flamenco.ru
flamenco.ru
flamenco.ru
 

Базовые приемы игры на гитаре фламенко - Урок 2

Подготовка к игре на гитаре фламенко

автор: © Сергей Каржавин
Из книги "Секреты гитары фламенко", тетрадь 1
обновлено: 01.06.2010

Если вы не обзавелись гитарой фламенко, то следует поставить на верхнюю деку своей гитары специальную тонкую пластину из пластмассы, которая называется гольпеадор (golpeador от термина golpe, означающего удар по деке средним или безымянным пальцем правой руки). Гольпеадор защитит поверхность деки между подставкой и розеткой от ударов кончиками ногтей пальцев правой руки.

Типичная форма гольпеадора показана на рис.3-1. Некоторые андалусские гитаристы устанавливают дополнительно второй гольпеадор, который располагается так же, как и первый между подставкой и розеткой, но только выше струн. Правда этот гольпеадор довольно редко используется, поэтому что можно обойтись и без него. Лучше всего делать гольпеадор из прозрачной пластмассы, поскольку в этом случае ваше исполнение классических пьес на этой гитаре не будет отвлекать публику (а я думаю, что большинство желающих изучить стиль фламенко ни в коем случае не должно отказываться от обучения классической гитарной технике).

Подготовка ногтей правой руки

Выбор формы кончиков ногтей правой руки, правила полировки и прочие «хитрости» ничем не отличаются от принятых у гитаристов, играющих на классической шестиструнной гитаре. Пожалуй, наиболее характерное отличие в том, что у гитаристов фламенко ногти на большом пальце и на мизинце правой руки могут быть немного длиннее. Это связано с необходимостью игры пассажей большим пальцем и серий аккордов приемами расгеадо, в которых мизинец играет не последнюю роль. Удлиненный ноготь частично компенсирует малую длину мизинца. Аккомпаниаторы танцу также предпочитают иметь немного более длинные ногти для блестящего и легкого исполнения длительных серий расгеадо.

Как держать гитару фламенко во время игры

Овладение приемами исполнения на гитаре фламенко следует начать с изучения того, как большинство андалусских музыкантов держат инструмент в процессе игры.

Традиционная посадка гитариста фламенко показана на рисунке 3-1 слева. Гитарист сидит на стуле без подлокотников, с длиной ножек примерно равной длине ног от колена и ниже. Коленный и тазовый суставы образуют линию, параллельную полу. Обе ступни стоят на полу. Ноги могут быть немного расставлены или соединены вместе. В этом случае корпус гитары будет уравновешен и надежно зафиксирован. Спина должна быть прямой (можно совсем немного наклониться вперед, но ни в коем случае не откидываться назад), плечи горизонтальны. Нижняя часть корпуса опирается на правое бедро, а гриф располагается под углом примерно в 45 градусов к полу. Головка грифа находится на уровне головы. Правое предплечье лежит на верхней части корпуса гитары и прижимает его своим весом.

Следует добиться такого положения, чтобы гитара была уравновешена без помощи левой руки. Гриф гитары должен быть немного отодвинут в сторону от корпуса, чтобы нижняя дека не касалась тела или одежды. Таким образом, колебания корпуса гитары в процессе звучания заглушаются телом или одеждой исполнителя в значительно меньшей степени, чем у гитариста, придерживающегося обычной для классической школы посадки. Добиться ощущения удобства в этой позе непросто, особенно для гитаристов, играющих на классической гитаре.

Рис. 3-1. Традиционная посадка гитариста фламенкоРис. 3-1. Традиционная посадка гитариста фламенко Современная посадка гитариста фламенкоСовременная посадка гитариста фламенко

В конце XX века в среде гитаристов фламенко утвердился и другой тип посадки (на рисунке справа), который ввел в обиход величайший гитарист нашего времени Пако де Лусиа.

Надо сказать, что ряд прекрасных концертных гитаристов фламенко, выступавших ранее с классическим репертуаром, с успехом играют пьесы фламенко, оставаясь при этом верными традиционной позе. К ним, например, относился Мануэль Кано. Знаменитый Сабикас часто использовал особую посадку, являющуюся своеобразной комбинацией «классической» позы и традиционной позы фламенко. Ступню левой ноги он ставил на подставку, нижняя часть корпуса гитары опиралась на правую ногу (как в традиционной позе гитариста фламенко), а верхняя часть корпуса гитары опиралась на левое бедро (как в «классической» позе).

Вышеуказанными вариантами возможные позы гитаристов фламенко не исчерпываются. На старинных гравюрах можно увидеть гитаристов, играющих стоя, при этом иногда опираясь ступней одной ноги о какое-нибудь возвышение. В настоящее время такая манера осталась только у гитаристов латиноамериканских ансамблей.

Сехилья

Сехилья (cejilla) – специальное устройство для зажима струн гитары на одном из ладов, осуществляя повышение тона настройки путем «укорачивания» используемой части грифа гитары. Иногда сехилью называют capotraste (т.е. устройство для зажима ладов – traste). Именно поэтому название сехильи идентично названию верхнего порожка, роль которого, только в передвижном варианте, она и выполняет.

Главными причинами использования сехильи можно назвать следующие. Если требуется аккомпанемент пению, гитарист с помощью сехильи может легко приспособиться к вокальным особенностям певца. При исполнении сольной гитарной композиции сехилья позволяет гитаристу выбрать такой звуковой диапазон, который наиболее точно отвечает его эмоциональному состоянию. В этом случае, естественно, все аппликатурные особенности исполняемой композиции сохраняются. После достаточно серьезного освоения техники игры на гитаре фламенко и основ импровизации, вы сами убедитесь, насколько по-разному звучит одна и та же инструментальная пьеса при установке сехильи и без нее.

Сехилью следует использовать и в тех случаях, когда в отрабатываемом упражнении или фрагменте пьесы встречаются места, требующие хорошей растяжки пальцев левой руки. В этом случае установка сехильи в районе от 3–й до 5–й позиции позволит «привыкнуть» к аппликатурным особенностям изучаемого фрагмента, и отработка пойдет значительно легче. Затем следует сехилью постепенно передвигать к головке грифа, пока она совсем не понадобится.

Изобретателем сехильи считают цыганского певца, гитариста и танцора из Кадиса Пакирри эль Гуанте, родившегося в начале XIX века. Идея этого устройства заключается в использовании принципа, положенного в основу натягивания струн гитары на колки. Фактически, первые варианты конструкции сехильи и представляли собой как-бы вырезанный из головки грифа прямоугольный кусок дерева с одним колком посередине. Этот колок вставляется в коническое отверстие и работает на трении, как и у современных скрипок (этот принцип устройства колкового механизма у гитары фламенко часто использовался даже в начале XX века). Типичная конструкция сехильи представлена на следующем рисунке:

Cejilla

Один конец небольшого отрезка струны выходит из торца корпуса сехильи, а другой конец прикрепляется к колку, для чего в колке просверливается отверстие, сквозь которое пропускается конец струны и завязывается узлом. Корпус сехильи устанавливается на нужном ладу, а струна пропускается под грифом, обтягивая его поперек, и вместе с колком выносится с другой стороны грифа. Затем колок вставляется в отверстие корпуса сехильи и закручивается, натягивая струну. Струна в результате натяжения ее колком обжимает гриф гитары снизу и, тем самым, плотно притягивает корпус сехильи к грифу, а струны гитары автоматически зажимаются корпусом сехильи. Для более плотного зажима на нижнюю поверхность корпуса сехильи наклеивают кожу или плотную резину. В настоящее время используются и иные конструкции сехильи.

В начале исполнения пьесы сехилья может быть установлена на каком–либо ладу и в процессе исполнения данной композиции ее положение на грифе гитары уже не меняют.

В нотах изменение высоты исполнения мелодии при установке сехильи не отражается. Мелодия записывается на ноты в том виде, как если бы она исполнялась без сехильи. Для указания, где устанавливается сехилья, в начале произведения делается соответствующая надпись около ключа. Например, cejilla~5 означает, что сехилью надо установить на 5–м ладу и сохранять аппликатурные особенности исполнения, какие были в отсутствии сехильи (с учетом того, что теперь гриф как бы начинается только с 5-го лада).

Добавим, что прием баррэ гитаристы фламенко также часто называют сехилья, а полубаррэмедио сехилья (medio cejilla).