flamenco.ru
flamenco.ru
flamenco.ru

Актуальные вопросы классификации форм фламенко - Глава 4

Проблемы современной классификации на примере семейства фанданго

автор: © Сергей Каржавин
По материалам глав 1 и 4 книги "Секреты гитары фламенко"
обновлено: 15.07.2010

Рассмотрим один из примеров (далеко не единственный!) современной классификации наиболее многочисленного семейства форм фламенко, представляющих собой местные и авторские версии фанданго. Таблица, представленная ниже, создана на основе классификации, предложенной Хорхе Мартином в книге Los Cantes Flamencos (1991) и в значительной степени трансформирована и добавлена мною:

Fandangos

Cantes de Levante
Песни Леванта
(провинции Малага,
Гранада, Альмерия,
Мурсия, Хаэн, Аликанте)
Cantes de Levante andaluz
Песни провинций
Гранада, Малага,
южной части Кордовы
Cantes de Málaga fandando de Cabra
verdiales
rondeña
jabera
bandolá
jabegotes
galeras
malagueña
zángano de Puente Genil
verdial cordobes
Cantes de Granada
(fandangos granadinos)
granadina
media granadina
fandango de Granada
fandango de Güejar Sierra
fandango de la Peza
fandango de Lucena
fandango del Albaicín
fandango de la Peza
fandango del Rio
fandango de la Baza
fandango campesino de Graná
fandango de Orce
fandango de Huéscar
fandango de Almuñécar
Cantes de las minas
Песни шахтеров (песни провинций Альмерия,
Хаэн, Мурсия, Аликанте)
cartagenera afandangada
cartagenera atarantada
taranta
minera
murciana
taranto
rondeña minera
fandango minero
fandando de Almería
alicantina
Fandangos de Huelva
Местные версии фанданго провинций Уэльвы,
Севильи, Кордовы и Кадиса
fandango de Santa Eulalia
fandango de la Sierra Alta
fandango de San Benito
fandando de Triana (trianero)
fandando de Osuna
fandando de Laguna de Almod&oacure;var
fandando de la Ribera
fandando de Cádiz (gaditano)
fandando de Alameda
fandando de Palanca
fandando jerezano
fandando sevillano
fandando lebrijano
fandango de Encinasola
fandango de Calaña
fandango de Almonaster
fandango de Valverde del Camino
fandango del Cerro del Andévalo
fandango de Santa Bárbara
fandango de Puebla de Guzmán
fandango de Alosno
fandango de Huelva
fandango de Aznalcóllar
fandango de Cumbres Mayores
fandango de Paymogo
fandango de Villanueva
fandango de Cortegana
fandango de Cabezas Rubias
Fandangos personales
Версии фанданго, созданные выдающимися певцами,
и названные по их имени
fandango de Carbonerillo
fandango de Lola
fandango de Macandé
fandango de Don Fadrique
fandango de Pérez de Guzmán
fandango caracolero
fandango de Rebollo Piosa
fandango de Antonio Rengel
fandango de Paco Isidro
fandango de Pedro María
fandango de El Almendro
fandango de Yerbagüena
fandango de Juan Breva
fandango de Niño Gloria
fandango de José Cepero
fandango de Manuel Vallejo
fandango de Juan Varea
fandango de Manuel Torre
fandango de El Sevillano
fandango de Pepe Marchena
fandango de El Curruco
fandango del Niño de la Calzada
fandango de Rafael el Tuerto
fandango del Pichichi
fandango del Bizco

Казалось бы, каждый вид фанданго в данной таблице нашел свое место, но неоднозначность все равно сохраняется! Например, персональный стиль fandango de Yerbagüena одновременно принадлежит и группе fandangos de Granada. Аналогично, классификация стилей фанданго только по регионам или городам (fandangos locales) немедленно входит в противоречие с группировкой по характеру пения (например, если делим на cantes de Levante и cantes de Huelva).

Когда формы фламенко группируются по ритмике вокала и аккомпанемента, то в одну группу попадают совершенно разные формы, например, кантинья, танго, булерия, или алегрия, вердиалес, аликантина. Тем не менее, это объединение позволяет сразу охватить наиболее глобальные музыкальные отличия и сходства форм фламенко в целом.

Обратите внимание, что в группе фанданго из Уэльвы обозначены в качестве отдельных стилей фанданго всех более или менее крупных селений провинции Уэльва! Аналогичная картина имеет место и для местных версий фанданго, например, провинций Малага, Гранада и других. Причем различия часто настолько незначительны, что можно говорить лишь о некой исполнительской версии одной и той же формы, не выделяя ее в нечто устойчивое и неизменно воспроизводящееся массой певцов.

Вполне обоснованные возражения вызывает прочно утвердившийся в музыковедении термин fandangos personales. В данную группу включаются персональные версии фанданго, созданные выдающимися певцами, и названные по их имени за оригинальность стиля по сравнению с «обычными» для данного региона версиями фанданго. Следовательно, в музыкальном плане персональные версии не только отличаются от региональных, на основе которых они были созданы, но тем более они отличаются от иных персональных стилей.

К недостаткам современных вариантов классификации можно также отнести неравномерную степень подробности для различных форм фламенко. Например, локальных и исполительских версий фанданго можно увидеть много, а версий солеа, или, скажем, сигирийи на схемах или в таблицах практически невозможно встретить.

Остается также неясность, малагенья и гранадина – это местные (локальные), версии фанданго, или самостоятельные формы фламенко, имеющие, кстати, множество собственных персональных версий.