Бдрм расшифровка. «Дельфин» с ядерным горбом: на что еще способны подлодки «судного дня

Советские атомные ракетоносцы на протяжении почти 30 лет успешно противостояли ядерному потенциалу Западных стран, играя роль надежного элемента сдерживания. Атомная подлодка, вооруженная баллистическими ракетами была, есть и будет самым мощным оружием в современной эпохе. Благодаря большой разрушительной мощи и совершенному оборудованию подводные ракетоносцы являются самыми совершенными военными кораблями, которые когда-либо сходили со стапелей. Советский Союз мог гордиться своими достижениями в области строительства АПЛ. Сегодня богатые традиции советских подводников, весь огромный накопленный опыт в строительстве кораблей этого класса, успешно применяют на деле российские подводники. Боевая служба подводных лодок проекта 667бдрм типа «Дельфин» яркое тому подтверждение. Ракетные подводные крейсера «Новомосковск», «Екатеринбург» и «Верхотурье» продолжают исправно нести боевое дежурство в составе Северного флота.

Семь ядерных подлодок типа «Дельфин» являются основой морской компоненты ядерной триады России в настоящий момент. Эти корабли являются прямыми потомками подводных атомоходов проекта 667, которые были самыми массовыми в советском флоте.

Старый, новый проект 667БРДМ типа «Дельфин»

Развал Советского Союза оставил ВМС России богатое наследство. Огромный атомный подводный флот стоял в бухтах на Северном флоте и находился в местах базирования на Дальнем Востоке. Советские атомные субмарины имели различный возраст и были по-разному готовы к дальнейшему продолжению службы. Из всех типов и классов подводных судов лучше всего сохранились атомоходы проекта 667БРДМ типа «Дельфин». Именно на эти корабли и была сделана ставка на будущее поддержание боеготовности российских морских ядерных сил.

Следует сразу сказать, что этот проект являлся сборной солянкой, в которую были включены лучшие конструкторские наработки в процессе строительства кораблей проекта 667. Как и прежде, разработкой улучшенного проекта занималось ЦКБ «Рубин» — флагман отечественного атомного подводного кораблестроения.

Корабли типа «Дельфин» должны были стать завершающей версией проекта 667, ознаменовав переход от атомных подлодок 2-го поколения к подводным кораблям 3-го поколения. По советской классификации лодки этого типа относились к классу ракетных подводных крейсеров, соответственно и тип кораблей обозначался, как РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения). Разработку улучшенного проекта начали в далеком 1975 году, когда американские ВМС стали разрабатывать конструкцию новой атомной подлодки типа «Огайо». В новой американской субмарине планировалось разместить 24 баллистические ракеты «Трайдент –II».

Находящиеся на тот момент в составе ВМФ СССР атомные ракетоносцы имели на вооружении меньшее количество стратегических ракет. В виду сложившейся ситуации и для создания паритета с американцами по количеству ядерных носителей, было принято решение создать для флота более мощный корабль. Базовой основой для новых советских субмарин стали подлодки проекта 667БДР «Кальмар». В конструкции новой подлодки было решено увеличить все и существенно улучшить навигационные характеристики подводного судна. Корабли были рассчитаны на установку новых советских стратегических ракет Р-29РМ, поэтому требовалось увеличить размеры корабля. Соответственно увеличились носовые и кормовые оконечности подлодки.

В процессе проектирования были предприняты попытки понизить шумность корабля и сделать гидроакустическую картину субмарины менее заметной. Многие системы на апл проекта 667БДРМ были использованы впервые, включая новое гидролокационное оборудование. Результатом работы конструкторов стал практически новый проект, который положил начало новой финальной серии советских атомных ракетоносцев, состоящей из 7 кораблей.

Конструкция атомной подводной лодки проекта 667 БДРМ

Головной корабль серии — атомную подлодку Б-51 «Верхотурье» — заложили на праздник, 23 февраля 1981 года. Для постройки кораблей этого проекта было выбрано основное предприятие советского атомного кораблестроения — Северодвинский машиностроительный завод «Севмаш». В течение 9 лет, начиная с 1981 года по 1990 год, предприятием было спущено на воду и введено в строй 7 кораблей проекта 667БДРМ. Последним кораблем этой серии стал РПКСН К-407 «Новомосковск».

Подводный ракетоносец «Верхотурье» получил ярко выраженный горб, в котором разместились 16 баллистических ракет. В классификации НАТО корабль получил шифр «Delta-IV», продолжая тем ряд боевых судов под шифром Delta. Размеры подлодки впечатляли. Длина корпуса лодки составила 167 м, а водоизмещение выросло до 11740 тонн. Атомная субмарина имела двухкорпусную конструкцию, ставшую традиционной для кораблей предыдущих серий. Прочный основной корпус корабля и переборки изготавливались из прочной стали, способной выдержать длительные интенсивные нагрузки и обладающей антикоррозийными свойствами. Конструкция корабля и прочностные характеристики материалов позволяли лодке опускаться на глубину до 600 м.

Основные узлы и агрегаты подводного корабля размещались на специальных амортизационных платформах, снижающих вибрацию и акустические шумы. Отсеки с энергетической установкой имели локальные звукопоглотители. Легкий корпус был покрыт специально разработанным для этих целей маскирующим материалом, обеспечивающим меньший гидроакустический фон корабля. Отличительной чертой субмарин проекта 667БДРМ стали гребные винты, которые имели пять лопастей, и обладали улучшенной гидроакустической картиной.

Подобные мероприятия и новшества существенно повысили скрытность корабля, приблизив гидроакустические параметры советской субмарины к параметрам американского ракетоносца типа «Огайо».

Во время боевых походов советские ракетные подводные крейсера «Екатеринбург» и «Подмосковье» сумели более недели оставаться в море незамеченными кораблями стран НАТО. Это стало причиной того, что американские субмарины вынуждены были приблизиться к местам постоянного базирования советских подлодок, подвергая себя большому риску быть обнаруженными.

Все корабли проекта получали автоматизированную систему управления вооружениями «Омнибус-БДРМ», с помощью которой осуществлялся анализ поступающей информации, определялись параметры боевого применения тактического оружия. Помимо этого лодки оснащались новым гидроакустическим оборудованием «Скат», имеющим две антенны. Одна антенна была расположена в носовом обтекателе, вторая — использовалась в буксируемом варианте. Ракетное вооружение обладало улучшенным навигационным комплексом «Шлюз», позволяющим с высокой точностью определять местоположение лодки во время пуска ракет.

Главной энергетической установкой для всех подлодок являлся ядерный реактор ВМ-4СГ, который обеспечивал паром две турбинные установки ОК-700А. Суммарная мощность двигательной установки составила 60 тыс. л. с. В качестве резервных двигателей на судах использовались электродвигатели по 225 л.с. каждый. Ядерная установка обеспечивала кораблям подводный ход со скоростью 24 узла.

В отличие от кораблей ранних серий на «дельфинах» существенно улучшились условия личного состава, обеспечивающие комфортное несение службы во время длительных и дальних боевых походов. Экипаж субмарины по штату насчитывал 140 человек.

Огневая мощь ракетоносцев проекта 667БДРМ

Корабли изначально проектировались под баллистическую ракету Р-29РМ. Ракетный комплекс Д-9РМ, установленный на субмаринах, представлял собой стартовую площадку для 16 стратегических межконтинентальных ракет. Советская ракета обладала значительным технологическим преимуществом перед американскими аналогами. По дальности стрельбы и точности попадания боевыми блоками Р-29РМ не имела себе равных. Имея меньшие габариты и взлетную массу, советская ракета могла доставить ядерные заряды на расстояние свыше 8 тыс. км.

Данный тип ракет стал последним, в котором использовались жидкостные ракетные двигатели. Далее все типы ракетного оружия, устанавливаемого на отечественных субмаринах, работали на твердом топливе. В течение пяти лет, начиная с 1996 года по 2001 все баллистические ракеты, стоящие на вооружении подводных лодок проекта 667БДРМ были заменены на модернизированную версию, ракету Р-29РМУ2. В последствие уже российские ракетоносцы типа «Дельфин» были переоснащены для пуска ракет Р-29РМУ2.1 «Лайнер». В 2011 году с РПКСН «Екатеринбург» был произведен первый подводный пуск новой модернизированной ракеты. Следом за этими испытаниями в этом же году, уже с борта атомной подводной лодки К-114 «Тула» стартовала вторая межконтинентальная ракета этого типа. Лодки проекта 667БДРМ могли осуществлять ракетный залп, находясь на рабочей глубине 55 м.

Тактическое вооружение подводных атомоходов типа «Дельфин» было представлено четырьмя торпедными аппаратами калибра 533 мм и противолодочным торпедно-ракетным комплексом «Водопад».

Атомные ракетные подводные крейсера проекта 667БДРМ в российском флоте

Все семь кораблей этого проекта были введены в строй еще в Советском Союзе. На момент развала СССР эти субмарины оставались наиболее современным и составляли костяк ядерных сил ВМФ России. Все суда были причислены к Северному флоту и базировались на военно-морской базе Гаджиево. В начале 90-х годов было принято правительственное решение поддерживать ракетоносцы проекта 667БДРМ в боевом состоянии, а при достаточном финансировании провести плановый ремонт и модернизацию. Головная лодка серии первой в 1993 году прошла плановый ремонт и модернизацию, снова вступив в строй СФ. На остальных кораблях, начиная 1996 года, поочередно проводились плановые ремонты, модернизация.

Атомная подлодка К-64 «Подмосковье» была выведена из эксплуатации в 1999 году. Модернизация корабля продолжилась долгих 16 лет. В итоге лодка была переоборудована в опытно-испытательный корабль, способный обеспечивать доставку сверхмалых субмарин. Корабль получил новый номер БС-64. Ввод корабля в строй Северного флота состоялся в 2019 году. На бывшем ракетоносце «Подмосковье» были убраны ракетные шахты и установлен новый отсек для транспортировки сверхмалых подлодок.

На сегодняшний день все корабли находятся в строю. Ожидается начало нового этапа восстановления технической готовности всех кораблей. Подводная лодка К-117 «Брянск» — первый из кораблей подобного класса осуществила пуск межконтинентальной ракеты на малое расстояние. В последние годы корабль неоднократно совершал учебные и боевые пуски баллистических ракет в акватории Баренцева моря.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения, подводная лодка К-18 совершила всплытие на Северном полюсе, установив государственный флаг России и ВМФ. В 1996 году решением Главкома ВМФ подводная лодка получила новое название «Карелия».

В итоге

Все корабли проекта 667БДРМ остаются на данный момент в составе Северного флота и представляют собой наиболее современные и боеспособные корабли российского флота. Корабли этого класса обладают необходимой боевой мощью, являясь важной составляющей российской ядерной триады. Шесть ракетоносцев поочередно несут боевое дежурство, тогда как лодка «Подмосковье» задействована в исследовательских программах и проектах.

Находясь на боевом дежурстве, российские ракетоносцы создают массу проблем для поисковых отрядов стран НАТО. Хорошая скрытность и большая автономность обеспечивают этим субмаринам удобные стартовые позиции в мировом океане. Местом действия ракетоносцев проекта 667БДРМ в основном являются полярные широты, где российские субмарины представляют постоянную реальную угрозу потенциальному противнику.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Последним судном «семейства 667» и последним советским подводным ракетоносцем 2-го поколения (фактически плавно перешел в третье поколение) стал ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) проекта 667-БРДМ (шифр «Дельфин»). Как и предшественники, он был создан в ЦКБ морской техники «Рубин» под руководством генерального конструктора, академика Ковалева С.Н. (главный наблюдающий от военно-морского флота – капитан первого ранга Пилигин Ю.Ф.). Правительственное постановление о разработке подводной атомной подводной лодки вышло 10.09.1975.


Основным субмарины должен был стать ракетный комплекс Д-9РМ, имеющий 16 межконтинентальных жидкостных ракет Р-29РМ (РСМ-54 – договорное обозначение, SS-N-23 «Skiff» – обозначение НАТО), которые имели увеличенные дальность стрельбы, радиус развода и точность боевых блоков. Разработку ракетного комплекса начали в 1979 году в КБМ. Создатели комплекса были ориентированы на достижение максимального технического уровня и тактико-технических характеристик при ограниченных изменениях в проекте подлодки. Новые ракеты по боевым возможностям превосходили все модификации самых мощных американских морских ракетных комплексов «Трайдент», имея при этом гораздо меньшие габариты и массу. В зависимости от количества головных частей, а также их массы, дальность огня баллистическими ракетами могла значительно превышать 8,3 тыс. км. Р-29РМ была последней ракетой, которую разработали под руководством Макеева В.П., а также последней советской жидкостной межконтинентальной баллистической ракетой – все последующие отечественные баллистические ракеты проектировались как твердотопливные.

Конструкция новой субмарины являлась дальнейшим развитием проекта 667-БДР. В связи с возросшими габаритами ракет и необходимости внедрения конструкционных решений для снижения гидроакустической заметности, на подлодке пришлось увеличить высоту ограждения ракетных шахт. Также была увеличена длина кормовой и носовой оконечностей корабля, увеличился и диаметр прочного корпуса, были несколько «приполнены» обводы лёгкого корпуса в районе первого – третьего отсеков. В прочном корпусе, а также в конструкции межотсечных и концевых переборок подлодки использовали сталь, которая была получена методом электрошлакового переплава. Данная сталь обладала повышенными показателями пластичности.

При создании подлодки приняли меры по значительному снижению шумности судна, а также по уменьшению помех работе гидроакустической бортовой аппаратуры. Широко использован принцип агрегатирования оборудования и механизмов, которое размещалось на общей амортизированной относительно прочного корпуса судна раме. В районе энергетических отсеков были установлены локальные звукопоглотители, увеличена эффективность акустических покрытий прочного и лёгкого корпусов. В результате атомная подводная лодка по характеристикам гидроакустической заметности приблизилась к уровню американской АПЛ с баллистическими ракетами третьего поколения «Огайо».

Главная энергоустановка подлодки состоит из двух водо-водяных реакторов ВМ-4СГ (мощность каждого 90 мВт) и двух паровых турбин ОК-700А. Номинальная мощность ГЭУ равняется 60 тыс. л. с. На борту субмарины имеется два дизельных генератора ДГ-460, два турбогенератора ТГ-3000, два электродвигателя эконом. хода (мощность каждого 225 л. с.) АПЛ оснащена пятилопастными малошумными гребными винтами имеющими улучшенные гидроакустические характеристики. На лёгком корпусе для обеспечения винтам благоприятного режима работы установлено гидродинамическое спец. устройство, которое выравнивает набегающий поток воды.

В проекте подводной лодки проекта 667-БДРМ реализовали мероприятия по улучшению условий обитаемости. Экипаж крейсера получил в своё распоряжение сауну, солярий, спортивный зал и тому подобное. Усовершенствованная система электрохимической регенерации воздуха за счет электролиза воды и поглощения углекислоты твёрдым регенерирующим поглотителем обеспечивается концентрация кислорода в пределах 25 процентов и углекислого газа не более 0,8 процентов.

Для централизованного управления боевой деятельностью ПЛАРБ проекта 667-БДРМ оснащается БИУС «Омнибус-БДРМ», которая осуществляет сбор и обработку информации, решает задачи тактического маневрирования и боевого применения ракетно-торпедного и торпедного оружия.

На атомной подлодке с баллистическими ракетами установлен новый ГАК «Скат-БДРМ», который по своим характеристикам не уступает американским аналогам. Гидроакустический комплекс имеет крупногабаритную антенну высотой 4,5 и диаметром 8,1 метров. На судах проекта 667-БДРМ впервые в практике советского кораблестроения использован стеклопластиковый обтекатель антенны, который имеет безрёберную конструкцию (это дало возможность значительно уменьшить гидроакустические помехи, которые воздействуют на антенное устройство комплекса). Также имеется буксируемая гидроакустическая антенна, которая в нерабочем положении убиралась в корпус АПЛ.

Навигационным комплексом «Шлюз» обеспечивается необходимая лодке точность использования ракетного оружия. Уточнение места субмарины посредством астрокоррекции производится при всплытии на перископную глубину с периодичностью раз в 48 часов.

Подводный ракетоносец 667-БДРМ оснащается комплексом радиосвязи «Молния-Н». Имеется две всплывающие антенны буйкового типа, которые позволяют принимать радиосообщения, сигналы целеуказания и космической системы навигации на больших глубинах.

Ракетный комплекс Д-9РМ, принятый в 1986 году на вооружение (уже после кончины Виктора Петровича Макеева – его создателя), является дальнейшим развитие комплекса Д-9Р. Комплекс Д-9Р состоит их 16 жидкостных трёхступенчатых ампулированных ракет Р-29РМ (инд. ЗМ37) с максимальной дальностью 9,3 тыс. км. Ракета Р-29РМ даже сегодня обладает наивысшими в мире энергомассовым совершенством. Ракета обладает стартовой массой 40,3 тонн и забрасываемый вес 2,8 тонны, то есть практически равный забрасываемому весу значительно более тяжёлой ракеты «Трайдент-II» США. Р-29РМ оснащена разделяющейся головной частью, рассчитанной на четыре или десять боевых блоков суммарной мощностью - 100 кт. Сегодня на всех атомных подлодках проекта 667-БДРМ развёрнуты ракеты, боевая часть которых оснащена четырьмя боевыми блоками. Высокая точность (круговое вероятное отклонение составляет 250 метров), соизмеримая с точностью ракет «Трайдент» D-5 (США) КВО которых по различным оценкам составляет 170-250 метров, позволяет комплексу Д-9РМ поражать малоразмерные высокозащищённые цели (шахтные пусковые установки МБР, командные пункты и другие объекты). Запуск всего боекомплекта может быть осуществлен за один залп. Максимальная глубина пуска составляет 55 метров без ограничений в районе старта по погодным условиям.

Новый торпедно-ракетный комплекс, который установлен на подлодке проекта 667-БДРМ, состоит из 4 торпедных аппаратов калибра 533 миллиметров с системой быстрого заряжания, которые обеспечивают использование почти всех типов современных торпед, ПЛУР (противолодочная ракето-торпеда), приборов гидроакустического противодействия.

Модификации

В 1988 г. ракетный комплекс Д-9РМ, который установлен на лодках проекта 667-БДРМ, модернизировали: боевые блоки были заменены более совершенными, навигационная система дополнялась аппаратурой космической навигации (ГЛОНАСС), обеспечили возможность пуска ракет по настильным траекториям, что дает возможность более надёжно преодолевать перспективные системы противоракетной обороны потенциального противника. Повысили стойкость ракет к поражающим факторам ядерного оружия. По оценкам некоторых специалистов, модернизированный Д-9РМ превосходит «Трайдент» D-5 – американский аналог - по таким важным показателям, как способность преодолевать средства противоракетной обороны противника и точность поражения целей.

В 1990-2000 годах ракетоносец К-64 переоборудовали в опытовое судно и переименовали в БС-64.

Программа строительства

К-51 – головной ракетоносец проекта 667-БДРМ – был заложен в Северодвинске на Северном машиностроительном предприятии в феврале 1984 года, спущен на воду в январе следующего года, а в декабре его ввели в строй. Всего в период с 1985 по 1990 год на Северном машиностроительном предприятии построили 7 ПЛАРБ данного проекта.

Статус на 2007 год

В настоящее время атомные подлодки с баллистическими ракетами (по нашей классификации – Ракетный подводный крейсер стратегического назначения) проекта 667-БДРМ (на Западе известны как «Delta IV class») – основа морской составляющей российской стратегической ядерной триады. Все они входят в состав третьей флотилии стратегических подлодок Северного флота базирующейся в бухте Ягельная. Для размещения отдельных подлодок имеются спец. базы-укрытия, которые представляют собой подземные надежно защищённые сооружения, предназначающиеся для стоянки и обеспечения перезарядки реакторов ядерным топливом и ремонта.

Подлодки проекта 667-БДРМ стали одними из первых советских АПЛ, практически полностью неуязвимых в районе их боевого дежурства. Выполняя боевое патрулирование в арктических морях, которые прилегают непосредственно к российскому побережью субмарины, даже при самых благоприятных для противника гидрологических условиях (полный штиль, который в Баренцевом море наблюдается только в 8 процентах «природных ситуаций»), могут быть обнаружены новейшими атомными многоцелевыми подлодками типа «Improved Los Angeles» ВМС США на дистанциях не более 30 км. Но в условиях, которые характерны для остальных 92 процентов времени года, при наличии ветра со скоростью 10-15 м/с и волнения, атомные подлодки с баллистическими ракетами проекта 667-БДРМ противником не обнаруживаются вовсе или могут быть фиксироваться гидроакустической системой типа BQQ-5 на дальности до 10 км. Кроме того, в полярных морях севера существуют обширные мелководные районы, в которых дальность обнаружения лодок проекта 667-БДРМ даже в полный штиль снижается менее чем до 10 тыс. м (то есть обеспечивается практически абсолютная выживаемость подлодок). При этом необходимо иметь в виду, что российские ракетные подлодки несут свое боевое дежурство фактически во внутренних водах, которые достаточно хорошо прикрыты противолодочными средствами флота.

В 1990 г. на одном из крейсеров проекта 667-БДРМ провели спец. испытания с подготовкой и последующим запуском всего боекомплекта состоящего из 16 ракет в залпе (как в реальной боевой обстановке). Подобный опыт был уникальным не только для нашей страны, но и для всего мира.

ПЛАРК пр.949-А и ПЛАРБ «Новомосковск» пр.677-БДРМ в базе

Подводные лодки проекта 667-БДРМ в настоящее время также используются для запусков искусственных спутников земли на низкие околоземные орбиты. С одной из атомных подлодок с баллистическими ракетами проекта 667-БДРМ в июле 1998 году ракетой-носителем «Штиль-1», разработанной на базе ракеты Р-29РМ, впервые в мире запустили искусственный спутник Земли «Тубсат-Н», немецкой разработки (старт выполнили из подводного положения). Также ведутся работы по разработке морской ракеты-носителя «Штиль-2» большей мощности с весом выводимой нагрузки, которая увеличена до 350 килограмм.

Вероятно, служба ракетоносцев проекта 667-БДРМ продолжится до 2015 г. Для поддержания боевого потенциала данных судов на нужном уровне военно-промышленная комиссия в сентябре 1999 года решили возобновлить производство ракет Р-29РМ.

Основные тактико-технические характеристики проекта 667-БДРМ:
Надводное водоизмещение – 11740 тонн;
Подводное водоизмещение – 18200 тонн;
Основные размеры:
- наибольшая длина (по КВЛ) – 167,4 м (160 м);
- наибольшая ширина – 11,7 м;
- осадка по КВЛ – 8,8 м;
Главная энергетическая установка:
- 2 водо-водяных реактора ВМ-4СГ суммарной мощностью 180 мВт;
- 2 ППУ ОК-700А, 2 ГТЗА-635
- 2 паровых турбины, суммарной мощностью 60000 л.с. (44100 кВт);
- 2 турбогенератора ТГ-3000, мощность каждого 3000 кВт;
- 2 дизельных генератора ДГ-460, мощность каждого 460 кВт;
- 2 электродвигателя экономического хода, мощность каждого 225 л.с.;
- 2 вала;
- 2 пятилопастных гребных винта;
Надводная скорость хода – 14 узлов;
Подводная скорость хода – 24 узла;
Рабочая глубина погружения – 320...400 м;
Предельная глубина погружения – 550...650 м;
Автономность – 80...90 суток;
Экипаж – 135...140 человек;
Стратегическое ракетное вооружение:
- пусковые установки БРПЛ Р-29РМ (SS-N-23 «Skiff») комплекса Д-9РМ – 16 шт.;
Зенитное ракетное вооружение:
- пусковые установки ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла» (SA-14 «Gremlin»/SA-16 «Gimlet») – 4...8 шт.;
Торпедное и ракето-торпедное вооружение:
- торпедные аппараты калибра 533 мм – 4 (носовых);
- торпеды САЭТ-60М, 53-65М, ПЛУР РПК-6 «Водопад» (SS-N-16 «Stallion») калибра 533 мм – 12 шт;
Минное вооружение:
- может нести вместо части торпед до 24 мин;
Радиоэлектронное вооружение:
Боевая информационно-управляющая система – «Омнибус-БДРМ»;
Радиолокационная система общего обнаружения - МРК-50 «Каскад» (Snoop Tray);
Гидроакустическая система:
- гидроакустический комплекс МГК-500 «Скат-БДРМ» (Shark Gill; Mouse Roar);
Средства радиоэлектронной борьбы:
- «Залив-П» РТР;
- «Завеса-П» радиопеленгатор (Brick Pulp/Group; Park Lamp D/F);
Средства ГПД – 533-мм ГПД;
Навигационный комплекс:
- «Шлюз»;
- КНС ГЛОНАСС;
- радиосекстант (Code Eye);
- ИНС;
Комплекс радиосвязи:
- «Молния-Н» (Pert Spring), ССС «Цунами-БМ»;
- буйковые буксируемые антенны «Параван» или «Ласточка» (СНЧ);
- СВЧ и ВЧ-антенны;
- станция звукоподводной связи;
РЛС госопознавания – «Нихром-М».

Последним кораблем “семейства 667”, а также последним Cоветским подводным ракетоносцем 2-го поколения (фактически “плавно перешедшим” в 3-е поколение) стал ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БРДМ (шифр “Дельфин”) так же, как и его предшественники, созданный ЦКБ МТ “Рубин” под руководством генерального конструктора, академика С.Н.Ковалева. Правительственное постановление о разработке нового подводного атомохода вышло 10 сентября 1975 г.

Основным оружием корабля должен был стать новый ракетный комплекс Д-9РМ с 16 межконтинентальными жидкостными ракетами Р-29РМ (РСМ-54, SS-N-24), имеющими увеличенные дальность стрельбы, точность и радиус развода боевых блоков. Разработка ракетного комплекса началась в КБМ в 1979 году. Его создатели были ориентированы на достижение максимально возможного технического уровня и ТТХ при ограниченном внесении изменений в проект подводной лодки. Поставленные задачи удалось успешно решить за счет реализации оригинальных компоновочных решений (совмещенные баки последней маршевой и боевой ступеней) , использования двигателей с предельными характеристиками, применения новых конструкционных материалов, улучшения технологии производства, а также увеличения габаритов ракеты за счет объемов, “позаимствованных” у пусковой установки.

По своим боевым возможностям новые БР превосходили все модификации наиболее мощного американского морского ракетного комплекса «Трайдент», имея при этом меньшие массу и габариты. В зависимости от числа головных частей и их массы дальность стрельбы МБР могла значительно превышать 8300 км.

Р-29РМ стала последней ракетой, разработанной под руководством В.П.Макеева, а также последней отечественной жидкостной МБР В извесном смысле, она явилась «лебединой песней» жидкостных баллистических ракет подводных лодок. Все последующие отечественные БР проектировались твердотопливными.

Конструкция нового корабля являлась дальнейшим развитием лодок 667-го семейства. Из-за возросших габаритов ракет, а также необходимости внедрения новых конструкционных решений по снижению гидроакустической заметности, на лодке пришлось вновь увеличить высоту ограждения ракетных шахт. Была увеличена также длина носовой и кормовой оконечностей корабля, возрос и диаметр прочного корпуса, обводы легкого корпуса в районе 1-го - 3-го отсеков были несколько «приполнены».

В конструкции прочного корпуса, а также концевых и межотсечных переборок лодки использовалась сталь, полученная методом электрошлакового переплава и обладающая повышенными показателями пластичности.

При создании подводной лодки были приняты меры по существенному снижению ее шумности, а также уменьшению помех работе бортовой гидроакустической аппаратуры. Широко применен принцип агрегатирования механизмов и оборудования, которое размещено на общей раме, амортизированной относительно прочного корпуса корабля. В районе энергетических отсеков установлены локальные звукопоглотители, повышена эффективность акустических покрытий легкого и прочного корпусов. В результате по характеристикам гидроакустической заметности атомоход приблизился к уровню американской ПЛАРБ 3-го поколения «Огайо».

Главная энергетическая установка подводной лодки включает два водоводяных реактора ВМ-4СГ (по 90 мВт) и две паровые турбины ОК-700А. Номинальная мощность ГЭУ составляет 60.000 л. с. На борту корабля имеется два турбогенератора ТГ-3000, два дизельгенератора ДГ-460, два электродвигателя экономичного хода мощностью по 225 л. с.

РПКСН имеет малошумные пятилопастные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Для обеспечения винтам наиболее благоприятного режима легком корпусе установлено специальное гидродинамическое устройство, выравнивающее набегающий поток воды.

В проекте 667БДРМ реализованы мероприятия по дальнейшему улучшению условий обитаемости. Экипаж корабля получил в свое распоряжение солярий, сауну, спортивный зал и т. п. Усовершенствованная система электрохимической регенерации воздуха путем электролиза воды и поглощения углекислого газа твердым регенерирующим поглотителем надежно обеспечивала концентрацию кислорода в пределах 25% и углекислого газа не выше 0,8%.

Для централизованного управления всеми видами боевой деятельности лодка оснащена боевой информационно-управляющей системой «Омнибус-БДРМ», осуществляющей сбор и обработку информации, решение задач тактического маневрирования и боевого использования торпедного и ракетно-торпедного оружия.

На РПКСН установлен новый гидроакустический комплекс «СКАТ-БДРМ», по своим характеристикам не уступающий американским аналогам. Он имеет крупногабаритную антенну диаметром 8,1 м и высотой 4,5 м. Впервые в практике отечественного кораблестроения на проекте 667БДРМ применен стеклопластиковый обтекатель антенны, имеющий безреберную конструкцию (это позволило снизить гидроакустические помехи, воздействующие на антенное устройство комплекса). Имеется и буксируемая гидроакустическая антенна, в нерабочем положении убирающаяся в корпус.

Навигационный комплекс «Шлюз» обеспечивает необходимую точность применения ракетного оружия. Уточнение места корабля посредством астрокоррекции производится с подвсплытием на перископную глубину с периодичностью один раз в двое суток.

Подводный крейсер проекта 667БДРМ оснащен комплексом радиосвязи «Молния-Н». Имеются две всплывающие антенны буйкового типа, позволяющие принимать на большой глубине радиосообщения, целеуказания и сигналы космической системы навигации.

Ракетный комплекс Д-9РМ, принятый на вооружение в 1986 г. (уже после кончины его создателя - Виктора Петровича Макеева) , представляет собой дальнейшее развитие комплекса Д-9Р В его состав входит 16 трехступенчатых жидкостных ампулированных ракет Р-29РМ (ЗМ37, РСМ-54) с максимальной дальностью стрельбы 9300 км.

Ракета Р-29РМ и сегодня обладает наивысшим в мире энергомассовым совершенством. Ее длина 14,8 м, диаметр корпуса 1,9 м, она имеет стартовую массу 40,3 т и забрасываемую массу 2,8 т (равную забрасываемой массе значительно более тяжелой американской ракеты «Трайдент»). Р-29РМ имеет разделяющуюся головную часть, рассчитанную на четыре или 10 боевых блоков (мощность -100 кг). В настоящее время на РПКСН развернуты ракеты с БЧ, оснащенными четырьмя боевыми блоками.

Высокая точность (КВО - 250 м), соизмеримая с точностью американской ракеты «Трайдент» 0-5 (по различным оценкам - 170-250 м), обеспечивает комплексу Д-9РМ возможность поражения малоразмерных высокозащищенных целей (шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, командных пунктов и других «сверхпрочных» объектов) . Запуск всего боекомплекта ракетного крейсера может осуществляться единым залпом. Максимальная глубина пуска - 55 м, ограничения по погодным условиям в районе старта отсутствуют.

В 1988 году ракетный комплекс был модернизирован, боевые блоки заменены на более совершенные, навигационная система дополнена аппаратурой космической навигации (система ГЛОНАСС), обеспечена возможность пусков ракет по настильным траекториям (в том числе из высоких широт), что позволяет более надежно преодолевать перспективные системы ПРО потенциального противника. Повышена и стойкость ракеты к поражающим факторам ядерного взрыва.

По оценкам ряда специалистов, модернизированный комплекс Д-9РМ превосходит американский аналог «Трайдент» 0-5 - по таким важнейшим показателям, как точность поражения целей и способность преодолевать средства ПРО противника.

Новый торпедно-ракетный комплекс, установленный на подводной лодке проекта 667БДРМ, состоит из четырех 533-мм торпедных аппаратов с системой быстрого заряжения, обеспечивающих использование практически всех типов современных торпед, противолодочных ракето-торпед и приборов гидроакустического противодействия.

Строительство лодок проекта 667БДРМ было начато в Северодвинске в 1981 году. Флот получил, в общей сложности, семь атомоходов данного типа. Первым командиром головной лодки - К-51 - был назначен капитан 1-го ранга Ю.К.Русаков.

В 1990 году на одном из крейсеров проекта 667БДРМ были проведены специальные испытания с подготовкой и запуском всего боекомплекта из 16 ракет в одном залпе (как при реальной боевой стрельбе). Подобный опыт являлся уникальным как для нашей страны, так и в мире.

закладка спуск на воду ввод в строй К-51 «Верхотурье» 23.02.81 01.84 29.12.84 К-84 «Екатеринбург» 11.83 12.84 02.85 К-64 11.84 12.85 02.86 К-114 «Тула» 12.85 09.06 01.87 К-117 «Брянск» 09.86 09.87 03.88 К-18 «Карелия» 09.87 11.88 09.89 К-407 «Новомосковск» 11.88 10.80 20.02.92

В настоящее время РПКСН проекта 667БДРМ (по классификации НАТО - Delta IV) являются основой морской составляющей стратегической ядерной триады России. Все они находятся в составе 3-й флотилии стратегических ПЛ Северного флота и базируются в бухте Ягельная. Для размещения отдельных лодок имеются и специальные базы-укрытия, представляющие собой надежно защищенные подземные сооружения, предназначенные для стоянки, а также обеспечения ремонта и перезарядки реакторов ядерным топливом.

Подводные лодки проекта 667БДРМ стали одними из первых отечественных атомоходов, почти полностью неуязвимых в районах своего боевого дежурства. Выполняя патрулирование в арктических морях, непосредственно прилегающих к Российскому побережью (в том числе и под ледяным покровом) , они, даже при наиболее благоприятной для противника гидрологической обстановке (полный штиль, который наблюдается в Баренцевом море лишь в 8% «природных ситуаций») , могут быть обнаружены новейшими американскими атомными многоцелевыми подводными лодками типа «Улучшенный Лос-Анджелес» на дистанциях менее 30 км. Однако в условиях, характерных для остальных 92% времени года, при наличии волнения и ветра со скоростью более 10-15 м/с, РПКСН проекта 667БДРМ не обнаруживаются противником вовсе или могут фиксироваться ГАС типа BQQ-5 (установленных на «Лос-Анжелесах») на дальностях менее 10 км, когда дальнейшее подводное слежение вызывает повышенную опасность столкновения лодок и одинаково опасно как для «охотника», так и для «дичи». Более того, в северных полярных морях существуют обширные мелководные районы, где даже в полный штиль дальность обнаружения лодок проекта 667БДРМ снижается до менее чем 10 км (т.е. обеспечивается практически абсолютная выживаемость подводных ракетоносцев). При этом следует иметь в виду тот факт, что Российские ракетные подводные лодки несут боевое дежурство фактически во внутренних водах страны, достаточно хорошо (даже в нынешних условиях) прикрытых противолодочными средствами флота, что еще больше снижает реальную эффективность НАТОвских лодок- «киллеров».

Характеристика РПКСН проекта 667БДРМ

В начале 2000-х годов в случае, если договор CHB-II вступит в силу, РПКСН пр.667БДРМ станут и самыми «экономичными» отечественными стратегическими системами, если в настоящее время стоимость одного боезаряда, доставленного к цели ракетой РВСН в 1,4 раза дешевле, чем боезаряда баллистической ракеты морского базирования, то после перехода наземных баллистических ракет на моноблочное снаряжение (как это определено Российско-американскими договоренностями) «морской» боезаряд станет в 2,2 - 2,3 раза дешевле «сухопутного».

В ноябре 1999 г. завершил средний ремонт (продолжавшийся на СРЗ «Звездочка» четыре года) ракетоносец К-51 «Верхотурье». В конце мая 2000 г. он прибыл на Северный флот для продолжения несения боевой службы.

6 марта 2000 г. на корабле К-18 «Карелия» впервые в мире президент страны В. Путин выходил в море на ракетную стрельбу.

Лодки пр. 667БДРМ используются в настоящее время и для запусков на низкие околоземные орбиты искусственных спутников земли, в том числе и в коммерческих целях. С РПКСН проекта 667БДРМ ракетой-носителем «Штиль-1», созданной на базе боевой ракеты РСМ-54, в июле 1998 г. впервые в мире был запущен ИСЗ «Тубсат-Н», разработанный в Германии (старт был выполнен из подводного положения). Ведутся работы по созданию и более мощной «лодочной» ракеты-носителя «Штиль-2» с массой выводимой нагрузки, увеличенной со 100 до 350 кг.

По-видимому, служба ракетоносцев проекта 667БДРМ продолжится по меньшей мере до 2010-2015 гг. Для поддержания их боевого потенциала на необходимом уровне военно-промышленная комиссия (заседание которой проходило в сентябре 1999 г. под председательством премьер-министра России Владимира Путина) приняла решение о возобновлении производства ракет типа РCМ-54. Заказ рассчитан на пять лет. В кооперации с Государственным ракетным центром им.Макеева (который в настоящее проводит реорганизацию своего производства) в его реализации примут участие Миасский и Златоустовскии машиностроительные заводы, а также предприятия Красноярска.

В случае, если США в одностороннем порядке примут решение о выходе из договора по ПРО 1972 года, Россия вынуждена будет прибегнуть к ответным мерам по поддержанию стратегического баланса. В качестве одной из таких мер в рамках т. н. «асимметричного ответа» рассматривается возможность вновь вернуться к оснащению ракет Р-29РМ головной частью с 10 боевыми блоками индивидуального наведения.

Предполагается и снаряжение части ракет этого типа моноблочной сверхмощной осколочно-фугасной БЧ с массой взрывчатого вещества более 2000 кг. Такие ракеты могли бы использоваться в неядерном конфликте для сверхточного поражения особо важных стационарных целей. Кроме того, возможно оснащение российских РПКСН ракетами, несущими принципиально новые ядерные БЧ сверхмалого калибра (с тротиловым эквивалентом от 5 до 50 тонн).

Таким образом, подводные лодки проекта 667БДРМ способны, в случае необходимости, превратиться из узкоспециализированного средства “ядерного сдерживания” в многоцелевой боевой комплекс, предназначенный для решения задач в вооруженных конфликтах различных категорий и степеней интенсивности.


Подводная атомная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). Проект ПЛАРБ разработан ЦКБ МТ "Рубин" (г.Ленинград), главный конструктор - . Постановление Совмина СССР о разработке ПЛАРБ с ракетным комплексом Д-9РМ вышло 10 сентября 1975 г.

Строительство серии лодок велось в Северодвинске ПО "Севмаш". Головная лодка К-51 (зав.№379) заложена 23 февраля 1981 г., спущена на воду 7 марта 1984 г. и принята Флотом 29 декабря 1984 г.


Конструкция двухкорпусная - в основе конструкция ПЛАРБ пр.667БДР - увеличена высота ограждения ракетных шахт, вдоль ракетного отсека размещен длинный щелевой шпигат, увеличена длина носовой и кормовой оконечностей, обтекатель ГАС пластиковый безреберный, увеличен диаметр прочного корпуса, обводы легкого корпуса "приполнены" в районе 1-3 отсеков.

Материал конструкции прочного корпуса - сталь, полученная методом электрошлакового переплава с повышенными показателями пластичности.

Для выравнивания набегающего потока воды перед винтами на легком корпусе лодки установлено специальное гидродинамическое устройство.

В проекте лодки предусмотрены меры по значительному снжению шумности - в отсеках с агрегатами энергетической установки установлены локальные звукопоглотители, прочный и легкий корпуса оснащены новым противогидроакустическим покрытием. По уровню шумности лодка близка к показателям ПЛАРБ типа "Огайо" (США).

Для улучшения условий обтаемости на корабле размещен солярий, сауна и спортивный зал. Усовершенствована система электрохимической регенерации воздуха путем электролиза воды и поглощения углекислого газа твердым регенерирующим поглотителем. Система обеспечивает содержание в воздухе кислорода в кределах 25% и углекислого газа не выше 0.8%.

По особеностям конструкции легкого корпуса (как минимум) лодки можно разделить на ранний и поздний варианты проекта (см.реестр ниже). Основное визуальное отличие в размерах и расположении щелевого шпигата в легком корпусе лодки.


ПЛАРБ К-51 "Верхотурье" пр.667БДРМ - DELTA-IV во время ремонта на ЦС "Звездочка", 04.06.1998 г. ().


На первом и втором фото - ранний вариант проекта - ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" и К-51 "Верхотурье". На нижнем фото - ПЛАРБ позднего варианта проекта - К-18 "Карелия". Отличия выделены (фото из архива Rambo54, ).


ПЛАРБ пр.667БДРМ - DELTA-IV на ходовых испытаниях после ремонта,опубликовано 21.02.2008 г. (фото - Илья Курганов, http://forums.airbase.ru).


Двигательная установка :
- 2 х водо-водяных реактора ВД-4СГ мощностью по 90 МВт
- 2 х паровая турбиная установка (ПТУ) ГТЗА ОК-700А с эшелонным расположением мощностью по 30.000 л.с.
х 2 х электродвигатели экономичесокго хода мощностью по 225 л.с.

Движитель : 2 вала
- на первых кораблях проекта - 2 х 4 лопасти соосные винты
- на последующих кораблях - малошумные 5-лопастные винты фиксированного шага

Типы винтов на ПЛАРБ пр.667БДРМ:



Винты ПЛАРБ пр.667БДРМ БС-64 в процессе переоборудования в ПЛАСН , ЦС "Звездочка", март 2005 г. Ракетный отсек частично демонтирован, корпус разрезан на две части для вставки отсека со специальным оборудованием (фото из архива Rambo54, ).


Энертегика :
- 2 х турбогенератора ТГ-3000 мощностью по 3000 кВт
- 2 х дизельгенератора ДГ-460 мощностью по 460 л.с.
- аккумуляторные батареи - свинцово-кислотные

ТТХ лодки :
Экипаж - 135-140 чел

Длина - 167 м
Ширина - 11.7 м
Осадка средняя - 8.8 м

Водоизмещение полное подводное - 18200 т
Водоизмещение нормальное надводное - 11700 т

Скорость хода:
- полная подводная под ГТЗА - 27 уз
- полная надводная под ГТЗА - 14 уз
Глубина погружения предельная - 400 м

Автономность - 80-90 сут

Вооружение:

16 х БРПЛ комплекса Д-9РМ с ракетами 3М37 / Р-29РМ / РСМ-54 - SS-N-23 SKIFF разработки ГРЦ им. Макеева (г.Миасс). Разработка ракетного комплекса начата в 1979 г. Основные отличия от предыдущих ракетных комплексов - большая дальность стрельбы (9300 км), более высокая точность (ок.250 м) и больший радиус развода боевых блоков. Комплекс Д-9РМ был последним отечественным комплексом с жидкостными БРПЛ. комплекс принят на вооружение в 1986 г. Пуск всего боекомплекта может выполняться единым залпом. Ограничения по погодным условиям отсутствуют.
Глубина пуска - до 55 м

Модернизированные варианты:
- 1988 г. - комплекс Д-9РМУ с ракетами Р-29РМУ - используются более совершенные боевые блоки, система наведения ракет дополнена системой ГЛОНАСС, повышена стойкость ракет к поражающим факторам ядерного взрыва, обеспечивается стрельба ракетами по настильным траекториям.

2002 г. - начало размещения ракет модернизированных по ОКР "Станция" - Р-29РМУ1 - оснащение ракетновым боевым блоком среднего класса мощности с улучшенной точностью.


ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" проходит ремонт в ЦС "Звездочка", февраль 2014 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com).


Оборудование :
БИУС (боевая информационно-управляющая система) "Омнибус-БДРМ" ()
Управление общекорабельными системами
ГАК
"Скат-БДРМ" ()
- основная антенна имеет диаметр 8.1 и и высоту 4.5 м ()
- убирающаяся буксируемая антенна ()
Комплекс РЛС
МРК-50
Радио-техническое оборудование
- система обнаружения радиолокационных сигналов (СОРС) "Залив-П" ()
- радиопеленгатор "Завеса-П" ()
Радиосвязь
- ПМУ спутниковой связи "Синтез" ()
- радиостанция К-652 "Ива-МВ" ()
- ПМУ "Анис-МВ" ()
Навигационный комплекс - комплекс "Шлюз" ()
- радиосекстант с ПМУ ()
Перископы - перископ ПЗКГ
- перископ ПЗНГ-8М
Прочее совмещенной подъемно-мачтовое устройство РДП и системы ВАН-М ()


Выдвижные устройства ПЛАРБ К-51 "Верхотурье". Ходовые испытания после ремонта, июль 2013 г. Слева-направо: ПМУ "Анис-МВ", РЛС МРК-50, перископ ПЗНГ-8М, антенна типа К-652 "Ива-МВ", ПМУ "Синтез" (кадр ТВ программы "Полигон").


Статус : СССР / Россия


ПЛАРБ пр.667БДРМ - DELTA-IV - К-18 "Карелия" и К-51 "Верхотурье", Северный флот, Гаджиево, 2003 г. (http://forums.airbase.ru).



Подводная лодка - носитель БРПЛ, созданных по ОКР "Лайнер" - ПЛАРБ К-114 "Тула" пр.667БДРМ - DELTA-IV во время вывода в спусковой бассейн СРЗ "Звездочка", г.Северодвинск, май 2004 г. (автор фото - Г.Ковпак, http://www.submarines.narod.ru).


http://forums.airbase.ru).


ПЛАРБ К-117 "Брянск" в завершающей стадии ремонта на ЦС "Звездочка", вероятно, 2008 г. (http://warfare.be).


ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" и К-117 "Брянск" пр.667БДРМ - DELTA-IV, Гаджиево, декабрь 2010 г. (фото - Рустем Адагамов, http://drugoi.livejournal.com/).

2011 г. 29 декабря - на ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" находящейся в доке ПД-50 на СРЗ-82 в п.Росляково под Мурманском произошел пожар. Пожаром поврежден легкий корпус в районе главной антенны ГАК, повреждена антенна ГАК и другие части лодки. Ремонт производится на ЦС "Звездочка" вместе с плановым ремонтом, который планировался на лето 2012 г. ().


Тушение пожара на ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" в доке ПД-50 на СРЗ-82 в п.Росляково, 29.12.2011г. (http://charly015.blogspot.ru).


Зона поражения пожаром ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" (http://charly015.blogspot.ru).


Повреждения легкого корпуса ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" после пожара 29.12.2011г. (http://charly015.blogspot.ru).



ПЛАРБ К-407 "Новомосковск" выходит на ходовые испытания после ремонта на ЦС "Звездочка", 2012 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com).


ПЛАРБ К-407 "Новомосковск" на ходовых испытаниях после ремонта на ЦС "Звездочка", 2012 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com).



ПЛАРБ пр.667БДРМ К-51 "Верхотурье" у стенки набережной ЦС "Звездочка", 2012 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com).


ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" у стенки наливной док-камеры ЦС "Звездочка", лето 2012 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com).


ПЛАРБ пр.667БДРМ К-51 "Верхотурье" выходит на ходовые испытания после ремонта в ЦС "Звездочка", осень 2012 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com).


- 2013 г. 30 октября - в ходе внезапной проверки стратегических ядерных сил с борта ПЛАРБ К-117 "Брянск" пр.667БДРМ произведен пуск БРПЛ типа Р-29РМУ по полигону Кура на Камчатке ().


- 2014 г. 08 мая - ПЛАРБ К-114 "Тула"в ходе учений стратегических сил успешно произвела пуск ракеты из подводного положения по полигону Кура на Камчатке ().

Реестр ПЛА пр.677БДРМ (версия 20.10.2013 г.):


пп
Название Проект, зав.№
Завод Закладка Спуск на воду Приемка Флотом Примечание
1 К-51
"Верхотурье"
667БДРМ
DELTA-IV
ранний вариант
ПО "Севмаш" 23.02.1981
07.03.1984
29.12.1984 До 11.06.1992 г. лодка носила имя "Имени XXVI съезда КПСС". 09.02.1999 г. поименована "Верхотурье".
- 1993 г. 01 марта - переведена на ЦС "Звездочка" для прохождения среднего ремонта с модернизацией
- 1999 г. ноябрь - завершен средний ремонт с модернизацией
- 2000 г. 8 июля - ПЛАРБ вернулась к месту постоянной дислокации в Гаджиево
- 2010 г. 23 августа - прибыла в ЦС "Звездочка" для восстановления технической готовности и продления срока службы.
- 2012 г - завершен ремонт с частичной модернизацией на ЦС "Звездочка"
2 К-84
"Екатеринбург"
667БДРМ
DELTA-IV
ранний вариант
ПО "Севмаш" 17.02.1982 сентябрь 1984 30.12.1985 09.02.1999 г. поименована "Екатеринбург".
- 1996 г. 03 декабря - ПЛАРБ прибыла в ЦС "Звездочка" для проведения среднего ремонта
- 1998 г. 24 марта - начало среднего ремонта на "Звездочке"
- 2003 г. 15 января - завершен ремонт, подписан Акт
- 2012 г - в ремонте с частичной модернизацией на ЦС "Звездочка". Планируется завершение на 2014 г.
3 К-64
"Помосковье"
667БДРМ
DELTA-IV
ранний вариант
ПО "Севмаш" 18.12.1982 03.03.1984 23.12.1986 - 1999 г. - начата модернизация по в качестве специальной ПЛА БС-64
- 2008 г. - поименована "Подмосковье"
4 К-114
"Тула"
667БДРМ
DELTA-IV
ранний вариант
ПО "Севмаш" 22.02.1984 22.01.1987 30.10.1987 21.08.1997 г. поименована "Тула".
- 2005 г - завершен ремонт с частичной модернизацией
5 К-117
"Брянск"
667БДРМ
DELTA-IV
поздний вариант
ПО "Севмаш" 20.04.1985 08.02.1988 30.09.1988 27.01.1998 г. поименована "Брянск".
- 2008 г - завершен ремонт с частичной модернизацией
6 К-18
"Карелия"
667БДРМ
DELTA-IV
поздний вариант
ПО "Севмаш" 07.02.1986 02.02.1989 10.10.1989 18.09.1996 г. поименована "Карелия".
- 2010 г - завершен ремонт с частичной модернизацией
7 К-407
"Новомосковск"
667БДРМ
DELTA-IV
поздний вариант
ПО "Севмаш" 14.07.1987 28.02.1990 27.11.1990 19.07.1999 г. поименована "Новомосковск".
- 2012 г - завершен ремонт с частичной модернизацией

Лодки проекта в составе Флота:
Год Итого в ВМФ К-51
"Верхотурье"
К-84
"Екатеринбург"
К-64
"Помосковье"
К-114
"Тула"
К-117
"Брянск"
К-18
"Карелия"
К-407
"Новомосковск"
1985 1 - - - - - -
1986 2 СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа - - - - -
1987 3 СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа - - - -
1988 5 СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа - -
1989 6 СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа -
1990 6 СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа -
1991 7 СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа
1992 7 СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа
1993 6 ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево
1994 6 ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево
1995 6 ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево
1996 6 ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево
1997 5 ремонт на ЦС "Звездочка" ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево
1998 5 ремонт на ЦС "Звездочка" ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево
1999 4 ремонт на ЦС "Звездочка" ремонт на ЦС "Звездочка" лодка поставлена в ЦС "Звездочка" для проведения среднего ремонта с переоборудованием в ПЛАСН
СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2000 4 ремонт на ЦС "Звездочка" стоит в ЦС "Звездочка" ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2001 4 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт на ЦС "Звездочка" стоит в ЦС "Звездочка" ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2002 3 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево завершен ремонт на "Звездочке" стоит в ЦС "Звездочка", вырезаны ракетные отсеки
ремонт на ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2003 3 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево стоит в ЦС "Звездочка" ремонт на ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево поддерживающий ремонт в Северодвинске
2004 3 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево стоит в ЦС "Звездочка" ремонт на ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2005 3 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево стоит в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт в ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2006 4 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево стоит в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт в ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2007 4 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево стоит в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт в ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2008 5 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево стоит в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
ремонт в ЦС "Звездочка"
2009 4 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево стоит в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт в ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка"
2010 5 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
ремонт на ЦС "Звездочка"
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево завершен ремонт на ЦС "Звездочка"
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
ремонт на ЦС "Звездочка"
2011 4 ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
ПД-50 СРЗ-82 (Росляково)
29.12 - пожар в носовой части ПЛ в доке СРЗ-82.

лодка с вырезанным ракетным отсеком находится у набережной ЦС "Звездочка"
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт на ЦС "Звездочка"
2012 5 завершен ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
ремонт на ЦС "Звездочка"
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево июль - завершен ремонт на ЦС "Звездочка"
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2013 5 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2014 6 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево 19.12 планируется передафа Флоту после ремонта на ЦС "Звездочка"
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
планируется начало ремонта в ЦС "Звездочка"
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2015 5 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево

Бортовые номера лодок проекта (ист. - Jane"s ):

Источники :
Википедия. Сайт http://en.wikipedia.org , 2013 г. Balancer.ru - материалы форума http://forums.airbase.ru/ , 2009-2013 г.г.
Jane"s Fighting Ships 2010-2011. UK, 2011 г.

Один из самых защищенных компонентов стратегических ядерных сил атомные ракетные крейсеры , которые несут боевую службу в океанских глубинах. Вместе с ракетными войсками стратегического назначения подводные ракетоносцы гарантируют безопасность Российской Федерации. Одними из таких ракетоносцев является подводная лодка проекта 667БДРМ способная уничтожить до 160 целей равной половине Нью-Йорка. Эти были созданы в ЦКБ МТ «Рубин » в Санкт-Петербурге как самая большая серия советских ракетоносцев.

путь создания подводных ракетоносцев

В начале 80-х годов гонка вооружений подтолкнула инженера Виктора Макеева, ученика Сергея Королева, создать уникальную морскую ракету на жидком топливе с дальностью 2500 км. Она впервые позволяла атаковать цели, не всплывая на поверхность воды. Этим оружием было принято решение вооружить ракетоносцы , которые получили шифр 667.

Мало кто знает, что первоначально конструкторы предлагали разместить 8 ракет по бортам подводной лодки в горизонтальном положении. Перед стартом двадцатитонные изделия должны были разворачиваться на 90 градусов. Была даже изготовлена модель такой подводной лодки для показа ее генеральному секретарю Н. С Хрущеву. Но в самый ответственный момент демонстрационное устройство отказало, и Хрущев едко высмеял конструкторов. Сам того не ведая он избавил подводников от сложнейшей предстартовой операции под водой. После этого главный конструктор Сергей Ковалев настоял на вертикальном расположении ракет внутри корпуса в два ряда. Эта схема позволила увеличить боекомплект - вдвое и стала в мировом кораблестроении классической.

4 июля 1965 года в Ялте новый глава страны Леонид Брежнев, впервые выслушал Министра судостроения о перспективах развития отрасли. Тема отставания от США была настолько важной, что на совещание пригласили главного конструктора подводных лодок Сергея Ковалева. Он смог убедить высшее руководство страны в реальности создания атомной субмарины с 16 баллистическими ракетами. Брежнев тут же приказал составить план работы корабелов на 10 лет вперед и обеспечил неограниченное финансирование.

Проектирование и разработка рабочих чертежей головного подводного ракетного крейсера К-137 было выполнено в Ленинградском проектно-монтажном бюро «Рубин ». Строительство производилось на Северном машинно-строительном предприятии. Многотысячный коллектив предприятия под руководством Е. П. Егорова наладил крупно-поточное строительство атомных ракетоносцев и внес большой творческий вклад в создание грозной боевой техники для ВМФ СССР.

атомные подводные лодки проекта 667А

подводный крейсер проекта 667А«Ленинец»

Для ракетных шахт были сделаны вырезы диаметром 2 метра. Сварка швов, обеспечивающая герметичность, была выполнена с требуемой ювелирной точностью и вниманием. Эту работу поручили женщинам-сварщикам. Для увеличения надежности атомных реакторов Сергей Ковалев добился сокращения в них количества трубопроводов и замены нержавеющей стали на титан. Это исключило вероятность радиационных аварий, которые случались на первых . Для повышения живучести главный конструктор разнес ходовые турбины в разные отсеки. В строительстве ракетоносца первого поколения приняли участие свыше 300 предприятий-смежников. Неслучайно он был создан в невиданные короткие сроки - всего за 3 года. 25 августа 1966 года состоялся спуск на воду головной атомной подводной лодки проекта 667А. В процессе испытаний АПЛ показала высокие ходовые и маневренные качества с хорошей управляемостью на всех скоростях хода, а также весьма устойчивым поведением при ракетных и торпедных стрельбах. 5 ноября 1967 года правительственная комиссия под председательствованием вице-адмирала Пителина приняла в состав ВМФ СССР головной подводный ракетоносец проекта 667А, которому было присвоено наименование «Ленинец ».

Этот подводный космодром поражал всех. Его высота достигала размеров шестиэтажного дома. Впервые появилась характерная ракетная палуба, скрывавшая ядерный боезапас и рубочные рули для удержания глубины атомной подводной лодки во время залпа. Резко были улучшены условия обитаемости экипажа, например, впервые появилось помещение для курения личного состава. В целом уверенность конструкторов в надежности оборудования была столь велика, что они не побоялись поместить каюты и столовую рядом с ракетными шахтами.

развитие атомных подводных лодок проекта 667

В конце 60-х годов выход на боевое патрулирование с баллистическими ракетами открыл новый этап в развитие советских стратегических сил. Вместе с РБСН и дальней авиацией морские ракетоносцы сформировали ядерную триаду страны. Отныне в засекреченных документах подводные лодки проекта 667 стали называть РПКСН (ракетные подводные крейсеры стратегического назначения ). Каждый из них теперь мог повлиять на исход возможной войны, доставив на территорию вероятного противника более 100 тонн ядерных зарядов. Зарубежные специалисты дали этим атомным подводным лодкам наименование «Navaga » («Yankee »).

С принятием на вооружение морских ракетоносцев проекта 667 была выработана новая тактика их использования. скрытно покидала базу, преодолевала противолодочные рубежи НАТО и патрулировала в заданном районе океана в постоянной готовности применить баллистические ракеты. После залпа атомной субмарине предписывалось атаковать противника торпедным оружием.

По оценкам генерального штаба ВС СССР на Севере и Дальнем Востоке советский военно-морской флот должен был иметь не менее 30 таких морских ракетоносцев , поэтому их строительство помимо Северодвинска развернули и в Комсомольск-на-Амуре.

Подводные лодки проекта 667 стали основой ядерных сил СССР . Они совершили более 600 боевых походов, проведя под водой в общей сложности свыше 125 лет. Сегодня не осталось ни одного подводного крейсера проекта 667А.

В марте 1971 года в состав ВМС США вошла атомная субмарина «James Madison » с новым ракетным комплексом «Poseidon », у которого возросла точность попадания управляемых боеголовок, что многократно усилило их опасность. Перед советскими конструкторами возникла новая задача - подводные крейсеры должны быть способны наносить дальние удары, не входя в зону противолодочных соединений НАТО. В результате модифицированный морской ракетоносец проекта 667Б стал самым мощным в мире. Он впервые был вооружен межконтинентальными ракетами Р-29 с дальностью 7800 км. Отныне советские подводные крейсеры могли держать под прицелом стратегические объекты стран НАТО, не выходя из своих территориальных вод, а их боевая эффективность возросла более чем в два раза.

атомная подводная лодка проекта 667Б

Увеличение дальности ведения стрельбы советскими подводными крейсерами проекта 667Б вынудило американцев искать пути нейтрализации. В июле 1972 года в состав ВМС США вошла новая высокоскоростная и малошумная истребитель класса «Los-Angeles ». Она была создана специально для борьбы с советскими ракетоносцами и могла не заметно подкрадываться к местам их базирования. Лучшим контр-оружием против таких истребителей стали многоцелевые , которые действовали совместно со стратегическими субмаринами. С того момента каждый выход в море стратегических подводных крейсеров превращался в масштабную операцию военно-морского флота СССР с участием противолодочной авиации и надводных боевых кораблей.

подводный крейсер проекта 667БД

Советские подводные кораблестроители упорно проводили модернизацию своих подводных крейсеров по мере совершенствования межконтинентальных ракет, что приводило к увеличению водоизмещения субмарины. Строить такие подводные лодки с новым индексом 667БДР уже мог только Северодвинский завод. Поэтому чтобы сохранить баланс сил между флотами в высшем военно-морском руководстве была разработана секретная операция по переводу подводных ракетоносцев с Севера на Тихий океан.

атомная подводная лодка проекта 667БДР

В ноябре 1981 года баланс сил ведущих держав вновь изменился не в пользу Советского Союза. В состав ВМС США была принята первая с новым комплексом «Трайдент ». Она имела на борту двадцать четыре межконтинентальные ракеты. Но СССР, который неоднократно предлагал западу прекратить гонку вооружений к такому повороту событий оказался готов. Уже через месяц советский ВМФ пополнился первым тяжелым стратегическим подводным ракетоносцем «Акула ». Их новый твердотопливный ракетный комплекс не уступал ракетам «Трайдент». Эта была призвана заменить предыдущие подводные крейсеры проекта 667.

В первой половине 80-х годов экономика Советского Союза уже стала давать заметные сбои. Поэтому изменение баланса стратегических сил вынудило руководство искать менее затратные оборонительные меры. Был создан более мобильный в эксплуатации подводный ракетный крейсер 667БДРМ.