flamenco.ru
flamenco.ru
flamenco.ru
 

Базовые приемы игры на гитаре фламенко - Урок 4

Пульгар (Pulgar)

автор: © Сергей Каржавин
Из книги "Секреты гитары фламенко", тетрадь 1
обновлено: 13.07.2010

Техника игры большим пальцем правой руки называется пульгар (pulgar, что буквально и означает – большой палец). Этот способ звукоизвлечения – наиглавнейший для исполнения мелодической линии в музыке фламенко, а до середины XIX века – у большинства гитаристов фламенко практически и единственный.

Техника звукоизвлечения

Одной из отличительных черт «классического» положения правой руки – это расположение кисти под углом примерно 45 градусов по отношению к предплечью, и, таким образом, пальцы руки (если их вытянуть) расположены перпендикулярно струнам.

При использовании техники большого пальца на гитаре фламенко кисть руки располагается под меньшим углом к предплечью. Запястье поднято вверх также как у «классических» гитаристов. Ладонь развернута таким образом, что ребро ладони и мизинец находятся ниже, чем противоположный край ладони. Указательный и средний пальцы могут слегка опираться на первую струну или на гольпеадор у первой струны, а безымянный палец и мизинец – вытянуты (рис.3-6).

Как считает известный гитарист фламенко и педагог Хуан Мартин, этим создается противовес кисти, а ее стабилизация в неподвижном и расслабленном состоянии облегчается. Движение большого пальца при извлечении отдельных нот в пассаже осуществляется в основном от кистевого сустава и немного от второго (считая от кончика пальца), а первый сустав пальца не сгибается. Дополнительно может участвовать в движении вся кисть правой руки, совершая очень малые резкие повороты (всего несколько градусов) в запястье при каждом ударе, помогая большому пальцу.

Удар по струне происходит сначала скользящим касанием боковой стороны мякоти (callo), и затем краем ногтя (uña) большого пальца, причем движение пальца естественно и представляет собой просто «падение» его на струну с небольшим дополнительным усилием, степень которого зависит от требуемой силы звучания. После удара по струне мякоть большого пальца останавливается на следующей, более высокой струне, то есть, звукоизвлечение осуществляется приемом апояндо, с опорой.

Как советует Хуан Мартин, траектория движения кончика большого пальца должна быть направлена в сторону безымянного пальца и заканчиваться на его середине, если бы он не касался струны. После удара по требуемой струне большой палец продолжает свое движение до опоры на следующую струну.

Особое внимание следует обратить на уход за ногтем большого пальца. Он должен быть тщательно отшлифован, а его длина и ширина должны быть таковы, чтобы он не цеплялся за струну в процессе удара и не ограничивал, тем самым, скорость движения. У некоторых гитаристов крайние суставы большого пальца довольно неподвижны, но это не мешает развитию техники. Выпрямленная форма большого пальца в данном случае не является препятствием, и не стоит «подгонять» свои анатомические особенности под общепринятые нормы исполнения, а надо подыскать соответствующее положение большого пальца, его движение, так, чтобы обеспечить хорошее звучание и легкость исполнения.

Если мелодический пассаж требуется исполнить на нескольких струнах, то при переходе на следующую струну большой палец не должен «тянуться» к этой струне, а привычное положение пальца по отношению к ударяемой струне достигается всего лишь поворотом предплечья в локтевом суставе, при этом кисть руки смещается вниз или вверх.

На рис.3-6 показана техника пульгар для извлечения звука на 5-й струне. Слева на рисунке – начальное положение пальцев правой руки, а справа – конечное. В начальном положении большой палец кончиком мякоти опирается на 5-ю струну, указательный палец – касается 1-й струны, а средний – опирается на гольпеадор. После удара большой палец опирается на 4-ю струну в положении, которое фактически является исходным для извлечения звука из 4-й струны.

Pulgar

Рис. 3-6. Извлечение звука приемом пульгар на 5-й струнеРис. 3-6. Извлечение звука приемом пульгар на 5-й струне

На рис.3-7 начальное и конечное положение руки совмещены (пунктиром показано начальное положение, а жирной точкой отмечен центр «вращения» большого пальца).

Большинство гитаристов не использует опору указательного и среднего пальцев, или использует эпизодически. В данном параграфе специально уделено внимание такому специфическому варианту, поскольку это сильно отличается от «классической» техники игры.

Извлечение звука иногда осуществляется и внешней кромкой ногтя движением большого пальца снизу вверх. Этот тип удара может чередоваться с обычными ударами большого пальца сверху вниз. Обратное движение ногтя – это имитация обратного удара плектром. Частое использование этого приема еще можно было встретить в середине XX века у старых гитаристов городов Херес-де-ла-Фронтера и Морон-де-ла-Фронтера. В настоящее время этот способ игры отдельных нот в пассажах, исполняемых только большим пальцем, встречается эпизодически, вроде следующего музыкального отрывка, который представляет собой пример игры знаменитого гитариста Диего дель Гастора:

Пример 3-8. Булерия

В этом примере значок «галочка острием вверх» означает удар большим пальцем сверху вниз, т.е. обычным способом, а значок «галочка острием вниз» означает «обратный удар» внешней стороной ногтя снизу вверх.

Довольно редко встречается способ динамического изменения звучания, называемый апагадо (apagado – буквально, «приглушенный»). Это синоним термина пиццикато, хотя многие гитаристы считают, что термин апагадо более точно передает суть этого приема игры. Звук извлекается большим пальцем (реже, указательным или средним) правой руки, а глушение производится мякотью большого пальца.

Упражнения для отработки техники большого пальца

В качестве примеров рекомендуется внимательно изучить ряд небольших пьес на темы различных форм фламенко, представленных в данной главе. Порядок отработки примеров и пьес не имеет особого значения. Важно освоить все предлагаемые методы использования техники большого пальца.

В данном параграфе и далее все пьесы, несмотря на их краткость, имеют законченный вид и полностью соответствуют рассматриваемой музыкальной форме. Начинаются пьесы с вступления (интрада), а заканчиваются небольшой кодой (деспланте или каида). Основная часть пьесы сосотоит из одной или двух-трех вариаций (фальсета).

Первая пьеса данного параграфа Тангильо №2 должна играться в достаточно быстром темпе. Но учитывая, что мелодические пассажи исполняются без легато, добиться четкого и быстрого исполнения будет сложно. Поэтому тренинг надо начинать с медленного темпа, чтобы большой палец правой руки «привык» к длительной игре на разных струнах.

Аккорды играются ударом большого пальца по направлению от 6-й струны к 1-й (сверху вниз). Эта техника извлечения аккордов используется во всех примерах данного параграфа.

Обратите также внимание на аппликатуру аккорда во 2-м, 4-м, 10-м, 14-м и следующих тактах пьесы. Четвертая и третья струны зажимаются оконечной фалангой первого пальца левой руки. Применение такой аппликатуры объясняется необходимостью обеспечения свободы третьего и четвертого пальцев, которые часто используются для создания мелодической линии на фоне аккорда Adur.

Положение пальцев левой руки показано на рис. 3-8. Для освоения данной аппликатуры надо внимательно следить за тем, чтобы указательный палец не касался 1-й струны. Это особенно важно, если вы хотите зажать на 2-м ладу сразу три струны – 2-ю, 3-ю и 4-ю, дополнительно освободив 2-й палец для исполнения мелодической линии (так поступает ряд известных гитаристов).

Тангильо №2

В представленной пьесе в аккордах 6-го и 18-го тактов некоторые гитаристы зажимают одновременно 5-ю и 4-ю струну крайней фалангой среднего пальца левой руки (нота ми на 4-й струне зажимается не третьим пальцем, а вторым, как и нота си на 5-й струне).

Следующая пьеса создана на типичные темы солеа (солеарес есть множественное от солеа, поскольку в пьесе присутствуют две вариации). В техническом плане она легче, чем предыдущая пьеса. Во-первых, темп медленнее, во-вторых, используется легато, что облегчает исполнение мелодических пассажей большим пальцем, в-третьих, достаточно просто играть аккорды большим пальцем, поскольку удар по струнам в направлении от 6-й к 1-й (в этой пьесе) должен осуществляться не очень быстро – допускается даже создавать арпеджированный характер звучания за счет медленного движения большого пальца по струнам.

Также обратите внимание на необычность чередования ударных долей ряда тактов. Особенности акцентировки солеа будут подробно объяснены в главе «Формы фламенко с переменной ритмикой».

Во второй вариации (falseta 2) используются различные варианты техники большого пальца в пределах одного такта. Встречается также извлечение отдельных нот указательным пальцем. Такое сочетание большого и указательного пальцев типично для всех форм фламенко и является одним из самых ранних и распространенных технических приемов.

Солеарес №1

Страница 1:

Страница 2:

Следующая пьеса – булерия – «младшая родственница» солеа. Внимательно следите, чтобы мелодические фигуры, аналогичные тем, которые имеются в 5-м и 9-м тактах, не исполнялись в виде двух групп нот по три в каждой (типа триолей), как делает большинство новичков.

Темп исполнения быстрый – два такта булерии по времени примерно соответствуют одному такту солеа (можно чуть быстрее).

Булерия №1

Следующая пьеса данного параграфа – это вариации на темы ронденьи (первым сольную пьесу на мелодии ронденьи создал знаменитый гитарист Рамон Монтойя). Требуется перестроить 6-ю струну в ре, а 3-ю струну – в соль-диез. Мелодия состоит из коротенького начального фрагмента (entrada) и двух развернутых мелодических построений (falseta 1, 2), основанных на различной технике большого пальца.

Первая вариация (falseta 1) основана на типичном для музыки фламенко постепенном движении мелодии вверх или вниз в пунктирном ритме, а аккомпанемент при этом строится на одном аккорде. Финал первой вариации – типичный для многих форм фламенко орнаментальный пассаж, исполняемый большим пальцем с использованием легато.

Не удивляйтесь, что обе вариации оканчиваются на ноте до-диез. Как будет показано в параграфе, специально посвященном данной форме фламенко, мажорное трезвучие от ноты ре, на обыгрывании которого построена значительная часть пьесы, выполняет роль вводного тона в тонику до-диез фригийского лада (звукоряд лада: до-диез, ре, ми, фа-диез, соль-диез, ля, си). Несмотря на традиционность представленных вступления и вариации ронденьи, отсутствие тоники лада (до-диез в данном случае) в начале произведения нехарактерно для мелодий фламенко. Принцип мелодического построения обеих вариаций пьесы состоит в орнаментальном обыгрывании II-й ступени (ноты ре) фригийского лада, построенного от до-диез, и разрешение мелодии в тоническое трезвучие в конце каждой вариации.

Ронденья

Страница 1:

Страница 2:

Как вы уже заметили, ноты, исполняемые техникой пульгар, часто перемежаются группами залигованных нот. У гитаристов фламенко такие плавные длительные орнаментальные пассажи так и называются – лигадо.

Таким образом, лигадо (ligado, андалусск. ligáo) – это хорошо известный прием легато. Техника исполнения приема лигадо ничем не отличается от исполнения легато на классической гитаре. В ряде форм фламенко можно встретить прием легато в процессе извлечения на басовых струнах последовательности однотипных (обычно квартольного вида) мелодических фигур опевающего характера, как в следующем втупительном фрагменте таранты:

Таранта №1

Способ создания длительного орнаментального пассажа только одной левой рукой, примененный в Таранте №1, называется izquerda solo (т.е., «соло левой руки»). Начальные аккорды исполняются приемом пульгар, причем аккорд можно извлекать как резким ударом, так и более медленным движением, создавая арпеджированное звучание. Важно, чтобы ноты, исполняемые левой рукой на 6-й струне, звучали четко, ритмически равномерно и одинаково по громкости (кроме немного акцентированного первого звука в каждой квартоли). Отработку мелодии следует производить в медленном темпе, внимательно следя за соблюдением этих указаний.

Обратите внимание, что на всей продолжительности любой из групп залигованных квартолей 3-й и 4-й пальцы левой руки находятся на VI ладу на 5-й и 4-й струнах соответственно. Этим обеспечивается длительное звучание аккорда, на фоне которого исполняется лигадо.

Залигованные ноты в Таранте №1 играются 1-м и 2-м пальцами левой руки. Вначале их движение будет довольно скованным при неподвижном положении 3-го и 4-го пальцев на грифе гитары. Но со временем пальцы приобретут свободу, и лигадо начнет звучать легко и отчетливо. Надо сказать, что движение 1-го и 2-го пальцев левой руки при неподвижном положении 3-го и 4-го очень часто используется при исполнении различных форм фламенко, причем необязательно совместно с лигадо.

Аналогично, пока длится лигадо на 5-й струне (такты с 4-го по 8-й), 2-й палец левой руки находится на третьем ладу на 6-й струне. Этот тип лигадо исполнять намного легче, чем на 6-й струне. Точно такая же техника применяется и в следующей пьесе (вся мелодия исполняется только техникой пульгар).

Как и в Таранте №1, в следующей пьесе отрабатывается движение 1-го и 2-го пальцев левой руки при неподвижном положении 3-го и 4-го пальцев на 4-й и 3-й струнах соответственно.

Гранадина №1

Страница 1:

Страница 2:

- – - – -

Происхождение приема пульгар, по-видимому, напрямую связано с трансформацией техники звукоизвлечения плектром, роль которого стал играть ноготь большого пальца правой руки. Интересно, что для этого положение кисти правой руки и пальцев не изменились. Это легко можно проверить. Для этого зажмите плектр между большим и указательным пальцами правой руки, как это принято и сейчас, затем поместите кисть руки так, будто вы решили начать исполнять какую-нибудь мелодию на 6-й струне. Расслабьте и немного отодвиньте указательный палец (плектр при этом выпадет). Получившееся положение кисти правой руки и ее пальцев практически полностью соответствует использованию техники пульгар. Далее вы можете в этой позиции начать исполнять задуманную мелодию ногтем большого пальца.

Плектр использовался в двух типах звукоизвлечения – в исполнении одноголосой мелодической линии, и в ритмическом аккордовом аккомпанементе пению и танцу. Металлические струны, ввиду сильного натяжения и жесткости, заставляли применять плектр, поскольку ногтевой способ звукоизвлечения или использование подушечек пальцев приведет к их быстрому износу. Переход с металлических струн на жильные дал возможность отказаться от плектра и неизбежно в процессе развития исполнительской техники привел к использованию всех пальцев правой руки.

Скорее всего ранние варианты гитарного сопровождения пению и танцу фламенко представляли собой перемежающиеся фрагменты ритмического аккомпанемента, извлекаемого ударами плектра, и одноголосых мелодических вариаций, или вообще без мелодических вставок. Эта мысль подкрепляется следующим соображением.

На жаргоне артистов фламенко певца называют кантаором (cantaor – андалусский вариант от испанского cantador – певец, cante – пение), танцора называют байлаором (bailaor – андалусский вариант от испанского bailador – танцор, baile – танец), а гитарист, исполняющий аккомпанемент, именуют токаором (tocaor – андалусский вариант от испанского tocador – буквально, исполняющий удары, toque – удар).

Аккомпаниаторский («ударный») характер игры аккордовых последовательностей в гитарной партии до сих пор ощущается. Сейчас термин токе используется, по крайней мере, в трех значениях:

  • игра на гитаре фламенко вообще;
  • репертуар или стиль конкретного гитариста;
  • обобщенное название гитарных вариантов любых форм фламенко (особенно с четким ритмом), т.е. каждое токе является формой фламенко (в других языках нет эквивалента этому термину).

Еще в начале XIX века фламенко считалось чисто народным искусством, искусством бедняков. Гитара же стоила очень дорого и была большинству из них не по карману. Многие исследователи отмечают, что в те времена практически все песни фламенко пелись без инструментального аккомпанемента. Поэтому о сколько-нибудь развитой технике аккомпанемента говорить не приходится. Эпизодическое использование гитары могло быть только в виде ударного ритмического аккомпанемента и очень редко – в виде небольших мелодических вставок, имитирующих в облегченном виде вокальную партию.