flamenco.ru
flamenco.ru
flamenco.ru

Актуальные вопросы классификации форм фламенко - Глава 7

Классификация форм фламенко по ритмическим особенностям

автор: © Сергей Каржавин
По материалам глав 1 и 4 книги "Секреты гитары фламенко"
обновлено: 15.07.2010

Как было отмечено в предыдущем параграфе, наиболее, пожалуй, значимым признаком гитарной составляющей музыки фламенко является ритм. В общем, это неудивительно, поскольку танцевальная составляющая музыки фламенко является все-таки определяющей, что подтверждается бытующим в Андалусии убеждением о наличии двух источников (dos fuentes) искусства фламенко – пении и танце. Здесь уместно заметить, что пение тоже в определенной степени «обслуживает» танец.

Макроструктуру ритмического рисунка любой формы фламенко, имеющей компас, можно отнести к одной из трех групп: двухдольный метр, трехдольный метр и переменный метр.

Интересно, что родство ритмических структур вызвано не простым совпадением ритма у разнородных форм фламенко, а является следствием развития их из общих корней. Например, подавляющее большинство двухдольных форм фламенко являются результатом местных трансформаций танго, а трехдольные – плодами развития от сегидильи к севильяне и фанданго, и далее.

Конечно, существует ряд фольклорных андалусских песенно-танцевальных форм, прочно вошедших в репертуар артистов фламенко и не включаемых ни в одну из трех вышеперечисленных групп, хотя по своей метрике они, на первый взгляд, соответствуют им. Например, соронго, вито, вильянсико, и ряд других. Как правило, это песенно-танцевальные формы различных регионов Испании, исполняемые в стиле фламенко.

Двухдольный метр

Базовой формой фламенко с двухдольным метром, несомненно, является танго. В основе всех его ритмических вариантов лежит следующая простейшая схема компаса, укладывающаяся в четыре такта:

Типичный вариант усложнения ритмической структуры компаса танго имеет следующий вид:

Такую ритмику, например, имеет тьенто – форма, возникшая из танго, а также некоторые исполнительские версии танго.

Дальнейшая эволюция ритмики танго шла по двум путям. Во-первых, использование основных ритмических структур танго (в размере 2/2) в иных формах фламенко (гарротин, фаррука и латиноамериканских формах коломбьяна, видалита и милонга). Во-вторых, убыстрение темпа и, как следствие, упрощение внутритактовой ритмики, которую стало удобно записывать в размере 2/4 (такую ритмику имеют сапатеадо, тангильо, а также некоторые варианты танго и латиноамериканских форм):

Характер родства ритмики гитарной партии форм фламенко с двухдольным метром можно изобразить в виде следующей схемы:

В испанской музыковедческой практике компас, организованный в двухдольном метре, именуют compás binario (компáс бинáрио). Если доли такта, в свою очередь, представляют собой триоли (как это часто встречается в тангильо и сапатеадо), то такой компас называется compás ternario binarizado (тернáрио означает, что каждая сильная доля компаса разбита на триоль):

Трехдольный метр

В данном случае подразумевается вполне определенный ритмический рисунок, характерный для сегидильи:



На основе сегидильи впоследствии возникло огромное количество форм фламенко, которые мы знаем сегодня как местные разновидности фанданго. Интересно, что ритм старинной сегидильи и сегодня используется в большинстве версий фанданго в своем практически первоначальном виде.

Незначительно модифицированный ритм сегидильи используется в различных вариантах севильяны и панадерос и в некоторых танцевальных версиях малагеньи.

Характер родства ритмики форм фламенко с трехдольным метром можно изобразить в виде следующей схемы:

В испаноязычной музыковедческой литературе данный компас, а также любой трехдольный ритм (например, у вильянсико, халео, вито) именуют _compás ternario (компáс тернáрио).

Переменный метр

Под переменным метром далее понимается составной метр, в котором такты с двумя долями (двухдольный метр) чередуются с тактами с тремя долями (трехдольный метр).

Становление особенностей ритмического рисунка форм фламенко, составляющих данную группу, не совсем ясно. По-видимому, основой послужил ритм сарабанды (zarabanda), которая была популярна по всей Испании уже в XVI веке. То, что она повлияла на развитие музыки фламенко, очевидно. Это подтверждается и тем, что сарабанда считалась чувственным и быстрым цыганским танцем. Позднее появилась и сарабанда фламенко. Ритмический рисунок сарабанды в современной нотации имеет следующий вид (дана цепочка из двух компасов):

(щелкните по картинке чтобы увеличить ее)

Компас сарабанды имеет пять долей: две доли в такте 6/8 и три доли в такте 3/4. Точно такая же ритмика у двух знаменитых более поздних танцев фламенко – гуахиры и петенеры. Загадка возникает при анализе ритмики важнейшей формы фламенко – сигирийи. Характерной чертой ритмомодуса сигирийи, является акцентировка, не совпадающая с тактовым членением:

(щелкните по картинке чтобы увеличить ее)

Как и в сарабанде, в сигирийе имеются в наличии те же пять ударных долей в компасе, а общий метрический каркас соответствует переменному метру (6/8+3/4). Отличие лишь в месте расположения границ модусов-компасов. Причина такого смещения в испанской музыковедческой литературе обходится молчанием. Возможный вариант решения этой загадки будет изложен в одной из Тетрадей серии “Секреты гитары фламенко” после детального ознакомления с мелодическими особенностями базовых форм фламенко.

Довольно большая группа форм фламенко имеет ритмический рисунок компаса солеа. Легко убедиться, что он произошел из компаса сигирийи посредством замедления темпа примерно вдвое и смещением границ компаса:

(щелкните по картинке чтобы увеличить ее)

Такой компас характерен для солеа, поло, каньи, а также для группы очень близких форм: алегрии, кантиньи, мирабрас, караколес и ромерос.

Но если в сигирийе, а также в серране и ливьяне, переменность метра (3/4+6/8) отчетливо ощущается и в аккомпанементе пению и в продолжительных мелодических вариациях, то для «родственников» солеа это уже не так. Метрический каркас (3/2+6/4) прослеживается только в отдельных фрагментах мелодии и в некоторых специфических последовательностях аккордов.

Убыстрение компаса солеа или алегрии примерно вдвое используется в очень популярной форме фламенко, называемой булерия. В ней пульсация метрики (3/4+6/8), ввиду быстрого темпа, ощущается значительно лучше, чем в солеа, но не достигает такой прозрачности как в сигирийе.

Характер родства ритмики гитарной партии форм фламенко с переменным метром можно изобразить в виде следующей схемы:

В испанской музыковедческой практике рассматриваемый переменный метр называют compás alterno (компáс альтéрно), что буквально означает «переменный размер».

Существует разногласие, в какую группу относить ряд важнейших форм фламенко: солеа, алегрию и родственные ей формы, булерию и пр. Ряд музыковедов описывает их компас как тернарио на том основании, что в современной нотной записи эти формы записываются в размере 3/4, а иные исследователи считают, что их компас – типа альтерно, поскольку чередование ударных долей образует периодическую структуру, соответствующую переменному размеру 3/2+6/4. В данной статье однозначно принимается, что вышеуказанные формы фламенко имеют компас альтерно.

Мелодии, не имеющие метрического каркаса

Важное место в музыке фламенко занимают мелодии, не имеющие какого-либо фиксированного метрического каркаса. Они насыщены мелизматическими украшениями со сложным ритмическим рисунком, опеваниями отдельных опорных нот и пр. Такой принцип мелодического развития характерен также и для вокальной партии. Даже те песни фламенко, которые используются для сопровождения танца (cante para bailar – пение для танца), и вполне ритмичные, насыщены различного рода мелизматикой. Если же песня сопровождает работу в поле, в рыбачьей лодке, в кузнице, то ее ритмика часто теряет жесткий каркас, становясь свободной, не ограниченной требованиями танца, а ее сложность полностью зависит от фантазии и вокальных возможностей поющего.

Все без исключения формы фламенко, гитарная партия которых не имеет метрического каркаса, являются местными версиями фанданго.

Изначально фанданго – это танец и песня, сопровождающая танец. Исполнение фанданго дуэтом гитарист-певец, но без танца, привело к возникновению ряда местных вариантов фанданго, мелодии которых не стянуты метрическими оковами, как это необходимо для танца. Это позволило певцам во всей полноте развернуть свое вдохновение и фантазию. Естественно, что эти исполнительские версии фанданго стали использоваться только для слушания. В настоящее время среди артистов фламенко для таких песен существует даже специальный термин cante para escuchar – «пение только для слушания» или cante para alante – «пение для передней части сцены» (это означает, что певец выходит на переднюю часть сцены, которая обычно занимается танцующими).

К таким местным версиям фанданго со свободной ритмикой относятся гранадина (фанданго из Гранады), мурсиана (фанданго из Мурсии), аликантина (фанданго из Аликанте), таранта (еще одна версия фанданго уроженцев города Аликанте, именуемых «тарантос») и ряд вариантов малагеньи (фанданго из Малаги).

Для ритмики этих форм фламенко используется еще один термин – compás de amalgama [компáс де амальгáма]. Буквально означает «смесь ритмов». Происхождение данного термина, по-видимому, объясняется тем, что даже при отсутствии основополагающей метрической канвы все части мелодии всегда организуются в ту или иную ритмическую фигуру, и, следовательно, в музыкальной ткани могут соседствовать такты с различными размером и внутритактовой ритмической структурой. При этом может не прослеживаться общих закономерностей даже при сравнении нескольких исполнительских вариантов одной и той же формы фламенко. Вместе с тем, могут встречаться довольно длительные фрагменты, организованные в жесткую ритмическую (и метрическую) структуру того или иного типа.

Свободная ритмика присуща и ряду форм фламенко, исполняемых певцом без аккомпанемента гитары. К ним относятся тона, дебла, сарселера, салесера, мартинете, саэта и ряд других.

И, наконец, следует сказать, что в ряде форм фламенко с ритмически организованным аккомпанементом гитары (солеа, сигирийя, кабалес, канья, поло, тьенто, танго, булерия, ливьяна, серрана, таранто) мелодия вокала имеет достаточно свободную ритмику, вплоть до отсутствия метрического каркаса.

Синтетические формы фламенко

Вы уже убедились, что гитарная составляющая музыки фламенко в целом обладает значительным ритмическим богатством. Вместе с тем, все формы фламенко, имеющие четкую ритмическую основу гитарного аккомпанемента принадлежат одной из трех рассмотренных групп: с двухдольным ритмом, с ритмом сегидильи (условно), с переменным ритмом. Эволюция гитарной музыки фламенко в новых формах шла практически независимо по этим трем «ритмическим» направлениям. Нет форм фламенко, гитарный аккомпанемент которых возник бы в результате синтеза форм, принадлежащих разным ритмическим направлениям. Интонационное единство гитарной составляющей музыки фламенко создается единством ладовой основы, сходными мелодическими решениями, идентичностью принципов формообразования.

Мне могут возразить, а как же, например, солеа-петенера (soleá petenera), фанданго в стиле солеа (fandango por soleá), таранто (taranto) и, наконец, протяжная петенера (petenera larga)? Покажем, что в них нет какого-то синтеза ритмики, а имеет место заимствование отдельных сторон без изменения основы базовой формы. Итак, рассмотрим их по порядку.

Протяжную петенеру мы уже рассмотрели чуть ранее, и заметили, что общая ритмическая структура этой формы фламенко состоит из чередования свободного ритма в стиле фанданго и ритма обычной петенеры, т.е., реально нет синтеза ритмики. Весь синтез заключается в стилизации отдельных частей петенеры под протяжное фанданго (fandango lento).

Таранто представляет собой переложение мелодии таранты на двухдольный ритм танго с сохранением ритмических нюансов танго. В этом случае также нельзя говорить о синтезе ритмов. Фрагмент таранто приведен в следующем примере:

Taranto (fragmento)

Фанданго в стиле солеа с точки зрения гитарного аккомпанемента представляет собой переложение на ритмическую основу солеа гармонической схемы аккомпанемента фанданго. Опять синтеза ритмики не наблюдается:

Fandango por Soleá (fragmento)

Cante: ?. Toque (guitarra): Mario Escudero. Транскрипция: С.Каржавин

Страница 1:

Страница 2:

И, наконец, солеа-петенера. В данном случае аккомпанемент гитары аналогичен солеа (чуть-чуть отличается последовательность аккордов гармонического сопровождения), а вокальная партия некий промежуточный вариант между петенерой и солеа:

La Soleá Petenera “Ni Veracruz, es Veracruz” (fragmento)

Cante: ?. Toque (guitarra): Perico el del Lunar. Транскрипция: С.Каржавин

Страница 1:

Страница 2:

На самом деле синтез ритмических структур в музыке фламенко шел постоянно. Очевидно, например, что ритм альтерно представляет собой чередование тактов трехдольного (3/4) и двухдольного (6/8) ритмов:

alterno

В испанской народной музыке есть ряд песенно-танцевальных форм, у которых ритм представляет собой внутритактовую смесь трехдольного и двухдольного ритмов (3/8+2/8):

sardana

Широко известный в испанской и латиноамериканской музыке фригийский оборот в гитарном аккомпанементе ряда песенно-танцевальных двухдольных форм на самом деле также представляет собой внутритактовую смесь двухдольной и трехдольных ячеек (3/8+3/8+2/8):

(щелкните по картинке чтобы увеличить ее)

И, наконец, двухдольный ритм классического пасодобля (paso doble) представляет собой удлинение на одну четвертную долю ритмической структуры сегидильи (3/4+1/4):

paso doble

(щелкните по картинке чтобы увеличить ее)

Тем не менее, отважусь утверждать, что все-таки главное направление эволюции гитарной составляющей музыки фламенко шло по пути переноса гармонических и мелодических решений на иную ритмическую основу, поскольку мелодия – очень гибкая и изменчивая составляющая музыки. В качестве примера приведу типичную льямаду (llamada) солеа и фрагмент фальсеты фанданго, в которой вы увидите часть этой льямады:

Llamada soleá

(щелкните по картинке чтобы увеличить ее)

Falseta fandango de Huelva

(щелкните по картинке чтобы увеличить ее)

Видоизменение одной и той же типовой мелодической ячейки отчетливо наблюдается в ремате – характерном окончании (длиной в один такт) большинства компасов гитарного аккомпанемента многих форм фламенко (в данном случае имеется в виду законченное мелодическое предложение в четыре и более тактов):

Siguiriya

(щелкните по картинке чтобы увеличить ее)

Tiento

(щелкните по картинке чтобы увеличить ее)

Soleá

(щелкните по картинке чтобы увеличить ее)

Вообще говоря, существует множество всевозможных мелодических заимствований в гитарных версиях форм фламенко. Мне кажется, что можно даже говорить о едином мелодическом богатстве гитарной музыки фламенко, которое видоизменяясь, накладываясь на различные ритмические структуры, создает музыкальный феномен музыки фламенко в целом. В главе 4 «Вопросы теории музыки фламенко» моей работы «Секреты гитары фламенко. Тетрадь №2» рассмотрены, в частности, методы тонального видоизменения типовых мелодических решений, позволяющих трансформировать мелодическую фактуру из фригийского лада (главный лад в музыке фламенко) в мажор или минор, не меняя ритмической структуры.