% проституток и 55% беспризорных - непутевые родители. Люди смирились с тем, что реформа засасывает на общественное дно все более широкие слои населения. Они не надеются на помощь и считают, что принадлежность к указанным социальным группам обрекает на нищету и деградацию.

Анализ результатов исследования позволил выделить пять глобальных факторов нисходящей социальной мобильности: политический детерминизм - нисходящая социальная мобильность - результат проводимых экономических реформ, последствие войны в Афганистане и Чечне, а также - распада СССР; криминальность - нисходящая социальная мобильность связана с криминалитетом, с преступным поведением (воровством, вымогательством, насилием, грабежами); личное невезение в жизни - попадание на "социальное дно" объясняется болезнями, инвалидностью, судьбой, плохим воспитанием в семье; собственная вина, склонность к порокам - процесс нисходящей социальной мобильности интенсифицируется пьянством, наркоманией, токсикоманией, проституцией; социальная изолированность - нисходящая мобильность обусловлена отказом подчиняться социальным нормам, беспризорностью, оторванностью от общества, потерей связей с семьей и близкими, отсутствием работы, веры в Бога.

По мнению граждан российских городов, самая большая вероятность оказаться на "социальном дне" у одиноких пожилых людей (шансы попасть на "дно" равны 72%), пенсионеров (61%), инвалидов (63%), многодетных семей (54%), безработных (53%), матерей-одиночек (49%), беженцев (44%), переселенцев (31%). Эксперты считают, что учителя, инженерно-технические работники, низкоквалифицированные рабочие обречены на прозябание в нищете (шансы на такую жизнь оценены в 24-32%). Они не имеют возможностей подняться вверх по социальной лестнице.

Есть различия в причинах социальной эксклюзии у разных категорий. Нищие говорят о судьбе, одиночестве, болезни, инвалидности, с другой стороны, обвиняют правительство, начавшее реформы. Бомжи оценивают себя наиболее жестко: говорят о своем пьянстве, обмане близких, потере работы, последствиях тюремного заключения. Проститутки попадают на "дно" из-за плохой компании, недостатка образования и воспитания. Беспризорные дети прежде всего обвиняют непутевых родителей, свою судьбу, плохую компанию и невезение.

1 - Амирова Н.Ш. Медико-социальная характеристика репродуктивного здоровья девушек-подростков. Автореферат. М., 1996, с.22.
2 - Исследование проведено в 1996 г.; руководили им кроме автора, д.э.н. А.А.Овсянников и д.э.н. А.А.Иудин
3 - Это различие является следствием того, что оценки МВД формируются по данным регистрации, которые далеки от реальности

Разделы: История и обществознание

Цели урока:

  • Дать учащимся представление о характере, особенностях и тенденциях развития социальных отношений в современном мире и в первую очередь – в нашем обществе.
  • Продолжить формировать общеучебные умения: сравнительный анализ явлений и процессов, различия фактов и оценок, мнений и доказательств, соотношения теоретических обобщений и реальных процессов.
  • Помочь школьникам осознать свою собственную социальную позицию и возможные перспективы ее изменения.

Оборудование: художественная литература, учебники, журналы, иллюстрации.

Основные понятия: социум, социальная структура, социальный статус, маргиналы, люмпены, социальное "дно", андерклассы.

ХОД УРОКА

Предварительный этап. На предыдущем уроке учащиеся разделились на группы. Каждой группе было дано задание: из художественной литературы, фильмов, а также из реальной жизни подобрать материал об образе жизни, формах поведения, которые характеризуют так называемое социальное "дно".

I. Начало урока

Мотивация: Настрой на урок. Пожелание удачи друг другу в решении очень сложной задачи.

Постановка цели: Учащиеся самостоятельно должны определить и поставить цели урока.

Особое внимание ребят должно быть направлено на отношение общества к этим людям.

II. Работа с терминами и понятиями

Важно, чтобы учащиеся вспомнили или записали те понятия и термины, с которыми им предстоит работать.

Запись на доске: социум, социальная структура, социальный статус, маргинал, люмпен, социальное "дно".

1. Погружение в проблему. " Встречи" с представителями маргинальных слоёв населения. (Фрагмент фильма)

Группы учащихся знакомят класс с собранной ими информацией и дают словесные портреты людей, оказавшихся на социальном "дне"

2. Дискуссия: определение позиций. На этом этапе ребята должны определить, какой, по их мнению, должна быть позиция государства к данной группе, а также определить свою собственную позицию по отношению к ней.

Обсуждение начинается со следующих вопросов:

  • Кто эти люди – “отбросы" общества, сознательно выбравшие такой образ жизни, или лица, нуждающиеся в помощи и особой заботе?
  • Обязано ли государство тратить деньги на помощь таким людям?

Чтобы избежать полутонов в предлагаемых оценках, вопрос надо ставить в довольно жёсткой формулировке "или" – "или".

3. Высказывания учащихся и их позиция к этой проблеме

  • По моему мнению, государство должно помогать социально незащищённым слоям населения – пенсионерам, детям-инвалидам, многодетным семьям.
  • Я считаю, что государству необходимо заботиться о развитии образования и медицины, а не тратить деньги таких людей, которые даже не пытаются выбраться из этого "дна".
  • В сегодняшнем обществе у всех равные возможности.
  • Каждый человек – хозяин своей судьбы, каждый должен сам заботиться о себе, а не ждать "подачки" от государства.
  • Люди социального "дна" – это опустившиеся, ленивые, бывшие заключённые, бомжи которые живут в подвалах, трущобах или на помойках – они чаще всего и не пытаются выбраться из этого "дна".
  • Бомжи, бродяги, безработные – в первую очередь люди, и им тоже нужна помощь. Нет гарантии, что завтра с тобой не случится беда, и ты не окажешься на улице. Государство обязано помогать своим гражданам в тяжёлых обстоятельствах т.к. никто не застрахован от пожара, войны или других стихийных бедствий. Некоторые люди, потеряв паспорт или став жертвой мошенников, могут стать бомжами. Таким людям, попавшим в беду, необходимо помогать.

III. Релаксация

IV. Проблематизация и работа в группах

Результатом предыдущей работы должно стать понимание детьми самой проблемы отношения общества и государства к представителям социального "дна". Ребята видят, что даже в классе отношение к этим людям разное, к их проблемам, к возможности и необходимости им помогать разное.

Тема социального "дна", поднятая на уроке, очень сложная и неоднозначная, остаётся много риторических вопросов, не требующих сиюминутных ответов.

Как определить – кто сознательно выбрал себе такую жизнь, а кто опустился на "дно" в силу сложных жизненных обстоятельств и возможно ли вообще это определить?

Если государство служит человеку, то должно ли оно разделять людей на достойных его заботы и недостойных?

Человек – всегда человек или только тогда, когда соответствует общественным стандартам, т.е. своим поведением и образом жизни похож на других?

А если посмотреть на все это глазами тех людей, о которых мы сегодня говорим?

V. Здоровьесберегающая пауза

Ребятам предлагается поработать еще раз в группах.

Представьте себя на месте этих самих представителей маргинальных слоев населения и попытайтесь воспроизвести их взгляды на самих себя, общество, государство.

Ребята сразу же отмечают настороженное отношение этих людей к государству, к представителям власти.

Окружающих они характеризуют как равнодушных, черствых людей, не понимающих их проблем, не проявляющих к ним никакого сочувствия, отторгающих и презирающих.

Учащиеся описывают самовосприятие этих людей в следующих понятиях: безысходность, обречённость, покинутость, неуверенность, пессимизм.

Также необходимо отметить, что, кроме нравственной стороны проблемы отношения к маргинальным слоям общества, есть ещё и политическая.

Она заключается в том, что наличие в социальной структуре большого слоя таких людей представляет определённую опасность для демократии.

Как правило, именно эти люди, мечтающие о порядке, справедливости, искренне верящие всевозможным предвыборным обещаниям, а затем, разочаровавшись в демократических принципах, которые не принесли им реальной материальной выгоды, начинают поддерживать экстремистские силы, пособничать террористам.

Как должна проявляться политика государства в этих случаях?

На следующем уроке учащимся предлагается самим определить политику государства.

VI. Продолжение дискуссии

Чтобы разнообразить спектр позиций, которые ученики выработали в начале урока, предлагается обсудить известную на Западе формулу социальной помощи: "лучше дать нуждающемуся не рыбу, а удочку ".

Группы учащихся высказывают свою точку зрения, аргументируют.

Затем ребята предлагают свои конкретные варианты социальной помощи маргинальным слоям населения.

VII. Домашнее задание: Окончательно определиться, оформить и составить программу политики государства по отношению к социальному "дну ".

VIII. Рефлексия

А) Учащиеся в конце урока по группам должна заполнить таблицу и оценить (отрефлексировать) динамику собственной позиции по данной проблеме: "Утвердились ли вы в своем первоначальном мнении, добавили ли к нему что-то иное или изменили его полностью? "

Б) Ребятам раздаю листы с кластерами. Предлагаю вокруг данного ключевого слова или в данном случае понятия "социального "дна", прописать личностное отношение и представление о нем. Результат заполнения кластера.

IX. Подведение итогов

Весной2002 г. молодая русская женщина Татьяна Сапунова, проезжая по одной из самых оживленных трасс Подмосковья - Киевскому шоссе, увидела на обочине

плакат с призывом к убийству евреев. Eгo миновали сотни машин, но только Татьяна Сапунова остановилась и попыталась coрвать позорный плакат. Однако плакат оказался заминирован, и женщина сильно пострадала от взрыва, но, к счастью, осталась жива. Позже Указом Президента рф она была нaграждена орденом Мужества. В некоторых СМИ установку плаката назвали фашистской вылазкой. Как вы объясните, почему Татьяна Сапунова не проехала мимо плаката? Выскажите вашу оценку: а) действий и позиций тех, кто установил плакат; б) тех, кто спокойно проезжал мимо; в) тех, кто отвечал за порядок на этом участке дороги; г) заявлений, сделанных в СМИ.

ПОМОГИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА)))

Современная информационная революция приводит к формированию в постиндустриальных обществах нового класса, который мы назвали «классом интеллектуалов».

Западные социологи обратили на это внимание еще в конце 50-х годов; причем весьма характерно, что за этим процессом не просматривалось в то время никаких негативных последствий. Поскольку, согласно расхожему мнению, «информация представляет собой наиболее демократичный источник власти», большинство исследователей приходило к выводу, что становление некапиталистического по своей природе доминирующего класса ведет к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым. Однако реальные социально-экономические процессы все очевиднее противоречат подобным предположениям. С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает все большую власть и перераспределяет в свою пользу все большую часть общественного богатства. В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства. В результате «класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоев общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев. Это создает предпосылки для появления на исторической сцене еще одного класса, объединяющего в своих рядах тех, кто неспособен активно участвовать в высокотехнологичном производстве. Принадлежащая ему доля в общественном богатстве устойчиво сокращается, не оставляя возможностей для повышения квалификации и пополнения «класса интеллектуалов». Эта социальная группа, до поры до времени ассоциировавшаяся с низшими слоями пролетариата, к началу 90-х годов обрела выраженную классовую определенность, и не принимать ее во внимание при анализе проблем современного общества невозможно. В.Л. Иноземцев

C1. Формирование какого нового класса постиндустриального общества отмечает втор? Какую причину появления этого класса он называет? Что, по мнению большинства социологов, должно было стать следствием появления нового класса?

С3. Какой еще один новый класс характеризует автор? С опорой на обществоведческие знания назовите любые две социальные группы, которые могут войти в данный класс. Кратко поясните свой выбор. Помогите хоть чем-нибудь! пожалуйста!

Сделал тест и прошу проверить на наличие ошибок, если такие имеются, заранее спасибо. 1. Социальная общность, которая отличается

неустойчивым характером, носит название:

2. Социальная общность, основанная на территориальном единстве, называется:

3. Страта ― это:

группа квалифицированных специалистов

группа людей, отличающаяся по участию в процессе создания материальных благ

Социальный слой людей, имеющих похожие экономические показатели

4. Предписания, требования и пожелания соответствующего поведения, называются:

Социальные нормы

традиции

5. Социальная мобильность ― это явление, в большей степени имеющее отношение:

К индустриальному обществу

к постиндустриальному обществу

к традиционному обществу

6. Формами социального контроля являются:

искусство и образование

Нормы и общественное мнение

образование и нормы

общественное мнение и искусство

7. Проявление социального неравенства ― это:

избирательный ценз

Наличие сословных привилегий

получение пенсии

различие в доходах

8. Моральные нормы:

обеспечиваются силой государства

Регулируют общение и поведение людей

9. Какая из перечисленных санкций попадает под классификацию неформальных позитивных?

10. Социальная дифференциация предполагает:

неизменность общественных отношений

Отсутствие социальной однородности

полное равенство в правах и имуществе

11. Решению межнациональных конфликтов в современном мире способствует:

введение чрезвычайного положения

Переговорный процесс с привлечением посредников

своевременное применение силы

12. Увеличение людей с отклонениями в поведении происходит в периоды:

Радикальных социальных перемен

усиления борьбы государства с преступностью

эволюционного развития правовых норм

13. Основной социальной функцией семьи является:

взаимная ответственность

материальное благополучие

моральная поддержка

Рождение и воспитание детей

14. Главные социально-экономические показатели, являющиеся основой деления на страты:

власть, доход, мировоззрение

Доход, власть, престиж, образование

происхождение, доход, семейное положение

15. Социальный конфликт:

подрывает устои общества

препятствует социальному прогрессу

Является неизбежным условием развития общества

1) совокупность норм определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнениии называется: 1) моралью 2) правом 3) культом 4) догмой

2) закончите высказывание. совокупность этических ценностей, основанную на определённых нормах и заповедях, называют....

3) формой общественного сознания в которой находит своё отражение, вгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом: 1) этика 2) право 3) мораль 4) нравы

4) специфическим свойством религии как явлением культуры является: 1 вера 2вера в сверхъестественное 3 связь с миром переживания человека 4 особенные мероощущения

5) спецфическим для религии, как явление культуры, является: .обращение к эмоциям человека 2. использование символики базов 3. веа в лучшее будущеее 4 вера в ральность чуда

6) образование в современном мире отличает: 1 исключительно светский характер 2 общедоступность 3 многообразие путей получения 4 исключительно государственный характер

7) современное образование в нашей стране предполагает: 1. обязательность обучения в государственной школе 2 обязательность единых программм обучение 3 обязательность высшего образования 4 вариантность (наличие разных типов и видов школ)

8) многообразие культурной жизни общества состоит в наличии: 1. разных социальных группп 2. разных взглядов на политику 3. разных доходов людей 4 различных субкультур

9) наука как система знаний не включает: 1. теории 2. факты 3. суждения 4.слухи

10) для науки как вида духовного производства не характерно: 1. создание материальных ценностей 2. связь с умственным трудом 3. наличие цели 4 создание духовных ценностей

11) из утверждений А и Б верно: 1. только А 2. только Б 3. А и Б 4 не А не Б
А. научная картина мира - это специфическая форма систематизации научного знания, соответствующая определённому этапу развитию науки
Б. научная картина мира является его эмоционально - образной моделью

12) форма культуры, связанная с творческой деятельностью человека по созданию воображаемого мира, воспроизводящая мир в образах и символах называется: 1. наукой 2. религией 3.искусством 4.моралью

13) искусство как форма культуры характеризуется: 1. точностью и определённостью 2. образностью и творческим характером 3. творческим характером и понятийным мышлением

Помогите ответить всего на 2 вопроса

Социальная структура современного российского общества

Т. И. Заславская – современный российский экономист и социолог.

Российское общество состоит из четырех социальных слоев:
верхнего, среднего, базового и нижнего, а также... «социального дна». Под верхним слоем понимается, прежде всего, реально правящий слой... К нему относятся элитные... группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.
Второй слой назван средним... Пока этот слой слишком малочислен... Это мелкие предприниматели... менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные... специалисты и рабочие.
Базовый социальный слой очень массивен. Он охватывает более двух третей российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалифицированным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом.
К базовому слою относится часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства. Хотя социальный статус... интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна. Это в первую очередь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.
Структура и функции нижнего слоя представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит либо из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, не заработавших достаточных пенсий, либо из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Определить данный слой можно на основе таких признаков, как очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы.
...Представителями социального дна являются преступники и полупреступные элементы – воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди – алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т. д.

Социология в вопросах и ответах / Под ред. проф. В. А. Чуланова. –
Ростов-на-Дону, 2000. – С. 167–168.

Вопросы и задания к тексту:
1. На основе каких критериев, по вашему мнению, образована данная структура современного российского общества? Аргументируйте свой ответ.
2. Возможно ли в современной России изменить свою принадлежность к той или иной социальной группе? Приведите пример, подтверждающий ваш ответ.

«Социальное дно»: что это?

Определение 1

Социальное «дно» - это собирательное понятие, обозначающее людей, которые не имеют профессии, образования, не отличаются достаточно стабильным поведением. К тому же, представители социального дна – это люди с ярко выраженным агрессивным асоциальным поведением, которые страдают от различных физических и психических заболеваний, а также от ряда вредных привычек (наркомания, алкогольная и никотиновая зависимость).

Фактически, социальное дно отторгается всем остальным обществом, но при этом мало кто может реально оценить его размеры и уровень охвата. Специальные исследования, которые были проведены в рамках данной проблемы, выделили сразу четыре ключевые группы людей, которые являются основой так называемого маргинализованного «социального дна». Перечислим их:

  1. Нищие, которые открыто просят подаяние в общественных местах (безработные, лица без определенного места жительства, дети-сироты, цыгане);
  2. Лица без определенного места жительства (бомжи), которые лишились своего жилья вследствие возникновения рынка жилья. Но не все теряют жилье по своей воле: некоторых из дома выгоняют собственные родственники, и им ничего не остается, как проживать на улице. Денег на снятие квартиры или комнаты также нет, поскольку чаще всего лица без определенного места жительства нигде не работают;
  3. Беспризорные дети, сироты. Есть два пути, по которым они столкнулись с такой жизнью: потеря родителей или же побег из дома по собственному желанию. Чаще всего ребенок находится в опасной для него самого ситуации, и по этой причине нахождению дома он предпочитает проживание на улице и попрошайничество для покупки необходимых товаров (еды);
  4. Уличные проститутки. Также сюда можно включить детей, которые вынуждены заниматься проституцией и вести асоциальный образ жизни, чтобы хоть как-то выжить.

Признаки групп социального дна

Представители социального дна, несмотря на их пол, возраст и причины, по которым они были вынуждены вести такой образ жизни, имеют единые черты. В первую очередь, это такие люди, которые находятся в состоянии социальной эксклюзии. У них нет социальных ресурсов для удовлетворения собственных потребностей, отсутствуют устойчивые социальные связи с внешним миром.

Замечание 1

По сути, эти люди и представители отдельных социальных групп утратили свои социальные навыки и не поддерживают нормы и ценности, которые приняты в обществе.

Тем не менее, группы социального дна, которые мы перечислили в предыдущей части нашей работы, имеют свою специфику, но между ними грани достаточно размыты. Например, человек без определенного места жительства может быть также еще и нищим. Ребенок, сбежавший от жестокого обращения родителей, может стать лицом без определенного места жительства. Все представители социального дна обладают признаками, особенностями формирования их социальной группы, а также социально-демографические свойства, по которым в научном знании их следует идентифицировать и отличать друг от друга.

Ключевая черта нищего человека – просить подаяние на улицах. У этих людей нет своего источника дохода, или же его не хватает на то, чтобы прокормить других членов семьи. Если отсутствует помощь со стороны государства, общества, а также от близких родственников, то человек вынужден заниматься попрошайничеством, чтобы хоть как-то заработать. Основная черта лица без определенного места жительства – отсутствие крыши над головой. Как правило, человек оказывается в такой ситуации в случае обмана, продажи жилья. Некоторые просто пропивают его или закладывают в обмен на наркотические средства. Обратно они свое жилье, естественно, не получают, что и ведет к их уличной жизни.

Признак еще одной группы – беспризорников, это их возраст. Чаще всего к ним относятся дети от 6 до 17 лет. В какой-то степени они были отвергнуты семьей (жестокое отношение родителей, отказ от родительских прав, наличие вредных привычек). Иногда детей забирают из детских домой, но позже попечители, осознав всю степень ответственности, отказываются от детей, и те испытывают уже двойное предательство. Беспризорники – это и хулиганы, и просто дети, которые решили, что жизнь на улице – единственный выход из сложившейся ситуации. Тем не менее, уличная криминогенная обстановка делает их жестокими, требовательными к обществу. Они являются героями уголовных сводок о мелких правонарушениях, кражах, разбоях, нападениях.

В целом, группировка «социального дна» также может производиться на две ключевые группы. Отличаются они не только признаками, но и причинами, по которым оказались именно в такой ситуации. Так, к первой группе «социального дна» относятся те люди и категории граждан, которые оказались на дне из-за своего аморального, опасного для окружающих поведения. К тому же, их отличает лень, нежелание искать работу, дополнительный законный заработок, получение образования также считается не престижным вариантом. Такие люди порочны, завистливы, но из-за нетерпеливости они не могут добиться достаточного успеха, поэтому, в результате вместо роскошной жизни остаются ни с чем. Любят «подачки» со стороны, доход «за просто так», но редко выполняют свою работу качественно и грамотно, ведь это требует времени, а они предпочитают больше тратить на отдых.

Вторая группа, которая относится к социальному дну – люди, которые оказались лишены поддержки со стороны государства, своих близких. К ним редко справедлива жизнь. Это старики, одинокие пенсионеры, лица без определенного места жительства, которые лишились дома из-за манипуляций мошенников. Также это бродяги и те, кто не получает социальной помощи извне. Как мы видим, обе группы имеют одинаковые итоги своей жизни – отсутствие жилья, заработка, средств для существования. При этом отличаются обстоятельства, по которым они столкнулись с такими условиями. В этой ситуации человеку можно помочь, если только он сам стремится улучшить условия своей жизни, а также свое положение в обществе.

Кадр из сериала "Чёрное зеркало"

В третьем сезоне сериала "Чёрное зеркало" есть такой эпизод "Нырок" (Nosedive). По сюжету эпизода, главная героиня Лейси живет в мире, где люди могут ставить друг другу оценки и влиять на личный рейтинг. Чтобы иметь возможность купить дом в хорошем районе, получить приоритетное право на билет на самолёт перед вылетом, взять автомобиль напрокат, наконец, просто попасть на вечеринку с состоятельными и добропорядочными людьми, нужен высокий рейтинг. Если рейтинг низкий, окно возможностей существенно сужается, и человек "ныряет" на социальное дно – собственно, отсюда и название серии.

Думаете, антиутопия? А вот и нет.

В Великом и Прекрасном Китае уже активно строят систему "социального кредита". Пока это всё на уровне эксперимента в нескольких городах, но к 2020 году власти собираются создать систему оценки поведения для всех 1,4 млрд граждан.

Каждому гражданину изначально присваивается рейтинг в 1000 баллов. Совершил положительный с точки зрения государства поступок (например, перевёл бабушку через дорогу или настучал на соседа, использующего VPN) – и твой рейтинг идёт вверх: тебе добавляют 30 баллов. Рейтинг вырос, и тебе дают скидку на оплату ЖКХ, кредиты в банке – по льготной ставке. По некоторым слухам, даже на сайтах знакомств твой профиль попадает в приоритетные.

Но вот ты (по какой-то причине) не заплатил налоги вовремя. Перешёл улицу в неположенном месте. Нарушил правила парковки (минус 5 баллов). Закурил сигаретку вне зоны для курения... Твой рейтинг идёт вниз. Рейтинг упал слишком низко – и ты не можешь купить билет на самолёт и поезд, не можешь приобрести недвижимость и автомобиль, твой ребёнок не пойдёт в хорошую школу, а ты сам не получишь доступ к высокоскоростному интернету! А что, удобно!

По замыслу властей, система проектируется таким образом, чтобы "благонадёжные могли путешествовать по всей Поднебесной, а неблагонадёжные не могли бы и шагу ступить"!

Самое интересное, что рейтинг работает, даже если сам человек или компания за ним не следит. Многие узнают, что их рейтинг слишком низкий, только тогда, когда их уже не пускают в самолет. А таких довольно много: по данным, приведённым в официальной газете "Глобал Таймс" , более 11 млн человек уже не пустили на самолёт, ещё 4 млн человек – на поезд. А раньше надо было думать!

Зачем всё это делается? Государство, как обычно, оправдывается, что люди ему попались не такие. В той же газете "Глобал Таймс" отмечается , что "современное китайское общество поражено болезнью недоверия – вот откуда берётся коррупция, просроченные вакцины, мошенничество, уклонение от уплаты налогов и плагиат в диссертациях!"

От всего этого, конечно же, спасёт государство и социальный рейтинг! Ян Лихун – жительница города, где проводится эксперимент – тоже так считает: "Я доверяю государству. А кому ещё доверять, как не ему?" Правда, говорить с журналистами она почему-то решила под вымышленным именем , на самом деле её зовут не Ян Лихун.

Рано или поздно эта система распространится повсеместно. Думаете, вас это не коснётся? Вы ведь не напиваетесь и не буяните в самолете, не переходите улицу в неположенном месте, платите налоги вовремя? Зря надеетесь. Это как с "Телеграмом" и "бузотёрами Навального": рано или поздно вас просто поставят перед фактом блокировок интернета, ребёнка не пустят в школу, а вам не выдадут водительские права. Раньше надо было думать.