flamenco.ru
flamenco.ru
flamenco.ru

История гитары в Испании - Часть II

XVI век

автор: © Flamenco.ru
обновлено: 15.07.2010

Vihuela Basso XVI в.
Vihuela basso, XVI век,
испанский художник Juan de Juanes
p(accent)=. Виуэла. Первые публикации нот для гитары. Расцвет гитарной музыки во второй половине XVI века. Влияние лютни на эволюцию гитары.

В XVI веке самым распространенным инструментом была виуэла (vihuela). По приемам игры и внешнему виду виуэла близка к гитаре, но она обладает более узким и выпуклым корпусом. С XVI по XVII век наибольшее распространение в Испании получила разновидность виуэлы – виуэла де мано (vihuela de mano) – ручная виуэла. Vihuela de mano бытовала в высших слоях испанского общества. Инструменты богато украшались инкрустациями из твердых пород дерева, кости и серебра. На них аккомпанировали пению, играли соло и дуэтом, исполняли вариации, фантазии, танцы, пьесы. Наиболее значительными исполнителями и авторами пьес для виуэлы были Луис Милан, Диего де Нарваес, М. де Фуэнльяна. Эти талантливые музыканты превратили виуэлу из аккомпанирующего в солирующий инструмент. О расцвете игры на виуэле говорят появившиеся в середине XVI века сборники с пьесами для виуэлы. В широко распространенных жанрах “романсеро” и “вильянсико” голос сопровождался виуэлой, а позднее гитарой. В конце XVI века виуэла утратила прежнее значение, однако, применялась до конца XVII века.

Vihuela Angel XVI в.
Иберейская фреска XVI века
Самые ранние публикации произведений для гитары появились в Испании в середине XVI века. Композиторы не слишком высоко оценивали выразительные возможности инструмента, и первые шаги были скромными: четыре фантазии, одна павана и одна гальярда, включенные композитором Алонсо Мударрой в его “Три музыкальных сборника” для виуэлы (Севилья, 1546).

Во второй половине XVI века гитарная музыка в Испании пришла к блестящему расцвету. В нее все больше стали проникать народные мелодии. Постепенно становилось традицией сочинять вариации к популярным произведениям. Эти вариации получили название “диференсиас” (diferencias). В них чувствовалась любовь испанцев к украшениям, по количеству музыкального “орнамента” эти вариации можно сравнить с арабесками Альгамбры. Изобретательность композиторов была просто неистощима. Например, Энрикес де Вальдеррабано на тему популярного сатирического романса “Conde claros” написал пьесу из ста двадцати вариаций.

В конце XVI века количество струн гитары, по образцу лютни, увеличивается, и в последние два десятилетия XVI века в Европе, и в том числе в Испании стала распространяться гитара с пятью рядами. Она будет применяться до конца XVIII века.