flamenco.ru
flamenco.ru
flamenco.ru

Актуальные вопросы классификации форм фламенко - Глава 3

Классификация форм фламенко как начальный этап знакомства с музыкой фламенко

автор: © Сергей Каржавин
По материалам глав 1 и 4 книги "Секреты гитары фламенко"
обновлено: 15.07.2010

Анализ любого явления начинается с разделения его на составляющие элементы, определения набора базовых признаков для каждого типа элементов, и, наконец, их классификацию с выявлением иерархии и взаимосвязей (так, например, поступали Линней и Дарвин в процессе изучения животного и растительного мира). Такая процедура была неоднократно проделана и в процессе анализа искусства фламенко. В результате было выделен ряд неких устойчивых песенно-танцевальных форм, обладающих собственным набором признаков, более или менее воспроизводящихся в процессе исполнения разными артистами.

Классифицировать формы фламенко можно по-разному. Любой способ классификации подчеркивает одни признаки и скрывает другие: все зависит от того, какую проблему поднимает исследователь. Именно поэтому существует много вариантов классификации форм фламенко (кстати, рассмотренный в предыдущем параграфе способ группировки по общим интонационным признакам настоящей классификацией не является, а приведен мною лишь по причине его популярности). Я насчитал в теоретической музыкальной литературе 76 терминов, означающих то или иное разделение песен фламенко на группы (все эти термины подробно описаны в моей книге «Терминология фламенко (гитара, пение, танец)»). Основные термины в области классификации были введены в обиход благодаря научной деятельности фламенкологов и до этого никогда не использовались в среде артистов фламенко. Сами артисты не утруждают себя схоластическими вопросами, поскольку, как уже говорилось, тонкости искусства фламенко у них в крови.

Группы форм фламенко и их исторические взаимосвязи (género flamenco) для наглядности часто представляют в виде генеалогического древа (т.н., arbol flamenco). По-видимому, это происходит благодаря давней и популярной исторической традиции рисовать генеалогию дворянских родов в виде древа. Главной особенностью всех без исключения «деревьев» является наличие у любой формы фламенко только одной «родительской» формы, и несколько «детей». Но то, что верно для людей – наличие строго определенного количества родителей (двое), не очень подходит для музыкального фольклора. Например, возьмем для определенности три формы фламенко – танго, тангильо и сапатеадо. Очевидно, что если рассматривать только те музыкальные элементы, которые являются общими у этих трех форм, получим линейную схему родства: танго –> тангильо –> сапатеадо. Но если, например, для тангильо в качестве источников учесть и иные песенно-танцевальные формы Испании (хота и пр.), то появятся боковые и перекрестные связи, и картина станет довольно запутанной. К тому же не будем забывать, что любая форма фламенко появилась не в одночасье, а потом не менялась. Для начального ознакомления с генезисом музыки фламенко можно допустить отбрасывание родственных связей форм фламенко с иными песенно-танцевальными формами, но всегда надо помнить, что это значительное упрощение истинного положения дел.

В наиболее серьезной, хотя и давней, теоретической работе «Teoria del Cante Jondo» (Hipolito Rossy), выпущенной в свет в 1966 году, и не потерявшей актуальности и в наше время, приведено несколько типов классификации (кстати, автор не использовал ни одного генеалогического древа). Первые две таблицы, следующие далее, заимствованы из этой работы. Хотя эти таблицы посвящены вокалу фламенко, вместе с тем они крайне важны и для начинающих гитаристов, поскольку помогают осмысленно слушать пение фламенко и отмечать для себя интересные особенности взаимодействия вокальной и гитарной партий. К настоящему времени принципы классификации вокала и гитарной партии, предложенные Иполито Росси, общепризнаны и остались практически без изменения.

Классификация музыки фламенко по ритмике вокала и аккомпанемента

ВокалАккомпанемент
Melodías libres
Свободный (неметризованный) вокал
A voz sola
Вокал без аккомпанемента
A voz sola sobre percusiones ritmicas
Вокал под «ударный» аккомпанемент (ладонью по столу, металлическими прутками друг о друга и т.п.)
Acompañadas a la guitarra con acordes sueltos y falsetas sin sujeción a compás
Гитарный аккомпанемент представляет собой отдельные свободно расставленные аккорды и фальсеты, не скрепленные ритмической канвой (вне компаса)
Sobre un ritmo armónico acompasado
Ритмический аккордовый аккомпанемент, не связанный со свободной ритмикой вокала
Melodías silábicas métricas
Строго ритмизованный вокал
Con acompañamiento acompasado armónico o de percusión
Четко ритмизованный ударный или гитарный аккордовый аккомпанемент (с соблюдением компаса)
Deformadas
Вокал с деформированной метрикой
Sobre un ritmo armónico acompasado
Ритмичекий аккордовый аккомпанемент, почти совпадающий с ритмикой вокала
Acompañadas o la guitarra con acordes sueltos y falsetas sin sujeción a compás
Гитарный аккомпанемент представляет собой отдельные свободно расставленные аккорды и фальсеты, не скрепленные ритмической канвой (вне компаса)

Следующая таблица представляет собой детализацию сведений, изложенных в предыдущей таблице.

Классификация форм фламенко по ритмике вокала и аккомпанемента

Характер вокала и аккомпанемента Форма фламенко
Melodías libres a voz sola
Неметризованный вокал без аккомпанемента
toná
cantes de trilla (trillera)
nana
saeta
debla
martinete
carcelera
calesera
Melodías libres a voz sola sobre percusiones acompasadas
Неметризованное пение под ударный аккомпанемент (без гитары)
martinete
Melodías libres acompañadas a la guitarra, sin sujeción a compás
Неметризованное пение под аккомпанемент гитары
без соблюдения компаса (неметризованный аккомпанемент)
taranta
media taranta
tarantilla
Melodías libres con acompañamiento acompasado
Неметризованное пение под строго ритмизованный аккомпанемент гитары
(с соблюдением компаса)
siguiriya
cabales
soleares
caña
polo
tiento
tango
bulería
liviana
serrana
taranto
Melodías métricas con acompañamiento acompasado
Метризованное пение под строго ритмизованный аккомпанемент гитары
(с соблюдением компаса)
petenera
vito
olé
jaléo de Jérez
jaléo canastero
sevillana
bolero
panaderos
tanguillo de Cádiz
farruca
garrotín
zorongo
Melodías métricas deformadas con acompañamiento acompasado
Пение с деформированной ритмикой под строго ритмизованный аккомпанемент гитары
(с соблюдением компаса)
alegría
mirabrás
verdiales
fandango
jabera
bandolá
rondeña
malagueña corrida
alicantina
cant de l'horta de Valencia
Melodías métricas deformadas, acompañadas sin sujeción a compás
Пение с деформированной ритмикой под неритмизованный аккомпанемент гитары
(без компаса)
malagueña de cante
granadina
media granadina
fandanguillo
cartagenera

Проиллюстрируем рассмотренные таблицы нотными примерами в порядке, принятом во второй таблице.

Неметризованный вокал без какого-либо аккомпанемента

Toná chica

Cante: Rafael Romero. Транскрипция аудиозаписи: С.Каржавин

Trilla

Cante: Pedro Lavado. Транскрипция аудиозаписи: С.Каржавин

Неметризованное пение под ударный аккомпанемент (без гитары)

Ударный аккомпанемент обычно исполняет сам певец: ладонью или сжатым кулаком по столу, металлическими палочками друг о друга и пр. Обычно под ударный аккомпанемент металлических палочек (ритмичное позвякивание) исполняется мартинете, имитируя обстановку кузницы (буквально, мартинете – песня кузнеца). В качестве достаточно редкого и оригинального примера такого типа пения приведу древнюю саэту из Аркоса в исполнении гениального певца 1-й половины XX века Маноло Караколя:

Saeta vieja de Arcos

Cante: Manolo Caracol. Транскрипция аудиозаписи: С.Каржавин

Страница 1:

Страница 2:

Главной особенностью в данном случае является диалоговый характер взаимодействия вокала и гитарного аккомпанемента. Под «диалогом» понимается поочередное ведение мелодической линии певцом и гитаристом. Во время пения партия гитары представляет собой короткие реплики в виде отдельных аккордов или мелодических попевок. После того, как певец завершил какую-либо строфу коплы, гитарист исполняет небольшую мелодическую вариацию, а после окончания каждой коплы играет развернутую инструментальную вариацию (фальсету), во время которой певец молчит.

Характерный вариант такого «диалога» представлен в следующей пьесе (тактовое членение сделано так, чтобы облегчить чтение нот, и не является фиксированным):

Taranta del Cabogatero

Cante: Enrique de Melchor. Toque (guitarra): Melchor de Marchena. Транскрипция: С.Каржавин.

Страница 1:

Страница 2:

Страница 3:

Неметризованное пение под строго ритмизованный аккомпанемент гитары (с соблюдением компаса)

В данную группу, в частности, входят строгие и наиболее старые формы фламенко, являющиеся основой канте хондо.

Siguiriya (fragmento)

Cante: Curro Mairena. Toque (guitarra): Melchor de Marchena. Транскрипция: С.Каржавин.

Метризованное пение под строго ритмизованный аккомпанемент гитары

Этот вариант наиболее простой для понимания и в большей степени опирается на традиционный фольклор Испании и Латинской Америки. Данная группа форм фламенко довольно многочисленна и представляет собой музыкальную «периферию» – афламенкадас, по отношению к сердцевине фламенко – канте хондо. Типичный вариант мелодии данного типа иллюстрируется одной коплой петенеры:

Petenera corta (fragmento)

Cante: Rafael el Coca Rodríguez. Toque (guitarra): Ramón el Granaino. Транскрипция: С.Каржавин.

Пение с деформированной ритмикой под строго ритмизованный аккомпанемент гитары

Данный вариант взаимодействия вокала и инструментального аккомпанемента является наиболее сложным, как для понимания, так и для исполнения. Формы фламенко, характеризуемые таким образом, образуют самую многочисленную группу.

Исполнительские варианты некоторых форм фламенко, входящих в эту группу, обладают различной степенью «метризованности», поэтому ряд испанских музыковедов называет их формами с деформированной метрикой (metricas deformadas).

Основной чертой форм данной группы является отсутствие метрической структуры (компаса) вокала и привязки начала и конца фраз вокала к акцентированным долям ритмики аккомпанемента, чем создается определенная независимость вокала и аккомпанемента друг от друга: они как бы сосуществуют одновременно на равноправной основе, не подчиняясь один другому. Эту интересную особенность красочно описал русский композитор М.Глинка, путешествуя по Андалусии в 1845 году: «… посещая танцевальные номера … где во время танцев лучшие тамошние национальные певцы заливались в восточном роде, между тем танцовщицы ловко выплясывали и, казалось, слышишь 3 разных ритма: пение шло само по себе; гитара отдельно, а танцовщица ударяла в ладоши и пристукивала ногой, казалось, совсем отдельно от музыки» (Автобиографические и творческие материалы, М., 1952, с.260).

Типичный пример ритмического аккомпанемента и вокала с деформированной метрикой представлен в следующем фрагменте сигирийи (запись вокала в размере 3/4+6/8 позволяет увидеть, как осуществляется частичная «привязка» опорных ступеней вокала к ритмической сетке аккомпанемента):

Verdiales “Torremolinos”

Cante: Enrique Montoya. Toque (guitarra): El Niño de Alicante. Транскрипция: С.Каржавин.

Страница 1:

Страница 2:

Страница 3:

Страница 4:

Страница 5:


Fandango lento

Cante: Rafael el Coca Rodríguez. Toque (guitarra): Ramón el Granaino. Транскрипция: С.Каржавин.



Malagueñas

Транскрипция аудиозаписи: С.Каржавин.

Страница 1:

Страница 2:

Страница 3:

Смешанные варианты

Кроме рассмотренных выше вариантов взаимодействия вокальной и гитарной партий существуют различные их сочетания. Далее представлен типичный вариант такой комбинации на примере одной коплы петенеры.

Первый такт представляет собой окончание мелодической вариации петенеры, записываемой в размере (3/4+6/8). Затем практически весь куплет поется в свободном ритме: гитара с вокальной партией ведет диалог, аналогично протяжному фанданго, рассмотренному ранее. Конец куплета (с 17-го такта), напротив, представляет собой метрически структурированное пение на фоне непрерывного ритмического аккомпанемента, как для «обычной» петенеры.

Petenera larga “Cantaor y cantaora”

Cante: Narajito de Triana. Toque (guitarra): Paco de Lucía. Транскрипция: С.Каржавин.

Страница 1:

Страница 2:

- – - – -

К сожалению достаточно подробная классификация форм фламенко по гармоническим и ритмическим признакам гитарного аккомпанемента у Иполито Росси была проработана явно недостаточно и не свободна от серьезных ошибок. По этой причине здесь она не приводится. Правда и современное состояние дел в данном вопросе, как ни странно, также еще очень далеко от совершенства.