Трудовой арбитраж рассматривает трудовые споры. Примирение сторон в трудовых спорах: привлечение посредника и трудовой арбитраж

  • Сроки для работодателей
  • Последствия пропуска срока
  • Наличие индивидуального трудового спора основание для применения срока давности
  • Начало течения срока по трудовым спорам.
  • 9.Международно-правовые акты, регламентирующие процедуры рассмотрения трудовых споров. Международно-правовые акты, регламентирующие процедуры рассмотрения и разрешения трудовых споров
  • 10.Нормы Конституции рф, имеющие концептуальное значение для рассмотрения трудовых споров. Нормы Конституции рф, имеющие концептуальное значение для рассмотрения и разрешения трудовых споров
  • 11.Трудовой кодекс рф – основной кодифированный нормативный правовой акт, регулирующий порядок рассмотрения и разрешения трудовых споров.
  • 12.Положения Гражданского процессуального кодекса рф, касающиеся рассмотрения судом индивидуальных трудовых споров. Положения гпк рф, касающиеся рассмотрения судом индивидуальных трудовых споров
  • 13.Подзаконные акты по трудовым спорам.
  • 15.Виды органов, рассматривающих и разрешающих индивидуальные трудовые споры, и их правовой статус. Процедуры рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
  • 16.Виды органов, рассматривающих коллективные трудовые споры, и их правовой статус. Этапы примирительных процедур при рассмотрении коллективного трудового спора.
  • 17.Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров.
  • 18.Понятие и признаки индивидуального трудового спора.
  • 19.Понятие и значение подведомственности индивидуальных правовых споров.
  • 20.Индивидуальные трудовые споры, подведомственные комиссии по трудовым спорам.
  • 21.Индивидуальный трудовые споры, подведомственные непосредственно суду.
  • 22.Разрешение возникших разногласий самими спорящими сторонами (доюрисдикционная стадия).
  • 23.Альтернативная процедура урегулирования трудовых споров с участием посредника (процедура медиации)
  • 24.Порядок образования комиссий по трудовым спорам. Комиссия по трудовым спорам структурных подразделений.
  • 25.Порядок рассмотрения индивидуальных правовых споров комиссией по трудовым спорам.
  • 26.Порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам, содержание решения комиссии по трудовым спорам.
  • 27.Порядок обжалования решения комиссии по трудовым спорам.
  • 28. Компетенция судов при рассмотрении индивидуальных трудовых споров. Территориальная подсудность трудовых споров.
  • 29.Предъявление иска по индивидуальному трудовому спору
  • 30. Подготовка трудового дела к судебному разбирательству.
  • 31.Единоличное и коллегиальное рассмотрение индивидуального трудового спора. Заочное производство.
  • 32.Предмет и бремя доказывания в индивидуальных трудовых спорах.
  • 33.Решение суда по индивидуальному трудовому спору.
  • 34.Рассмотрение и разрешение индивидуальных споров в кассационном и надзорном порядке.
  • 35. Споры о заключении трудового договора.
  • 36.Споры о переводах на другую работу.
  • Взыскание заработной платы
  • 37.Споры о расторжении трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию)
  • 38.Споры о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случае сокращения численности или штата работников.
  • 39.Споры о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе.
  • 40. Споры о расторжении трудового договора в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей.
  • 41.Споры о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей.
  • 42.Споры о рабочем времени и времени отдыха.
  • 43. Споры об оплате труда, гарантиях и компенсациях.
  • 44. Споры о дисциплинарной ответственности.
  • 45. Споры о материальной ответственности работника.
  • 46. Споры о материальной ответственности работодателя.
  • 47. Порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров государственных гражданских служащих.
  • 48. Особенности рассмотрения трудовых споров иностранных работников.
  • Но на территории России действуют законы России, по которым все работники равны перед законом. И россияне и иностранцы.
  • 49. Исполнение решений по индивидуальным трудовым спорам.
  • Исполнение решений по индивидуальным трудовым спорам
  • 50. Понятие, предмет коллективного трудового спора, его отграничение от коллективной защиты индивидуальных трудовых прав работников.
  • 51. Порядок разрешения разногласий самими сторонами. Момент начала коллективного трудового спора.
  • 52. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией.
  • 53. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника.
  • 54. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
  • 55. Гарантии работникам, участвующим в рассмотрении коллективного трудового спора.
  • 56. Понятие забастовки. Право на забастовку и его ограничение. Право на забастовку и его ограничение
  • 57. Порядок объявления забастовки. Порядок объявления забастовки
  • 58. Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки. Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки
  • 59. Незаконные забастовки.
  • Правовое положение работников в связи с проведением забастовки
  • 54. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

    Трудовой арбитраж – орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Временный трудовой арбитраж создается сторонами спора совместно с государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного спора. Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения коллективных трудовых споров, передаваемых ему по соглашению сторон.

    Трудовой арбитраж в России является добровольным. Добровольный характер трудового арбитража проявляется прежде всего в том, что он может быть создан только по соглашению сторон. Если работодатель уклоняется от создания трудового арбитража, работники вправе приступить к проведению забастовки, однако создать арбитраж и рассмотреть в нем спор вопреки воле одной из сторон спора невозможно.

    Таким образом, отказ коллектива работников от формирования трудового арбитража не является нарушением процедуры рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора. Данный вывод подтверждается судебной практикой.

    Так, постановлением конференции трудового коллектива ЗАО "Портовый флот" от 21 октября 2005 г. с 8 час. 10 ноября 2005 г. была объявлена бессрочная забастовка работников этой организации с предполагаемым участием в ней 700 человек; был избран забастовочный комитет и определены предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в период проведения забастовки.

    Администрация ЗАО "Портовый флот" обратилась в суд с заявлением о признании этой забастовки незаконной, указывая на то, что представителями работников не были в полном объеме соблюдены предусмотренные законодательством РФ сроки и процедура урегулирования коллективного трудового спора, что не позволяло трудовому коллективу начать забастовку. По мнению работодателя, мотивировка решения об объявлении забастовки не соответствует ранее выдвинутым работниками требованиям, по поводу которых возник коллективный трудовой спор, утвержденным постановлением конференции трудового коллектива ЗАО "Портовый флот" от 15 июля 2005 г. В п. 3 постановления об объявлении забастовки включено дополнительное требование, по которому не проводились примирительные процедуры.

    Заявитель полагал, что забастовка не может быть признана законной и в силу ст. 413 ТК РФ, поскольку ЗАО "Портовый флот" является организацией водного транспорта. Проведение забастовки создает угрозу жизни и здоровью людей и может нанести ущерб репутации РФ как стороны международных соглашений по морскому праву.

    Администрация ЗАО "Портовый флот" указывала также на то, что работники в установленном порядке не согласовали с работодателем минимум необходимых работ (услуг), производимых в период проведения забастовки, а представленный минимум по своему содержанию не соответствует положениям приказа Министерства транспорта РФ от 7 октября 2003 г. N 197 "Об утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях (филиалах и представительствах) транспортного комплекса" и ряду других требований, вытекающих из норм и правил по обеспечению безопасности стоянки судов у причала и по снабжению судов.

    Решением Санкт-Петербургского городского суда от 7 ноября 2005 г. забастовка работников ЗАО "Портовый флот" была признана незаконной.

    В кассационной жалобе трудового коллектива ЗАО "Портовый флот" был поставлен вопрос об отмене решения как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 16 декабря 2005 г. решение суда отменила по следующим основаниям.

    В соответствии с ч. 4 ст. 37 Конституции РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

    В силу ст. 2 ТК РФ обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном Кодексом и иными федеральными законами, является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

    Право работника на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, также предусмотрено в ст. 21 ТК РФ.

    Как указано в ч. 2 ст. 409 ТК РФ, работники или их представители вправе приступить к организации забастовки в том случае, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

    В силу ч. 1 ст. 401 ТК РФ порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

    При этом согласно ч. 2 той же статьи лишь рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом его разрешения.

    Судом установлено, что 15 июля 2005 г. состоялась конференция трудового коллектива ЗАО "Портовый флот", на которой было принято постановление о признании заработной платы работников ЗАО "Портовый флот" не отвечающей росту потребительских цен на товары и услуги в г. Санкт-Петербурге; были утверждены требования к работодателю о повышении должностных окладов с 1 июля 2005 г. на 15% всем тем работникам, которым индексация в 2004 г. не производилась, с 1 сентября 2005 г. – на 20% всему трудовому коллективу ЗАО "Портовый флот", а членам экипажей ледоколов – на 50% комсоставу и на 30% рядовым. Тем же постановлением утвержден список представителей трудового коллектива для включения в состав комиссии по рассмотрению указанного вопроса.

    20 июля 2005 г. председателем профкома ЗАО "Портовый флот" администрации организации было направлено предложение начать переговоры по увеличению заработной платы.

    Приказом исполнительного директора ЗАО "Портовый флот" от 21 июля 2005 г. была сформирована комиссия по рассмотрению требований работников с включением в ее состав представителей трудового коллектива и представителей администрации организации, а также определена дата начала работы комиссии – 25 июля 2005 г.

    Выдвинутые работниками требования работодателем добровольно не были удовлетворены, в связи с чем в период с 25 июля по 8 августа 2005 г. работала примирительная комиссия, решением которой от 8 августа 2005 г. переговоры были отложены до 4 октября 2005 г. в связи с введением на два месяца в качестве временной меры премирования работников экипажей судов.

    Работа комиссии была продолжена 5 и 7 октября 2005 г., но соглашение об урегулировании трудового спора достигнуто не было.

    11 октября 2005 г. администрация ЗАО "Портовый флот" передала представителю работников подписанные с ее стороны документы: протокол заседания комиссии от 7 октября 2005 г., содержавший решение комиссии о переходе к рассмотрению спора в трудовом арбитраже, протокол разногласий и проект соглашения о передаче спора на рассмотрение трудового арбитража.

    12 октября 2005 г. представитель работников передал администрации проект соглашения о приглашении посредника. В тот же день администрация ЗАО "Портовый флот" направила работникам письмо, в котором обратила внимание на незавершенность примирительных процедур в силу отсутствия подписанного сторонами протокола разногласий, а также подтвердила свое согласие на передачу спора на рассмотрение трудового арбитража.

    14 октября 2005 г. работники передали администрации другой вариант протокола от 7 октября 2005 г., содержавший решение о переходе к разрешению спора с участием посредника, а также подписанный со стороны работников протокол разногласий.

    В связи с подписанием сторонами протокола разногласий работа примирительной комиссии в соответствии с ч. 1 ст. 403 ТК РФ считается завершенной, после чего стороны коллективного трудового спора переходят к продолжению примирительных процедур с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже (ч. 7 ст. 402 ТК РФ).

    Протокол заседания комиссии от 7 октября 2005 г. сторонами подписан не был в связи с возникновением между ними разногласий по поводу выбора дальнейшей формы урегулирования коллективного трудового спора: путем обращения к посреднику или в трудовой арбитраж.

    Удовлетворяя требование администрации ЗАО "Портовый флот" о признании забастовки незаконной, суд указал на то, что после рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией один из последующих этапов разрешения коллективного трудового спора является обязательным. Поскольку после отклонения администрацией общества предложения работников по кандидатуре посредника коллектив работников отказался от формирования трудового арбитража, суд счел, что объявленная забастовка являлась незаконной в связи с несоблюдением работниками процедуры разрешения коллективного трудового спора.

    Этот вывод суда основан на неправильном толковании и применении норм материального права.

    В соответствии с ч. 1 ст. 403 ТК РФ после составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника. Если в течение трех рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к созданию трудового арбитража.

    В силу ч. 1 ст. 404 ТК РФ трудовой арбитраж создается, если стороны коллективного трудового спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. Закон связывает возможность использования этой процедуры не с решением сторон о переходе к этой процедуре, а с фактом достижения согласия об обязательном выполнении его решений.

    Заключение соглашения – это двусторонний добровольный процесс. Норма ч. 1 ст. 404 ТК РФ не может быть истолкована иначе, как наделяющая обе стороны коллективного трудового спора свободой выбора при передаче спора на рассмотрение в трудовой арбитраж. Предоставив сторонам коллективного трудового спора право принимать добровольное решение о создании трудового арбитража, законодатель предоставил право каждой стороне, в том числе работникам, не согласиться с обязательностью этих решений и таким образом отказаться от использования указанной процедуры разрешения коллективного трудового спора.

    Ни в ст. 403, ни в ст. 404 ТК РФ нет нормы об обязательном рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Суд неправильно истолковал содержание ст. 404 ТК РФ как обязывающей работников заключить соглашение с работодателем о создании трудового арбитража. Сама по себе природа трудового арбитража и процедура его создания основаны именно на добровольном соглашении сторон, а не на принуждении их к заключению такого соглашения. В связи с этим создание трудового арбитража невозможно без добровольного соглашения об этом всех участников коллективного трудового спора.

    Как исключение из этого правила законодатель предусмотрел только один случай, когда создание трудового арбитража является обязательным. В соответствии с ч. 3 ст. 406 ТК РФ оно обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок, т.е. в тех случаях, когда у работников отсутствует право на забастовку вообще или такое право может быть реализовано, только если оно не создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

    При применении подп. "б" ч. 1 ст. 413 ТК РФ судом не было учтено, что проведение забастовок на водном транспорте запрещено не во всех случаях, а только тогда, когда деятельность транспортной организации связана с обеспечением жизнедеятельности населения.

    В решении суда отсутствует мотивировка вывода о том, что ЗАО "Портовый флот" относится к категории организаций, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок, но при этом для разрешения возникшего спора применена ч. 1 ст. 413 ТК РФ.

    В материалах дела нет достоверных данных о том, что ЗАО "Портовый флот" в своей деятельности имеет отношение к непосредственному обслуживанию населения. Применение судом данной нормы могло бы быть признано обоснованным только в том случае, если в суде с достоверностью был бы установлен факт непосредственного обслуживания населения ЗАО "Портовый флот".

    Кроме того, суд пришел к выводу, что работники при объявлении забастовки в число требований неправомерно включили дополнительное требование о восстановлении положения профсоюзного комитета, по которому не проводились примирительные процедуры.

    Как установил Верховный Суд РФ, с данным выводом суда согласиться также нельзя по следующим основаниям.

    Как следует из материалов дела, работники действительно 21 октября 2005 г. выдвинули новое требование по обеспечению деятельности профсоюза. Из протокола конференции трудового коллектива от 21 октября 2005 г. следует, что работники намерены проводить примирительные процедуры по данному требованию.

    26 октября 2005 г. профком направил работодателю письмо, в котором уведомил его о выдвижении нового требования и необходимости сообщить о принятом решении представительному органу в течение трех рабочих дней. Лишь 7 ноября 2005 г. в судебном заседании ответчику был передан приказ о создании примирительной комиссии по данному требованию.

    Таким образом, из материалов дела и из действий сторон следует, что новое требование не было поводом для объявления забастовки, а, напротив, стороны спора ясно выразили намерение разрешить новый коллективный трудовой спор и разрешают его в настоящее время в порядке, установленном законом.

    Признавая забастовку незаконной по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 413 ТК РФ, суд указал на то, что создание угрозы жизни и здоровью людей при проведении забастовки не исключено.

    Между тем, решение суда не может быть основано на предположениях. Доказательств наличия реальной угрозы жизни и здоровью людей при проведении забастовки работниками ЗАО "Портовый флот" суду представлено не было, соответственно суд в решении не дал им оценки. Наличие угрозы жизни и здоровью – это объективные факторы, существование которых зависит от фактических обстоятельств дела и которые подлежат доказыванию в каждом конкретном случае с помощью установленных законом средств доказывания. При этом выводы суда по указанному поводу должны соотноситься с выработанным сторонами коллективного спора минимумом необходимых работ, которые как раз и направлены на предупреждение негативных последствий забастовки.

    Таким образом, при рассмотрении дела суд не установил наличия непосредственной угрозы жизни и здоровью людей в результате проведения забастовки работниками ЗАО "Портовый флот", в связи с чем решение в этой части является необоснованным.

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Санкт-Петербургского городского суда отменила, дело направила на новое рассмотрение в тот же суд*(182).

    При рассмотрении коллективного трудового спора трудовой арбитраж создается в случаях:

    Уклонения одной их сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии;

    Недостижения сторонами согласованного решения относительно кандидатуры посредника после истечения установленного законом срока;

    Завершения рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника не позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий;

    Рассмотрения коллективного трудового спора между работниками и работодателями организаций, в которых законодательством РФ запрещено или ограничено проведение забастовок;

    Недостижения согласия при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией, если стороны в качестве следующей примирительной процедуры выбрали рассмотрение спора в трудовом арбитраже (п. 3 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 августа 2002 г. N 59).

    Если работодатель (представитель работодателя) уклоняется от создания примирительной комиссии или участия в ее работе, представители работников могут обратиться в орган Федеральной службы по труду и занятости по вопросам формирования трудового арбитража.

    Если представители работников уклоняются от создания примирительной комиссии или участия в ее работе, представитель работодателя может обратиться в орган Федеральной службы по труду и занятости по вопросам формирования трудового арбитража.

    Трудовой арбитраж состоит из арбитров, которыми могут быть избраны любые независимые специалисты (эксперты) по выбору сторон коллективного трудового спора. Поскольку трудовой арбитраж создается как независимый третейский орган, в его состав не могут входить представители работников и работодателей, участвующих в рассмотрении коллективного трудового спора.

    Возможная компенсация затрат лицам, привлекаемым к рассмотрению коллективного трудового спора в качестве трудовых арбитров, может осуществляться по соглашению сторон коллективного трудового спора.

    Конкретные лица могут неоднократно привлекаться к рассмотрению коллективных трудовых споров в составе трудовых арбитражей. При этом общая продолжительность их участия в разрешении коллективных трудовых споров не может быть более трех месяцев в году. Это положение не распространяется на работников, для которых участие в рассмотрении коллективных трудовых споров в составе трудовых арбитражей входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянного места работы.

    Решение о создании трудового арбитража, его состав, регламент работы оформляются протоколом совместного заседания представителей сторон и органа Федеральной службы по труду и занятости. Протокол подписывается представителями сторон и уполномоченного органа. Дата его подписания считается днем создания трудового арбитража.

    В протоколе следует отразить условия участия трудовых арбитров в рассмотрении коллективного трудового спора, согласовав их непосредственно с трудовыми арбитрами, руководителями организаций, где они работают, и органом Федеральной службы по труду и занятости.

    Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. Порядок формирования состава трудового постоянно действующего арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

    Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне в срок до трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства – в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора в постоянно действующий трудовой арбитраж.

    В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по соглашению сторон коллективного трудового спора.

    Процедура рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем (регламент его работы) определяется сторонами спора и органом Федеральной службы по труду и занятости при создании трудового арбитража. Регламентом могут быть установлены:

    Продолжительность ежедневных заседаний;

    Правила замены одного из трудовых арбитров в случае болезни и при других непредвиденных обстоятельствах;

    Очередность объяснений представителей сторон по существу спора;

    Возможность и порядок отвода трудовых арбитров и т.д.

    Порядок рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов:

    1) изучение документов и материалов, представленных сторонами коллективного трудового спора;

    2) заслушивание представителей сторон коллективного трудового спора;

    3) заслушивание экспертов, если в этом есть необходимость;

    Рекомендации трудового арбитража составляются в письменной форме с учетом всех обстоятельств дела согласно действующему законодательству РФ, подписываются трудовыми арбитрами и передаются сторонам. Рекомендации принимаются с учетом всех обстоятельств дела.

    Рекомендации трудового арбитража оформляются протоколом заседания трудового арбитража. В протоколе, подписываемом членами трудового арбитража, указываются присутствующие на заседании трудовые арбитры, представители сторон спора, перечень мер, необходимых для разрешения коллективного трудового спора.

    Указанные рекомендации обязательны для сторон коллективного трудового спора в силу заключенного соглашения об их выполнении. Такое соглашение заключается и оформляется в письменной форме до создания трудового арбитража либо одновременно с его созданием.

    Для реализации возложенных на него задач трудовой арбитраж наделяется соответствующими полномочиями. Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора.

    В решении о создании трудового арбитража стороны спора и орган Федеральной службы по труду и занятости могут указать конкретные полномочия, которыми наделяются трудовые арбитры для рассмотрения и разрешения данного спора. Например, право опросить работников, привлечь эксперта или консультанта.

    Запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;

    Заслушивать объяснения и обращения сторон коллективного трудового спора;

    Приглашать на заседания специалистов, компетентных в вопросах рассматриваемого коллективного трудового спора;

    Требовать от представителей сторон доведения решений трудового арбитража до сведения коллектива работников;

    Предлагать возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;

    Информировать в случае необходимости соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора.

    Трудовой арбитр обязан знать действующее трудовое законодательство, в частности, законодательство о социальном партнерстве и порядке рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров.

    Он должен владеть методами ведения договорного процесса. Кроме того, "желательно также его знакомство с основными принципами работы профсоюзных организаций, действующей системой работы с жалобами, кадровой политикой и другими сторонами жизни организации, являющейся стороной в коллективном трудовом споре"*(183).

    Трудовой арбитр должен уметь анализировать ситуацию, тщательно оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций, стремиться к завершению трудового спора на этапе рассмотрения в трудовом арбитраже. Он должен быть готов дать сторонам предложения и альтернативы по процедуре и существу договорного процесса, чтобы помочь успешному ходу переговоров, и не оказывать давления на представителей сторон.

    Трудовые арбитры обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.

    Конфиденциальная информация, доверенная трудовым арбитрам в процессе рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, не должна распространяться и использоваться ими для получения личной или иной выгоды.

    Трудовой арбитр не должен принимать вознаграждение или ценные подарки от представителей сторон коллективного трудового спора.

    Для обеспечения нормальной деятельности трудового арбитража следует решить некоторые вопросы, к которым в первую очередь относятся предоставление помещения, обеспечение средствами оргтехники и обслуживающим персоналом, оплата в случае необходимости консультации специалиста и других подобных мероприятий.

    Закон внес существенные изменения в эту процедуру. Теперь трудовой арбитраж может быть временным (создается сторонами совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения конкретного спора) и постоянным (формируется решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых в этот орган по соглашению сторон).
    Сохранив нормы о возможности самостоятельного создания трудового арбитража сторонами каждого коллективного трудового спора, Закон предусматривает право сторон передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
    После принятия сторонами обоюдного решения для передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в трудовой арбитраж заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении его решения.

    Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава для разрешения и его регламент определяются положением или уставом, утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
    Изменились сроки рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже: они сокращены и составляют не более 3 рабочих дней на локальном уровне социального партнерства и не более 5 рабочих дней - на иных уровнях. Данные сроки отсчитываются со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж (ст. 404 ТК РФ).
    При уклонении одной стороны от участия в какой-либо из примирительных процедур другая сторона имеет право потребовать проведения переговоров о применении следующего вида примирительных процедур не позднее следующего рабочего дня после предъявления указанного требования. При уклонении работодателя (представителя работодателей) от создания временного трудового арбитража, передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж или от участия в рассмотрении коллективного трудового спора трудовым арбитражем считается, что примирительные процедуры не привели к разрешению спора (ст. 406 ТК РФ). В такой ситуации работники вправе приступить к организации забастовки.

    124.Порядок образования примирительных органов.

    Три органа по примирению сторон:

    1) примирительную комиссию;

    2) посредника;

    3) трудовой арбитраж.

    Примирительная комиссия образуется представителями сторон. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Стороны коллективного трудового спора не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

    Создание примирительной комиссии оформляется приказом работодателя и решением представителя работников. Такое оформление необходимо для четкого определения момента создания комиссии, что важно при исчислении сроков, установленных законом, и предоставлении гарантий работникам в соответствии со ст. 405 ТК.

    Принципом формирования примирительной комиссии является равноправие сторон, которое на практике проявляется в создании комиссии из равного числа представителей той и другой стороны.

    Посредник может быть приглашен по предложениям сторон как независимо от Службы по урегулированию коллективных трудовых споров (далее - Службы), так и по ее рекомендации.

    Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора после предварительного согласования с этим лицом, руководителем организации, где он работает, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальным органом по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России следует оформить протоколом. Примерная форма протокола дана в Приложении N 1 к настоящим Рекомендациям.

    Если в срок до трех дней с момента обращения в Службу (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров, или территориальный орган по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России) стороны не достигнут соглашения относительно рекомендуемой кандидатуры посредника, он назначается этим органом. О назначении конкретного лица посредником в рассмотрении коллективного трудового спора стороны уведомляются письменно в течение трех дней с момента обращения в соответствующий орган.

    Служба в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных посредников ежегодно составляет списки лиц, предлагаемых к привлечению в качестве посредников при рассмотрении коллективных трудовых споров.

    В создании трудового арбитража также участвуют государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров. Они совместно с представителями работников и работодателя (работодателей) участвуют в определении регламента и полномочий трудового арбитража (ч. 3 ст. 404 ТК). Законом скорректированы сроки создания трудового арбитража - 2 рабочих дня со дня заключения соглашения о рассмотрении спора в трудовом арбитраже на локальном уровне и 4 рабочих дня, когда трудовой спор решается на иных уровнях социального партнерства.

    Составляются ежегодно пересматриваемые списки лиц, рекомендуемых к привлечению в качестве трудовых арбитров.

    В качестве трудовых арбитров могут выступать и работники указанных органов.

    125.Сроки при разрешении коллективных трудовых споров.

    Срок рассмотрения требований работников работодателем 3 дня со дня их получения
    Срок создания примирительной комиссии при КолТрудСпоре (КТС1) В течение 3 дней со дня начала спора
    Срок рассмотрения спора в примирительной комиссии До 3х на локальном уровне и 5 дней на иных уровнях социального партнерства дней
    Срок рассмотрения КТС1 посредником
    Срок рассмотрения КТС1 в трудовом арбитраже До 3х на локальном уровне и 5 дней на иных уровнях социального партнерства дней
    Решение о проведение забастовки направляется работодателю За 10 дней до начала забастовки
    Срок проведения одночасовой предупредительной забастовки Проводится после 5 дней работы примирительной комиссии.
    Срок отложения или приостановления забастовки по решению суда на срок до 30 дней, если проведение забастовки создает или может создать непосредственную угрозу жизни или здоровью людей

    126.Забастовка. Порядок ее проведения и правовые последствия для участников.

    Забастовка – это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

    Работники или их представители вправе приступить к организации забастовки в следующих случаях:

    · если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора;

    · если работодатель уклоняется от проведения примирительных процедур;

    · если работодатель не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

    Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации либо филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения. Причем поскольку закон (ст. 410 ТК РФ) говорит об обособленном структурном подразделении, решение о забастовки бригады, цеха, отдела. Собрание (конференция) созывается представительным органом работников, ранее уполномоченным на разрешение коллективного трудового спора. На работодателя возлагаются обязанности по предоставлению помещения и созданию необходимых условий для проведения собрания (конференции).

    Собрание (конференция) работников считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 2/3 от общего числа работников (делегатов конференции). Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрание (конференции).

    Новый Трудовой кодекс РФ для отдельных случаев устанавливает еще один способ объявления забастовки. Так, при невозможности проведения собрания (конференции) представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки (ч. 4 ст. 410 ТК РФ). Однако, данную норму можно подвергнуть принятие в тех случаях, когда оказывается затруднительным проведение общего собрания работников (разъездной характер работы, большая численность работающих и др.) как раз и предусмотрен созыв конференции, в которой участвуют лишь делегаты.

    Также новый ТК РФ впервые устанавливает порядок объявления забастовки при разрешении коллективного трудового спора, возникшего при заключении соглашений (например, на отраслевом уровне). В этом случае решение об объявлении забастовки принимается профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), а затем утверждается для каждой организации собрание (конференцией) работников данной организации.

    Однако остается открытым вопрос о том, требуется ли проведение установленных примирительных процедур во всех организациях, поддерживающих забастовку либо достаточно принятия решения отраслевым объединением профсоюзов.

    Кроме того, законодатель предусматривает возможность проведения предупредительной забастовки. Однако здесь есть следующие условия:

    · она может быть объявлена лишь после 5 календарных дней работы примирительной комиссии и однократно;

    · ее продолжительность не может превышать одного часа;

    · работодатель должен быть предупрежден о ней в письменной форме не позднее, чем за 3 рабочих дня;

    · орган, ее возглавляющий должен обеспечить минимум необходимых работ (услуг).

    О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме (это может быть выписка из протокола собрания (конференции) не позднее, чем за 10 календарных дней. При нарушении данного условия есть основания для признания забастовки незаконной. Данный срок предупреждения позволяет работодателю принимать необходимые меры по предотвращению неблагоприятных последствий проведения забастовки. В этот же срок работодатель предупреждает о предстоящей забастовке Службу по урегулированию коллективных трудовых споров.

    Важное значение имеет само решение об объявлении забастовки. Поэтому, как уже указывалось ранее, оно должно быть в письменной форме должно содержать следующие сведения:

    1. перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления забастовки;

    2. дата и время начала забастовки, ее предполагаемая продолжительность и предполагаемое количество участников (забастовка не ограничена во времени, она может проводиться вплоть до полного удовлетворения требований работников);

    3. наименование органа, возлагающего забастовку (например, забастовочный или стачечный комитет), состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах (однако сами примирительные процедуры, проводимые в период забастовки в законодательстве не установлены, поэтому их должны определить сами стороны);

    4. предложения по минимуму необходимых работ (услуг) в период проведения забастовки.

    Данный минимум необходим в тех организациях, филиалах, представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества (например, предприятия связи, транспорта, медицинские учреждения и др).

    Минимум необходимых работ (услуг) разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти по согласованию с соответствующим общероссийским профсоюзом в каждой отрасли (подотрасли) экономики.

    Минимум необходимых работ (услуг) в отдельной организации, филиале, представительстве определяется по соглашению сторон совместно с органом местного самоуправления на основе соответствующего перечня в течение 5 дней с момента принятия решения об объявлении забастовки. Причем здесь законодательством установлены следующие условия:

    1. в минимум должны включаться лишь те работы (услуги), приостановка которых может причинить вред здоровью или создать угрозу жизни людей;

    2. в минимум не могут быть вымочены работы (услуги), не предусмотренные соответствующими федеральными или региональными перечнями.

    Если стороны не пришли к соглашению по поводу минимума необходимых работ (услуг), он устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ. Однако решение данного органа стороны могут обжаловать в суд. Если же установленный минимум необходимых работ (услуг) не обеспечивается, забастовка может быть признана незаконной .

    Проводимая забастовка может быть приостановлена по решению органа, возглавляющего забастовку. При возобновлении забастовки, работодатель и Служба по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены в письменной форме не позднее им за 3 рабочих дня. В этом случае не требуется повторного рассмотрения спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже.

    Гарантии работникам:

    Участие в забастовке, то есть отказ от выполнения своих трудовых обязанностей не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины. Поэтому к работникам, участвующим в забастовке, нельзя применять меры дисциплинарной ответственности, в том числе и расторжения трудового договора за участие в забастовке. Исключение составляют работники, нарушившие обязанность прекратить незаконную забастовку либо воздержаться от ее проведения.

    На все время забастовки за участвующим в ней работниками сохраняется место работы и должность. Однако у работодателя нет обязанности выплачивать им за данный период заработную плату. Исключение составляют работники занятые выполнением обязательного минимума необходимых работ (услуг). Также работодатель должен оплатить время простоя работникам, не участвующим в забастовке, по не имеющим возможность в связи с ней выполнять свои трудовые обязанности (если не было возможности перевести их на другую работу на время простоя).

    127.Международная организация труда (МОТ), ее цели и задачи. Конвенции и Рекомендации МОТ о труде.

    МОТ - специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2012 год участниками МОТ являются 185 государств. С 1920 года штаб-квартира Организации - Международного бюро труда, находится в Женеве. В Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии.

    Основные задачи МОТ согласно ее уставу:

    ■ разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-бытовых проблем;

    ■ разработка и принятие международно-трудовых норм для осуществления принятой политики;

    ■ помощь странам – членам МОТ в решении проблем занятости и сокращения безработицы;

    ■ защита трудовых прав человека, улучшение условий, охраны труда, взаимоотношений трудящихся с администрацией, разработка мер по особой защите в труде и занятости слабо социально защищенных групп населения.

    Цели:

    1) установление всеобщего и прочного мира на основе социальной справедливости;

    2) достижение таких условий, при которых все люди независимо от расы, веры, или пола смогут осуществлять свое право на материальное благосостояние и свое духовное развитие в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей;

    3) признание обязательства способствовать принятию странами мира программ.

    МОТ принимает два вида актов, содержащих стандарты правового регулирования труда: конвенции и рекомендации.

    Конвенции являются международными соглашениями и обязательны для ратифицировавших их стран. В случае ратификации конвенции государство принимает необходимые меры к ее реализации на национальном уровне и регулярно представляет в Организацию доклады об эффективности таких мер. В соответствии с Уставом МОТ ратификация государством конвенции не может затрагивать национальные правила, более благоприятные для трудящихся. По нератифицированным конвенциям Административный совет может запрашивать у государства информацию о состоянии национального законодательства и практики его применения, а также о мерах по их улучшению, которые предполагается принять.

    Трудовой арбитраж – временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый сторонами спора и государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в случае, если стороны спора заключили письменное соглашение об обязательном выполнении его решений.

    Созданию трудового арбитража предшествует заключение соглашения сторон в письменной форме об обязательном выполнении решений арбитража.

    В отличие от создания примирительной комиссии и приглашения посредника, где активное участие принимают только стороны спора, создание трудового арбитража требует также обязательного участия государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров, который наравне со сторонами принимает участие в создании трудового арбитража, в определении его состава, выработке регламента, определении полномочий.

    Трудовой арбитраж должен быть создан в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником. Срок для рассмотрения спора в трудовом арбитраже – не более пяти рабочих дней со дня его создания.

    Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях спора; разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора (ч. 5 ст. 404 ТК РФ). Рекомендации трудового арбитража по урегулированию спора передаются сторонам в письменной форме и приобретают для сторон обязательную силу, так как они заключили соглашение об их выполнении.

    Несмотря на то, что трудовой арбитраж является добровольным органом по разрешению коллективных трудовых споров, в случаях, предусмотренных ст. 406 ТК РФ, он является обязательным этапом рассмотрения спора . Создание трудового арбитража и рассмотрение им спора обязательно, если одна из сторон (чаще всего работодатель) уклоняется от участия в создании или работе примирительной комиссии.

    Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от них, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения спора, работники имеют право прибегнуть к крайней мере – забастовке.

    Забастовка – временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

    Право на забастовку является одним из основных трудовых прав работника и закреплено в ст. 37 Конституции РФ. Право на забастовку принадлежит только работникам, поэтому закон прямо запрещает представителям работодателя организовывать забастовку и принимать в ней участие (п. 5 ст. 409 ТК РФ).

    Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.

    Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профсоюзом (объединением профсоюзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур.

    В решении об объявлении забастовки указываются:

    1) перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;

    2) дата и время начала забастовки, ее предполагаемая продолжительность и предполагаемое количество участников;

    3) наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;

    4) предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в организации или ее обособленном структурном подразделении в период проведения забастовки, у индивидуального предпринимателя. Перечень минимума необходимых работ (услуг) разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, соглашением сторон спора совместно с органом местного самоуправления (ст. 412 ТК РФ).

    О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за десять календарных дней. Работодатель, в свою очередь, предупреждает о забастовке государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

    ТК РФ предусматривает возможность объявления часовой предупредительной забастовки уже на стадии работы примирительной комиссии (чч. 4, 5 ст. 410).

    Законодатель предусматривает определенные гарантии прав работников в связи с проведением забастовки (ст. ст. 414, 415 ТК РФ).

    Участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора, кроме случаев неисполнения обязанности прекратить незаконную забастовку.

    Не допускается применять к работникам, участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответственности, кроме случаев участия в незаконной забастовке.

    На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняется место работы и должность.

    Несмотря на то, что работодатель имеет право не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке.

    Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением, не имеющим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале в связи с этим простоя, оплата простоя производится в порядке и размерах, предусмотренных Трудовым кодексом. Работодатель имеет право переводить указанных работников на другую работу. Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный порядок выплат указанным работникам.

    Работодатель обязан выплачивать заработную плату работникам, занятым выполнением обязательного минимума работ (услуг) независимо от их участия в забастовке.

    В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут – увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в споре или в забастовке. В случае незаконного увольнения работников работодатели или их представители могут привлекаться к административной ответственности.

    Законодатель в ст. 413 ТК РФ регулирует вопросы, связанные с признанием забастовки незаконной.

    Незаконной признается забастовка:

    В периоды введения военного и чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

    В органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;

    В правоохранительных органах;

    В организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

    В организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей;

    Если забастовка была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных Трудовым кодексом.

    Решение суда о признании забастовки незаконной , вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии решения суда органу, возглавляющему забастовку. В случае неисполнения данной обязанности работники могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, а представительный орган работников, объявивший забастовку и не прекративший ее, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств, в размере, определенном судом.

    Помимо признания забастовки незаконной, трудовое законодательство предусматривает возможность ее отложения или приостановления . В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе отложить на срок до 30 дней не начавшуюся забастовку, а начавшуюся – приостановить на тот же срок (ч. 7 ст. 413 ТК РФ). В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней.

    Комментарий к статье 404

    1. Новая редакция ст. 404 исправляет неточности, допущенные законодателем, и дополняет ее нормой, регламентирующей порядок создания трудового арбитража в тех случаях, когда работники не могут прибегнуть к организации забастовки. Это очень важное дополнение, которое восполняет существовавший продолжительное время пробел. Надо отметить, что исправлено и противоречие в наименовании принимаемого трудовым арбитражем акта: теперь во всех частях статьи указанный акт назван решением.

    2. Трудовой арбитраж является одним из примирительных органов, создаваемых для рассмотрения конкретного коллективного трудового спора. Как и примирительная комиссия, он действует лишь в период рассмотрения спора.

    3. Добровольный характер трудового арбитража проявляется прежде всего в том, что он может быть создан только по соглашению сторон. Если работодатель уклоняется от создания трудового арбитража, работники могут приступить к проведению забастовки (ст. 406 ТК), но создать арбитраж и рассмотреть в нем спор вопреки воле одной из сторон спора невозможно (за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 404).

    4. Трудовой арбитраж создается при непосредственном участии сторон: они избирают трудовых арбитров. Это также одно из проявлений добровольного характера трудового арбитража. И наконец, решение арбитража выполняется исключительно в добровольном порядке - стороны заключают специальное соглашение об этом. Механизма принуждения к исполнению решения не существует.

    5. В образовании трудового арбитража участвуют представители работников и представители работодателя (работодателей), заинтересованные в разрешении спора, и государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

    По смыслу комментируемой статьи и в соответствии с положениями Рекомендация МОТ N 92 "О добровольном примирении и арбитраже" (1951) любая из сторон может проявить инициативу и предложить перейти к рассмотрению спора в трудовом арбитраже, но создается он совместно сторонами. Сформировать трудовой арбитраж без участия работодателя (если он уклоняется от продолжения примирительных процедур) невозможно.

    Для создания трудового арбитража необходимо обратиться в государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, поскольку он специально назван в качестве одного из участников формирования трудового арбитража.

    6. Роль данного государственного органа заключается в регистрации коллективного трудового спора и оказании сторонам содействия по его разрешению. Он формирует список трудовых арбитров (см. коммент. к ст. 407), он же может рекомендовать конкретные кандидатуры для включения в данный состав трудового арбитража и участвует в определении регламента и полномочий трудового арбитража.

    7. Трудовой арбитраж создается в срок не позднее 3 рабочих дней со дня окончания предыдущей примирительной процедуры.

    Если работодатель (представитель работодателя) уклоняется от создания примирительной комиссии или участия в ее работе, представители работников могут обратиться в соответствующий государственный орган по вопросу формирования трудового арбитража. Такое же право предоставлено представителю работодателя (работодателей), если от создания примирительной комиссии или участия в ее работе уклоняются представители работников (п. п. 5, 6 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, утв. Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. N 59 (Бюллетень Минтруда России. 2002. N 8) (далее - Рекомендации N 59).

    8. В соответствии с законом к рассмотрению спора в трудовом арбитраже можно перейти в следующих случаях:

    При недостижении согласия в примирительной комиссии, если стороны в качестве следующей примирительной процедуры выбрали рассмотрение спора в трудовом арбитраже;

    При недостижении соглашения по поводу кандидатуры посредника;

    При недостижении согласованного решения на стадии посредничества, если стороны решили продолжить примирительные процедуры;

    При уклонении одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии;

    При рассмотрении коллективного трудового спора в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок (ст. 406 ТК).

    9. Состав трудового арбитража для рассмотрения конкретного спора формируется по соглашению сторон, поскольку примирительный орган должен быть авторитетным и пользоваться доверием участников спора. Только в этом случае его деятельность может оказаться эффективной.

    В качестве трудовых арбитров могут быть избраны любые независимые специалисты по выбору сторон. На практике иногда в качестве трудовых арбитров пытаются привлечь руководителей вышестоящего профсоюзного органа или хозяйственной организации. Такой подход к формированию трудового арбитража представляется ошибочным, поскольку и вышестоящий профсоюз, и вышестоящий орган управления не могут быть абсолютно беспристрастными при рассмотрении разногласий подчиненных им субъектов.

    10. При создании трудового арбитража стороны могут воспользоваться и рекомендациями органа по урегулированию коллективных трудовых споров, которым составляются ежегодно пересматриваемые списки лиц, рекомендуемых к привлечению в качестве трудовых арбитров. Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей по согласованию с лицами, рекомендуемыми в качестве трудовых арбитров, и содержат следующие сведения: фамилию, имя, отчество, возраст, образование, место работы, специальность и занимаемую должность, другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально-трудовых отношений и урегулирования трудовых споров.

    11. Организация подготовки арбитров, проверка их квалификации, выдача документов, удостоверяющих их статус, и официальное утверждение списка относятся к компетенции соответствующих государственных органов (см. коммент. к ст. 407).

    В качестве трудовых арбитров могут выступать и работники указанных органов (см. коммент. к ст. 407). Статус трудового арбитра связан с рассмотрением конкретного коллективного трудового спора, т. е. определенные лица избираются сторонами в качестве трудовых арбитров и пребывают ими в течение срока деятельности трудового арбитража. Затем они возвращаются к выполнению своей основной работы и трудовыми арбитрами уже не считаются.

    На время разрешения коллективного трудового спора они освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка (ст. 405 ТК).

    12. Поскольку трудовой арбитраж создается как независимый третейский орган, в его состав не могут входить представители работников и работодателей, участвующих в данном споре.

    13. Факт создания трудового арбитража, а также его состав с указанием председателя подтверждаются в письменной форме. Рекомендации N 59 советуют оформить эти действия протоколом совместного заседания представителей сторон и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров, примерная форма которого предусмотрена Приложением 1 к Рекомендациям N 59.

    Протокол подписывается представителями сторон и соответствующего государственного органа. Дата его подписания считается днем создания трудового арбитража.

    В протоколе рекомендуется отразить условия участия трудовых арбитров в рассмотрении коллективного трудового спора, согласовав эти условия с трудовыми арбитрами, руководителями организаций, где они работают, и государственным органом (п. 10 Рекомендаций N 59).

    Одновременно с созданием трудового арбитража стороны и государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров определяют регламент работы и уточняют его полномочия, указанные в ч. 5 комментируемой статьи. Эти сведения также отражаются в письменном решении.

    14. Дата подписания решения считается днем создания трудового арбитража. С этого дня исчисляется 5-дневный (в рабочих днях) срок, установленный для рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. Этот срок в случае необходимости может быть продлен по согласованию сторон (см. коммент. к ст. 401).

    15. Для реализации возложенных на него задач трудовой арбитраж наделен соответствующими полномочиями. Он может: запрашивать и получать документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора; заслушивать объяснения и обращения сторон; принимать решение по существу спора. В случае необходимости - информировать органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора.

    В решении о создании трудового арбитража стороны и государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров могут указать конкретные полномочия, которыми наделяются трудовые арбитры для разрешения данного спора. Например, право опросить работников организации привлечь эксперта или консультанта.

    Запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;

    Заслушивать объяснения и обращения сторон коллективного трудового спора;

    Приглашать на заседания специалистов, компетентных в вопросах данного коллективного трудового спора;

    Требовать от представителей сторон доведения решений трудового арбитража до сведения трудового коллектива;

    Предлагать возможные варианты разрешения коллективного трудового спора (п. 15 Рекомендаций N 59).

    16. Трудовой арбитр должен:

    Знать действующее трудовое законодательство, в частности правовые нормы о коллективных договорах и соглашениях и порядке разрешения коллективных трудовых споров;

    Владеть методами ведения договорного процесса. Желательно его знакомство с основными принципами работы профсоюзных организаций, действующей системой работы с жалобами работников, кадровой политикой и другими сторонами жизни организации, являющейся стороной в коллективном трудовом споре;

    Уметь анализировать ситуацию, тщательно оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций, стремиться к завершению коллективного трудового спора на этапе рассмотрения в трудовом арбитраже. Он должен быть готов дать сторонам предложения и альтернативы по процедуре и существу договорного процесса для того, чтобы помочь успешному ходу переговоров, и не оказывать давления на представителей сторон (приложение 3 к Рекомендациям N 59).

    17. Важно подчеркнуть необходимость добросовестного отношения каждого трудового арбитра к возложенным на него обязанностям. Трудовой арбитраж должен детально исследовать все материалы дела, проверить полномочность представителей сторон, существо возникших разногласий, установить по возможности все обстоятельства, имеющие значение для урегулирования конфликта.

    18. Трудовые арбитры обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну при осуществлении примирительных процедур.

    Конфиденциальная информация, доверенная трудовым арбитрам в процессе рассмотрения трудового спора, не должна распространяться и использоваться ими прямо или косвенно для личной или иной выгоды.

    Позиции представителей каждой стороны, ее планы и предложения, высказанные трудовым арбитрам конфиденциально, не должны передаваться другой стороне без предварительного на то согласия лиц, предоставивших соответствующую информацию.

    Трудовой арбитр не должен принимать вознаграждение или ценные подарки от представителей сторон коллективного трудового спора (приложение 3 к Рекомендациям N 59).

    19. Для обеспечения нормальной деятельности трудового арбитража необходимо решение ряда вопросов, прежде всего о предоставлении помещения, обеспечении средствами оргтехники и обслуживающим персоналом (секретарь и т. п.), оплате, в случае необходимости, консультации специалиста и других подобных мероприятий.

    Кодекс не регламентирует организационного и финансового обеспечения деятельности трудовых арбитражей. Такого рода проблемы должны оговариваться при создании этого примирительного органа и решаться в определенной мере за счет сторон спора. Вместе с тем с учетом международно-правовых норм (в соответствии с подп. 1 п. 3 Рекомендации МОТ N 92 примирительная процедура должна быть бесплатной) было бы целесообразно в перспективе возложить организационно-техническое обеспечение работы трудового арбитража на государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров, тем более что они призваны оказывать содействие в разрешении коллективных трудовых споров.

    20. Процедура рассмотрения спора трудовым арбитражем (регламент его работы) определяется сторонами и государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров при создании названного органа. Регламентом могут быть установлены продолжительность ежедневных заседаний; правила замены одного из арбитров в случае болезни и других непредвиденных обстоятельств; очередность объяснений сторон по существу спора; возможность отвода арбитров и т. п. (п. 12 Рекомендаций N 59).

    Закон устанавливает лишь два требования относительно порядка работы трудового арбитража. Во-первых, он должен рассматривать коллективный трудовой спор с участием представителей сторон (ч. 4 комментируемой статьи); следовательно, проведение заседаний в отсутствие одной или обеих сторон недопустимо. Из этого правила может быть только одно исключение: когда представитель работников или представитель работодателя (работодателей) в письменной форме обратился с просьбой разрешить спор без него, другая сторона согласилась, а арбитраж счел это возможным. На практике такие ситуации исключительно редки.

    Второе требование касается предмета спора. Поскольку трудовой арбитраж представляет собой примирительный орган, созданный для разрешения конкретного спора, и является, как правило, вторым (а иногда и третьим) органом, пытающимся примирить стороны, на его рассмотрение выносится только протокол разногласий, составленный примирительной комиссией или посредником совместно с участниками спора. Иными словами, предмет спора - круг вопросов, по которым стороны не смогли достигнуть согласия, в процессе разрешения спора может только сужаться за счет достижения определенных компромиссов. Недопустимо выносить на обсуждение в трудовом арбитраже требования, не рассматривавшиеся примирительной комиссией.

    21. Процедура рассмотрения спора трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов:

    Изучение документов и материалов, представленных сторонами;

    Заслушивание представителей сторон;

    Заслушивание свидетелей и экспертов, если в этом есть необходимость;

    22. Результатом рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является принятие решения по его урегулированию. Оно составляется в письменной форме, подписывается трудовыми арбитрами и передается сторонам коллективного трудового спора.

    Решение принимается с учетом всех обстоятельств дела в строгом соответствии с действующими законами и иными нормативными правовыми актами в сфере труда.

    Решение обязательно для сторон в силу заключенного соглашения о его выполнении. Соглашение должно быть заключено и оформлено в письменной форме до создания трудового арбитража либо одновременно с его созданием.

    23. Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора должно оформляться в письменной форме.

    24. В Москве в порядке эксперимента создано и действует учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" (Постановление Правительства Москвы от 11 сентября 2001 г. N 840-ПП "О создании учреждения "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" // Вестник мэрии Москвы. 2001. N 36). Его учредителями выступили Московская федерация профсоюзов, Московская конфедерация промышленников и предпринимателей, Комитет общественных и межрегиональных связей правительства Москвы и специализированная коллегия адвокатов "Инюрколлегия".

    Это учреждение не является судом и не относится к судебной системе. Оно не осуществляет правосудия и не принимает решений, обеспеченных государственным принуждением. Его основная задача - содействие разрешению коллективных трудовых споров путем оказания работникам и работодателям помощи при создании трудовых арбитражей для рассмотрения конкретных коллективных трудовых споров и обеспечение их деятельности, в частности предоставление им помещения для заседаний, нормативной базы.

    Надо отметить, что создание и деятельность трудовых арбитражей должны строиться в строгом соответствии с действующим федеральным законодательством. Ни стороны, ни учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" не вправе менять процедуру разрешения коллективного трудового спора, последовательность проведения примирительных процедур, порядок формирования трудового арбитража и т. п. Иными словами, это учреждение создавалось не для того, чтобы привнести нечто новое в порядок рассмотрения коллективных трудовых споров, а с единственной целью - обеспечить более эффективное разрешение трудовых конфликтов на основе действующего ТК. Недаром в качестве основной цели его деятельности названы урегулирование и ликвидация конфликтов, возникающих между работодателями и трудовыми коллективами, правовое и организационное обеспечение работы по защите прав и законных интересов социальных партнеров.

    Наряду с оказанием сторонам коллективного трудового спора содействия в создании трудового арбитража учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" выполняет ряд других - "смежных" - задач. К их числу необходимо отнести, например, распространение информации о деятельности трудовых арбитражей и учреждения, т. е. доведение до сведения заинтересованных лиц данных о составе трудовых арбитров, рассмотренных трудовых спорах, сложившейся практике применения законодательства о коллективных трудовых спорах, толковании сложных положений ТК и т. п.

    25. Часть 7 комментируемой статьи предусматривает порядок создания трудового арбитража в обязательном порядке в тех случаях, когда работники не имеют права прибегнуть к использованию такого средства разрешения коллективного трудового спора, как забастовка.

    Обязанность создать трудовой арбитраж, если проведение забастовки невозможно, была предусмотрена ст. 406 ТК. Однако указанная норма вступала в противоречие с положением ч. 1 ст. 404 ТК, устанавливающим, что трудовой арбитраж создается лишь в случае заключения сторонами спора соглашения об обязательном выполнении его решения. Теперь это противоречие устранено: трудовой арбитраж в порядке исключения создается при отсутствии такого соглашения. При этом принятое им решение обязательно для сторон в силу указания закона.

    Особые правила установлены и для определения состава арбитров, регламента и полномочий трудового арбитража в случае применения ч. 7 комментируемой статьи. В отличие от общего подхода - принятия решения по этим вопросам исключительно по соглашению сторон - при создании трудового арбитража в обязательном порядке такое решение может принять государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров без согласования со сторонами спора. Это решение принимается, если стороны спора не могут прийти к соглашению.

    Трудовой арбитраж - один из трех возможных вариантов досудебного развития трудового спора. Трудовой арбитраж является временно действующим органом, создаваемым для рассмотрения конкретного трудового спора в случае, если стороны использовали другие процедуры (adhoc).

    Поскольку трудовой арбитраж создается как независимый орган по разрешению трудового спора, в его состав не могут входить представители работников и работодателей, участвующих в данном споре.

    Как и все остальные формы примирительных процедур, он носит, как правило, добровольный характер, так как создается при наличии одновременно двух условий: согласие сторон на рассмотрение спора в трудовом арбитраже и соглашение сторон в письменной форме об обязательном выполнении решений арбитража.Сафарова Е. Трудовые споры: индивидуальные и коллективные // Трудовое право. 2010. №11. С. 91-102

    Добровольный характер трудового арбитража проявляется в том, что он может быть создан только по соглашению сторон. Исключение предусмотрено для организаций, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок, создание трудового арбитража обязательно (см. ч. 7 ст. 404, ч. ч. 1 и 2 ст. 413 ТК РФ).

    По смыслу ст. 404 ТК РФ и в соответствии с положениями Рекомендации МОТ №92 любая из сторон может проявить инициативу и предложить перейти к рассмотрению спора в трудовом арбитраже, но создается он совместно сторонами. Сформировать трудовой арбитраж без участия работодателя (если он уклоняется от продолжения примирительных процедур) невозможно.

    В то же время для создания трудового арбитража необходимо обратиться в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд).

    Процедура создания трудового арбитража может начаться реализовываться в случаях, предусмотренных законодательством:Избиенова Т.А. Некоторые вопросы участия представителей работников в разрешении коллективных трудовых споров // Трудовое право. 2011. №2. С. 51-63

    при не достижении согласия в примирительной комиссии (ч. 8 ст. 402 ТК РФ);

    в случае уклонения одной из сторон трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии (ч. 1 ст. 406 ТК РФ);

    в случае сознательного выбора сторонами трудового спора варианта рассмотрения его в трудовом арбитраже, минуя стадию рассмотрения с участием посредника;

    в случае если на первом этапе рассмотрения трудового спора (три рабочих дня) стороны не пришли к соглашению по его кандидатуре (ч. 1 ст. 403 ТК РФ);

    в случае если участие посредника в рассмотрении трудового спора не принесло результата и стороны по-прежнему имеют несогласованные позиции;

    в случае если его создание является обязательным - для некоторых категорий работников, которые не имеют права на забастовку (ст. 413 ТК РФ).

    В образовании трудового арбитража участвуют представители работников и представители работодателя, заинтересованные в разрешении спора, и Роструд, поскольку этот государственный орган специально назван в качестве одного из участников формирования трудового арбитража.

    Он на равных со сторонами спора участвует как в создании трудового арбитража, так и в определении его состава, выработке регламента, определении полномочий. Таким образом, трудовой арбитраж фактически является неким "тройственным" органом, который может урегулировать коллективный трудовой спор.

    На создание трудового арбитража и рассмотрение в нем спора сторонам отводится максимум восемь рабочих дней: три дня с момента окончания рассмотрения трудового спора примирительной комиссией или посредником для создания арбитража и пять дней для рассмотрения спора. В рассмотрении трудового спора в трудовом арбитраже участвуют представители сторон спора.Маврин С.П., Жилин, В.В. Коробченко Настольная книга судьи по трудовым спорам: учебно-практическое пособие / Г, и др.; под ред. С.П. Маврина. М.: Проспект, 2011

    Закон устанавливает лишь два требования относительно порядка работы трудового арбитража. Во-первых, он должен рассматривать коллективный трудовой спор с участием представителей сторон (ч. 4 ст. 404 ТК РФ), следовательно, проведение заседаний в отсутствие одной или обеих сторон недопустимо. Из этого правила может быть только одно исключение: когда представитель работников или представитель работодателя в письменной форме обратился с просьбой разрешить спор без него, другая сторона согласилась, а арбитраж счел это возможным.

    Второе требование касается предмета спора. Поскольку трудовой арбитраж представляет собой примирительный орган, созданный для разрешения конкретного коллективного трудового спора, и является, как правило, вторым органом, пытающимся примирить стороны, на его рассмотрение выносится только протокол разногласий, составленный примирительной комиссией или посредником совместно с участниками спора.

    Это может быть протокол разногласий, составленный в ходе коллективных переговоров, или требования работников.

    Предмет спора - круг вопросов, по которым стороны не смогли достигнуть согласия, в процессе разрешения спора. Он может только сужаться за счет достижения определенных компромиссов. Недопустимо выносить на обсуждение в трудовом арбитраже требования, не рассматривавшиеся примирительной комиссией.

    Процедура рассмотрения коллективного спора трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов:Сафарова Е. Трудовые споры: индивидуальные и коллективные // Трудовое право. 2010. №11. С. 91-102

    изучение документов и материалов, представленных сторонами;

    заслушивание представителей сторон;

    заслушивание свидетелей и экспертов, если в этом есть необходимость;

    выработка решения по существу трудового спора.

    Следует отметить, что сегодня исправлено и противоречие в наименовании принимаемого трудовым арбитражем акта: теперь во всех частях ст. 404 и далее в ТК РФ указанный акт называется решением.

    Результатом рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является принятие решения по урегулированию спора. Оно составляется в письменной форме, подписывается трудовыми арбитрами и передается сторонам трудового спора.

    На время разрешения трудового спора арбитры освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка (см. ст. 405 ТК РФ).

    Трудовые арбитры обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну, ставшую им известной при осуществлении примирительных процедур.

    С целью оказания практической помощи территориальным органам по урегулированию трудовых споров федеральным подразделениям органов исполнительной власти субъектов РФ, на которые возложены функции по урегулированию трудовых споров, Постановлением Минтруда России №59 утверждены Рекомендации об организации работы по рассмотрению трудового спора в трудовом арбитраже. Они могут применяться в той части, в которой не противоречат действующей редакции ТК РФ.