Перспективы развития системы социальной защиты населения в россии. Перспективы развития социальной защиты населения Система социальной защиты населения перспективы

Стратегия реформирования социального сектора, предложенная нынешним российским правительством, включает предложения по развитию отдельных отраслей комплекса социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, занятость, социальная защита, спорт и др.). Общие ориентиры здесь: обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, к которым относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и среднее образование; обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств; создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления.

В основу реформы социальной защиты положены следующие принципы:

1) Перераспределение социальных расходов в пользу бедных домохозяйств.

Чтобы высвободить необходимые бюджетные ресурсы, предусматривается сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу. Необходимо пересмотреть федеральное социальное законодательство. Социальная помощь должна предоставляться преимущественно в адресной форме и только тем домохозяйствам, фактическое потребление которых ниже прожиточного минимума.

Для этого органы управления на региональном и местном уровне должны будут шире использовать процедуры обязательной проверки нуждаемости получателей социальной помощи. Предусматривается также установление ограничений на общее число видов социальной помощи и льгот, которые могут предоставляться одновременно одной и той же семье.

2) Перераспределение полномочий по реализации федерального социального законодательства. Стратегия реформирования социального сектора предполагает изменение действующего порядка взаимодействия органов власти федерального и регионального уровня и местного самоуправления в области социальной защиты.

В целом предполагается передача большего объема полномочий по определению размеров и форм предоставления помощи на региональный и муниципальный уровень. Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной социальной помощи, могут варьироваться в региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий, уровня жизни, особенностей занятости населения, местных традиций.

Потребности регионов в финансировании социальной помощи должны определяться на основе анализа уровня бедности и учитываться при определении величины федеральных трансфертов. Новая система потребует усиления методической роли федеральных органов социальной защиты населения, включая разработку методик и типовых нормативных документов.

3) Диверсификация обслуживания. Приоритетные задачи в этой сфере - расширение возможностей граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми услугами, по выбору производителей услуг, в том числе в области здравоохранения и образования, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного сектора. Предусматривается обеспечение равноправного доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.

Основные задачи в области социальной поддержки населения включают помощь домохозяйствам, фактические доходы или потребление которых ниже прожиточного минимума; сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг; сокращение социально неоправданных льгот; перевод натуральных льгот и выплат, установленных для отдельных категорий государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, в форму оплаты труда и денежного довольствия; расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в определении приоритетов оказания социальной помощи. Потребности регионов в финансировании социальной помощи будут учитываться в формуле межбюджетного выравнивания. Сокращаются только так называемые "социально неоправданные льготы", часть помощи будет по-прежнему предоставляться без учета нуждаемости. Тем не менее, это определенный шаг в области практической реализации стратегии.

30 июля 2014 года министерством труда и социальной защиты Российской Федерации был утвержден план деятельности на 2013 - 2018 годы. В соответствии с ним были указаны следующие цели Министерства: См.: План деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2013 - 2018 годы (уточненный). http://www.rosmintrud.ru/2018/Plan_Mintruda_2013-2018_ot_170314_VPRM.pdf

1. Достойный труд, справедливая зарплата;

2. Достойная пенсия за продолжительный добросовестный труд;

3. Улучшение демографической ситуации. Семьи с детьми государственную поддержку;

4. Социальная поддержка приблизится к человеку, социальная поддержка станет адресной;

5. Государственная гражданская служба - открыта и профессиональна.

Цель 1. Достойный труд, справедливая заработная плата

Мероприятия направленные на достижение данной цели:

1. Утверждение правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, рекомендации по их разработке, уровни квалификаций, макет профессионального стандарта;

2. Утверждение комплексного план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы;

3. Принятие Указа Президента Российской Федерации о создании национального совета профессиональных квалификаций при Президенте Российской Федерации

4. Принятие федерального закона о системе независимой сертификации квалификаций;

5. Разработка и ежегодная актуализация национального классификатора (перечень) видов профессиональной деятельности с учетом их востребованности на рынке труда;

6. Создание базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в целях распространения лучших программ подготовки, поддержки региональных и корпоративных систем подготовки рабочих кадров, координации деятельности центров оценки и сертификации квалификаций рабочих;

7. Определение порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров;

8. Принятии е Федерального Закона о минимальном размере оплаты труда;

9. Повышение заработной платы работникам социальной сферы в увязке с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг, сложности и ответственности выполняемых работ, эффективности деятельности учреждений;

10. Обеспечение прозрачности оплаты труда;

11. Упрощение прием на работу и получения информации о свободных рабочих местах;

12. Установлены основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности;

13. Поощрение работников, добившихся наивысших достижений в профессиональной деятельности и др.

На 2015 год было разработано не менее 800 профессиональных стандартов, выросла доля квалифицированных работников, созданы советы сертификации, на информационном портале «Работа в России» обеспечен доступ к информации о: свободных рабочих местах (вакантных должностях),условиях труда, социальных гарантиях, транспортной доступности рабочего места, условиях проживания, наличии инфраструктуры и иных сведений, направленных на повышение мобильности граждан, в том числе в интерактивном режиме; гражданах, желающих трудоустроиться, в том числе за пределами места постоянного проживания, высвобождаемых и находящихся в режимах неполного рабочего времени работниках. Размер реальной зарплаты вырос в полтора раза, число рабочих мест увеличилось на 1,3 , в три раза увеличилось число рабочих мест для инвалидов.

Цель 2. Достойная пенсия за продолжительный добросовестный труд

0сновные направления деятельности:

1. Обеспечение роста трудовой пенсии;

2. Развитие распределительной составляющей пенсионной системы;

3. Обеспечение более простой и понятной системы пенсионного обеспечения граждан;

4. Обеспечивать гражданам право выбора варианта своего пенсионного обеспечения с возможностью самостоятельно определить: формировать свои пенсионные права исключительно в страховой или еще и в накопительной оставляющей пенсионной системы;

5. Установление правового механизма реализации новой пенсионной формулы, направленный на повышение уровня пенсионного обеспечения в распределительной составляющей пенсионной системы;

6. Увеличен уровень пенсионного обеспечения работников сельского хозяйства;

7. Развитие накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования;

8. Создание нормативно-правового механизма и принятие подзаконных актов, направленных на реализацию Федерального закона «О накопительной пенсии»;

9. Создание механизма гарантирования сохранности средств пенсионных накоплений граждан, формирующих свои пенсионные накопления через Пенсионный фонд Российской Федерации;

10. Продление срока вступления граждан в систему софинансирования государством пенсионных накоплений граждан в целях повышения в будущем уровня их пенсионного обеспечения за счет увеличения размера накопительной пенсии и др.

В 2014 году была проведена информационно-разъяснительная работа по новому пенсионному законодательству: выпускаются и распространяются видео и радиоматериалы, печатные материалы, в том числе в средствах массовой информации,работает call-центр; обеспечено информирование граждан об их пенсионных правах в электронном виде, в том числе через «Кабинет застрахованного лица», соотношение трудовых пенсий по старости с прожиточным минимумом пенсионера увеличилось в два раза.

Цель 3. Улучшение демографической ситуации. Семьи с детьми получат государственную поддержку

Мероприятия необходимы для достижения цели:

1. Защита граждан от мошенничества при использовании средств материнского капитала;

2. Принятие решений о дополнительных мерах поддержки семей при рождении детей с 2017 года;

3. Семьи при рождении третьего и последующих детей в субъектах Российской Федерации с неблагоприятной демографической ситуацией ежемесячно, до достижения ребенком возраста трех лет, должны получать выплату в размере прожиточного минимума ребенка;

4. Граждане, не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством, получают государственные пособия в связи с рождением и воспитанием детей;

5. Утверждение Концепции государственной семейной политики;

6. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, должны иметь возможность бесплатно пройти профессиональное обучение и переподготовку;

На сегодняшний день усовершенствована система стимулирования вторых и последующих рождений, приняты решения о дополнительных мерах поддержки семей при рождении детей с 2017 года, число женщин проходящих бесплатную переподготовку, увеличилось в три раза.

Цель 4. Приближение к человеку социальной защиты, социальная поддержка станет адресной

Мероприятия:

1. Предоставление социальных услуг учетом индивидуальной недвижимости;

2. Создание нормативно-правового механизма и принятие законных актов, устанавливающих единые подходы к организации доступности предоставления социальных услуг;

3. Утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг;

4. Установление порядка расчета среднедушевого дохода для предоставление социальных услуг бесплатно;

5. Установление подушевых нормативов финансирования социальных услуг;

6. Установление механизма общественного контроля в сфере социального обслуживания;

7. Определения порядка получения социальных услуг в различных типах учреждений социального обслуживания;

8. Сделать информацию об организациях, предоставляющих социальны услуги, для граждан;

9. Предоставление гражданам право выбора организации для получения социальных услуг;

10. Предоставление льгот и преференций негосударственным организациям;

11. Упрощение процедуры установления инвалидности;

12. Создание условий для увеличения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест.

На сегодняшний день были осуществлены практически все направления направленные на достижение данной цели, кроме этого доступность социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры для инвалидов повысилась до 45%.

Цель 5. Государственная гражданская служба - открыта и профессиональна

Мероприятия необходимые для достижения цели:

Обеспечение обратной связи с обществом по решению вопросов социально-трудовой сферы на основ стандарта открытости деятельности Минтруда России;

Предоставление экспертным группам и представителям профессиональных сообществ возможность публичного обсуждения хода реализации плана деятельности Минтруда России;

Предоставление гражданам объективной информации по вопросам противодействия коррупции в государственных органах и иных государственных организациях;

Предоставление участия представителей гражданского общества участвовать в конкурсах по отбору и аттестациях государственных гражданских служащих;

Получение гражданами доступа к единой базе вакансий государственной гражданской службе в сети Интернет и выбор вариантов трудоустройства на государственную гражданскую службу;

Создание единого механизма эффективного управления кадровым составом государственных органов;

Проведение апробации в пилотном режиме единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы;

Представление гарантий объективной и прозрачной процедуры отбора кандидатов на государственную гражданскую службу;

Включение граждан, соответствующих квалификационным требованиям к государственным гражданским служащим;

Проведение обязательных испытаний и профессиональную адаптацию при поступлении на службу;

Повышение юридической защищенности лиц;

Соблюдение государственными гражданскими служащими стандарт открытости;

Обеспечение доступа к получению государственных услуг по принципу "одного окна";

Обеспечение возможности получения всех услуг в электронном виде;

Обеспечение возможности гражданам влиять на качество государственных услуг.

Было достигнуто следующее: граждане участвуют в процессе принятия решений, госслужащие проходят обязательную процедуру ротации, внедрен объективный и прозрачный отбор кандидатов на госслужбу, все законодательные инициативы проходят экспертное обсуждение, 80% граждан доверяют госслужащим, 100% госуслуг в социально-трудовой сфере граждане получают по принципу "одного окна", 70%- в электронном виде.

Реализация этой стратегии, целей реформы предполагает необходимость осуществления в течение 2000-2100 гг. программы, включающей комплекс мероприятий, к рассмотрению которых мы и переходим.

ТРИ ВАРИАНТА СЦЕНАРИЕВ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРЕДСТОЯЩЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ

Возможны, по крайней мере, три варианта сценариев развития системы социальной защиты населения на предстоящее десятилетие:

Сохранение современной практики. В действительности это будет означать воспроизводство во все более расширяющихся масштабах негативных особенностей нынешней системы, проявляющихся: в недостаточности размеров социальных пособий для возмещения заработков / доходов в связи с наступлением страховых случаев, несвоевременностью их предоставления населению; в постоянном возникновении задолженностей государства перед населением; в ограниченной доступности и низком качестве социального обслуживания населения в сочетании с неэффективным использованием финансовых и материальных ресурсов , выделяемых для их обеспечения. Следствием будут усугубление недоверия населения к государству, рост социальных конфликтов, нарастание протестного поведения граждан.

Возврат к организации системы социальной защиты населения на принципах, существовавших в дореформенный период (директивное планирование , бюджетное финансирование, централизованное управление ). Очевидно, что такой подход малореален в общем контексте социально-политических и экономических преобразований в стране.

Реформирование системы социальной защиты населения. Этот вариант представляется реальным и практически необходимым для восстановления доверия населения к государству ¾ через создание правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных, кадровых и иных условий, обеспечивающих возможности выполнения им социальных обязательств. Процесс этот с учетом комплексности, сложности и затратности потребует достаточно длительного времени, принятия, по крайней мере на первом этапе, в известной мере непопулярных мер. Реально говорить о его осуществлении, в целом, в течение по крайней мере 10 лет (2000-2010 гг.), весьма благоприятных с позиций предстоящих демографических сдвигов. Реформа должна осуществляться в рамках национальной программы, подготовленной при широком участии представителей всех социальных групп и слоев общества, регионов страны, всенародно обсужденной и получившей поддержку общественности.

Стратегической целью реформирования является создание системы социальной защиты, обеспечивающей:

¨ повышение эффективности предоставления социальных пособий (включая социальные выплаты и социальные услуги) с позиций поддержания доходов уязвимых групп населения, их благоприятной социальной адаптации и интеграции в общество;



¨ повышение эффективности использования ресурсов, выделяемых государством на нужды социальной защиты населения (финансовых, материальных, людских);

¨ создание стимулов социальной активности населения.

Реформируемая система социальной защиты населения должна обеспечивать:

¨ минимальную достаточность социальных пособий при возмещении ущерба, возникающего вследствие действия различных социальных рисков ;

¨ своевременность предоставления и получения социальных пособий;

¨ доступность социальных пособий, сохранение законных прав на их получение независимо от места жительства людей;

¨ недискриминационность, социальная справедливость предоставления социальных пособий независимо от принадлежности реципиентов к определенным демографическим, этническим, социальным, профессиональным и иным группам населения, а также от места жительства.

Создаваемая система социальной защиты населения должна отвечать следующим принципам:

¨ правовой обеспеченности и стабильности ,достигаемой за счет разработки и принятия пакета новых законодательных и иных нормативных правовых актов, а также внесения необходимых изменений и дополнений в действующую нормативную правовую базу предоставления социальных пособий;

¨ финансовой обеспеченности/достаточности и устойчивости для удовлетворения основных, базовых потребностей населения в социальном обеспечении, возмещения утраченного заработка / дохода, достигаемого за счет обязательного участия всех членов общества в финансировании социального обеспечения (принцип солидарности), расширения перечня субъектов осуществления социальных пособий, изменения условий, принципов и источников их финансирования, обеспечения наиболее полного, целесообразного и прозрачного использования бюджетных средств, средств внебюджетных социальных фондов и иных источников финансирования как для нужд собственно населения, так и в интересах развития экономики страны, надежного и прибыльного инвестирования соответствующих финансовых ресурсов;

¨ управляемости ,достигаемой за счет четкого разграничения функций, полномочий, ответственности и ресурсного обеспечения различных субъектов, создания соответствующей материальной, информационной и кадровой базы, а также участия всех социальных партнеров в управлении системой социальных пособий;

¨ научной обоснованности ,достигаемой за счет применения экспериментально отработанных нормативов и стандартов, социальных технологий, выработанных с учетом доказавшего свою эффективность отечественного и международного опыта.

Стратегия реформы системы социальной защиты населения, разработанная применительно к этим целям и принципам, предусматривает поэтапно:

¨ перевод системы социальных пособий преимущественно на страховые принципы с учетом размера страховых взносов / стажа работы застрахованных лиц;

¨ переход к международно признанным:

а) классификации видов страховых рисков ,

б) видам соответствующих пособий;

в) условиям их предоставления и

г) нормам предоставления пособий;

¨ повышение размеров социальных пособий с целью их доведения до уровней, предусмотренных международным правом;

¨ сокращение объемов и удельного веса прямых бюджетных расходов в финансировании социальных пособий при одновременном увеличении масштабов их финансирования из внебюджетных источников , включая привлечение средств самих граждан на основе создания механизма финансовой заинтересованности;

¨ переход от бесплатного к преимущественно платному предоставлению социальных услуг;

¨ переход от натуральной к преимущественно денежной форме предоставления пособий;

¨ преобразование существующих пособий нестрахового характера в пособие по бедности ; развитие рынка социальных услуг, основывающегося на конкуренции предприятий и организаций ¾ производителей различных форм собственности , и создание соответствующей инфраструктуры (финансовой, информационной, сервисной и пр.);

¨ изменение условий и размеров предоставления отдельных пособий (пособий по материнству на тех же условиях и в тех же размерах, что и пособие по временной нетрудоспособности, их увязка с размером пособия по безработице; замена пособия по инвалидности III группы на пособие по бедности, объединение пособий по инвалидности I и II групп в единое пособие с упразднением порядка обязательного выхода на пенсию и пр.).

Говоря о реформировании системы социальной защиты в Российской Федерации, следует исходить не только из наличия в настоящем комплекса нерешенных правовых, финансовых, организационных и иных проблем. Важно учитывать тот внешний фон, условия, которые будут предопределять в перспективе, с одной стороны, потребность населения в социальной защите (т. е., по существу, спрос на этот вид социального обеспечения), с другой ¾ финансово-экономические, материально-технические, информационные и кадровые ресурсы, которыми будет располагать общество и часть которых может быть использована на нужды социальной защиты. Спрос населения на социальную защиту будет предопределяться действием по крайней мере трех групп факторов:

Социально-демографических, определяющих характер воспроизводства населения (динамики процессов рождаемости, смертности, миграции ) и обусловленные им изменения численности и возрастно-половой структуры населения страны;

Социально-медико-психологических, экологических и иных, определяющих в конечном счете состояние здоровья населения, уровень и характер заболеваемости;

Производственно-экономических и социально-трудовых, определяющих характер и уровень занятости населения, уровень трудовых доходов населения, уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, инвалидности.

Используя существующую статистическую информацию, можно предположить, что вследствие сокращения рождаемости, миграционного прироста, а также увеличения смертности в перспективе можно ожидать:

1. Дальнейшее сокращение общей численности населения Российской Федерации. По прогнозу Госкомстата РФ, численность постоянного населения сократится со 146,4 млн. человек в 1999 г. до 143,9 млн. человек в 2005 г. и достигнет 141,6 млн. человек в 2010 г., изменений возрастной структуры населения, характеризующихся:

а) абсолютным и относительным сокращением численности детей в возрасте до 15 лет;

б) абсолютным и относительным увеличением численности населения, находящегося в трудоспособном возрасте (мужчины ¾ 16-59 лет, женщины ¾ 16-54 года) и старше трудоспособного возраста.

Таблица 48.1

С позиций перспектив развития системы социальной защиты населения это будет означать, при прочих равных условиях: а) сокращение спроса на пособия на детей в денежной и натуральной формах и, в то же время, увеличение; б) потребности в пособиях по старости и в) по безработице в деньгах и натуре. При неизменности принципов предоставления и размеров социальных пособий это приведет к относительному уменьшению потребности в финансовых ресурсах на их обеспечение. Кроме того, учитывая процесс старения населения, можно предположить, что к концу прогнозного периода потребность в пособиях, связанных с участием в Великой Отечественной войне, практически исчезнет, что также сократит потребность в соответствующих финансовых ресурсах.

2. Дальнейший рост численности инвалидов. Учитывая происходящую «инвалидизацию» страны (численность лиц, впервые признанных инвалидами, в расчете на 1000 населения возросла с 50% в 1985 г. до 77,7% в 1997 г., т. е. за 13 лет увеличилась на 27,7 процентных пункта, или на 2,1 пункт в год), очевидную невозможность коренным образом переломить данную тенденцию в предстоящем десятилетии, можно предположить, что она будет сопровождаться увеличением спроса на социальные пособия по инвалидности как в денежной, так и в натуральной форме (социальные услуги), что потребует соответствующих финансовых ассигнований из бюджетов всех уровней.

3. Сохранение в качестве массового такого жуткого социального явления, как бедность. Даже если исходить из предположений о том, что доля лиц с доходами ниже прожиточного минимума будет сокращаться ежегодно, в среднем на 1%-й пункт (что является, на наш взгляд, весьма оптимистичным предположением), то к концу предстоящего десятилетия более 13% всего населения сохранят статус бедных и их содержание потребует изыскания средств на выплату соответствующего пособия.

4. Определенное увеличение, в случае экономического роста в стране, положительного сальдо миграции населения из бывших союзных республик. В результате несколько возрастет потребность в финансовых ресурсах для выплаты пособий вынужденным переселенцам. Эта потребность также будет связана с необходимостью финансирования расходов по переселению части избыточного населения из ряда районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, районов Северного Кавказа, зон радиоактивного заражения и регионов чрезвычайных ситуаций, вероятность которых весьма высока.

5. Сохранение достаточно высокого общего уровня заболеваемости населения, в том числе в связи с профзаболеваниями и производственным травматизмом.

Таким образом, с учетом вышеизложенного можно утверждать, что в предстоящем десятилетии спрос населения на социальные пособия несколько сократится как в абсолютном, так и в относительном выражении. Вместе с тем, учитывая необходимость повышения нормативов социальных выплат, а также развития социального обслуживания, по мере ожидаемого перехода к экономическому росту и соответствующему росту уровня доходов и общего уровня жизни населения абсолютная величина потребности в финансовых ресурсах для их обеспечения возрастет.

С целью гарантированного обеспечения доходов на уровне не ниже прожиточного минимума предполагается ввести федеральное пособие по нуждаемости.

Источником выплаты федерального пособия по нуждаемости должен стать федеральный бюджет .

В числе дополнительных мер по укреплению системы социальной поддержки бедных групп населения:

¨ введение пособия по частичной безработице;

¨ введение пособия по безработице в случае банкротства предприятий;

¨ разработка федеральной программы занятости в малых городах и поселках, особо пораженных экономическим кризисом ;

¨ разработка федеральной программы поддержки малого и среднего предпринимательства ;

¨ введение в действие Типовой региональной программы социальной защиты населения, что позволит упорядочить и тем самым сделать более эффективной социальную поддержку наиболее уязвимых групп населения в регионах.

Для привлечения дополнительных средств на цели оказания социальной поддержки бедных слоев населения предполагается разработать нормативно-правовые акты, регулирующие благотворительную деятельность и статус благотворительных организаций в Российской Федерации.

Предполагается также подготовить пакет нормативно-правовых документов по развитию системы негосударственных пенсионных фондов.

Ситуация неопределенности и нестабильности, вызываемая существующим этапом переходного периода, влечет за собой психологическую напряженность большей части общества. При затяжном течении этого процесса происходит нарастание пассивной личностной позиции, нежелание самостоятельного решения возникающих жизненных проблем. В этой ситуации особое значение приобретают становление и развитие социально-психологической поддержки населения. Выделяется два основных аспекта этой поддержки:

¨ совершенствование системы информационного обеспечения населения;

¨ развитие различных служб психологической помощи.

Система информационного обеспечения населения должна подчиняться основным принципам: достоверности, простоте и доступности в получении информации о правовом, трудовом и ином регулировании жизни общества, направленности на формирование мотивации активного самостоятельного решения проблем.

Новые подходы к финансированию социальной сферы предполагают решение следующих задач:

¨ учет социальных нормативов при формировании бюджетов различных уровней организационных структур управления;

¨ оптимизация ассигнований на социальную сферу в федеральном бюджете

¨ изыскания альтернативных источников финансирования социальной сферы, в том числе на нужды Федеральной программы по стабилизации уровня жизни населения;

¨ упорядочение внебюджетных источников финансирования социальной сферы в условиях рыночных преобразований;

¨ обеспечение устойчивой финансовой базой отраслей социальной инфраструктуры .

Это даст возможность:

¨ упорядочить финансирование социальной сферы за счет бюджетных ассигнований;

¨ существенно улучшить использование финансовых средств на уровне Федерации, ее субъектов и местных органов самоуправления, которые направляются на нужды здравоохранения, образования, науки и социальные выплаты;

¨ разработать систему минимальных социальных гарантий и обеспечить их соответствующим финансированием;

¨ разработать социальные нормативы расходов на здравоохранение, образование, культуру и социальные выплаты (с их использованием в бюджетном планировании в фиксированных к валовому внутреннему продукту (ВВП ) долях;

¨ повысить эффективность использования внебюджетных фондов (пенсионного, занятости , социального и медицинского страхования);

¨ свести до минимума социальные издержки деструктуризации отдельных отраслей социальной сферы;

¨ реформировать систему финансирования местных органов самоуправления.

Предусматривается ряд мер по стабилизации финансирования социальной сферы. Первое и главное условие стабилизации финансирования социальной сферы ¾ детальное разграничение объектов финансирования с их закреплением за бюджетами различных уровней.

Использование для определения масштабов бюджетных дотаций показателя среднего бюджетного душевого расхода является бесперспективным, так как отражает сложившиеся отношения между центром и регионами и не обеспечивает их изменения.

Более перспективным является использование системы государственных минимальных стандартов на народное образование, медицинское обслуживание, социальное вспомоществование.

Предлагаемые в программе меры дадут возможность, во-первых, зафиксировать нижнюю границу потребностей в финансовых ресурсах социальной сферы, во-вторых, не допустить дальнейшего снижения объема финансирования здравоохранения, образования, науки, культуры и социальных выплат населению и, в-третьих, подвести под финансирование социальной сферы жесткую нормативную базу, на основе которой будут осуществляться программы поддержки доходов малоимущих слоев населения и крупные социальные программы.

Государственное централизованное регулирование социальной поддержки населения до сих пор носит фрагментарный, бессистемный характер. Для осуществления в этой сфере необходимых мер отсутствует механизм организационного, правового и финансового обеспечения. Такой подход привел к непомерной нагрузке на бюджет и практическому неисполнению государственных обязательств по социальной поддержке населения (в том числе в сфере базового образования, охраны здоровья и труда, пенсионного обеспечения, социальной защиты детей, престарелых, инвалидов), росту недовольства граждан, социальной напряженности в обществе.

Для наглядности основные мероприятия программы реформы системы социальной защиты населения в Российской Федерации за период 2001-2010 гг. сведены в таблицу (см. табл. 48.2).

Таблица 48.2

Основные мероприятия программы реформы системы социальной защиты населения в Российской Федерации

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

ГЛАВА 49. БАЗОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Перед изучением данной главы внимательно прослушайте введение к главе. Затем изучите последовательно материалы параграфов главы, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии». После изучения каждого параграфа рекомендуется выполнить тренировочные задания.

После изучения всех параграфов прослушайте основные выводы по главе. Затем проверьте свои знания по главе, выполнив контрольные задания и ответив на проблемные вопросы, приведенные ниже.

Стратегия реформирования социального сектора, предложенная нынешним российским правительством, 1 включает предложения по развитию отдельных отраслей комплекса социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, занятость, социальная защита, спорт и др.). Общие ориентиры здесь: обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, к которым относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и среднее образование; обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств; создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления.

В основу реформы социальной защиты положены следующие принципы:

1) Перераспределение социальных расходов в пользу бедных домохозяйств. Чтобы высвободить необходимые бюджетные ресурсы, предусматривается сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу. Необходимо пересмотреть федеральное социальное законодательство. Социальная помощь должна предоставляться преимущественно в адресной форме и только тем домохозяйствам, фактическое потребление которых ниже прожиточного минимума.

Для этого органы управления на региональном и местном уровне должны будут шире использовать процедуры обязательной проверки нуждаемости получателей социальной помощи. Предусматривается также установление ограничений на общее число видов социальной помощи и льгот, которые могут предоставляться одновременно одной и той же семье.

Переход к адресному порядку предоставления помощи может значительно улучшить положение малоимущих семей. Тем не менее, для ограниченного числа получателей, таких как ветераны Великой Отечественной войны, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, Герои Советского Союза и России, категориальные льготы сохраняются независимо от их материального положения. Эти льготы предполагается перевести в форму денежных выплат и производить из федерального бюджета. Льготы, установленные для различных категорий государственных служащих, работников правоохранительных органов и военнослужащих, также должны быть переведены в форму денежных выплат и включены в оплату труда.

2) Перераспределение полномочий по реализации федерального социального законодательства. Стратегия реформирования социального сектора предполагает изменение действующего порядка взаимодействия органов власти федерального и регионального уровня и местного самоуправления в области социальной защиты. В целом предполагается передача большего объема полномочий по определению размеров и форм предоставления помощи на региональный и муниципальный уровень. Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной социальной помощи, могут варьироваться в региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий, уровня жизни, особенностей занятости населения, местных традиций.

Потребности регионов в финансировании социальной помощи должны определяться на основе анализа уровня бедности и учитываться при определении величины федеральных трансфертов. Новая система потребует усиления методической роли федеральных органов социальной защиты населения, включая разработку методик и типовых нормативных документов.

3) Диверсификация обслуживания. Приоритетные задачи в этой сфере - расширение возможностей граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми услугами, по выбору производителей услуг, в том числе в области здравоохранения и образования, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного сектора. Предусматривается обеспечение равноправного доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.

Некоторые из этих предложений включены в "План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг.", утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1072 (июль 2000 г.). Основные задачи в области социальной поддержки населения включают помощь домохозяйствам, фактические доходы или потребление которых ниже прожиточного минимума; сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг; сокращение социально неоправданных льгот; перевод натуральных льгот и выплат, установленных для отдельных категорий государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, в форму оплаты труда и денежного довольствия; расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в определении приоритетов оказания социальной помощи. Потребности регионов в финансировании социальной помощи будут учитываться в формуле межбюджетного выравнивания.

Сокращаются только так называемые "социально неоправданные льготы", часть помощи будет по-прежнему предоставляться без учета нуждаемости. Тем не менее, это определенный шаг в области практической реализации стратегии.

Раздел 2. Перспективы развития социальной защиты населения

Стратегия реформирования социального сектора, предложенная нынешним российским правительством, включает предложения по развитию отдельных отраслей комплекса социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, занятость, социальная защита, спорт и др.). Общие ориентиры здесь: обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, к которым относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и среднее образование; обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств; создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления.

В основу реформы социальной защиты положены следующие принципы:

1) Перераспределение социальных расходов в пользу бедных домохозяйств.

Чтобы высвободить необходимые бюджетные ресурсы, предусматривается сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу. Необходимо пересмотреть федеральное социальное законодательство. Социальная помощь должна предоставляться преимущественно в адресной форме и только тем домохозяйствам, фактическое потребление которых ниже прожиточного минимума.

Для этого органы управления на региональном и местном уровне должны будут шире использовать процедуры обязательной проверки нуждаемости получателей социальной помощи. Предусматривается также установление ограничений на общее число видов социальной помощи и льгот, которые могут предоставляться одновременно одной и той же семье.

2) Перераспределение полномочий по реализации федерального социального законодательства. Стратегия реформирования социального сектора предполагает изменение действующего порядка взаимодействия органов власти федерального и регионального уровня и местного самоуправления в области социальной защиты.

В целом предполагается передача большего объема полномочий по определению размеров и форм предоставления помощи на региональный и муниципальный уровень. Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной социальной помощи, могут варьироваться в региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий, уровня жизни, особенностей занятости населения, местных традиций.

Потребности регионов в финансировании социальной помощи должны определяться на основе анализа уровня бедности и учитываться при определении величины федеральных трансфертов. Новая система потребует усиления методической роли федеральных органов социальной защиты населения, включая разработку методик и типовых нормативных документов.

3) Диверсификация обслуживания. Приоритетные задачи в этой сфере - расширение возможностей граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми услугами, по выбору производителей услуг, в том числе в области здравоохранения и образования, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного сектора. Предусматривается обеспечение равноправного доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.

Основные задачи в области социальной поддержки населения включают помощь домохозяйствам, фактические доходы или потребление которых ниже прожиточного минимума; сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг; сокращение социально неоправданных льгот; перевод натуральных льгот и выплат, установленных для отдельных категорий государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, в форму оплаты труда и денежного довольствия; расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в определении приоритетов оказания социальной помощи. Потребности регионов в финансировании социальной помощи будут учитываться в формуле межбюджетного выравнивания. Сокращаются только так называемые "социально неоправданные льготы", часть помощи будет по-прежнему предоставляться без учета нуждаемости. Тем не менее, это определенный шаг в области практической реализации стратегии.

30 июля 2014 года министерством труда и социальной защиты Российской Федерации был утвержден план деятельности на 2013 - 2018 годы. В соответствии с ним были указаны следующие цели Министерства: См.: План деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2013 - 2018 годы (уточненный). http://www.rosmintrud.ru/2018/Plan_Mintruda_2013-2018_ot_170314_VPRM.pdf

1. Достойный труд, справедливая зарплата;

2. Достойная пенсия за продолжительный добросовестный труд;

3. Улучшение демографической ситуации. Семьи с детьми государственную поддержку;

4. Социальная поддержка приблизится к человеку, социальная поддержка станет адресной;

5. Государственная гражданская служба - открыта и профессиональна.

Цель 1. Достойный труд, справедливая заработная плата

Мероприятия направленные на достижение данной цели:

1. Утверждение правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, рекомендации по их разработке, уровни квалификаций, макет профессионального стандарта;

2. Утверждение комплексного план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы;

3. Принятие Указа Президента Российской Федерации о создании национального совета профессиональных квалификаций при Президенте Российской Федерации

4. Принятие федерального закона о системе независимой сертификации квалификаций;

5. Разработка и ежегодная актуализация национального классификатора (перечень) видов профессиональной деятельности с учетом их востребованности на рынке труда;

6. Создание базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в целях распространения лучших программ подготовки, поддержки региональных и корпоративных систем подготовки рабочих кадров, координации деятельности центров оценки и сертификации квалификаций рабочих;

7. Определение порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров;

8. Принятии е Федерального Закона о минимальном размере оплаты труда;

9. Повышение заработной платы работникам социальной сферы в увязке с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг, сложности и ответственности выполняемых работ, эффективности деятельности учреждений;

10. Обеспечение прозрачности оплаты труда;

11. Упрощение прием на работу и получения информации о свободных рабочих местах;

12. Установлены основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности;

13. Поощрение работников, добившихся наивысших достижений в профессиональной деятельности и др.

На 2015 год было разработано не менее 800 профессиональных стандартов, выросла доля квалифицированных работников, созданы советы сертификации, на информационном портале «Работа в России» обеспечен доступ к информации о: свободных рабочих местах (вакантных должностях),условиях труда, социальных гарантиях, транспортной доступности рабочего места, условиях проживания, наличии инфраструктуры и иных сведений, направленных на повышение мобильности граждан, в том числе в интерактивном режиме; гражданах, желающих трудоустроиться, в том числе за пределами места постоянного проживания, высвобождаемых и находящихся в режимах неполного рабочего времени работниках. Размер реальной зарплаты вырос в полтора раза, число рабочих мест увеличилось на 1,3 , в три раза увеличилось число рабочих мест для инвалидов.

Цель 2. Достойная пенсия за продолжительный добросовестный труд

0сновные направления деятельности:

1. Обеспечение роста трудовой пенсии;

2. Развитие распределительной составляющей пенсионной системы;

3. Обеспечение более простой и понятной системы пенсионного обеспечения граждан;

4. Обеспечивать гражданам право выбора варианта своего пенсионного обеспечения с возможностью самостоятельно определить: формировать свои пенсионные права исключительно в страховой или еще и в накопительной оставляющей пенсионной системы;

5. Установление правового механизма реализации новой пенсионной формулы, направленный на повышение уровня пенсионного обеспечения в распределительной составляющей пенсионной системы;

6. Увеличен уровень пенсионного обеспечения работников сельского хозяйства;

7. Развитие накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования;

8. Создание нормативно-правового механизма и принятие подзаконных актов, направленных на реализацию Федерального закона «О накопительной пенсии»;

9. Создание механизма гарантирования сохранности средств пенсионных накоплений граждан, формирующих свои пенсионные накопления через Пенсионный фонд Российской Федерации;

10. Продление срока вступления граждан в систему софинансирования государством пенсионных накоплений граждан в целях повышения в будущем уровня их пенсионного обеспечения за счет увеличения размера накопительной пенсии и др.

В 2014 году была проведена информационно-разъяснительная работа по новому пенсионному законодательству: выпускаются и распространяются видео и радиоматериалы, печатные материалы, в том числе в средствах массовой информации,работает call-центр; обеспечено информирование граждан об их пенсионных правах в электронном виде, в том числе через «Кабинет застрахованного лица», соотношение трудовых пенсий по старости с прожиточным минимумом пенсионера увеличилось в два раза.

Цель 3. Улучшение демографической ситуации. Семьи с детьми получат государственную поддержку

Мероприятия необходимы для достижения цели:

1. Защита граждан от мошенничества при использовании средств материнского капитала;

2. Принятие решений о дополнительных мерах поддержки семей при рождении детей с 2017 года;

3. Семьи при рождении третьего и последующих детей в субъектах Российской Федерации с неблагоприятной демографической ситуацией ежемесячно, до достижения ребенком возраста трех лет, должны получать выплату в размере прожиточного минимума ребенка;

4. Граждане, не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством, получают государственные пособия в связи с рождением и воспитанием детей;

5. Утверждение Концепции государственной семейной политики;

6. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, должны иметь возможность бесплатно пройти профессиональное обучение и переподготовку;

На сегодняшний день усовершенствована система стимулирования вторых и последующих рождений, приняты решения о дополнительных мерах поддержки семей при рождении детей с 2017 года, число женщин проходящих бесплатную переподготовку, увеличилось в три раза.

Цель 4. Приближение к человеку социальной защиты, социальная поддержка станет адресной

Мероприятия:

1. Предоставление социальных услуг учетом индивидуальной недвижимости;

2. Создание нормативно-правового механизма и принятие законных актов, устанавливающих единые подходы к организации доступности предоставления социальных услуг;

3. Утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг;

4. Установление порядка расчета среднедушевого дохода для предоставление социальных услуг бесплатно;

5. Установление подушевых нормативов финансирования социальных услуг;

6. Установление механизма общественного контроля в сфере социального обслуживания;

7. Определения порядка получения социальных услуг в различных типах учреждений социального обслуживания;

8. Сделать информацию об организациях, предоставляющих социальны услуги, для граждан;

9. Предоставление гражданам право выбора организации для получения социальных услуг;

10. Предоставление льгот и преференций негосударственным организациям;

11. Упрощение процедуры установления инвалидности;

12. Создание условий для увеличения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест.

На сегодняшний день были осуществлены практически все направления направленные на достижение данной цели, кроме этого доступность социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры для инвалидов повысилась до 45%.

Цель 5. Государственная гражданская служба - открыта и профессиональна

Мероприятия необходимые для достижения цели:

Обеспечение обратной связи с обществом по решению вопросов социально-трудовой сферы на основ стандарта открытости деятельности Минтруда России;

Предоставление экспертным группам и представителям профессиональных сообществ возможность публичного обсуждения хода реализации плана деятельности Минтруда России;

Предоставление гражданам объективной информации по вопросам противодействия коррупции в государственных органах и иных государственных организациях;

Предоставление участия представителей гражданского общества участвовать в конкурсах по отбору и аттестациях государственных гражданских служащих;

Получение гражданами доступа к единой базе вакансий государственной гражданской службе в сети Интернет и выбор вариантов трудоустройства на государственную гражданскую службу;

Создание единого механизма эффективного управления кадровым составом государственных органов;

Проведение апробации в пилотном режиме единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы;

Представление гарантий объективной и прозрачной процедуры отбора кандидатов на государственную гражданскую службу;

Включение граждан, соответствующих квалификационным требованиям к государственным гражданским служащим;

Проведение обязательных испытаний и профессиональную адаптацию при поступлении на службу;

Повышение юридической защищенности лиц;

Соблюдение государственными гражданскими служащими стандарт открытости;

Обеспечение доступа к получению государственных услуг по принципу "одного окна";

Обеспечение возможности получения всех услуг в электронном виде;

Обеспечение возможности гражданам влиять на качество государственных услуг.

Было достигнуто следующее: граждане участвуют в процессе принятия решений, госслужащие проходят обязательную процедуру ротации, внедрен объективный и прозрачный отбор кандидатов на госслужбу, все законодательные инициативы проходят экспертное обсуждение, 80% граждан доверяют госслужащим, 100% госуслуг в социально-трудовой сфере граждане получают по принципу "одного окна", 70%- в электронном виде.

Благосостояние населения и социальная политика Российской Федерации

Волонтерство как субъект социальной работы (на примере деятельности Негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования взрослых "Центр развития семейных форм устройства детей" г. Мурманска)

Социальная работа существует и реализуется в обществе на профессиональном и непрофессиональном уровнях. К последней относятся различные виды добровольной помощи и взаимоподдержки...

Деятельность Министерства Социальных отношений в Челябинской области в сфере социальной защиты лиц с ограниченными возможностями

Сформулировать программу мероприятий по совершенствованию деятельности Министерства Социальных отношений в Челябинской области в сфере социальной защиты лиц с ограниченными возможностями...

Региональная модель системы социальной защиты населения на примере ЕАО

Стоит особо остановиться на практических шагах в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье, которые явно демонстрируют курс Правительства на инвестиции в человека. Во-первых...

Рыночная система и социальная защита

В условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путём получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд. Однако в каждом обществе есть определённая часть населения...

Социальная защита и обеспечение населения на муниципальном уровне (на примере МО "Сосновоборский городской округ")

Переход от тоталитарной плановой системы к рыночной поставил население России в принципиально новые условия. В то время распределительные отношения были сформулированы таким образом, что они а) обеспечивали относительно низкий...

Социальная защита населения в Республике Беларусь

Система социальной защиты - это сфера жизненно важных интересов населения. Ее качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального и экономического развития государства и общества...

Социальная защита населения в Российской Федерации

Социальная политика РФ

В самарской области, все большее внимание уделяют социальной стороне жизни общества. Об этом свидетельствует бюджет, принятый Правительством Самарской области на 2009 г...

Стратегия реформирования социального сектора, предложенная нынешним российским правительством, Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 28 июня 2000 г.; Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. // Коммерсантъ. 2000. № 83. 12 мая включает предложения по развитию отдельных отраслей комплекса социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, занятость, социальная защита, спорт и др.). Общие ориентиры здесь: обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, к которым относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и среднее образование; обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств; создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления.

В основу реформы социальной защиты положены следующие принципы:

1) Перераспределение социальных расходов в пользу бедных домохозяйств. Чтобы высвободить необходимые бюджетные ресурсы, предусматривается сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу. Необходимо пересмотреть федеральное социальное законодательство. Социальная помощь должна предоставляться преимущественно в адресной форме и только тем домохозяйствам, фактическое потребление которых ниже прожиточного минимума.

Для этого органы управления на региональном и местном уровне должны будут шире использовать процедуры обязательной проверки нуждаемости получателей социальной помощи. Предусматривается также установление ограничений на общее число видов социальной помощи и льгот, которые могут предоставляться одновременно одной и той же семье.

Переход к адресному порядку предоставления помощи может значительно улучшить положение малоимущих семей. Тем не менее, для ограниченного числа получателей, таких как ветераны Великой Отечественной войны, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, Герои Советского Союза и России, категориальные льготы сохраняются независимо от их материального положения. Эти льготы предполагается перевести в форму денежных выплат и производить из федерального бюджета. Льготы, установленные для различных категорий государственных служащих, работников правоохранительных органов и военнослужащих, также должны быть переведены в форму денежных выплат и включены в оплату труда.

  • 2) Перераспределение полномочий по реализации федерального социального законодательства. Стратегия реформирования социального сектора предполагает изменение действующего порядка взаимодействия органов власти федерального и регионального уровня и местного самоуправления в области социальной защиты.
  • 3) Диверсификация обслуживания. Приоритетные задачи в этой сфере - расширение возможностей граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми услугами, по выбору производителей услуг, в том числе в области здравоохранения и образования, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного сектора. Предусматривается обеспечение равноправного доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.