flamenco.ru
flamenco.ru
flamenco.ru

Актуальные вопросы классификации форм фламенко - Глава 8

Классификация форм фламенко по ритмическим и ладовым особенностям гитарного аккомпанемента

автор: © Сергей Каржавин
По материалам глав 1 и 4 книги "Секреты гитары фламенко"
обновлено: 15.07.2010

В заключение данной статьи попробуем осуществить непротиворечивую классификацию форм фламенко по нескольким музыкальным признакам. Сгруппируем все основные формы фламенко в несколько таблиц. Сразу отметим, что группировка по характеру ритмики форм фламенко, представленных в таблицах, полностью соответствует схемам ритмического родства предыдущего параграфа.

Формы фламенко, исполняемые под аккомпанемент гитары, распределим в первую очередь на несколько больших групп по характеру взаимодействия вокальной и гитарной партий, как это было сделано у И.Росси, а затем, внутри групп – по особенностям ритмики и гармонической структуры гитарной музыки. Не будем рассматривать формы фламенко, исполняемые певцом без аккомпанемента гитары. К таким формам, например, относятся тона, мартинете, дебла, карселера, калесера, трильера, темпорера, саэта.

Все формы фламенко сгруппируем в пять семейств: семейство сигирийи, семейство солеа, семейство танго, семейство фанданго, и, наконец, афламенкадас. Вообще говоря, семейства солеа и танго в достаточной степени являются производными от семейства сигирийи.

Формы фламенко, относящиеся к одному семейству, имеют одинаковые (или очень близкие) ритмику, гармонию и мелодическую структуру. Главный принцип распределения форм фламенко по группам внутри семейств – это характер взаимодействия вокальной и гитарной партии.

Если вопросы классификации в семействах сигирийи, солеа и танго более или менее ясны, то с семейством фанданго дело обсстоит гораздо запутаннее. А в афламенкадас вообще собраны все формы, которые возникли в результате «пограничного» взаимодействия фламенко с иными музыкальными культурами.

Наиболее многочисленно семейство фанданго. Как вы уже убедились, существует много вариантов группировки отдельных форм фламенко внутри данного семейства. Большинство испанских музыковедов классифицируют версии фанданго по территориальному признаку. Нас же интересуют особенности гитарной партии. Выделим две основных группы: пение под непрерывный ритмический аккомпанемент, и «диалоговое» взаимодействие вокальной партии и гитарного аккомпанемента без метрической структуры. В свою очередь, все версии фанданго с непрерывным аккомпанементом разделим на две группы: с аккомпанементом в ритме 3/4 (например, вердиалес) и с аккомпанементом в ритме 3/2 (например, фанданго из Уэльвы). С точки зрения гитарного аккомпанемента (тем более, если говорить о сольных гитарных композициях) вариантов фанданго становится значительно меньше. Но необходимо сказать, что существует ряд исполнительских версий фанданго, у которых аккомпанемент пению может быть достаточно аморфным ритмически, а фальсеты между коплами – вполне ритмичные в размере 3/4 или 3/2.

Большинство форм фламенко принадлежит одному из двух больших музыкальных родов «генеалогического древа фламенко». Один род берет свое начало из сигирийи (семейства сигирийи, солеа и танго), а другой род – из фанданго (а, точнее, из сегидильи).

Сделаем ряд пояснений к представленной ниже классификации. В первом столбце таблиц дано наименование формы фламенко на испанском языке, во втором столбце – приблизительная транскрипция наименования на русском, в третьем столбце – ритмические особенности гитарной партии (или сольной гитарной композиции на тему соответствующей формы фламенко), и, наконец, в четвертом столбце – тип ладовой структуры гитарной партии (сольной гитарной композиции).

После наименования типа лада (четвертый столбец) иногда в круглых скобках указаны ноты, которые является тоникой данного лада. В перечень ладов для какой-либо формы фламенко не включаются фрагментарные отклонения в иные лады, и не учитываются редко встречаемые пьесы, исполняемые в нехарактерных для них тональностях (в настоящее время в результате влияния на фламенко эстрады, джаза и рока это часто встречается, но не стало пока правилом).

Род сигирийи

Семейство сигирийи
Неметризованное пение на фоне непрерывного ритмического аккомпанемента гитары и не «привязанное» к ритмике аккомпанемента
siguiriya сигирийя переменный метр (3/4+6/8) Фриг. лад (ля, редко ми)
serrana серрана переменный метр (3/4+6/8) Фриг. лад от ми
cabales,
siguiriya cabales
кабалес,
сигирийя кабалес
переменный метр (3/4+6/8) Фриг. лад от ля
Семейство солеа
Пение с деформированной метрикой или с отсутствием метрики (для ряда местных вариантов) на фоне непрерывного ритмического аккомпанемента гитары и не «привязанное» к ритмике аккомпанемента
soleá солеа переменный метр (3/2+6/4)* Фриг.лад (ми, ля) с редкими
отклонениями в мажор (до, фа).
caña канья переменный метр (3/2+6/4)* Фриг.лад (ми) с отклонениями
в мажор (до, фа, соль).
Подгруппа кантиньи (в основе данных форм фламенко – солеа, хота из Кадиса, а также иные местные песни)
cantiña кантинья переменный метр (3/2+6/4)* Мажор (до, ля, ми), фрагментарно
встречается фригийский лад (ми)
alegría алегрия переменный метр (3/2+6/4)* Мажор (ля, ми, ре) с фрагментами
в миноре и фригийском ладу (ми)
alegría de Córdoba алегрия из Кордовы переменный метр (3/2+6/4)* Ми-минор
caracoles караколес переменный метр (3/2+6/4)* Мажор (до, редколя или ми), фрагментарно
встречается фригийский лад (ми)
Производные от солеа
bulería булерия переменный метр (3/4+6/8)* Фриг.лад (ми, ля, редко – фа-диез).
Мажор (ми, ля).
Минор (ми, ля)
soleá por medio,
soleá por bulería
медиа солеа,
солеа в стиле булерии
переменный метр (3/2+6/4)* Фриг.лад от ля
Семейство танго
Пение с деформированной метрикой или с отсутствием метрики на фоне непрерывного ритмического аккомпанемента гитары и не «привязанное» к ритмике аккомпанемента
tango танго двухдольный метр (2/2, редко – 2/4) Фриг.лад (ми, ля).
Мажор (ми, ля).
Минор (ми, ля).
tiento тьенто двухдольный метр (2/2) Фриг.лад (ля) с фрагментами
в одноименном ля-мажоре
mariana мариана двухдольный метр (2/2) фриг.лад от ми).
ля-минор
zambra,
danza mora,
zambra mora
самбра,
данса мора,
самбра мора
двухдольный метр (2/2) Фриг.лад (ми, ре, редко – ля)
с элементами арабских ладов
taranto таранто двухдольный метр (2/2) Фриг.лад (фа-диез, редко – ре)
Подгруппа тангильо (производные от танго)
Пение с ярко выраженной метрикой на фоне непрерывного ритмического аккомпанемента и «привязанное» к ритмике аккомпанемента
tanguillo тангильо двухдольный метр (2/4),
двухдольный метр (2/4) триолями
Фриг.лад (ми, ля).
Мажор (ми, ля) с отклонением в минор.
Минор (ми, ля) с отклонением в мажор.
zapateado сапатеадо двухдольный метр (2/4),
двухдольный метр (2/4) триолями
Мажор (ми, ля) с отклонением в минор.
Минор (ми, ля) с отклонением в мажор.
Производные от танго
Пение с ярко выраженной метрикой на фоне непрерывного ритмического аккомпанемента и «привязанное» к ритмике аккомпанемента
garrotín гарротин двухдольный метр (2/2,
иногда в финале – 2/4)
Мажор (до, ля) с отклонением в
одноименный минор
farruca фаррука двухдольный метр (2/2,
иногда в финале – 2/4)
Минор (ля) с отклонением в
одноименный мажор
и с фригийской каденцией


Род фанданго

Семейство фанданго
Наиболее известные варианты «ритмического» (танцевального) фанданго
Пение со строгой или деформированной метрикой (для ряда местных вариантов) на фоне непрерывного ритмического аккомпанемента и «привязанное» (или – нет, для местных вариантов) к ритмике аккомпанемента
verdiales вердиалес трехдольный метр
типа сегидильи (3/4)
Фриг.лад (ми, редко – ля)
fandango corrido фанданго корридо трехдольный метр
типа сегидильи (3/4)
Фриг.лад (ми, редко – ля)
malagueña popular малагенья (танцевальная) трехдольный метр
типа сегидильи (3/4)
Фриг.лад (ми, редко – ля)
fandango de Huelva фанданго из Уэльвы трехдольный метр,
модифицированный метр (3/2)
типа сегидильи
Фриг.лад (ми, редко – ля)
Наиболее известные варианты «протяжного» (для слушания) фанданго
Неметризованное пение и неметризованный аккомпанемент, «диалоговый» характер взаимодействия вокальной и гитарной партий
granadina гранадина отсутствие метра Фриг.лад (си)
malagueña para escuchar малагенья (для слушания) отсутствие метра Фриг.лад (ми, редко фа-диез)
с элементами гармонического минора
taranta таранта отсутствие метра Фриг.лад (фа-диез)
minera минера отсутствие метра Фриг.лад (фа-диез, соль-диез)
cartagenera картахенера отсутствие метра Фриг.лад (фа-диез, соль)
rondeña ронденья
(гитарный вариант)
отсутствие метра Фриг.лад (до-диез)
Прямые «потомки» сегидильи
panaderos панадерос трехдольный метр
типа сегидильи (3/4)
Мажор (ля, ре,до)
sevillana севильяна трехдольный метр типа сегидильи (3/4) Фриг.лад (ми, ля).
Минор (ми, ля, ре).
Мажор (ми, ля, ре,до)


Афламенкадас

Пение с ярко выраженной метрикой на фоне непрерывного ритмического аккомпанемента и «привязанное» к ритмике аккомпанемента

Формы фламенко, в основе которых лежат андалусские романсы
villansico** Вильянсико трехдольный метр (3/4) Фриг.лад (ми, ля).
Минор (ми, ля)
el vito** Эль Вито трехдольный метр (3/4) Фриг.лад (ми, ля)
zorongo** Соронго трехдольный метр (3/4) Фриг.лад (ми, ля)
campanillero Кампанильеро двухдольный метр (2/4) Мажор (ля)
Формы фламенко с латиноамериканскими корнями
colombiana** Коломбьяна двухдольный метр (2/4) Мажор (ля, ми)
milonga** Милонга двухдольный метр (2/4) Минор (ля)
с фриг.ладом (ми)
vidalita** Видалита двухдольный метр (2/4) Минор (ля)
Потомки сарабанды
guajira Гуахира переменный метр (3/4+6/8)*** Мажор (ля) с отклонением
в минор и фригийской каденцией
petenera corta,
petenera antigua
«короткая» петенера, древняя петенера переменный метр (3/4+6/8)*** Фриг.лад (ми) с фрагментами
мажора (до) и минора (ля)

Примечания:

  • Одной звездочкой (*) отмечен компас, имеющий переменный размер, но традиционно записываемый в нотах в размере 3/4 (для булерии – в размере 3/8).
  • Двумя звездочками (**) отмечены формы, которые не относятся к фламенко, но часто исполняются артистами фламенко.
  • Тремя звездочками (***) отмечен особый переменный компас, который характерен только для петенеры и гуахиры.
  • В семействе фанданго в качестве базового лада указан фригийский лад. На самом деле это не совсем точно. Подробно вопросы ладовой принадлежности форм семейства фанданго рассмотрены в моей статье «Секреты гармонии фанданго».
  • В семействе фанданго упомянуто «протяжное фанданго». Это музыковедческий термин, под которым в данном случае понимается любое фанданго, не имеющее метрического каркаса в гитарном аккомпанементе, и предназначенное только для слушания (cante para escuchar).
  • Следует сказать, что существует несколько разновидностей петенеры, среди которых есть так называемая протяжная петенера (petenera larga). Вокальная партия и аккомпанемент гитары, сохраняя гармоническую структуру коплы петенеры, по методам разработки мелодической фактуры подобны «протяжному» фанданго.

- – - – -

В испаноязычной музыкальной литературе часто используется довольно специфическое название некоторых форм фламенко, исполняемых во фригийском ладу. Например, название bulería en La del Re-menor означает, что булерия исполняется во фригийском ладу от ноты ля, который, в свою очередь, строится на звукоряде ре-минора (аналогично, bulería en Mi del La-menor означает, что булерия исполняется во фригийском ладу от ноты ми, который построен на звукоряде ля-минора). Часто встречаемый в теоретической музыкальной литературе термин modo dórico en La переводится как дорийский лад от ноты ля. Как уже отмечалось, большинство испанских музыковедов андалусскую разновидность фригийского лада называют дорийским ладом (modo dórico). Если же, например, булерия исполняется в ля-мажоре, то именуется bulería en La-mayor. Аналогично, булерия в ля-миноре именуется bulería en La-menor.

Как вы уже заметили, классифицировано значительно меньше форм фламенко, чем было их перечислено в предыдущих параграфах. Во-первых, не рассматривались чисто вокальные формы фламенко. Во-вторых, многие формы отличаются друг от друга мелодией вокальной партии, а гитарный аккомпанемент практически одинаков.

Именно в силу сходства гитарной партии, например, многих версий фанданго, в сольном гитарном исполнении остались только те из них, которые имеют ярко выраженные исполнительские особенности. Например, среди фанданго со свободной ритмикой можно увидель гранадину (фригийский лад от си), таранту (фр. лад от фа-диез), минеру (фр.лад от соль-диез), малагенью (фр.лад от ми или ля). А, например, мурсиану, картахенеру, аликантину можно встретить на дисках или на концертах только в виде вокала под аккомпанемент гитары (который у них практически одинаков и соответствует таранте). То же самое касается значительного количества иных местных версий фанданго, которые в сольном гитарном варианте исполняются под названием вердиалес, фанданго корридо (тоже достаточно редко) или фанданго из Уэльвы. А, например, хаберу и бандолу также можно услышать только в вокальном варианте под аккомпанемент гитары.

Следует сказать, что и в семействах сигирийи, солеа, танго региональные версии форм фламенко в сольном гитарном исполнении также не несут в себе каких-то местных мелодических особенностей, поскольку главное их различие в вокальной партии. Именно по этой причине не встретить гитарных пьес поло, альбореá, бамберу, корридо (производные от солеа), мирабрáс, ромерос (производные от кантиньи), ливьяну (гитарная партия как у серраны), плайеру (производная от сигирийи) и так далее.

С другой стороны, некоторые разновидности алегрии в сольном гитарном варианте «закрепились» как вполне самостоятельные формы. Например, алегрия из Кордовы (alegría de Córdoba) – вариант алегрии в ми-миноре, созданный в конце XIX-го века певцом и пикадором Онофре (MORENO MONDÉJAR, Ricardo). Он также известен под наименованием роса (rosa). А кантинья – фактически версия алегрии в до-мажоре.