flamenco.ru
flamenco.ru
flamenco.ru

Актуальные вопросы классификации форм фламенко - Глава 5

Противоречия между различными принципами классификации форм фламенко

автор: © Сергей Каржавин
По материалам глав 1 и 4 книги "Секреты гитары фламенко"
обновлено: 15.07.2010

Наибольшую неопределенность создает классификация по неким общим и аморфным музыкальным признакам, как то: древность стиля, степень трагизма образов (степень «веселости» образов) и пр. Например, в группы cantes festeros, cantes chicos, cantes intermedios каждый исследователь включает свой набор форм фламенко, причем отличия иногда бывают довольно значительны. Аналогично, наиболее общие группы cante jondo, cante flamenco и aflamencadas у разных исследователей также по своему составу отличаются.

Но даже такая нечеткая классификация полезна в начальном изучении искусства фламенко: она дает некие общие, наиболее легко воспринимаемые черты музыки фламенко.

С другой стороны, «измельчение» в процессе классификации какой-либо формы фламенко не только по региональным стилям, но и вплоть до стиля отдельных маленьких городков затрудняет понимание общих закономерностей, поскольку мелкие частные различия выдаются за нечто значительное, искусственно увеличивая грандиозность общей картины музыки фламенко.

В качестве типичного пересечения области применения терминов можно привести два распространенных термина. Канте корто (cante corto), в частности, означает «облегченную» манеру пения, характеризующуюся отсутствием распевания отдельных слогов коплы. Такая манера, в частности, характерна для форм фламенко, объединяемых в группу cante chico, что означает «небольшое, короткое пение». Это стиль пения, отличающийся легким и веселым характером, и часто используется как групповое обозначение ряда форм фламенко, происходящих от фольклора различных областей Испании и стран Латинской Америки. В эту группу обычно относят следующие формы: альбореa, булерия, кантинья, караколес, чуфла, фандангильо, тангильо, бамбера, гуахира, коломбьяна, румба и др.

Обратите внимание, что в каждую из групп могут входить по сути совершенно разные в музыкальном плане формы фламенко. А, например, кантес хабеготес (cantes jabegotes), являющееся общим названием песен рыбаков, бытующих на побережье провинции Малага (эти песни исполнялись на борту хабеги – рыболовного судна, когда обрабатывали и восстанавливали сети), а музыкальной основой для этих песен послужили местные разновидности фанданго, совпадает по сути с cantes de Málaga.

Приведем пример совсем странной группировки. Cantes de faena, cantes de trabajo – общее название песен, сопровождающих какую-либо трудовую деятельность определенного рода, например, жатву (cantes de la siega), молотьбу (cantes de trilla), работу в шахте (cantes de las minas), работу рыбаков (cantes jabegotes). К ним также можно отнести и отдельные формы фламенко, например, шахтерские tarantas, mineras. Очевидно, что во время работы люди исполняют совершенно разные песни, причем на выбор репертуара более всего влияет, из какого района родом данный рабочий. С музыкальной точки зрения такая группировка вообще непригодна.

Часто используется территориальный принцип группировки песен фламенко, несомненно представляющий интерес в историческом и культурологическом плане. Приведу лишь несколько типичных примеров из своей книги «Терминология фламенко (гитара, пение, танец)», которая готовится к печати.

Cantes de Cádiz – общее название исполнительских вокальных вариантов форм фламенко, возникших в Кадисе и его окрестностях. К ним относятся следующие варианты: bulerías gaditanas, tanguillos de Cádiz, alegría, cantiña, mirabrás, romeros, caracoles, tientos de Cádiz, tangos de Cádiz (или tangos gaditanas). Особняком стоит soleares de Cádiz, который не включают в cantes de Cádiz. Происходит эта группа форм от хоты, которая была в Кадисе «оцыганена» в ритме солеа (soleá) в самом начале прошлого века. Называлась она jota de Cádiz.

Cantes de Jérez – общее название исполнительских вокальных вариантов форм фламенко, возникших в г.Херес-де-ла-Фронтера. К ним относятся soleares de Jérez, siguiriyas de Jérez (siguiriyas jerezanas), bulerías de Jérez (bulerías jerezanas), fandangos jerezanos, tangos jerezanos, tanguillos de Jérez. Хотя г.Херес-де-ла-Фронтера находится в провинции Кадис, но cantes de Jérez не являются составной частью cantes de Cádiz.

Cantes de Triana – общее название исполнительских вокальных вариантов форм фламенко, возникших в севильском квартале Триана. К ним относятся soleares de Triana (soleares triana), soleares gitanas, bulerías gitanas, cantiñas trianeros, fandangos de Triana (fandangos trianeros), tangos de Triana (tangos trianeros), siguiriyas de Triana (siguiriyas trianas), tonás de Triana. Отличительной особенностью cantes de Triana является ярко выраженный цыганский колорит.

Cantes de Utrera – общее название исполнительских вокальных вариантов форм фламенко, возникших в г. Утрера (пров. Севилья). Все они базируются на soleares и fandango por soleares, исполняемых певицей Сарнетой (FERNÁNDEZ VARGAS, Mercedes) и на bulerías и tangos, исполняемых Хуанике де Утрерой (UTRERA, Juanique de). Кроме этих форм в cantes de Utrera входит fiesta utrerana.

Как вы уже заметили, в каждую из вышеперечисленных групп входят формы фламенко с различными ритмикой, гармонией, мелодической структурой и поэтическими текстами. В общем это неудивительно, поскольку было бы странно, если бы в каком-нибудь городе люди довольствовались только одним типом песен. С другой стороны, песни фламенко одного района вполне могут иметь какие-то общие нюансы интонирования, местный жаргон в текстах и пр.