flamenco.ru
flamenco.ru
flamenco.ru

Актуальные вопросы классификации форм фламенко - Глава 2

Классификация форм фламенко по интонационному признаку

автор: © Сергей Каржавин
По материалам глав 1 и 4 книги "Секреты гитары фламенко"
обновлено: 15.07.2010

Итак, фламенко как направление в музыке, объединяет в себе значительное количество фольклорных песенно-танцевальных форм с общим характером мелодических интонаций, стиля исполнения вокальной, танцевальной и гитарной партий, а также сходными формами и тематикой поэтических текстов. Точное количество форм фламенко невозможно определить, поскольку у исследователей нет единого мнения на этот счет. Существует ряд причин такого положения дел.

Первая причина – постоянное развитие искусства фламенко, отражающее изменение вкусов и особенностей восприятия людей, что приводит к возникновению одних и исчезновению других форм, не отвечающих эстетическим требованиям современников. Достаточно, например, вспомнить о сарабанде фламенко (zarabanda flamenca), которая сегодня неизвестна и практически не поддается реконструкции. Она, по-видимому, растворилась в появившихся позднее гуахире, петенере и цыганской сигирийе. В то же время гуахира возникла как результат привнесения трансформированных напевов кубинских крестьян на андалусскую почву. И таких примеров можно привести довольно много. Сегодня разные исследователи выделяют как самостоятельные от тридцати до пятидесяти форм фламенко. Такой разброс во многом объясняется различием во взглядах на то, является какая-либо форма фламенко основной или вариантом иной, более ранней, формы.

Вторая причина – выделение некоторыми исследователями в самостоятельные формы фламенко обособившихся разновидностей какой-нибудь базовой формы. Например, малагенья, гранадина, аликантина, фанданго из Уэльвы – разновидности фанданго, которые практически всеми музыковедами выделяются в отдельные формы фламенко. А, например, ряд вариантов фанданго считаются самостоятельными только некоторыми из исследователей (количество местных разновидностей фанданго вы уже смогли оценить в начале этой статьи). Или еще один пример: кабалес иногда рассматривается и как отдельная форма и как вариант сигирийи.

Третья причина следующая. Кроме бесспорных форм фламенко в музыкальный стиль фламенко включаются и «пограничные» песенно-танцевальные формы, бытующие в Андалусии, и в той или иной мере основанные на мелодиях фламенко. Принципы включения их во фламенко зависят от исследователя, и единого мнения по ним также нет.

Наиболее распространенный способ группировки форм фламенко без указания характера и направления взаимного родства состоит в распределении их на три большие группы по интонационным особенностям вокальной партии, представляющей собой главную часть музыки фламенко.

Первая группа объединяет наиболее древние (antiguo) формы фламенко – сигирúйю (siguiriya), серрáну (serrana), дéблу (debla), плайéру (playera), карселéру (carcelera), тонý (toná), мартинéте (martinete), саэту (saeta), солеá (soleá). Эта группа называется кáнте хóндо (cante jondo), что буквально означает «глубокое пение». Для всех этих форм фламенко характерно драматическое содержание поэтических текстов и музыки. Гитарный аккомпанемент для этих песен должен быть достаточно жестким, скупым и без излишних украшений. Для него существует даже специальное название – тóке хóндо (toque jondo), то есть игра на гитаре в стиле «хондо».

Вторая группакáнте фламéнко (cante flamenco) включает в себя большинство форм фламенко, к которым относятся тьéнто (tiento), тáнго (tango), тангúльо (tanguillo), сапатеáдо (zapateado), фаррýка (farruca), гарротúн (garrotín), булерúя (bulería), алегрúя (alegría), кантúнья (cantiña), кáнья (caña), пóло (polo), фандáнго (fandango), фандангúльо (fandanguillo), ромéрос (romeros), мирабрáс (mirabrás), хабéра (jabera), хилиáна (giliana), калесéра (calesera), севильяна (sevillana), панадéрос (panaderos), малагéнья (malagueña), гранадúна (granadina), тарáнта (taranta), тарáнто (taranto), картахенéра (cartagenera), рондéнья (rondeña), минéра (minera), халéо (jaléo), бандóла (bandola), аликантúна (alicantina), галéрас (galeras), мариáна (mariana), вердиалес (verdiales). Все эти формы фламенко более позднего происхождения, чем в группе канте хондо. Характер музыки и текстов даже в пределах одной формы фламенко может меняться от трагизма до безудержного веселья. Вокальная и гитарная партии более орнаментированы, а ладовая структура значительно разнообразнее, чем в канте хондо.

Третья группаафламенкáдас (aflamencadas, что буквально означает «в стиле фламенко») – еще более аморфная группа, чем предыдущие две, и объединяет формы, образованные от слияния андалусской музыки с музыкой других регионов Испании и стран Латинской Америки. К ним относятся формы фламенко испанского происхождения кампанильéрос (campanilleros), петенéра (petenera), трильéра (trillera), темпорéра (temporera), нáна (nana), вúто (vito), сорóнго (zorongo), вильянсико (villancico), прегóн (pregón), а также формы фламенко с латиноамериканской основой (или как их еще называют, cantes de ida y vuelta, т.е. песни ушедшие и вернувшиеся) – гуахúра (guajira), рýмба фламéнка (rumba flamenca), видалúта (vidalita), коломбьяна, колумбьяна (colombiana, columbiana), милóнга (milonga).

Как вы уже заметили, распределение форм фламенко на канте хондо, канте фламенко и афламенкадас никоим образом не позволяет осмыслить музыкальные особенности каждой формы, и носит скорее эмоциональный, чем музыкально-теоретический характер. Нам же требуется выстроить такую классификацию, которая бы послужила неким каркасом, на который можно было бы нанизать точно определенные музыкальные параметры каждой формы фламенко. Поскольку объектом изучения в данной статье является гитарная музыка, то и подход к классификации и выявлению степени родства форм фламенко в максимальной степени будет учитывать особенности именно гитарной музыки. Но для начала кратко изучим современное состояние дел в решении этой проблемы.