flamenco.ru
flamenco.ru
flamenco.ru

Актуальные вопросы классификации форм фламенко - Глава 6

Проблемы описания родства форм фламенко в виде генеалогического древа

автор: © Сергей Каржавин
По материалам глав 1 и 4 книги "Секреты гитары фламенко"
обновлено: 15.07.2010

Большой популярностью, благодаря простоте и наглядности, пользуется иллюстрация родства форм фламенко между собой в виде генеалогического древа. Не меньшее количество противоречий можно найти и в них. Приведем лишь некоторые из них. В своей книге «El compás flamenco de todos los estílos» Хосе-Мария Парра привел древо, созданное Карлосом Альмендросом (это же древо мы видим и в книге «Memoria del Flamenco», Felix Grande, 1979):

arbol flamenco 1

В этой же работе помещено еще одно древо:

(щелкните по картинке чтобы увеличить ее)

В этом древе группировка проведена исключительно по территориальному принципу, что не позволяет понять, какие музыкальные особенности объединяют те или иные формы фламенко. Таким образом, для формирования общей картины генезиса фламенко как музыкального направления данное древо бесполезно.

Приведем еще один пример классификации в виде нескольких отдельных деревьев, представленный Х.М. Кабальеро:

arbol flamenco 3

Обратите внимание, что на этой схеме альбореа возникла из мартинете (вспомним, что альбореа, в отличие от мартинете – чисто вокальной формы, исполняется под аккомпанемент гитары в стиле солеа или булерии!). Конечно, определенное родство вокала между этими двумя формами можно найти, но такое сходство в пределах музыки фламенко можно найти между любой парой форм. В генеалогическом древе должно быть в первую очередь отражено наибольшее сходство, а не второстепенное. Далее, в одну группу сведены двухдольные формы фламенко танго, фаррука, гарротин, и туда же попали караколес, алегриас, булерия и (!) гуахира. Судя по схеме, эта группа «родила» малагенью с ее версиями и еще одну странную группу из видалиты, кампанильеро и пр. Вторая схема древа также вызывает ряд вопросов, хотя значительно менее противоречива.

А вот еще один пример подробной классификации в виде древа, которая с небольшими вариациями встречается у ряда авторов (например, «Cante y baile flamencos», Manfredi Cano, 1983):

(щелкните по картинке чтобы увеличить ее)

Обратите внимание, что выстроилась странная родственная последовательность: Estilos camperos –> Fandangos –> bandolás –> verdiales –> Juan Breva (песни Хуана Бревы) –> malagueñas –> granadinas. Исходя из этой родственной линии фанданго и серрана, например, имеют сильное родство, а сигирийя и серрана, несмотря на теснейшее музыкальное сходство, оказались в разных генеалогических линиях! Далее, тьенто и танго возникли из солеа независимо друг от друга, хотя общеизвестно, что тьенто в музыкальном плане – прямой родственник танго, вплоть до полного совпадения отдельных мелодических вариаций. Также достойно удивления, почему Cantes de Importación выросли из тангильо (особенно это касается гуахиры, у которой ритм не двухдольный, а 3/4+6/8). Серьезной ошибкой можно считать возникновение таранто из бандолы, поскольку сильнейшее влияние танго на эту форму фламенко почему-то проигнорировано. И это только часть вопросов, которые возникают при анализе данного древа. Этот сравнительно длинный анализ необходим, поскольку данное древо очень популярно и встречается с небольшими вариациями во многих работах.

Довольно забавная графическая иллюстрация генеалогии фламенко была приведена на www.almeriacabal.com. Изображено было не одно древо, а целая роща с переплетенной кроной, поверх которой практически без указания направлений родства дан список форм фламенко.

- – - – -

На этом можно закончить краткий обзор наиболее известных генеалогий фламенко. Напрашивается вывод, что графическая описание родства форм фламенко в виде древа плохо отражает реальную ситуацию. Причем, попытки одновременно отразить разные стороны сходства, например, территориальное и музыкальное, немедленно приводят к противоречиям. Но если взять только одну сторону фламенко, то можно попытаться графически изобразить родственные связи. Причем, в зависимости от выбранной для анализа характеристики, взаимосвязи форм фламенко будут кардинально отличаться!

Несмотря на определенные недостатки графической иллюстрации генеалогии форм фламенко, мы не будем отказываться от этой методики. Используем ее ограниченно, и в основном, для анализа гитарной составляющей музыки фламенко.

Для начала изучим классификацию форм фламенко, которую создал знаменитый гитарист фламенко Мануэль Кано. Графически он представил ее в виде шести независимых генеалогических деревьев:

flamenco arbol 4

Легко видеть, что группировка форм фламенко, предложенная Мануэлем Кано, несколько лучше отражает генезис музыки фламенко, она логична и содержит значительно меньше противоречий. Это результат того, что данная классификация предложена практикующим гитаристом, знающим, как раскрыть главные черты музыки фламенко начинающим гитаристам (не зря эта классификация приведена в его книге «Guitarra flamenca»). Тем не менее, следует указать на недостатки приведенной схемы. Обратите внимание, что marianas и tiento оказались в независимых деревьях, хотя известно, что эти две формы фламенко связаны теснейшим образом, поскольку обе они являются версией танго. Вполне возможно, что некоторые колыбельные (nana) исполнялись на мотив марианы, но это сходство вторичное и, как мне кажется, в данном случае не должно браться за основу. Также сомнительно, что петенера «выросла» из серраны. Внешняя похожесть ритмики в данном случае маскирует их разные источники: скорее всего петенера и гуахира – прямые «наследники» сарабанды, а сигирийя (а далее серрана и ливьяна) – это результат трансформации метрики сарабанды и переосмысления сегидильи в цыганской среде (от которой, кстати, произошло и наименование этой формы фламенко). Возникает также недоумение, почему севильяна «вклинилась» между cantes de Huelva и fandangos naturales. Источник севильяны – это сегидилья – общий источник и для этих вышеперечисленных форм, но и для fandangos corridos. Все эти несоответствия возникли, конечно, не из слабого понимания искусства фламенко таким великим гитаристом, а из его желания на одной схеме отразить различные по сути взаимосвязи форм фламенко. Для наших узкоспециализированных целей освоения гитары фламенко будем в дальнейшем осуществлять классификацию форм фламенко в первую очередь по музыкальным признакам, и только во вторую очередь по иным признакам.

В качестве примера группировки форм фламенко, представляющей для нас несомненный интерес, приведу таблицу Cantes festeros, заимствованную у Мануэля Кано из его книги «Guitarra flamenca»:

Cantes festeros

Наименование группы форм фламенкоНаименование форм фламенко
Cantiñasalegrías
romeras
mirabrás
caracoles
cantiñas
Tangostango
tanguillo
farruca
garrotín
mariana
tango de Málaga
rumba
Buleríasbulerías festeras
bulerías navideñas

Обратите внимание, что тьенто (tiento) входит в группу форм фламенко, родственных танго, но из подгруппы «танго» в семействе cantes festeros исключен. Аналогично, bulería por coleá исключена из данного семейства. Это дань традиции, которая сложилась до написания Мануэлем Кано своей работы.

В свою очередь, Мануэль Кано предлагает группу Cantes de Cádiz, куда входят формы фламенко, родственные кантинье, классифицировать следующим образом:

Cantiñas, Alegrías

Formas bailables
Песенно-танцевальные формы
juguetillos
alegrías
la rosa
Formas cantables
Песенные формы
alegrías de Cádiz
alegrías de Córdoba
caracoles
mirabrás
romeras

Предложенная здесь классификация группы Cantes de Cádiz важна для начинающих гитаристов, поскольку влечет за собой требование обратить внимание на различия в аккомпанементе, например, алегрии для танца или для пения.

- – - – -

Если принять во внимание только гитарную составляющую музыки фламенко, то во главу угла при классификации форм фламенко следует поставить характер ритмики и гармонии (мелодическая сторона является вторичной по отношению к гармонии и ритму). Именно такая классификация была применена в моей работе «Секреты гитары фламенко, Тетрадь 2» (далее в сокращении представлены материалы из Главы 4 «Вопросы теории музыки фламенко» данной книги).

С точки зрения гитарного аккомпанемента (и, соответственно, сольных гитарных композиций) количество форм фламенко в несколько раз меньше, поскольку многие разновидности одной и той же формы фламенко имеют практически одинаковый гитарный аккомпанемент (особенно это касается региональных и персональных версий фанданго). Чтобы научиться играть, например, солеа или тангильо, на первом этапе обучения можно забыть про местные и персональные различия в пении. Даже такое сильное отличие между alegrías de Cádiz (мажорный) и alegrías de Córdoba (минорный) не перевешивает их сходства ни по структуре, ни по ритмике, ни по характеру мелодической организации: и та, и другая формы остаются алегрией. Также soleá por medio, soleá por bulería, bulería por soleá, alboreá – в сольном гитарном исполнении – одно и то же (так, например, считает Пако де Лусия).