flamenco.ru
flamenco.ru
flamenco.ru
 

Базовые приемы игры на гитаре фламенко - Урок 5

Альтернадо (Alternado) - чередование указательного и большого пальцев

автор: © Сергей Каржавин
Из книги "Секреты гитары фламенко", тетрадь 1
обновлено: 13.07.2010

В настоящее время этот прием игры у гитаристов фламенко называется альтернадо (alternado), что буквально означает «чередование». Альтернадо является одним из самых первых приемов игры на щипковых инструментах. Ранее альтернадо и техника большого пальца объединялись под общим названием пунтеадо, т.е., четкое извлечение звуков.

Появилось альтернадо не позднее начала XVII века и использовалось повсеместно, даже для игры беглых пассажей на одной струне. В настоящее время этот прием встречается только для создания чередования басовых и высоких нот. В технике гитары фламенко он относится к базовым приемам игры. Как один из главных приемов исполнения мелодической линии наряду с пульгаром альтернадо использовалось и в 30-х годах XX века.

Техника альтернадо довольно проста и ничем не отличается от аналогичной техники классической гитары. Отметим лишь, что басовые ноты извлекаются большим пальцем приемом апояндо, а указательный палец извлекает звук приемом аэрандо (без опоры на следующую струну после удара), как и в «классической» технике.

Попутно в данном параграфе представлены простейшие и типичные для фламенко способы варьирования мелодической фактуры, что позволяет из простых мотивов создать более прихотливый мелодический рисунок.

Следующая пьеса построена на наиболее традиционных мелодиях малагеньи – разновидности фанданго из города Малаги. Требуется хорошей координации правой и левой руки, поскольку верхний голос мелодии постоянно переходит с одной струны на другую. Следует отработать быструю смену аппликатуры. Обратите внимание на 12-й, 16-й и 20-й такты: 2-й, 3-й и 4-й пальцы находятся а неподвижном положении на грифе, а 1-й палец сначала находится на 1-й струне, а потом быстро перемещается на 2-ю.

Малагенья №2

Страница 1:

Страница 2:

Следующая пьеса Гранадина №2 иллюстрирует традиционный вариант использования альтернадо еще в одной местной разновидности фанданго из города Гранады – гранадине.

Обратите внимание на следующие особенности аппликатуры пальцев левой руки:

  • первые два такта, а также 9-й и 13-й, играются в одном положении кисти левой руки, при этом ратковременно указательный палец создает баррэ, чтобы дать возможность сыграть фа на 1-й струне, а затем резко поднимается в исходную позицию;
  • 29-й, 30-й и 31-й такты идентичны по технике исполнения и отличаются только позицией на грифе гитары (в последнем такте чуть изменена мелодическая линия в верхнем голосе);
  • с 32-го по 36-й такт кисть левой руки находится в одном положении – указательный палец прижимает 2-ю струну на 1-м ладу.

Обратите также внимание, что несмотря на достаточно сложную мелодию, вся пьеса, как и предыдущая Малагенья №2, играется только двумя способами – большим пальцем и приемом альтернадо:

Гранадина №2

Следующая пьеса построена на традиционных вариациях формы фламенко алегрия. Триольный характер с мелодической линией в басу широко распространен в различных формах фламенко:

Алегрия №3

В примере 3-9 представлена типовая вариация фанданго из Уэльвы. Обратите внимание, что указательный палец левой руки на протяжении первых четырех тактов должен зажимать третью струну на 1-м ладу. Это необходимо по той причине, что в триолях указательный палец правой руки обычно извлекает не одну ноту (в данном случае ми открытой 1-й струны), а аккорд, как это показано далее в пьесах Фанданго из Уэльвы №1 и Солеа №2.

Пример 3-9. Фанданго из Уэльвы

Рассмотрим теперь модифицированный вариант приема альтернадо, в котором указательный палец извлекает звук не из одной струны, а из двух или трех сразу. В этом случае указательный палец осуществляет фактически элемент простейшего расгеадо, а именно, обратный удар.

В Фанданго из Уэльвы №1 показан типичный вариант, когда указательный палец обратным движением зацепляет три верхние струны. Следует отметить, что необязательно следить за тем, чтобы указательный палец зацеплял точно три струны (можно две или даже четыре), поскольку эти доли такта не несут на себе мелодической нагрузки, а выполняют аккомпанирующую роль. Следите за точным исполнением акцентов.

Фанданго из Уэльвы №1

И завершает данный параграф пьеса из одной фальсеты на темы солеа медиа (soleá por medio):

Солеа №2

Как вы увидели, элементы расгеадо используются в качестве разбросанных вкраплений в мелодической ткани. Забегая немного вперед, заметим, что в двух последних пьесах извлечение аккорда осуществляется обычно не обратным ударом указательного пальца, а обратным ударом ногтя большого пальца (по направлению от 1-й струны к 6-й). Этот прием является элементом техники альсапуа и требует специфических движений кисти левой руки. Подробно этот прием будет рассмотрен в главе 8 “Секретов Гитары Фламенко” – “Комбинированные приемы игры”.