flamenco.ru
flamenco.ru
flamenco.ru
 

Базовые приемы игры на гитаре фламенко - Урок 6

Арпеадо (Arpeado)

автор: © Сергей Каржавин
Из книги "Секреты гитары фламенко", тетрадь 1
обновлено: 13.07.2010

Арпеадо (arpeado, harpeado) – буквально означает арпеджио. Иногда встречается и диалектное искажение – arpéo. Это один из основных приемов игры на гитаре фламенко, создающий ажурную вязь звуков, и которая, в свою очередь, является главным элементом характера флорео (floréo, то есть, цветистый, от испанского floreado). В технике гитаристов фламенко простейшие приемы арпеджио появились не позже начала XIX века. Это были так называемое «прямое» и «обратное» арпеджио, основанные на поочередном (восходящем – Малагенья №3a, или нисходящем – Малагенья №3b) извлечении звуков аккорда.

Первые две пьесы данного параграфа построены на наиболее традиционных мелодиях малагеньи. Обратите внимание на то, что басовые ноты должны исполняться большим пальцем приемом апояндо.

Малагенья №3a

Малагенья №3b

Как вы уже заметили, пьесы построены на арпеджированном извлечении всего четырех аккордов и на простой мелодии в басу на фоне этих аккордов. Иногда такое исполнение гитаристы фламенко называют «отпечаток». Имеется в виду, что поочередно играются ноты, входящие в аккорд, когда пальцы левой руки находятся в неподвижном положении на грифе гитары и как бы создают отпечаток аккорда. Это наиболее простой и распространенный способ создания арпеджирования.

Первый вариант арпеджио, исполняемый двумя пальцами – указательным и средним, кроме басовой ноты, извлекаемой большим пальцем (триольное арпеджио), появился примерно в конце 30-х годов XIX века, хотя был техническом арсенале техники лютни и классической гитары еще с XVI века. Простота этого вида арпеджио не приводит к легкости исполнения мелодии в целом, поскольку в таком варианте мелодия нижнего голоса может быть гораздо сложней, чем в случае арпеджио тремя пальцами (арпеджио квартольного типа как, например, в первых двух пьесах данного параграфа). Для отработки триольного арпеджио в конце параграфа представлены две пьесы Малагенья №4 и Гранадина №4. Арпеджио, исполняемое тремя пальцами (a,m,i или i,m,a), не считая большого, впервые стал применять гитарист Пако Лусена. Это было заимствованием из техники классической гитары.

Следующая пьеса построена на типовой вариации фанданго из Уэльвы. Следует строго соблюдать правильную акцентировку долей такта. Размер 3/2 требует от вас акцентировать 1-ю, 3-ю и 5-ю четвертные доли каждого такта, как и в предыдущей пьесе Фанданго из Уэльвы №1.

Фанданго из Уэльвы №2

Страница 1:

Страница 2:

Следующая пьеса позволит освоить сочетание прямого и обратного арпеадо:

Солеа №3

Следующий вариант солеа состоит из двух вариаций, построенных на арпеадо. Исполняется арпеадо чередованием большого, указательного и среднего пальцев правой руки в следующем порядке – p,i,m,i.

Аккорды в фальсете можно исполнять не обратным ударом указательного пальца, а одновременным щипком указательным и средним пальцами, т.е, в «классической» манере. Обратите внимание, что аккорды в 23-м такте исполняются щипком, что является редкостью для техники гитары фламенко:

Солеа №4

Страница 1:

Страница 2:

В Гранадине №3a приведен характерный вариант арпеадо, в котором последняя арпеджируемая нота в ритмической группе совпадает с первой нотой, извлекаемой большим пальцем. Это очень часто встречаемый вариант арпеадо.

Аппликатура левой руки имеет следующие особенности:

  • вся вариация пьесы построена на полубаррэ, охватывающем всего три струны, и только с конца 16-го такта полубаррэ охватывает четыре струны;
  • требуется хорошая растяжка пальцев левой руки, особенно в конце вариации.

Гранадина №3a

Страница 1:

Страница 2:

Мелодия следующей пьесы практически полностью совпадает мелодией Гранадины №3a, но с той лишь разницей, что используется иной порядок пальцев правой руки при извлечении нот в ритмических группах арпеадо, а именно – p,m,i,p.

Гранадина №3b

Как вы уже почувствовали, изменение всего лишь порядка пальцев правой руки привело к совершенно иному звучанию вариации по сравнению с предыдущим примером. Это проявилось в том, что мелодия нижнего голоса стала звучать не в виде последовательности четвертных долей, а в виде более сложных ритмических фигур, что и отражено в изменении нотной записи нижнего голоса.

В Гранадине №3c представлен более усложненный вариант арпеадо, включающий в себя и особенности арпеадо типа «p,a,m,i», и особенности типа «p,m,i,p».

Гранадина №3c

А теперь предлагается отработать простейший вариант арпеадо триольного типа «p,i,m». Следующая пьеса представляет собой Малагенью №1, но прием чередования большого и указательного пальцев заменен на простейшее триольное арпеадо (также немного изменены втупление и финал).

Малагенья №4

Страница 1:

Страница 2:

В качестве дополнительных упражнений рекомендуется сыграть предыдущую пьесу с изменением порядка арпеджируемых нот с «p,i,m» на «p,m,i». Как это надо сделать, смотрите в следующем примере:

Пример 3-12. Малагенья

В заключение этого параграфа следует сделать одно замечание. Конечно, элементы флорео крайне необходимы для исполнения многих форм фламенко, среди которых достаточно упомянуть гранадину, таранту и малагенью. Вместе с тем, этот термин часто используется в отрицательном смысле, если гитарист перегружает свою композицию различными украшениями (особенно, если он исполняет строгую форму фламенко), пренебрегая прозрачностью и суровостью исполнения.