Малых ракетных кораблей проекта 1234 овод. Пассат, малый ракетный корабль

Администрация Зеленодольского завода имени Горького сообщила, что на период с 2019 по 2021 год предприятие запланировало постройку пяти малых ракетных кораблей типа корвет проекта 22800 «Каракурт». Еще три корабля предполагается выпустить на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла», а на мощностях феодосийского судостроительного завода «Море» построят еще один. Малые ракетные корабли в количестве еще трех единиц будут построены предприятиями «Пелла» и «Море».

С местами строительства еще шести кораблей пока еще не определились. Таким образом, Черноморскому, Балтийскому и Тихоокеанскому флотам прибудет достойное пополнение из восемнадцати малых ракетных кораблей типа «Каракурт». Первый из них, сторожевой корабль с наименованием «Ураган», не исключено, что появится на вооружении Черноморского Флота уже в течение следующего года. Последующие корабли также уже нарекли не менее грозными именами - «Тайфун», «Шквал» и «Шторм»

Малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт»

Малые ракетные корабли типа «Каракурт» были разработаны питерским ЦМКБ «Алмаз» — Центральным морским конструкторским бюро как альтернативный вариант кораблей в проекте 21631 «Буян-М» . Этот проект создавался всего лишь пятью годами ранее Зеленодольским проектно-конструкторским бюро. Соответственно, строительство этих «Буянов» также ведет Зеленодольское предприятие. Каспийская флотилия и Черноморский флот располагают уже сейчас пятью такими кораблями. Кроме того, еще четыре находятся в стадии постройки. Планировалось, что «Буяны» будут построены в количестве до десяти единиц. Вследствие того, что было отдано предпочтение «Каракуртам», последний девятый малый ракетный кораблю проекта 21631 начали собирать в апреле 2019 г. Спустя восемь месяцев удалось запустить в серию и «Каракурты».

Уникальный МРК нового поколения проекта 22800

Что касается ударного вооружения этих двух катеров — то оно приблизительно одинаковое. Почти такими же характеристиками обладает и сторожевой корабль того же класса «Ураган». Водоизмещение обоих катеров не слишком велико, тем не менее, «Буян-М» считается кораблем класса «река-море». Он уверенно себя чувствует как в волжских устьях, так и в акватории Каспийского моря. Однако при его невысокой мореходности даже просторы относительно небольшого Черного моря окажутся великоватыми. «Каракурт» проектировали как корабль для действий на открытых морских театрах.

Как недочет стал преимуществом российской промышленности

Не так давно прибавился еще один недочет к этому проекту. По причине введения западными странами против российского государства санкций, немецкая компания-производитель двигателей для «Буянов» приняла решение прекратить дальнейшее сотрудничество и отказалась предоставлять нам двигатели. Но им быстро нашли замену. Зеленодольские корабелы стали приобретать аналогичных 16-цилиндровые двигатели у Коломенского предприятия и петербургского завода «Звезда».

Слава о русском оружии прокатилась по всему миру

Осенью 2017 г. «Буранам-М» удалось прогреметь на весь мир. Четыре корабля из состава Каспийской флотилии - малые ракетные корабли «Углич», «Град Свияжский» и «Великий Устюг», а также ракетный крейсер «Дагестан» обстреляли цели с помощью крылатых ракет «Калибр». Массированный ракетный удар был нанесен по позициям террористической организации ИГИЛ (запрещенной в РФ), которые находились на дальности приблизительно полторы тысячи километров от точки старта.

О дальности и точности боевых стрельб, произведенных российскими кораблями, в мировых СМИ дискутировали почти неделю. Тем не менее, это не все, на что способны ракеты такого класса, ведь предельная дальность их полета может достигать более двух с половиной тысяч километров.

На вооружении малого ракетного корабля, «Каракурта» имеются те же самые ракеты, а именно «Калибр-НК ». Кроме того, используются еще и сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Оникс», дальность стрельбы которых равна пятистам километров. Корабль вооружен также автоматической артиллерийской установкой калибра 100 мм либо 76 мм. Средства противовоздушной обороны оснащены зенитным ракетно-артиллерийским комплексом 3М89 «Палаш».

Всеракурсная многофункциональная радиолокационная станция, имеющая четыре неподвижные фазированные антенны решетки, а также высокоэффективная оптико-локационная станция обеспечивают «Палашу» возможность всепогодного и круглосуточного обнаружения любых целей, которые могли бы хоть как-то угрожать кораблю. Это могут быть, к примеру, самолеты, вертолеты, крылатые ракеты, даже беспилотники . Открытие огня на поражение этих целей может производиться на дальности до десяти километров и на высоте до пяти километров. Режим функционирования всего комплекса — автоматический.

Оснащение кораблей станциями радиоэлектронной борьбы

МРК «Каракурты», корабли проекта 22800, являются кораблями для действий в ближней морской зоне с дальностью плавания до 2500 миль и автономностью до пятнадцати суток. Катер водоизмещением восемьсот тонн имеет в длину шестьдесят метров, в ширину — десять метров, осадку - четыре метра. Скорость достигает тридцати узлов.

«Каракурты», так же как и «Буяны-М», создавались для того, чтобы заменить малые ракетные корабли «Овод» проекта 1234. Самые разнообразные их модификации были выпущены в 1967-92 годы. Всего построили сорок семь кораблей, но сейчас их осталось только двенадцать.

«Оводы», разработанные «Алмазом», выглядели куда солиднее «Каракуртов» по их ходовым качествам. Так, скорость «Овода» достигала до 35 узлов, а дальность - до 4000 миль. Однако устаревшее морально и физически вооружение все эти достоинства сводит к нулю. «Овод» вооружен «Малахитом», шестью противокорабельными ракетами П-120, имеющими предельную дальность до ста двадцати километров, а это значительно уступает восьми «Калибрам-НК» или «Ониксам».

Уникальность нового малого ракетного корабля

Заместитель министра обороны Юрий Борисов при закладке на стапеле судостроительного завода «Пелла» в конце июля прошлого года четвертого малого ракетного корабля по проекту 22800 заявил: «кораблей с аналогичной классификацией в мире просто не существует». У конструкторов КБ «Алмаз» получилось расположить на малом пространстве «Каракурта» множество грозного оружия. Кстати, это оружие можно именовать стратегическим, потому что любая ракета «Калибр» может быть оснащена ядерной боеголовкой.

Радиус действия ракетного вооружения «Каракуртов» в составе Черноморского и Балтийского флотов, а также представляющих Каспийскую флотилию, перекрывает ближневосточный регион и почти весь европейский континент. Если будет принято решение о поступлении этих кораблей в распоряжение Тихоокеанского флота, тогда перекроется почти все восточное полушарие в северной его половине.

Кто в классе сравнится «Каракуртом»: западные образцы кораблей

По мнению многих военных экспертов, «Каракурты» своей ударной мощью опережают все современные аналоги.

С «Каракуртами» может пойти в сравнение лишь один корвет на планете — к тому же, выпущенный пока в единственном экземпляре. Это последний корабль серии многоцелевых шведских корветов типа «Висбю». Он был принят на вооружение шведскими военно-морскими силами весной 2013-го года.

Его водоизмещение составляет шестьсот сорок тонн, длина семьдесят один метр, а ширина почти десять с половиной метров. При скорости тридцать пять узлов его дальность составляет две тысячи триста миль. Строили корабль с учетом требований стелс-технологий. Четыре первых серийных корвета были сконструированы преимущественно как противолодочные корабли. Пятый имеет восемь дозвуковых противокорабельных ракет с дальностью до двухсот километров.

Израильский аналог — «Эйлат»

Имеется также израильская аналогия, но также выпущенная в единичном экземпляре. Речь идет об «Эйлате», ракетном корвете. Военно-морские силы Израиля приняли его в эксплуатацию еще в девяностых годах. Он обладает водоизмещением тысячу двести семьдесят пять тонн, длиной восемьдесят пять метров, шириной почти двенадцать метров. При дальности хода в экономном режиме может пройти три с половиной тысячи мили, а его максимальная скорость равна тридцати трем узлам.

Вооружение «Эйлата» также не дотягивает до уровня «Каракурта». Израильским конструкторам удалось разместить на борту корвета американские противокорабельные ракеты «Гарпун» с дальностью до ста тридцати километров и массой боевой части двести двадцать семь килограмм, при этом корабль располагает и дополнительным противокорабельным вооружением.

Противовоздушная оборона оснащена зенитно-ракетным комплексом «Барак» с 32 ракетами в боекомплекте, их дальность достигает десяти километров. «Эйлат» имеет в своем распоряжении 20-ти мм скорострельную пушку для стрельбы на дистанциях до полутора километров.

Проект 22800 — экономическая составляющая

Ракетные корабли с водоизмещением менее 1000 тонн — практически уникальная российская особенность. Вследствие этого сопоставлять «Каракурт» можно только лишь с более солидной техникой. По функциональности и дальности хода она превосходит наши корветы, но по ударному оружию и по мощи не дотягивают до российских кораблей. При этом противолодочное оружие, а также вертолеты или беспилотники усиливают живучесть кораблей более солидного водоизмещения.

Однако есть и обратная сторона медали — стоимость их строительства и эксплуатации, что нынешней российской действительности чрезвычайно актуально. Как бы там ни было, но по классическим параметрам «цены и качества» «Каракурты» получились прекрасными ракетными кораблями, пожалуй, даже мировыми лидерами.

Немецкий корвет «Брауншвейг»

Более основательным по массе является немецкий корвет проекта К130. Спуск на воду «Брауншвейга» в 2013-ом году, пятого корабля этой серии корветов, ознаменовал завершение ее выпуска. Корабли серии имеют водоизмещение тысячу восемьсот сорок тонн, длину до девяноста метров, оснащены вертолетом на борту. Корвет располагает противолодочными торпедами, зенитно-ракетным комплексом, спаренной зенитной пушкой калибра 27 мм, и 76 мм артиллерийской установкой.

Главным ударным вооружением, как и у шведов, является ПКР RBS 15M Mk3. Однако ракетных единиц в два раза меньше - только четыре. У «Брауншвейга» такая же дальность хода, как у «Каракурта» — до двух с половиной тысяч миль, но он обладает меньшей скоростью — двадцать пять узлов.

Американские эсминцы

Не мелочится и американский флот. Самыми малыми ракетными кораблями, построенными в количестве шестидесяти двух единиц, являются эсминцы, на вооружении которых — управляемое ракетное оружие проекта «Арли Берк». Эти корабли обладают дальностью хода шесть тысяч миль и водоизмещением до девяти тысяч тонн. При длине сто пятьдесят метров, высоте сорок пять метров обладают скоростью до тридцати двух узлов.

Противокорабельное вооружение укомплектовано 8 ракетами «Гарпун». Эсминцы располагают и зенитно-ракетными комплексами с артиллерией (зенитной и обычной), и противолодочным оружием (ракетами, торпедами и минами), а также вертолетом.

При необходимости они могут оснащаться общеизвестными «Томагавками », крылатыми ракетами численностью от восьми до шестидесяти единиц. Конечно, оружие солидное — но дозвуковое, имеющее дальность полета до тысячи шестисот километров. Однако оно лишь немного уступает «Калибрам» по скорости, точности и дальности, управление этим вооружением возложено на широко разрекламированную систему «Иджис».

Малые противолодочные и малые ракетные корабли (по IVIзападной классификации – корветы) – важная составная часть отечественного флота. Их основное предназначение – противолодочная оборона и нанесение ракетных ударов по надводным силам неприятеля в ближней морской зоне. В настоящий справочник включены все представители классов МПК и МРК ВМФ СССР и России, а также являющиеся их модификациями ПСКР проектов 1124МП и 12412. В справочник не вошли большие охотники проектов 122-а и 122-бис, а также малые противолодочные катера проекта 201.

Малые ракетные корабли проектов 1234, 12341, 1234Э и 12347 – 48 ед.



Появление класса МРК определялось необходимостью создания ударных кораблей небольшого водоизмещения, отличающихся от ракетных катеров увеличенной дальностью плавания, лучшей мореходностью и обладающих более эффективным оружием. МРК проекта 1234 (кодовое наименование «Овод») стали первыми кораблями такого типа, не имевшими аналогов в зарубежных флотах. В 1974 г. проект был усовершенствован: 57-мм АУ заменили более мощной 76-мм АК-176, а также добавили 30-мм автомат АК-630 (проект 12341, в перечне отмечены знаком *). Полное водоизмещение при этом выросло до 730 т, осадка – до 3,08 м, экипаж увеличился до 65 человек. Для зарубежных заказчиков строился экспортный вариант МРК проекта 1234Э (отмечены знаком **), на которых вместо ПКР «Малахит» устанавливались 4 ПКР П-20 (экспортная модификация П-15М). МРК «Накат» (отмечен знаком ***) в экспериментальном порядке был оснащен двумя шестиствольными ПУ ПКР «Оникс» (проект 12347).

МРК-3, с 25.4.1970 -«Буря» (зав. № 51). 13.1.1967 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 24.6.1967 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 18.10.1968 и в 1969 г. переведен из Ленинграда по внутренним водным системам в Севастополь для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.9.1970 и 24.11.1970 включен в состав КЧФ. 11.2.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 24.6.1991 расформирован и вскоре разделан на металл в Севастополе.

МРК-7, с 25.4.1970-«Бриз» (зав. № 52). 5.11.1967 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 15.6.1968 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 10.10.1969 и весной 1970 г. переведен из Ленинграда по внутренним водным системам в Севастополь для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1970 и 9.2.1971 включен в состав КЧФ. В начале 1984 г. переведен на буксире из Севастополя через пролив Гибралтар вокруг Африки в порт Камрань (Вьетнам) и 10.5.1984 перечислен в состав ОПЭСК, а 1.8.1986 по прибытии во Владивосток – в состав КТОФ. В 1981 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ). С 1.8.1986 по 4.7.1987 на «Дальзаводе» прошел средний ремонт, по окончании которого переведен в состав КамФлРС КТОФ. 29.10.1992 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 31.12.1992 расформирован и в 1998 г. на СРЗ-49 в бухте Сельдевая (г. Вилючинск) разделан на металл.

«ВИХРЬ» (зав. № 53). 21.8.1967 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 25.4.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 22.7.1970 и вскоре переведен из Ленинграда по внутренним водным системам в Севастополь для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.9.1971 и 1.11.1971 включен в состав КЧФ. Летом 1977 г. переведен на буксире из Севастополя через пролив Гибралтар вокруг Африки во Владивосток и 31.8.1977 перечислен в состав КТОФ. С 4.7.1987 входил в состав КамФлРС КТОФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг на Андреевский. 5.7.1994 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.9.1994 расформирован.








«ВОЛНА» (зав. № 54). 27.9.1968 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 25.4.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 20.7.1971, вступил в строй 31.12.1971 и 4.2.1972 включен в состав ДКБФ. 24.4.1974 перечислен в состав КСФ и весной 1974 г. переведен по внутренним водным системам из Балтийского в Белое море. В период с 10.8.1988 по 1.10.1989 на СРЗ-177 в Усть-Двинске (Даугавгрива) прошел средний ремонт, после чего был выведен из боевого состава, законсервирован и в губе Сайда (г. Гаджиево) поставлен на отстой. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 30.6.1993 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 25.1.1994 расформирован.

«ГРАД» (зав. № 55). 29.11.1967 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 20.10.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 30.4.1972, вступил в строй 30.9.1972 и 31.10.1972 включен в состав ДКБФ. В 1983, 1985 и 1987 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ). С 1.11.1989 по 7.2.1990 на СРЗ-177 в Усть-Двинске (Даугавгрива) прошел средний ремонт. 26.7.1992 сменил Военно- морской флаг СССР на Андреевский. 30.6.1993 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.2.1994 расформирован.

«ГРОЗА» (зав. № 56). 9.1.1969 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 20.10.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 26.7.1972, вступил в строй 26.12.1972 и 31.1.1973 включен в состав ДКБФ. Летом 1973 г. переведен по внутренним водным системам из Балтийского моря в Азовское, а оттуда в Черное и 4.9.1973 перечислен в состав КЧФ. 1.9.1982 выведен из боевого состава, законсервирован и в бухте Карантинная в Севастополе поставлен на отстой. В 1922 г. исключен из состава ВМФ и в 1993 г. разделан на металл в Севастополе.

«ГРОМ» (зав. № 57). 1.10.1969 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 20.10.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 29.10.1972, вступил в строй 28.12.1972 и 31.1.1973 включен в состав ДКБФ. Летом 1973 г. переведен по внутренним водным системам из Балтийского моря в Азовское, а оттуда в Черное и 4.9.1973 перечислен в состав КЧФ. 1.9.1988 выведен из боевого состава, законсервирован и в бухте Карантинная в Севастополе поставлен на отстой, но 1.6.1991 расконсервирован и вновь введен в строй. В 1978 и 1992 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ). 24.5.1995 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1995 расформирован и вскоре разделан на металл в Севастополе.

«ЗАРНИЦА» (зав. № 58). 27.7.1970 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 20.10.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 28.4.1973, вступил в строй 18.9.1973 и 26.10.1973 после перевода по внутренним водным системам из Балтийского моря в Азовское, а оттуда в Черное включен в состав КЧФ. В 1978, 1981, 1984, 1988, 1993, 1994 и 1998 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ). 12.6.1997 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

«МОЛНИЯ» (зав. № 59). 30.9.1971 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 28.3.1972 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 27.8.1973, вступил в строй 28.12.1973 и 7.2.1974 включен в состав ДКБФ. В 1983 и 1985 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ). С 21.10.1987 по 4.3.1988 на СРЗ-179 в Усть-Двинске (Даугавгрива) прошел средний ремонт. 26.7.1992 сменил Военно- морской флаг СССР на Андреевский.

«ШКВАЛ» (зав. № 60). 28.3.1972 зачислен в списки кораблей ВМФ и 17.5.1972 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 28.12.1973, вступил встрой 14.6.1974 и 16.7.1974 включен в состав ДКБФ. В 1978 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ). С 26.9.1978 по 22.2.1980 и с 12.12.1980 по 18.7.1985 на СРЗ-179 в Усть-Двинске (Даугавгрива) проходил средний ремонт. 1.10.1988 выведен из боевого состава, законсервирован и сначала в Лиепае, а с 1992 г. в Балтийске поставлен на отстой. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

«ЗАРЯ» (зав. № 61). 18.10.1972 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 4.6.1973 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 18.5.1974, вступил в строй 28.9.1974 и 18.10.1974 после перевода по внутренним водным системам из Балтийского моря в Белое включен в состав КСФ. В 1982 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ). 11.9.1986 выведен из боевого состава, законсервирован и в губе Долгая Западная (пос. Гранитный), а с 10.8.1988 в губе Сайда (г. Гаджиево) поставлен на отстой. 26.7.1992 сменил Военно- морской флаг СССР на Андреевский. 5.7.1994 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.9.1994 расформирован.

«МЕТЕЛЬ» (зав. № 62). 19.2.1973 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 4.6.1973 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 10.8.1974 и вскоре переведен по внутренним водным системам из Балтийского моря в Белое для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 8.12.1974 и 23.1.1975 включен в состав КСФ. В 1982 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ). С 28.9.1990 по 27.8.1992 на СРЗ-82 в пос. Росляково прошел средний ремонт. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 16.3.1998 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.5.1998 расформирован.

«ШТОРМ» (зав. № 63). 4.6.1973 зачислен в списки кораблей ВМФ и 20.10.1973 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 3.3.1975, вступил в строй 15.6.1975 и 21.7.1975 включен в состав ДКБФ. В 1983, 1985 и 1987 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ). 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. С 3.3.1993 находился на СРЗ-ЗЗ в Балтийске на капитальном ремонте, но 16.3.1998 из-за отсутствия финансирования исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.5.1998 расформирован и вскоре продан ЗАО «Литан» для разделки на металл.

«РАДУГА» (зав. № 64). 4.6.1973 зачислен в списки кораблей ВМФ и 16.1.1974 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 20.6.1975, вступил в строй 1.12.1975 и 26.12.1975 включен в состав ДКБФ. В 1983, 1985 и 1987 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ). В периоде 11.10.1991 по 1.10.1993 на СРЗ-ЗЗ в Балтийске прошел средний ремонт. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 5.7.1994 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.12.1994 расформирован.





«УРАГАН» (зав. № 65). 5.6.1974 зачислен в списки кораблей ВМФ и 31.5.1974 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 16.4.1976, вступил в строй 30.9.1976 и временно вошел в состав ДКБФ. В апреле 1977 г. передан ВМС- Индии и переименован в «Vijay Durg» (борт. № К-71), 31.8.1977 исключен из состава ВМФ СССР и 30.10.1977 расформирован.

«ПРИБОЙ» (зав. № 66). 5.6.1974 зачислен в списки кораблей ВМФ и 22.1.1975 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 2.10.1976, вступил в строй 18.2.1977 и временно вошел в состав ДКБФ. В сентябре 1977 г. передан ВМС Индии и переименован в «Sindhu Durg» (борт. № К-72), 6.10.1977 исключен из состава ВМФ СССР и 14.2.1978 расформирован.

«ПРИЛИВ» (зав. № 67). 5.6.1974 зачислен в списки кораблей ВМФ и 23.6.1975 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 14.4.1977, вступил в строй 20.9.1977 и временно вошел в состав ДКБФ. В апреле 1978 г. передан ВМС Индии с переименованием в «Hos Durg» (борт. № К-73), 6.10.1977 исключен из состава ВМФ СССР и 14.2.1978 расформирован.

«БУРУН» (зав. № 68). 5.6.1974 зачислен в списки кораблей ВМФ и в конце 1975 г. заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду летом 1977 г., вступил в строй 30.12.1977 и 17.2.1978 включен в состав КСФ, а 21.4.1978 перечислен в состав ДКБФ. В 1978 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ). С 9.11.1990 по 3.3.1993 на ПО «Алмаз» в Ленинграде прошел средний ремонт. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

«ЦИКЛОН» (зав. № 1001). 4.6.1973 зачислен в списки кораблей ВМФ и 22.9.1973 заложен на стапеле Владивостокского ССЗ, спущен на воду 24.5.1977, вступил в строй 31.12.1977 и 17.2.1978 включен в состав КТОФ. С 4.7.1987 входил в состав КамФлРС КТОФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

17.1.1995 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.6.1995 расформирован и в озере Богородское (г. Петропавловск-Камчатский) поставлен на прикол, где вскоре затонул из-за неисправности донно-забортной арматуры, но в 1998 г. поднят УПАСР КТОФ и на СРЗ-49 в бухте Сельдевая (г. Вилючинск) разделан на металл.

«ВЕТЕР» (зав. № 69). 7.5.1975 зачислен в списки кораблей ВМФ и 27.2.1976 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 21.4.1978, вступил в строй 30.9.1978 и 23.11.1978 после перевода по внутренним водным системам из Балтийского моря в Белое включен в состав КСФ. В 1980 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ). С 9.10.1986 по 27.2.1987 на СРЗ-82 в пос. Росляково прошел средний ремонт. 1.12.1987 выведен из боевого состава, законсервирован и сначала в губе Долгая-Западная (пос. Гранитный), а с 10.8.1988 в губе Сайда (г. Гаджиево) поставлен на отстой. 26.7.1992 сменил Во- енно-морской флаг СССР на Андреевский. 4.8.1995 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 31.12.1995 расформирован.

«ЗЫБЬ», с 13.4.1982 – «Комсомолец Мордовии», с 15.2.1992 – «Штиль» (зав. № 70). 28.6.1976 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 14.4.1978 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 23.10.1978 и вскоре переведен по внутренним водным системам из Балтийского моря в Азовское, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1978 и 16.2.1979 включен в состав КЧФ. В 1984, 1989, 1990, 1991, 1993 и 1998 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ). 12.6.1997 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

«АЙСБЕРГ» (зав. № 71). 14.4.1976 зачислен в списки кораблей ВМФ и 11.11.1976 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 20.4.1979, вступил в строй 30.9.1979 и 1.12.1979 после перевода по внутренним водным системам из Балтийского моря в Белое включен в состав КСФ. С 20.9.1989 по 14.11.1990 на СРЗ-82 в пос. Росляково прошел средний ремонт. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

«ТАЙФУН» (зав. № 1002)*. 10.5.1974 заложен на стапеле Владивостокского ССЗ и 5.6.1974 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 14.8.1979, вступил в строй 30.12.1979 и 12.1.1980 включен в состав КТОФ. С 9.4.1984 входил в состав КамФлРС КТОФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 4.8.1995 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.9.1995 расформирован и в 1998 г. на СРЗ-49 в бухте Сельдевая (г. Вилючинск) разделан на металл.

МРК-21 (зав. № 201)**. 10.3.1978 заложен на стапеле ССЗ «Вымпел» им. Володарского в Рыбинске Ярославской обл. и 22.1.1979 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 28.8.1979 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1979 и временно вошел в состав ДКБФ. 22.2.1980 исключен из состава ВМФ СССР, 4.7.1980 продан ВМС Алжира и переименован в «Ras Hamidou» (борт. № 801) и 1.10.1980 расформирован.

«ТУЧА» (зав. N° 72). 14.4.1976 зачислен в списки кораблей ВМФ и 4.5.1977 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 29.4.1980, вступил в строй 31.7.1980 и 24.10.1980 после перевода по внутренним водным системам из Балтийского моря в Белое включен в состав КСФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1995 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

МРК-23 (зав. № 202)**. 17.8.1978 заложен на стапеле ССЗ «Вымпел» в Рыбинске и 22.1.1979 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 31.7.1980 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.10.1980 и временно вошел в состав ДКБФ. 9.2.1981 продан ВМС Алжира и переименован в «Salah Reis» (борт. № 802), 21.5.1981 исключен из состава ВМФ СССР и 1.9.1981 расформирован. С мая 1997 г. по июнь 2000 г. прошел ремонт и модернизацию в Кронштадте.





МРК-9 (зав. № 203)**. 21.4.1979 заложен на стапеле ССЗ «Вымпел» в Рыбинске и 19.2.1980 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 10.1.1981 и весной 1981 г. переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 27.5.1981 и временно вошел в состав ДКБФ. В октябре 1981 г. продан ВМС Ливии и переименован в «Еап Мага» (борт. № 416) и 1.5.1982 исключен из состава ВМФ СССР. 25.3.1986 поврежден морской авиацией США, но вскоре был отбуксирован на Ленинградский Приморский ССЗ для аварийно-восстановительного ремонта ив 1991 г. под наименованием «Tariq Ibn Ziyad» вновь введен в строй.

МРК-22 (зав. № 204)**. 4.4.1980 заложен на стапеле ССЗ «Вымпел» в Рыбинске и 21.5.1981 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 13.8.1981 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.11.1981 и временно вошел в состав ДКБФ. 8.2.1982 исключен из состава ВМФ СССР, 8.5.1982 продан ВМС Алжира и переименован в «Reis Ali» (борт. № 803) и 1.7.1982 расформирован.

«МУССОН» (зав. № 1003). 14.7.1975 заложен на стапеле Владивостокского ССЗ и 14.4.1976 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 1.7.1981, вступил в строй 30.12.1981 и 9.2.1982 включен в состав КТОФ. 16.4.1987 погиб в Японском море из-за самопроизвольного перенацеливания ракеты при отработке задач боевой подготовки, 20.6.1987 исключен из состава ВМФ и 1.10.1987 расформирован.

МРК-24 (зав. № 205)**. 20.2.1981 заложен на стапеле ССЗ «Вымпел» в Рыбинске и 30.10.1981 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 26.3.1982 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.5.1982 и временно вошел в состав ДКБФ. 19.1.1983 исключен из состава ВМФ СССР, в феврале 1983 г. продан ВМС Ливии и переименован в «Еап Al Gazala» (борт. № 417) и 1.8.1983 расформирован.

МРК-25 (зав. № 206)**. 27.5.1981 заложен на стапеле ССЗ «Вымпел» в Рыбинске, спущен на воду 21.7.1982 и 19.1.1983 зачислен в списки кораблей ВМФ. Весной 1983 г. переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.5.1983 и временно вошел в состав ДКБФ. В феврале 1984 г. продан ВМС Ливии и переименован в «Еап Zara» (борт. № 418), 1.3.1984 расформирован и 15.3.1984 исключен из состава ВМФ СССР.

«УРАГАН» (зав. № 73). 17.2.1978 зачислен в списки кораблей ВМФ и 1.8.1980 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 27.5.1983, вступил в строй 30.9.1983 и 15.12.1983 после перевода по внутренним водным системам из Балтийского моря в Белое включен в состав КСФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1986 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

МРК-15 (зав. № 207)**. 25.3.1983 заложен на стапеле ССЗ «Вымпел» в Рыбинске и 29.2.1984 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 31.3.1984 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 10.9.1984 и временно вошел в состав ДКБФ. 8.1.1985 исключен из состава ВМФ СССР, в сентябре 1985 г. продан ВМС Ливии и переименован в «Еап Zaquit» (борт. № 419) и 1.10.1985 расформирован. 25.3,1986 потоплен морской авиацией США в районе порта Бенгази.

«ПРИБОЙ» (зав. № 74)*. 17.2.1978 зачислен в списки кораблей ВМФ и 25.11.1978 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 20.4.1984 и вскоре переведен по внутренним водным системам из Балтийского моря в Белое для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.11.1984 и 15.1.1985 включен в состав КСФ. В 1986 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ). 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В период с 4.2 по 1.9.1994 на СРЗ-82 в пос. Росляково прошел средний ремонт.

«СМЕРЧ» (зав. № 1004)*. 16.11.1981 заложен на стапеле Владивостокского ССЗ и 19.1.1983 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 16.11.1984, вступил в строй 30.12.1984 и 4.3.1985 включен в состав КТОФ. С 4.7.1987 входит в состав КамФлРС КТОФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

«ПРИЛИВ» (зав. № 75)*. 21.2.1978 зачислен в списки кораблей ВМФ и 29.4.1982 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 26.4.1985, вступил в строй 31.10.1985 и 7.1.1986 включен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

«ЛИВЕНЬ», с 14.4.1987- «XX съезд ВЛКСМ», с 15.2.1992 – «Иней» (зав. № 1005)*. 11.4.1983 зачислен в списки кораблей ВМФ и 6.7.1983 заложен на стапеле Владивостокского ССЗ, спущен на воду 5.10.1986, вступил в строй 25.12.1987 и 19.2.1988 включен в состав КТОФ. 26.7.1992 сменил Военно- морской флаг СССР на Андреевский.

«НАКАТ» (зав. № 76)***. 4.11.1982 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 11.4.1983 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 16.4.1987, вступил в строй 30.9.1987 и 30.12.1987 после перевода по внутренним водным системам из Балтийского моря в Белое включен в состав КСФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

«МИРАЖ» (зав. № 77)*. 11.4.1983 зачислен в списки кораблей ВМФ и 30.8.1983 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 19.8.1986 и вскоре переведен по внутренним водным системам из Балтийского моря в Азовское, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.12.1986 и 24.2.1987 включен в состав КЧФ. В 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993 и 1997 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ). 12.6.1997 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

«МЕТЕОР» (зав. № 78)*. 30.10.1984 зачислен в списки кораблей ВМФ и 13.11.1984 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 16.9.1987, вступил в строй 31.12.1987 и 19.2.1988 включен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно- морской флаг СССР на Андреевский. В период с 12.10.1995 по 20.6.1996 на Рижском СРЗ (Латвия) прошел средний ремонт.



«РАССВЕТ» (зав. № 79)*. 29.9.1986 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 26.11.1986 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 22.8.1988 и вскоре переведен по внутренним водным системам из Балтийского моря в Белое для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй

28.12.1988 и 1.3.1989 включен в состав КСФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1995 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

«ЗЫБЬ» (зав. № 80)*. 26.8.1986 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 11.8.1987 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 28.2.1989, вступил в строй 26.9.1989 и 31.10.1989 включен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно- морской флаг СССР на Андреевский.

«ГЕЙЗЕР» (зав. № 81)*. 21.12.1987 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 30.12.1987 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 28.8.1989, вступил в строй 27.12.1989 и 28.2.1990 включен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

«МОРОЗ» (зав. № 1006)*. 30.10.1984 зачислен в списки кораблей ВМФ и 17.2.1985 заложен на стапеле Владивостокского ССЗ, спущен на воду 23.9.1989, вступил в строй 30.12.1989 и 28.2.1990 включен в состав КамФлРС КТОФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1999 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

«РАЗЛИВ» (зав. № 1007)*. 1.11.1986 заложен на стапеле Владивостокского ССЗ и 26.11.1986 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 24.8.1991, вступил в строй 31.12.1991 и 11.2.1992 включен в состав КамФлРС КТОФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1999 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

«ПАССАТ» (зав. № 82)*. 30.12.1987 зачислен в списки кораблей ВМФ и 27.5.1988 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 13.6.1990, вступил в строй 6.12.1990 и 14.3.1991 включен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

«ЛИВЕНЬ» (зав. № 83)*. 20.6.1988 зачислен в списки кораблей ВМФ и 28.9.1988 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 8.5.1991, вступил в строй 25.10.1991 и 11.2.1992 включен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

«ПЕРЕКАТ» (зав. № 84)*. 20.6.1988 зачислен в списки кораблей ВМФ и в конце 1988 г. заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, но вскоре был снят со строительства и на стапеле разделан на металл.

Водоизмещение полное 700 т, стандартное 610 т; длина 59,3 м, ширина 11,8 м, осадка 3 м. Мощность дизельной установки 3x10 ООО л.с., скорость полного хода 35 уз., дальность плавания 18-уэ. ходом 1600 миль. Вооружение: 6 ПКР П-120 «Малахит». 1 ПУ ЗРК «Оса-М», 1x2 57-м м АУАК-725 (на МРК проекта 12341* 1x1 76-мм А У АК-176, 1x6 30-мм АУАК-630М). Экипаж 60 человек.

Спуск на воду и прием в боевой состав Российского Флота нового корабля - это всегда событие. Чем больше водоизмещение, разнообразнее системы вооружений и внушительнее мореходные качества, тем ярче освещается торжественная церемония средствами массовой информации. В 2014 году к празднованию Дня Военно-Морского Флота была приурочена сдача оборонному ведомству двух новых единиц, усиливающих Каспийскую флотилию. Малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М», получившие в название имена старинных русских городов «Углич» и «Град Свияжск», на первый взгляд, не внушают такого почтения, как атомные крейсера и подводные ракетоносцы. Но их роль в обороноспособности России еще предстоит оценить по достоинству.

Корабль для закрытых морей

Проект «Буян-М» изначально задумывался как тип корабля, предназначенного не для океанских просторов, а для действий в закрытом море. Об этом сегодня известно из открытых источников, но специалисту по судам и так ясно, что водоизмещение в 950 тонн при довольно низких бортах и небольшой осадке не предполагает плаванья в водах с возможным волнением свыше пяти баллов. Закрытых морей, омывающих берега Российской Федерации, всего три: Каспийское, Черное и Азовское. Последние два водных объекта, кстати, совсем недавно представляли в аспекте национальной безопасности довольно небольшой интерес. Рост активности флотов стран НАТО в черноморском бассейне наблюдается лишь в последнее время, после начала известных событий в Украине.

Обстановка на Каспии

Что касается то флотилия, отвечающая за стабильность морской обстановки в регионе, безусловно, нуждалась в обновлении и усилении. Именно для этого оперативного сектора и предназначались корабли проекта 21631 «Буян-М». При этом в качестве вероятного противника рассматривались отнюдь не Республика Казахстан - стратегический партнер России и проводит дружественную внешнюю политику. На настоящий момент Азербайджан (тоже не враждебный) практически не имеет военно-морского потенциала. Туркмения закупает технику в Российской Федерации и, проводя независимую внешнеполитическую линию, заинтересована во взаимовыгодных торгово-экономических отношениях и сотрудничестве в оборонной сфере. Эти страны, бывшие в исторически недавнем прошлом республиками Советского Союза, угрозы безопасности нашим границам не представляют. Остается только Иран. Это находится в экономической изоляции, и заподозрить его в агрессивных поползновениях по отношению к великому северному соседу тоже очень трудно. Что называется, своих забот хватает.

Можно было бы сделать вывод об отсутствии региональных угроз для России в прикаспийском пространстве. Так зачем же нужен здесь малый ракетный корабль проекта 21631? Для ответа на этот вопрос следует изучить характеристики его систем вооружений, мореходные данные и особенности конструкции.

Река-море

Создавался проект и строился корабль в Татарстане. Завод им. А. М. Горького находится в славном волжском городе Зеленодольске. Уже сам по себе этот факт говорит о многом. Корпус судна позволяет ему ходить не только по морям, но и запросто путешествовать по голубым артериям рек, пронизывающим всю страну с Севера на Юг и с Запада на Восток. Значение для обороны теоретически имеют и речные флотилии, им довелось повоевать в годы Великой Отечественной, но с тех пор военная доктрина претерпела серьезные изменения. МРК проекта 21631 «Буян-М» не годится для использования в качестве монитора (класс кораблей, предназначенный для поддержки пехоты, - фактически плавучая артиллерийская батарея). Об этом говорит и довольно скромное пушечное вооружение: всего два стомиллиметровых орудия. К тому же для действий в речных протоках среди островов не требуются столь серьезные меры по поддержанию скрытности, да и скорость великовата (25 узлов). А еще в пользу преимущественно морского характера красноречиво говорит состав ракетного вооружения. Способность к речному плавания кораблей «Буян-М» проекта 21631 предполагает широкие возможности переброски этих боевых единиц практически на любой вероятный театр военных действий. В случае надобности, конечно.

Артиллерия и ПВО

Радиус боевого применения относительно невелик. Автономность составляет десять суток. Малый ракетный корабль проекта 21631 может осуществлять плавание в не более, чем на две с половиной тысячи миль. Помимо уже упомянутых 100-мм орудий «Универсал» (А-190М), бортовая артиллерия представлена спаренной установкой «Дуэт» на корме, двумя тумбовыми пулеметными установками МТПУ калибра 14,5 мм и еще тремя скорострельными 7,62-мм стволами.

Средствами корабельной ПВО служат две установки «Гибка», в основе которой - распространенные в сухопутных войсках и эффективные зенитно-ракетные комплексы «Игла». Для отражения массированной воздушной атаки этого оружия может не хватить, оно предназначено для борьбы со штурмовой авиацией и ударными вертолетами. Главная ставка сделана на другие приемы, позволяющие избежать авиаудара, но об этом несколько позже.

Главный калибр

МРК проекта 21631 «Буян-М» создавался для ведения ракетного огня по кораблям и береговым базам вероятного противника. Для этого и предназначено его основное вооружение, составляющее в совокупности УКСК (универсальный корабельный стрельбовой комплекс). В корпусе размещены восемь шахт, из которых может осуществляться вертикальный пуск ракет, как дозвуковых (противокорабельных 3М54, класса «поверхность - суша» 3М14, противолодочных 91РТ), так и сверхзвуковых («Оникс» 3М55). Таким образом, при очень скромных размерах и малочисленном экипаже (примерно 35 человек) малые ракетные крейсеры «Буян-М» проекта 21631 могут оказаться очень опасным противникам для морских целей намного большего тоннажа.

Стратегический корвет

Комплекс «Калибр», платформой для которого могут стать ракетные корабли проекта 21631, оснащен крылатыми ракетами с дальностью боевого применения, равной 2600 км. С географической точки зрения, это означает, что «Оникс», запущенный из точек, расположенных в акваториях Каспийского и Черного морей, теоретически может достигнуть целей, находящихся в Персидском заливе, Красном и Средиземном морях и в других метах, очерченных на карте Евразии окружностью указанного радиуса, включая и стратегически важный Суэцкий канал.

Традиционно корветы, к классу которых относится проект 21631 (шифр «Буян-М»), считаются боевыми единицами тактического звена. Характеристики вооружений «Града Свияжска» и «Углича», состоящих в настоящее время на вооружении Каспийской флотилии, ненавязчиво намекают на их стратегическую природу.

Корабль-невидимка

Очертания современного малого ракетного корабля в сочетании с его высокой скоростью, водометом и относительно небольшими размерами (74 метра), дают основания рассчитывать на то, что обнаружить его в водах, насыщенных самыми разными судами, будет непросто. На экране радара отличить «Буян-М» проекта 21631 от рыболовецкого сейнера или даже крупной яхты трудно. К тому же он, как и все строившиеся в России боевые корабли, снабжен всем комплексом электронного противодействия, способным вывести из строя системы связи и РЛС средств поражения вероятного противника. Поглощающие высокочастотные излучения покрытия и наклонные плоскости силуэта еще более уменьшают вероятность обнаружения этого быстрого и маневренного корабля с мощным ракетным вооружением.

Ситуация на Черном море

В процессе постройки или ходовых испытаний сейчас пребывают пять кораблей «Буян-М» проекта 21631. Это «Великий Устюг», «Вышний Волочек», «Серпухов», «Орехово-Зуево» и «Зеленый Дол». Первоначально все они предназначались для службы на Каспии, но стремительно изменившаяся в последний год геополитическая картина в районе черноморского бассейна побудило командование Российского флота пересмотреть эти намерения. «Серпухов» и «Зеленый Дол» будут направлены в Севастополь. Морские силы ЧФ нуждаются в пополнении новейшими единицами, способными оказывать противодействие так называемой «минно-тральной группе НАТО», составляющей немалую силу. Разумеется, в случае военного конфликта Крым не остался бы беззащитным, и при нынешнем положении дел его прикрытие могли бы обеспечить комплексы «Бал» и «Бастион», способные контролировать всю акваторию вплоть до Босфорского пролива, но для надежного обеспечения мира требуется постоянное присутствие боевых единиц и демонстрация их возможностей. Основная нагрузка выполнения этой задачи ляжет на фрегаты «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и РК «Москва», но и «Буянам» работы хватит.

Прибрежные корабли с дальним прицелом

Из истории флотов и морских сражения вдумчивый политик может сделать вывод о том, что не бывает универсального оружия, годящегося на все случаи и способного успешно действовать при любых сценариях развития конфликта. В некоторых ситуациях нужны мощные крейсера и линкоры больших размеров, в других не обойтись без авианосных соединений, в третьих наиболее эффективным средством могут стать только подводные лодки. В наш неспокойный век мобильные ракетные корабли «Буян-М» проекта 21631 также занимают свое место во флотском строю, защищающим интересы России в непосредственной близости от ее берегов, но с дальним прицелом.

Заказно еще пять кораблей этого типа.

Согласно информации, распространённой Министерством обороны России, в ноябре 2017 года на воду будет спущен первый серийный малый ракетный корабль (МРК) проекта 22800 «Каракурт». При этом головной корабль, получивший название «Ураган», уже спущен на воду, и, согласно планам, будет передан Балтийскому флоту ВМФ России в 2018 году, тогда же российские вооружённые силы должны получить и первый серийный корабль, названный «Тайфун». В чём особенности малых ракетных кораблей, сколько и когда ВМФ России их получит и к чему это приведёт?

Серийное производство МРК в России освоено на высоком уровне

На сегодняшний день в России строятся два типа МРК - проекта 21631 «Буян-М» и проекта 22800 «Каракурт». «Буяны-М» начали строить в 2010 году, с тех пор три корабля этого типа получила Краснознамённая Каспийская флотилия, а два - Балтийский флот. До 2020 года будут построены ещё семь изделий этого проекта (четыре для Черноморского флота, три для Балтийского флота). Корабли этого проекта отличают небольшие габариты, водоизмещение и осадка (всего 2,6 метра), позволяющие ходить в том числе и по многим рекам. Как следствие их мореходность несколько ограничена и позволяет использовать «Буяны» лишь вблизи от берега. Основным вооружением корабля являются восемь крылатых ракет «Калибр», установленные в вертикальные ячейки универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК) 3С14, а для самообороны имеется 100-мм орудие А190 «Универсал», 30-мм автоматическое зенитное орудие АК-630М-2 «Дуэт» и т.п. За семь лет ВМФ России получили пять МРК этого типа, за следующие три года планируется отправить флоту ещё семь, что говорит о заметном повышении темпов строительства и хорошем освоении технологии производства. Все корабли строились и будут строиться на «Зеленодольском заводе имени A. M. Горького» (Татарстан).

МРК проекта 22800 «Каракурт» начали строить позже - первые два корабля были заложены в декабре 2015 года, и, как мы уже отметили, пока достраиваются. Всего же к 2022 году должна быть построена серия из восемнадцати кораблей, при этом на двенадцать из них уже подписаны контракты, а восемь строятся. Этот тип МРК строят сразу несколько верфей - «Ленинградский судостроительный завод Пелла» (площадки в Феодосии и Отрадном), «Зеленодольский завод имени А. М. Горького», в 2018 году планируется подписание контракта на постройку шести «Каракуртов» на «Амурском судостроительном заводе». Таким образом, за семь лет планируется построить восемнадцать МРК этого типа, со средним темпом 2,5 корабля в год. Если такие планы удастся реализовать (предпосылки для этого есть, так как имеется опыт постройки «Буянов-М»), то можно будет с уверенностью сказать, что МРК будет единственным типом надводных кораблей, несущих стратегические крылатые ракеты, которые Россия может строить быстро и в таком большом количестве.

В отличие от «Буяна-М», МРК типа «Каракурт» имеет заметно более высокую мореходность, в том числе за счёт большей осадки (4 метра). Главное вооружение кораблей этого типа такое же, как у проекта 21631, - восемь крылатых ракет «Калибр» или противокорабельных ракет «Оникс», установленных в УКСК 3С14. Начиная с третьего корабля серии, «Каракурты» начнут получать достаточно серьёзную систему противовоздушной обороны - зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-М», которая ещё больше повысит возможности корабля действовать вдали от своих берегов.

МРК позволяют развёртывать стратегические крылатые ракеты, не нарушая договор о ликвидации РСМД

Военная операция России в Сирии позволила неоднократно продемонстрировать возможность поражать цели с помощью крылатых ракет 3М-14 «Калибр» из акватории Каспийского моря, на дальностях около 1500 км. По имеющимся данным, эта крылатая ракета в ядерном оснащении способна преодолеть около 2600 км, а в конвенциональном - не менее 2000 км. Фактически это позволяет поражать цели на большей части территории Европы, не разворачивая крылатых ракет наземного базирования с дальностью полёта более 500 км, в нарушение Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Это позволит ответить на вызовы, связанные с развёртыванием большого количества сил НАТО у российских границ, при этом не выходя в одностороннем порядке из договора с США.

Учитывая трудности со строительством надводных кораблей, размером больше МРК и корветов (по западной классификации малые ракетные корабли тоже относятся к ним), постройка ещё большего количества «Каракуртов» и «Буянов-М» может быть наиболее оптимальным решением при сегодняшних возможностях российского военного кораблестроения, тогда как за большие серии более серьёзных типов кораблей надо браться с другим финансированием и другими возможностями промышленности.

Малый ракетный корабль «Пассат» проекта 12341, шифр «Овод-1», был заложен на стапеле Ленинградского Приморского СРЗ в Ленинграде и стал 14-м в серии из 15 кораблей, построенных на заводе.

Предназначен для нанесения ракетных ударов по кораблям противника.

МРК «Пассат» был заложен 27 мая 1988 года, строительный номер 82. Спущен на воду 13 июня 1990 года. 06 декабря 1990 года передан заказчику. 14 марта 1991 года был зачислен в состав Балтийского флота. В настоящее время имеет бортовой номер 570, ранее имел бортовой номер 465.

Основные характеристики: Водоизмещение полное 730 тонн. Длина 59,3 метра, ширина 11,8 метра, осадка 3,08 метра. Максимальная скорость хода 34 узла. Дальность плавания 3500 морских миль при 18 узлах. Автономность 10 суток. Экипаж составляет 64 человека, в том числе 10 офицеров и 14 мичманов.

Силовая установка: 3 дизеля М-507А общей мощностью 30000 лошадиных сил, 3 вала.

Вооружение: 6 пусковых установок ПКР «Малахит» (6 ракет П-120), 1 76-мм артустановка АК-176, 1x6 30-мм артустановка АК-630, 1х2 ПУ ЗРК «Оса-М» (20 ракет).

В 1999 году совершил деловой заход в порт Карлскруна, Швеция.

С 22 июля по 08 августа 2006 года совершил визит в порты Германии с проходом по Кильскому каналу и заходом в Бремерхафен и Варнемюнде.

В начале июля 2007 года совершил учебный поход в Северное море с заходом в голландский порт Флиссинген для участия в торжествах по случаю 400-летия адмирала де Рейтера.

В 2013 году находился в ремонте.

По сообщению от 11 апреля 2014 года в ходе которого выполнил стрельбу крылатыми ракетами по сложным мишеням, имитирующим отряд кораблей условного противника.

По сообщению от 19 мая 2014 года совместно с ракетным катером «Р-257» успешно , имитирующим боевые корабли и средства воздушного нападения условного противника.

По сообщению от 27 февраля 2015 года экипажи большого десантного корабля «Королев» и малого ракетного корабля «Пассат» Балтийского флота успешно с выполнением артиллерийских стрельб в условиях ограниченной видимости. По сообщению от 09 апреля успешно артиллерийские стрельбы по различным целям.

По сообщению от 30 марта 2016 года экипаж в рамках проведения на Балтийском флоте первого этапа конкурса профессионального мастерства «Кубок моря-2016» задачи по ведению артиллерийского боя и отражению атак средств воздушного нападения условного противника.

По сообщению от 12 апреля 2019 года в составе корабельной ударной группы успешно электронные ракетные пуски по мишеням, имитирующим отряд боевых кораблей условного противника. По сообщению от 05 августа к межфлотскому учению ВМФ России «Океанский щит – 2019».