Конспект урока по литературному чтению на тему "генрих сапгир четыре конверта". Генрих сапгир "четыре конверта" Четыре конверта генрих сапгир читать

2 4 2 2 3 3

Чтение стихотворений.

1. Работа с текстами стихотворений до чтения.

– Нам известна тема стихотворения – осень. Но поможет ли название «Четыре конверта» предположить, кто будет героем стихотворения?

– Что сейчас хранится в конвертах? Кто их может надписать? Кому они адресованы?

– Что можно предположить о содержании?

2. Работа с текстами во время чтения.

1. Первичное чтение.

Оба стихотворения дети читают про себя.

2.Выявление первичного восприятия .

3.Повторное чтение (дети читают вслух по смысловым частям, учитель комментирует, помогает вести диалог с автором).

Генрих Сапгир

ЧЕТЫРЕ КОНВЕРТА

Вот конверт

Большой и жёлтый.

Как же нас, конверт,

Нашёл ты?

Листья по ветру неслись.

И конверт летел,

Как лист. (Заметили: конверт по цвету – как осенний лист, и летит, как лист. Представили?)

Через поле –

Прошуршал

По скату крыши, (Крыша наклонная.)

Соскользнул

Тихонько

И улёгся на карниз. (Услышали звуки – шуршание листьев, шум ветра? (Да, здесь много звуков [ж] и [ш] .) Что ещё заметили? (В каждой строчке по одному слову – поэт показывает, как летел конверт.) При выразительном чтении нужно передать с помощью интонации это движение .)

Тут на стул Алёнка встала

И конверт легко достала.

На конверте адрес мой.

А обратный чей?

Лесной! (Почему восклицательный знак? Какие эмоции он передаёт?.. Интерес, изумление, радость, восторг. Ещё бы: письмо из леса!)

Смотрим не без интереса,

Что же пишут нам из леса?

Пишут Лисы,

Пишут Лоси,

Пишут Зайцы:

«Осень! Осень!» (Что заметили интересного? (Имена лесных жителей написаны с большой буквы.) Почему?)

«Пожелтело всё вокруг», –

Пишет пёстрый Бурундук. (Вы поняли, почему пёстрый бурундук обратил внимание именно на это?)

Вот записка и от Белки.

Почерк Белки очень мелкий. (Почему? У белки лапки маленькие…)

Полчаса мы разбирали,

Над словами хмуря лбы,

Наконец-то прочитали:

«Есть орехи и грибы». (Что вы прочли между строк в послании белки?

– Приходите за лесным урожаем!)

Пишут Утки с озера:

«Ночью подморозило.

Ox, озябли

Наши лапки.

Наши лапки

Очень зябки. (Озябли – то есть… замёрзли; лапки очень зябки – то есть… слово однокоренное – легко мёрзнут.)

Рано утром

Мы собрались

Лететь собрались.

Всё собранье

Передать вам

«До свиданья». (Каким словом «играет» Генрих Сапгир? Собрались – 1) скопились в одном месте; 2) приняли решение лететь; всё собранье – то есть все утки, которые собрались. Уткам, похоже, нужно ещё поработать над своей речью!)

Пишет Михаил Иваныч:

«Отыскал берлогу на ночь. (Как, всего на одну ночь? Одной ночью покажется медведю зима, ведь он уснёт. Заметили: он Михаил Иваныч, потому что…)

Утки тянут

В путь-дорогу. (То есть утки уже потянулись в тёплые края.)

До весны!

Ложусь в берлогу».

Пишет Ёжик:

«Листопад.

На пеньке – семья опят.

Тут же под корнями пня

Комнатёнка у меня.

На постели –

Лист резной... (Почему многоточие? Кажется, ёж собирался много написать? Засыпает…)

Ждите весточки – весной».

Ящерица написала:

«Бегать по лесу устала.

Кто – в берлогу,

Кто – в нору.

Я же прячусь

Под кору». (Для чего? Чтобы уснуть до весны.)

И ещё два Ерша

Нацарапали спеша

Извещение о том,

Покрылась льдом. (Чем нацарапали и почему спешили?)

Переписка

Прекращается.

Ерши прощаются.

4. Обобщающая беседа .

б) – Это стихотворение-игра, но из него внимательный читатель может многое узнать – что же?

в) – Какое настроение у этого стихотворения? (Совсем не грустное.)

г) – Вернёмся к названию стихотворения. Конверт был только один – жёлтый. А название… Что можно предположить? (У автора есть продолжение.) Какие творческие задания можете предложить? (Придумать письма из леса в белом, голубом и зелёном конвертах; продолжить письмо в жёлтом конверте от имени других обитателей леса.)

5.Выразительное чтение по ролям.

Чтение стихотворения Д. Самойлова «Перед снегом».

Стихотворение вслух читает учитель (комментированное чтение).

Давид Самойлов

ПЕРЕД СНЕГОМ

И начинает уставать вода. (Что это значит? Что вы представляете?)

И это означает близость снега.

Вода устала быть ручьями, быть дождём,

По корню подниматься, падать с неба. (Ручьи уже готовы замёрзнуть, дождь вот-вот сменится снегом, уснут деревья…)

Вода устала петь, устала течь,

Сиять, струиться и переливаться.

Ей хочется утратить речь, (Хочется совсем замолчать: не журчать, не петь, не звенеть…)

И там, где залегла, там оставаться. (Откуда же такая усталость? Вы заметили, это слово в 1-й строфе повторяется много раз?)

Под низким небом, тяжелей свинца,

Усталая вода сияет тускло. (Цвет неба мрачный, синевато-серый, цвет свинца – металла, очень тяжёлого, небо как бы давит сверху.)

Она устала быть самой собой.

Но предстоит ещё утратить чувства,

Но предстоит ещё заледенеть

И уж не петь, а, как броня, звенеть. (Что скоро произойдёт с водой?

– Превратившись в лёд, станет подобием металла – тяжёлой, равнодушной.)

Ну а покуда в мире тишина. (Этого пока не произошло, вода усталая, но пока ещё живая.)

Торчат кустов безлиственные прутья.

Распутица кончается. (Распутица – время поздней осени, когда дороги размокают, становятся почти непроезжими. «Распутица кончается…»)

Распутья

Подмёрзли. (Распутья – перекрёстки дорог.)

Но земля ещё черна.

Вот-вот повалит первый снег. (Повалит… Не закружит, не посыплет, не ляжет – именно повалит. Почему? Нарисуйте словами эту картину.

– Снег падает густо, тяжело, крупными хлопьями…)

1.Обобщающая беседа.

а) – Последняя строчка написана вне рифмы. Почему, как вы думаете?

б) – Каким настроением проникнуто стихотворение?

в) – Это стихотворение не только о поздней осени. О чём ещё? (Это размышление о ходе времени, о человеческой жизни, «осень жизни» – как бы её закат…)

г)– Почему именно осень навевает такие размышления?

2. Творческое задание.

Нарисовать словами картину «Усталая вода».

3.Выразительное чтение .

3. Работа с текстами после чтения .

1. Беседа .

– Что объединяет прочитанные стихотворения? (Обратите внимание на тему урока.) Чем они отличаются?

2.– Какое творческое задание вы бы предложили после чтения стихотворения «Перед снегом»? (Иллюстрирование, устное словесное рисование.)

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Конспект урока литературного чтения в 3-м классе

по программе УМК "Школа–2100"

на тему: "Генрих Сапгир. "Четыре конверта "

Цели:

познакомить детей с произведением Г. Сапгира «Четыре конверта»;

отрабатывать навыки выразительного чтения;

развивать память, речь, внимание;

воспитывать берёжное отношение к природе, прививать любовь к поэтическим произведениям.

Оборудование:

учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Литературное чтение». 3 класс.
«В одном счастливом детстве». Часть 1; иллюстрации осени, презентация

Ход урока

Организационный момент

С добрым утром, начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать, всем работать, отвечать!

Садитесь и урок скорей давайте начинать!

Речевая разминка.

Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». (слайд1)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

Прочитайте стихотворение вслух каждый в своём темпе.
- С каким настроением написано это стихотворение?
- С чем сравнивает поэт лес ? Почему? Что означает это слово?

Учитель зачитывает толкования из словаря: (слайд 2)

«Терем – в древней Руси высокий, богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками, вышками…»

Отыщите слова, которые рассказывают о лесе, как о доме.
(Терем, резьба, оконца, стена, вышки. )

Прочитайте слова-краски, которые использовал поэт.
- Прочитайте выразительно стихотворение, передайте восхищение, ощущение простора в осеннем лесу. (Чтение стихотворения хором.)

Вспомните, какой раздел мы начали изучать. («Глухая пора листопада…») (слайд 3)

О чём произведения в этом разделе? (об осени)

Мы познакомились с какими произведениями? Какие они по интонации? (грустные)

II. Работа со стихотворением до чтения.

Сегодня мы познакомимся с новым произведением, о чём оно будет? (предположения детей, опираясь на название раздела).

Рассмотрите иллюстрацию. (слайд 4)

Что изображено? Можете предположить, о чём будет произведение7
- Что же нам предстоит сейчас читать? (по жанру – стихотворение) Каким оно может быть? Почему?
(Стихотворение Г. Сапгира про осень. Наверное, оно будет занимательным, с юмором, про детей или зверей. )
- Прочитайте название, О чём будем читать? Нам известна тема стихотворения – осень. Но поможет ли название «Четыре конверта» предположить, кто будет героем стихотворения? (показ конверта)

Что такое конверт? (слайд 6)

Что сейчас хранится в конвертах? Кто их может надписать?

Кому они адресованы? (слайд 7)

(Конверт - сложенный с четырех сторон углами пакетик из бумаги, в который вкладывают письмо для отправки )

- Рассмотрите, как написано стихотворение.

Физминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
(Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
(Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
(Дети садятся по местам.)

Работа со стихотворением во время чтения.

1. Чтение стихотворения про себя.

Подтвердились ли наши предположения?

Почему же стихотворение названо «Четыре конверта», ведь речь только об одном?

(4 времени года. )
- Определите настроение стихотворения. (Весёлое, игривое. )
- В каком ритме будем читать? Почему, по-вашему, автор избрал именно такой ритм?
(Ветер гонит листья, животные бегают, скачут, летают… )

2. Чтение стихотворения вслух по строфам.

1-я строфа. (слайд 8)
- Почему конверт жёлтого цвета? (Любимый цвет осени. )
- К кому обращён вопрос? Прочитайте с нужной интонацией.
2-я строфа. (слайд 9)
- Что интересного заметили? (В строчках по одному слову. )
- Для чего автор использует такой приём? (Показывает, как летел конверт. )

Какие звуки услышали при чтении? Поэт использует звукопись.
(Шуршание, скользит по крыше, шум ветра. )
- Какой темп выберем для чтения? Прочитайте. (Ускоренный, но плавный. )

3-я строфа. (слайд 10)
- Нашёл ли конверт своего адресата? Как вы догадались?
-Кто такая Алёнка?
-Какие чувства испытал поэт при получении конверта? Что на это указывает?
(Интерес, радость, удивление, изумление. )


4-я строфа. (слайд 11)
- Что необычного заметили? Почему автор так пишет?
(Названия животных с заглавной буквы. Это лесной народ, он их уважает… )
- О чём же сообщают обитатели леса? Наверное, это очень важное событие.

Какие же перемены могут произойти в лесу? Как встречают осень жители леса?

5-я строфа. (слайд 12)
- Как вы думаете, почему Бурундук отмечает эту примету осени?
(Осень стала похожа на него. Ведь осень тоже назвать пёстрой, и Бурундук рыженький с полосками. )

6-я строфа . (слайд 13)
- Отчего почерк Белки очень мелкий, не разобрать?
(Маленькие лапки, петляет. )
- Что скрывается за посланием Белки? О чём можно догадаться?
(Приглашает за лесным урожаем. )

7-я и 8-я строфы. (слайд 14)
- Что значит озябли ?

(слайд 15)
- Какое слово повторяется два раза? В каком значении употребил автор эти слова?
(Собрались рано утром – скопились в одном месте у озера. Лететь собрались – решили, приготовились к отлёту. )
- Отыщите ещё однокоренное слово, что оно означает? (Собранье – все присутствующие (все утки), что собрались вместе. )
- Как летят утки в тёплые страны? (Косяком. )
- Каким тоном будем читать эти строфы? (7-ю строфу с тревогой, с волнением, 8-ю строфу громко, выговаривая слог «ра». )

9-я строфа. (слайд 16)
- Неужели медведь отыскал берлогу всего на одну ночь? (Одной ночью покажется ему зима, ведь он уснёт. )
- Как вы поняли предложение
Утки тянут
В путь-дорогу?
(Приглашают с собой в тёплые края. )
- Знала я такую лягушку-путешественницу, которая отправилась на юг вместе с утками, зажав ртом веточку. Только эта история печально окончилась. Если хотите с ней познакомиться, прочитайте сказку В. Гаршина «Лягушка-путешественница».
Видно, медведь тоже наслышан о её приключениях и поэтому избрал другой путь.
Какой?
- Почему автор обращается к нему по имени и отчеству?

10-я строфа. (слайд 17)
- О чём решил поведать Ёжик?
- Почему послание обрывается, стоит многоточие, ведь, кажется, он многое хотел написать? (Засыпает уже, нет сил. )
- Для чего же ящерица прячется под кору? (Уснёт до весны. )

11-я строфа . (слайд 18)
- Как, по-вашему, почему Ерши нацарапали и чем? (Острые плавники, колючие иголки. )
- Почему же они спешили? (Река покрылась льдом. )
- Перечислите, кто же были авторами письма.

Физминутка для глаз.

Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по
часовой стрелке и против неё. )
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами. )
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки. )
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох). )
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево. )

Работа со стихотворением после чтения.

1. Беседа по вопросам.
- Для чего автор написал это стихотворение-игру?
- Можно ли это стихотворение назвать познавательным? Почему?
- О чём может узнать внимательный читатель?
- Какие признаки наступления осени в лесу?

2. Чтение стихотворения по ролям.
- Организуем игру по этому стихотворению. Когда читаешь письмо, ты ясно представляешь того, с кем переписываешься, даже слышишь его голос. Вот и мы разыграем сейчас живое письмо. Постарайтесь голосом передать повадки, звуки собеседников Алёнки. (Чтение по ролям. )
- Как вы думаете, а как сам поэт Генрих Сапгир воспринимает осень, что он чувствует?
Будем надеяться, что письма из лесной страны придут и зимой, и весной, и летом. Какого цвета конверты будут, по-вашему?

Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворение с.182-183.

По желанию можно выучить стихотворение наизусть.

Кто ещё мог прислать записки из леса в этом жёлтом конверте?

Напишите их от имени обитателей леса на кленовом листочке.
(Крот, змея, синичка, лось, зайцы и др. )

Тема:
Цель:
Н. Носов «Заплатка».научить работать над правильным и выразительным чтением, через развитие понимания содержания и понимания эмоционального настроения; учить делить текст на части и составлять план рассказа; воспитывать трудолюбие, умение преодолевать трудности; прививать интерес к чтению.
Ход урока
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Рассказ детей о Н. Н. Носове и выставка книг, которые они прочитали.Николай Николаевич Носов - детский писатель. Родился в городе Киеве в семье актера. Прежде чем стать писателем, он был продавцом газет, землекопом, возчиком бревен, чернорабочим. После окончания института кинематографии, он почти 20 лет работал режиссером, поставил немало научных и мультипликационных фильмов. Он писал рассказы о детях вашего возраста. Они рождают веселое настроение и заставляют задуматься о своем поведении.
Николай Николаевич Носов не собирался становиться писателем. Он работал в кино. Но однажды он сочинил для сына-дошкольника и его друзей маленькие забавные рассказы. Детям нравились эти рассказы, и с этого времени он стал служить литературе.
Книги Николая Николаевича Носова называют энциклопедией детской жизни.
Посмотрите на выставку книг. В этих книгах живут фокусники и фантазеры, изобретатели и простофили. Мягким юмором проникнуты рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Клякса»,«Бобик в гостях у Барбоса» и другие.
III. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Одна из книг писателя так и называется "Заплатка". С этим замечательным произведением мы познакомимся сегодня на уроке.
А что такое заплатка? (Лоскут ткани, пришиваемый на порванное место.)
Вы когда-нибудь пришивали заплатку? А как вы думаете, легко ли это сделать?
IV. Ознакомление с текстом
1 Чтение рассказа учителем.2 Беседа по тексту.
Понравился ли вам рассказ? О чем узнали прослушав его?
На сколько законченных частей вы разделили бы текст? Обоснуйте свой ответ.
3 Чтение рассказа детьми.4 Работа над текстом
5 Словарная работа
Заплатка - в основе слова лежит древнерусское слово плат, что означает кусок материи, от этого слова образовались слова плавок, платье, заплатка.
Защитный цвет - цвет серовато-зеленый (военная форма).
Чернильный карандаш- карандаш, который при смачивании пишет как чернила.
Досада - чувство раздражения, недовольствия вследствие неудачи, обиды.
6 Составление плана
сейчас мы с вами будем читать по частям и озаглавливать каждую часть.
1 часть:
Почему зеленые штаны так нравились мальчику? (Ни у кого таких штанов не было.)
Как можно озаглавить? («Замечательные штаны».)
часть:
Какое настроение было у Бобки, когда он порвал штаны?
Как встретила его мама? Почему?
Что решил делать Бобка? Как озаглавим? («Дырка».)
часть:
Как Бобка вел себя с ребятами?
Кого он винил во всем?
Почему же Бобке стало стыдно?
Как озаглавим эту часть? («Бобке стало стыдно».)
часть:
Как Бобка пришил заплатку в первый раз?
С чем сравнивает автор?
Почему Бобка стал переделывать?
Как это может охарактеризовать Бобку?
Как выглядела заплатка во второй раз?
Назовите эту часть. («Нелегкое дело заплатка».)
часть:
Почему ребята похвалили мальчика?
Понравилось ли Бобке все делать самому?
Как назовем эту часть? («Хорошая работа».)
План рассказа
Замечательные штаны.
Дырка.
Бобке стало стыдно.
Нелегкое дело заплатка.
Хорошая работа.
Какой вывод можно сделать? (Ценят тех людей, которые умеют делать все самостоятельно, хорошо и красиво, а не кое-как.)
7 Физкультминутка
V СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ
Работа в группах
группа: составьте пиктограммы к плану текста.
группа: подберите пословицу, которая подходит по смыслу к содержанию рассказа.
группа: подберите слова, характеризующие Бобку в начале рассказа и в конце.
VI ИТОГ УРОКА
Чему учат рассказы Носова? (Ответы учащихся.)
(Учащиеся подводят итог урока, дополняя предложения.)
Мне понравилось...
За что бы я себя похвалил...

Г. Сапгир "Четыре конверта".

Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад».

http://boombob.ru/img/picture/Oct/15/e92808c6bf56643c3c77309e34c712a2/9.jpg

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

С чем сравнивает поэт лес ? Почему? Что означает это слово? («Терем - в древней Руси высокий, богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками, вышками…»)
- Отыщите слова, которые рассказывают о лесе, как о доме. (Терем, резьба, оконца, стена, вышки. )
Вспомните, какой раздел мы начали изучать. («Глухая пора листопада…»)

О чём произведения в этом разделе? (об осени)

Мы познакомились с какими произведениями? Какие они по интонации? (грустные)

Работа со стихотворением до чтения.

http://www.knigaline.ru/pick/img00204.jpg
Что изображено? Можете предположить, о чём будет произведение7
- Что же нам предстоит сейчас читать? (по жанру - стихотворение) Каким оно может быть? Почему? (Стихотворение Г. Сапгира про осень. Наверное, оно будет занимательным, с юмором, про детей или зверей. )
- Прочитайте название, О чём будем читать? Нам известна тема стихотворения - осень. Но поможет ли название «Четыре конверта» предположить, кто будет героем стихотворения? (

Работа со стихотворением во время чтения.

Почему же стихотворение названо «Четыре конверта», ведь речь только об одном? (4 времени года. )
- Определите настроение стихотворения. (Весёлое, игривое. )
- В каком ритме будем читать? Почему, по-вашему, автор избрал именно такой ритм? (Ветер гонит листья, животные бегают, скачут, летают… )

Чтение стихотворения по строфам.
1-я строфа.
- Почему конверт жёлтого цвета? (Любимый цвет осени. )
2-я строфа.
- Что интересного заметили? (В строчках по одному слову. )
- Для чего автор использует такой приём? (Показывает, как летел конверт. )

Какие звуки услышали при чтении? Поэт использует звукопись. (Шуршание, скользит по крыше, шум ветра. )
- Какой темп выберем для чтения? Прочитайте. (Ускоренный, но плавный. )
3-я строфа.
- Нашёл ли конверт своего адресата? Как вы догадались?
-Кто такая Алёнка?
-Какие чувства испытал поэт при получении конверта? Что на это указывает? (Интерес, радость, удивление, изумление. )
4-я строфа.
- Что необычного заметили? Почему автор так пишет? (Названия животных с заглавной буквы. Это лесной народ, он их уважает… )
- О чём же сообщают обитатели леса? Наверное, это очень важное событие. Какие же перемены могут произойти в лесу? Как встречают осень жители леса?
5-я строфа.
- Как вы думаете, почему Бурундук отмечает эту примету осени? (Осень стала похожа на него. Ведь осень тоже назвать пёстрой, и Бурундук рыженький с полосками. )
6-я строфа .
- Отчего почерк Белки очень мелкий, не разобрать? (Маленькие лапки, петляет. )
- Что скрывается за посланием Белки? О чём можно догадаться? (Приглашает за лесным урожаем. )
7-я и 8-я строфы.
- Что значит озябли ? (Замерзли)
- Какое слово повторяется два раза? В каком значении употребил автор эти слова? (Собрались рано утром - скопились в одном месте у озера. Лететь собрались - решили, приготовились к отлёту. )
- Отыщите ещё однокоренное слово, что оно означает? (Собранье - все присутствующие (все утки), что собрались вместе. )
- Как летят утки в тёплые страны? (Косяком. )
- Каким тоном будем читать эти строфы? (7-ю строфу с тревогой, с волнением, 8-ю строфу громко, выговаривая слог «ра». )
9-я строфа.
- Неужели медведь отыскал берлогу всего на одну ночь? (Одной ночью покажется ему зима, ведь он уснёт. )
- Как вы поняли предложение Утки тянут В путь-дорогу? (Приглашают с собой в тёплые края. )
- Знаем мы такую лягушку-путешественницу, которая отправилась на юг вместе с утками, зажав ртом веточку. Только эта история печально окончилась. Если хотите с ней познакомиться, прочитайте сказку В. Гаршина «Лягушка-путешественница».
Видно, медведь тоже наслышан о её приключениях и поэтому избрал другой путь.
Какой?
- Почему автор обращается к нему по имени и отчеству? (Большой и серьезнй)
10-я строфа.
- О чём решил поведать Ёжик?
- Почему послание обрывается, стоит многоточие, ведь, кажется, он многое хотел написать? (Засыпает уже, нет сил. )
- Для чего же ящерица прячется под кору? (Уснёт до весны. )
11-я строфа .
- Как, по-вашему, почему Ерши нацарапали и чем? (Острые плавники, колючие иголки. )
- Почему же они спешили? (Река покрылась льдом. )
- Перечислите, кто же были авторами письма.

Итоги

Мы познакомились с произведением Г. Сапгира «Четыре конверта». Стихотворение «Четыре конверта» — сказка о девочке Лене, которой лесные звери присылают письма про каждое время года. Так, осень описывают в желтом конверте, зиму — в белом. В каждом письме говорится о том, чем занимаются звери в это время года, как меняется природа.
Например осенью: «Пожелтело все вокруг, — пишет пестрый бурундук», или весной: «Шлют нам жаворонки трели — тирли-тирли, прилетели».
Стихотворение том, что одно время года отличается от другого; о том, что происходит в лесу летом, осенью, зимой и весной. И еще смысл в том, чтобы показать красоту природы и научиться беречь ее.

ИСТОЧНИК

http://novyurok.ru/downloadfile.php?file=http://proteacher.ru/2015/01/27/Konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_v_3-m_klasse_eminar_nach_kl_Shalygina_M_A_1422375475_85101.rar

http://fs1281.gavitex.com/get/2528602735/sapgir-biografiya-tvorchestvo.rar

2 4 2 2 3 3

Чтение стихотворений.

1. Работа с текстами стихотворений до чтения.

– Нам известна тема стихотворения – осень. Но поможет ли название «Четыре конверта» предположить, кто будет героем стихотворения?

– Что сейчас хранится в конвертах? Кто их может надписать? Кому они адресованы?

– Что можно предположить о содержании?

2. Работа с текстами во время чтения.

1. Первичное чтение.

Оба стихотворения дети читают про себя.

2.Выявление первичного восприятия .

3.Повторное чтение (дети читают вслух по смысловым частям, учитель комментирует, помогает вести диалог с автором).

Генрих Сапгир

ЧЕТЫРЕ КОНВЕРТА

Вот конверт

Большой и жёлтый.

Как же нас, конверт,

Нашёл ты?

Листья по ветру неслись.

И конверт летел,

Как лист. (Заметили: конверт по цвету – как осенний лист, и летит, как лист. Представили?)

Через поле –

Прошуршал

По скату крыши, (Крыша наклонная.)

Соскользнул

Тихонько

И улёгся на карниз. (Услышали звуки – шуршание листьев, шум ветра? (Да, здесь много звуков [ж] и [ш] .) Что ещё заметили? (В каждой строчке по одному слову – поэт показывает, как летел конверт.) При выразительном чтении нужно передать с помощью интонации это движение .)

Тут на стул Алёнка встала

И конверт легко достала.

На конверте адрес мой.

А обратный чей?

Лесной! (Почему восклицательный знак? Какие эмоции он передаёт?.. Интерес, изумление, радость, восторг. Ещё бы: письмо из леса!)

Смотрим не без интереса,

Что же пишут нам из леса?

Пишут Лисы,

Пишут Лоси,

Пишут Зайцы:

«Осень! Осень!» (Что заметили интересного? (Имена лесных жителей написаны с большой буквы.) Почему?)

«Пожелтело всё вокруг», –

Пишет пёстрый Бурундук. (Вы поняли, почему пёстрый бурундук обратил внимание именно на это?)

Вот записка и от Белки.

Почерк Белки очень мелкий. (Почему? У белки лапки маленькие…)

Полчаса мы разбирали,

Над словами хмуря лбы,

Наконец-то прочитали:

«Есть орехи и грибы». (Что вы прочли между строк в послании белки?

– Приходите за лесным урожаем!)

Пишут Утки с озера:

«Ночью подморозило.

Ox, озябли

Наши лапки.

Наши лапки

Очень зябки. (Озябли – то есть… замёрзли; лапки очень зябки – то есть… слово однокоренное – легко мёрзнут.)

Рано утром

Мы собрались

Лететь собрались.

Всё собранье

Передать вам

«До свиданья». (Каким словом «играет» Генрих Сапгир? Собрались – 1) скопились в одном месте; 2) приняли решение лететь; всё собранье – то есть все утки, которые собрались. Уткам, похоже, нужно ещё поработать над своей речью!)

Пишет Михаил Иваныч:

«Отыскал берлогу на ночь. (Как, всего на одну ночь? Одной ночью покажется медведю зима, ведь он уснёт. Заметили: он Михаил Иваныч, потому что…)

Утки тянут

В путь-дорогу. (То есть утки уже потянулись в тёплые края.)

До весны!

Ложусь в берлогу».

Пишет Ёжик:

«Листопад.

На пеньке – семья опят.

Тут же под корнями пня

Комнатёнка у меня.

На постели –

Лист резной... (Почему многоточие? Кажется, ёж собирался много написать? Засыпает…)

Ждите весточки – весной».

Ящерица написала:

«Бегать по лесу устала.

Кто – в берлогу,

Кто – в нору.

Я же прячусь

Под кору». (Для чего? Чтобы уснуть до весны.)

И ещё два Ерша

Нацарапали спеша

Извещение о том,

Покрылась льдом. (Чем нацарапали и почему спешили?)

Переписка

Прекращается.

Ерши прощаются.

4. Обобщающая беседа .

б) – Это стихотворение-игра, но из него внимательный читатель может многое узнать – что же?

в) – Какое настроение у этого стихотворения? (Совсем не грустное.)

г) – Вернёмся к названию стихотворения. Конверт был только один – жёлтый. А название… Что можно предположить? (У автора есть продолжение.) Какие творческие задания можете предложить? (Придумать письма из леса в белом, голубом и зелёном конвертах; продолжить письмо в жёлтом конверте от имени других обитателей леса.)

5.Выразительное чтение по ролям.

Чтение стихотворения Д. Самойлова «Перед снегом».

Стихотворение вслух читает учитель (комментированное чтение).

Давид Самойлов

ПЕРЕД СНЕГОМ

И начинает уставать вода. (Что это значит? Что вы представляете?)

И это означает близость снега.

Вода устала быть ручьями, быть дождём,

По корню подниматься, падать с неба. (Ручьи уже готовы замёрзнуть, дождь вот-вот сменится снегом, уснут деревья…)

Вода устала петь, устала течь,

Сиять, струиться и переливаться.

Ей хочется утратить речь, (Хочется совсем замолчать: не журчать, не петь, не звенеть…)

И там, где залегла, там оставаться. (Откуда же такая усталость? Вы заметили, это слово в 1-й строфе повторяется много раз?)

Под низким небом, тяжелей свинца,

Усталая вода сияет тускло. (Цвет неба мрачный, синевато-серый, цвет свинца – металла, очень тяжёлого, небо как бы давит сверху.)

Она устала быть самой собой.

Но предстоит ещё утратить чувства,

Но предстоит ещё заледенеть

И уж не петь, а, как броня, звенеть. (Что скоро произойдёт с водой?

– Превратившись в лёд, станет подобием металла – тяжёлой, равнодушной.)

Ну а покуда в мире тишина. (Этого пока не произошло, вода усталая, но пока ещё живая.)

Торчат кустов безлиственные прутья.

Распутица кончается. (Распутица – время поздней осени, когда дороги размокают, становятся почти непроезжими. «Распутица кончается…»)

Распутья

Подмёрзли. (Распутья – перекрёстки дорог.)

Но земля ещё черна.

Вот-вот повалит первый снег. (Повалит… Не закружит, не посыплет, не ляжет – именно повалит. Почему? Нарисуйте словами эту картину.

– Снег падает густо, тяжело, крупными хлопьями…)

1.Обобщающая беседа.

а) – Последняя строчка написана вне рифмы. Почему, как вы думаете?

б) – Каким настроением проникнуто стихотворение?

в) – Это стихотворение не только о поздней осени. О чём ещё? (Это размышление о ходе времени, о человеческой жизни, «осень жизни» – как бы её закат…)

г)– Почему именно осень навевает такие размышления?

2. Творческое задание.

Нарисовать словами картину «Усталая вода».

3.Выразительное чтение .

3. Работа с текстами после чтения .

1. Беседа .

– Что объединяет прочитанные стихотворения? (Обратите внимание на тему урока.) Чем они отличаются?

2.– Какое творческое задание вы бы предложили после чтения стихотворения «Перед снегом»? (Иллюстрирование, устное словесное рисование.)

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?