flamenco.ru
flamenco.ru
flamenco.ru
 

Базовые приемы игры на гитаре фламенко - Урок 8

Гольпе (Golpe)

автор: © Сергей Каржавин
Из книги "Секреты гитары фламенко", тетрадь 1
обновлено: 01.06.2010

Гольпе (golpe) обозначает прием игры на гитаре фламенко, заключающийся в ударе концом ногтя среднего или безымянного пальцев правой руки по гольпеадору (по верхней деке) у первой струны рядом с подставкой. Очень часто гольпе осуществляется одновременно с расгеадо или извлечением звука большим пальцем правой руки. Прием гольпе известен уже с начала XVII века. Это зафиксировано табулатурой «итальянского стиля» в ряде итальянских и испанских руководств по игре на гитаре. Тогда он означал в аккордовом аккомпанементе направление удара медиатором по струнам (аккорды обозначались буквами). В дальнейшем термин гольпе остался только для обозначения постукивания по деке.

Существует приглушенный вариант гольпе (golpe sordo), который осуществляется также как и обычный удар по деке, только не ногтем, а кончиком мякоти пальца. Процесс исполнения гольпе называется гольпео (golpeo).

Термином гольпе обозначаются также ритмичные удары, сопровождающие пение или танец. Эти удары могут осуществляться рукой по столу или другому предмету, каблуком, носком или подошвой ступни.

Главная музыкальная задача, которая решается приемом гольпе, это создание ритмического ударного акцента на главных долях мелодии, т.е. некий прообраз ударного аккомпанемента. Иногда гольпе используется в качестве заполнения пауз, чтобы сохранить у слушателя ощущение ритмической пульсации (см., например, 3-й, 7-й и 13-й такты пьесы Сигирийя в следующем параграфе).

В нотах гольпе обозначается у разных авторов по-разному. Наиболее употребительным является «звездочка» или буква «G», проставленная над штилем ноты. Далее для обозначения приема гольпе будет использоваться только символ «звездочка» (* ), как это показано в пьесах данного параграфа.

Техника исполнения приема гольпе

Простейший вариант гольпе – одиночный удар ногтем безымянного (реже – среднего) пальца по гольпеадору на расстоянии примерно от 2-х до 5-ти сантиметров от первой струны. Удар наносится с небольшой высоты (от 2-х до 3-х сантиметров) преимущественно за счет вращения пальца в суставе, соединяющем палец и кисть руки, и практически без помощи кисти (направление удара получается не перпендикулярно деке, а под небольшим углом). Кисть руки в процессе удара находится в обычной «игровой» позиции.

Техника исполнения однократного гольпе полностью аналогична гольпе, совмещенном с извлечением звука приемом пульгар (см. рисунки 3-11 и 3-12). Исполнение гольпе безымянным пальцем и совмещенного с извлечением звука приемом пульгар на 2-й струне показано на рисунке 3-11. Слева – начальное положение, справа – финальное положение.

Golpe 1 Golpe 2
Рис. 3-11. Совмещение удара по деке (гольпеадору) безымянным пальцем
и извлечения ноты большим пальцем приемом пульгар

На рисунке 3-12 показано совмещение извлечения звука на 6-й струне приемом пульгар и гольпе средним пальцем:

Golpe - Pulgar 1 Golpe - Pulgar 2
Рис. 3-12. Совмещение удара по деке (гольпеадору) приемом
гольпе средним пальцем и извлечения ноты большим пальцем
приемом пульгар

Удар по деке не должен быть очень сильным, чтобы не заглушать мелодию. Требуется небольшое усилие, чтобы сделать гольпе нужной громкости. Слишком громкое и часто используемое гольпе – признак непрофессионального исполнения. В подавляющем большинстве случаев гольпе совмещается с ударом большого пальца или по одиночной струне (приемом пульгар), или по нескольким струнам сразу (извлечение аккорда ударом по направлению от 6-й струны к 1-й). Более редкие и сложные варианты гольпе будут рассмотрены в главе «Комбинированные приемы игры».