Как рассчитать рентабельность? Формулы для анализа.

Как рассчитать рентабельность ? На основании каких бухгалтерских отчетов? Ответам на эти, а также на многие другие вопросы, касающиеся расчета основных финансовых показателей предприятия и их правильной трактовки, посвящена настоящая статья.

Что такое рентабельность?

Рентабельностью (от нем. Rentabel - полезный, доходный, прибыльный ) называют набор относительных показателей эффективности работы предприятия. Рентабельность предприятия отражает уровень эффективности использования ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия.

Коэффициент рентабельности является одним из ключевых инструментов финансового анализа. Это универсальный показатель, позволяющий оценить эффективность использования различных ресурсов предприятия.

Что такое рентабельность простыми словами ? Расчет рентабельности позволяет определить удельный вес прибыли (валовой или чистой ) в единице оцениваемого ресурса.

В чем измеряется рентабельность?

Показатели рентабельности могут быть представлены в денежном выражении. В этом случае коэффициент будет содержать информацию о том, какой объем прибыли генерирует единица ресурса. Однако чаще всего коэффициенты рентабельности выражаются в процентах.

Рентабельность инвестиций, видео:

Виды рентабельности и как считать рентабельность

Анализ рентабельности предприятия основывается на расчете комплекса коэффициентов.

Формулы расчета всех без исключения показателей рентабельности включают в себя прибыль в денежном выражении, деленную на балансовую стоимость актива, прямо или косвенно участвующего в генерировании данной прибыли.

В финансовом анализе используются следующие :

  • Рентабельность продаж (Profit Margin ),
  • Рентабельность основных средств,
  • Рентабельность капитала (собственного и заемного ),
  • Рентабельность инвестиций,
  • Рентабельность персонала.

Это далеко не полный перечень используемых в финансовом анализе показателей рентабельности. Однако другие показатели являются, в той или иной мере, производными от перечисленных.

Формула рентабельности продаж

Return on sales (ROS ) – рентабельность продаж (во многих учебниках по финансовому анализу можно встретить аббревиатуру PM (Profit Margin )) является одним из самых популярных коэффициентов финансового анализа. Он рассчитывается по формуле:

РМ = Операционная (маржинальная ) прибыль/объем продаж или

РМ = строка 050 баланса/строка 010 отчета о финансовых результатах.

Популярность данного коэффициента объясняется, в первую очередь, тем, что он позволяет оперативно оценивать эффективность работы менеджмента предприятия.

Фактически данный индикатор отражает способность предприятия генерировать прибыль за счет грамотной ценовой политики и эффективного управления операционными затратами. Эти “способности” являются залогом надежности любого предприятия.

Следует отметить, что коэффициент рентабельности продаж не является “самодостаточным” критерием оценки, впрочем, как и большинство других коэффициентов финансового анализа.

Удельный вес прибыли в торговом обороте предприятия за отдельно взятый период малоинформативен. Его существенным недостатком является то, что при его расчете не учитывается объем активов, участвующих в генерировании прибыли и период их оборачиваемости.

Использование данного коэффициента для сравнения различных предприятий (даже одной сферы деятельности ) тоже не имеет особого смысла.

Подобное сравнение может интересовать только любителей статистики, т.к. алгоритмы формирования себестоимости на разных предприятиях могут сильно отличаться. В первую очередь это касается производственных предприятий.

К слову, коэффициент РМ чаще всего используют для анализа торговых предприятий и крайне редко для предприятий производственной и других сфер, для которых свойственна высокая капиталоемкость.

Коэффициент рентабельности продаж целесообразно использовать для оценки эффективности различных проектов в рамках одного многопрофильного предприятия.

В этом случае критерием оценки выступает величина показателя.

Также его можно применять для оценки эффективности принимаемых управленческих решений – для этого анализируют динамику изменения показателя за определенный период (как правило, несколько операционных циклов предприятия ).

Формула рентабельности реализованной продукции (рентабельности продаж ) для производственного предприятия может служить демонстрацией хорошо продуманной гибкой ценовой политики.

Достаточно часто в числителе формулы расчета рентабельности используют не операционную, а чистую прибыль. Такой коэффициент называют “чистой рентабельностью продаж” .

На наш взгляд, рентабельность продаж в такой редакции еще менее информативен . Он малопригоден для оценки отдельных подразделений многопрофильного предприятия, в первую очередь потому, что при расчете чистой прибыли учитывается износ общепроизводственных и непроизводственных основных средств, а критерии распределения таких затрат между центрами финансовой ответственности всегда являются «слабым местом» любой учетной системы.

По данному показателю можно сравнивать различные предприятия.

Формула рентабельности производства

Коэффициент рентабельности производства рассчитывается как отношение валовой прибыли от продажи готовой продукции к затратам на ее изготовление и реализацию.

Как и Profit Margin, показатель рентабельности производства является оперативным индикатором, его использование целесообразно при проведении сравнительного анализа эффективности функционирования отделов или проектов многопрофильного предприятия.

Также данный показатель используется для определения порога рентабельности – минимального объема готовой продукции, продажа которого позволит сгенерировать объем прибыли, достаточный для покрытия производственных и предпродажных издержек.

Порог рентабельности также называют точкой безубыточности.

Формула расчета точки безубыточности выглядит следующим образом:

ПР = ПЗ/КН , где

ПР – порог рентабельности, ПЗ – постоянные затраты, а КН – коэффициент торговой наценки (маржи).

Рентабельность основных средств

Способность предприятия генерировать прибыль является очень поверхностной характеристикой эффективности его функционирования.

Рассмотренная ранее рентабельность продаж может служить в роли оценочного критерия работы торгового отдела, она позволяет оценить способность предприятия эффективно управлять высоколиквидными оборотными активами (товарами и готовой продукцией ) и контролировать уровень операционных издержек.

Следующим этапом оценки финансового состояния предприятия и эффективности его функционирования является расчет рентабельности его необоротных активов, в частности, основных средств.

Данный коэффициент рассчитывается по формуле:

Рентабельность ОС (ROFA)= Чистая прибыль/общая (балансовая) стоимость основных средств.

Данный показатель отражает динамику возврата средств, инвестированных в необоротные активы. Кроме этого, использование данного коэффициента позволяет достаточно объективно оценить эффективность бизнес-модели предприятия.

Степень корреляции данного показателя с различными бизнес-процессами позволяет выявить те из них, которые требуют оптимизации. На основании этого коэффициента можно выполнить следующее:

  • Провести сравнительный анализ эффективности различных производственных участков;
  • Оценить качество выполнения работ и квалификацию рабочих производственных участков;
  • Оценить технологичность производства.

Показатель рентабельности основных средств представляет интерес не только для внутренних пользователей. Наряду с показателями рентабельности капитала, о которых пойдет речь дальше, он является удобным инструментом финансового анализа, который используют потенциальные инвесторы и кредиторы.

Рентабельность активов. Экономическая рентабельность

Экономическая рентабельность как инструмент финансового анализа деятельности предприятия является одним из главных объектов внимания менеджмента компаний, поскольку данный агрегативный и куммулятивный показатель демонстрирует не только динамику движения всех видов финансовых и производственных активов предприятия.

С его помощью можно оценить структуру этих активов, уровень производственных и прочих операционных издержек.

Рассчитывается коэффициент по формуле:

Коэффициент экономической рентабельности = Прибыль до налогообложения / Средняя стоимость активов * 100.

Рентабельность собственного капитала: формула по балансу

Коэффициент рентабельности собственного капитала (ROE ) отражает отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия (1-ый раздел пассива баланса ).

Другими словами, данный коэффициент показывает, сколько прибыли получили собственники предприятия на каждый вложенный рубль.

Формула расчета коэффициента:

ROE = чистая прибыль/средний объем собственного капитала.

В процессе оценки эффективности инвестиций данный показатель сравнивают с альтернативными объектами инвестиций, в т.ч. с депозитной ставкой коммерческих банков.

Это самый простой вариант расчета ROE. Его главным недостатком является то, что он не учитывает структуру собственного капитала, точнее, не позволяет определить, какая часть собственного капитала выступает в роли источника финансирования оборотных активов.

Данного недостатка лишена формула Дюпона .

ROE = (Чистая прибыль/Выручка) * (Выручка/Активы) * (Активы/Собственный капитал)

Коэффициент, рассчитанный по этой формуле, более информативен. При его расчете учитывается не только фондоотдача, но и степень финансирования активов за счет собственного капитала.

Расчет прибыли и рентабельности продаж, видео:

Факторный анализ рентабельности

Факторный анализ является одним из способов комплексной оценки финансово состояния предприятия на основании вышеперечисленных коэффициентов. Он основывается на математическом моделировании.

Факторный анализ подразумевает создание математических связей (зависимостей ) между исследуемыми показателями. Подобные многофакторные модели могут быть следующих видов:

  • Аддитивные (результирующие факторы суммируются или вычитаются ),
  • Мультипликативные (факторы перемножаются ),
  • Кратные. Деление факторов друг на друга.

Широкий выбор алгоритмов моделирования позволяет с высокой точностью воспроизводить в математических формулах реальные бизнес – процессы.

Внутренняя норма рентабельности

Коэффициент Internal Rate of Return (IRR ) используется для определения экономической эффективности инвестиционных проектов.

Он выражается в процентах и показывает такую ставку, при которой входящий (положительный ) денежный поток, в ходе реализации инвестиционного проекта, будет равняться исходящему (отрицательному ) денежному потоку.

При расчете показателя внутренней нормы рентабельности очень важна высокая точность, т.к. малейшие ошибки, допущенные на этом этапе, сулят разработчикам проекта большие неприятности в будущем.

Как правило, IRR рассчитывается методом итерационного подбора значений ставки процента при вычислении NPV проекта. Для облегчения труда проектировщиков сегодня созданы мощные программные комплексы, которые способны в короткие сроки рассчитать все необходимые показатели.