flamenco.ru
flamenco.ru
flamenco.ru
 

Базовые приемы игры на гитаре фламенко - Урок 7

Арпеджированные одиночные аккорды

автор: © Сергей Каржавин
Из книги "Секреты гитары фламенко", тетрадь 1
обновлено: 13.07.2010

Под арпеджированным понимается аккорд, звуки которого извлекаются не одновременно (щипком или ударом), а последовательно. В музыке фламенко практически всегда аккорды исполняются ударом каким-нибудь одним или (редко) одновременно двумя-тремя пальцами. Серии быстро чередующихся аккордов исполняются ударами пальцев правой руки в различных последовательностях, которые называются расгеадо. Использование арпеджированных аккордов в значительной степени украшает мелодию, внося в последовательности аккордов определенное разнообразие.

Наиболее простой вариант – арпеджирование аккорда большим пальцем. Арпеджирование осуществляется аналогично приему пульгар, с той лишь разницей, что большой палец не резко ударяет по струнам, извлекая аккорд, а немного замедленно, создавая различаемую на слух неодновременность начала звучания нот. Степень замедленности может варьироваться, хотя наиболее часто встречается небольшое замедление по сравнению с ударным извлечением аккорда. Далее в нотах такой аккорд сопровождается волнистой стрелкой с направлением от 6-й струны к 1-й и с буквой «p» у основания или острия стрелки.

Второй вариант – исполнение аккорда серией ударов четырьмя пальцами в последовательности e,a,m,i. Строго говоря, это не является арпеджированным исполнением аккорда, а есть способ создания звукового ощущения арпеджированности со специфической тембровой окраской. В отличие от расгеадо, следующий палец начинает наносить удар, не дожидаясь окончания удара по струнам предыдущего пальца. Вся серия исполняется очень быстро, за счет чего и создается ощущение исполнения не серии аккордов, а одного арпеджированного аккорда.

Начальное положение кисти правой руки показано на рисунке 3-9 слева. Пальцы упираются в мякоть ладони, откуда они поочередно «выстреливаются». Посередине изображено некое промежуточное положение: видно, что очередной палец начинает движение, а предыдущий палец еще не закончил удар. Финальное положение – раскрытая ладонь (крайний справа рисунок).

Арпеджированные одиночные аккорды 1 Арпеджированные одиночные аккорды 2 Арпеджированные одиночные аккорды 3
Рис. 3-9. Арпеджированное исполнение аккорда серией ударов из четырех пальцев

Возможен иной способ, когда пальцы в начальном положении сдерживаются как замком первой и второй фалангами большого пальца (рис.3-10). В этом случае пальцы «выстреливаются» намного резче и звуковой эффект отличается большей сухостью и четкостью:

Арпеджированные одиночные аккорды 4Рис. 3-10. Начальное положение пальцев с упором в основание большого пальца для создания арпеджированного аккорда

В нотах прием исполнения арпеджированного аккорда обозначается вертикальной волнистой линией со стрелкой на конце, показывающей направление движения пальцев. Около острия стрелки указываются пальцы правой руки, которыми извлекается аккорд (в данной работе в основном будет использоваться арпеджирование с помощьютолько трех пальцев a,m,i):

Пример 3-13. Тьенто

В примере 3-14 обратите внимание во 2-м и 4-м тактах на нетипичный для классической гитары способ одновременного зажима двух соседних струн крайней фалангой указательного пальца (аналог техники, показанной на рис.3-8).

Пример 3-14. Фаррука