flamenco.ru
flamenco.ru
flamenco.ru

Биографии гитаристов по городам Испании - Часть IX

Севилья

автор: © Сергей Каржавин
Из книги "Секреты гитары фламенко", тетрадь 1
обновлено: 15.07.2010

Севилья всегда славилась своими музыкантами, особенно знаменитый цыганский квартал Триана (Triana), воспетый во многих песнях фламенко. Этот квартал дал жизнь наиболее эмоциональным и «цыганским» исполнительским вариантам ряда форм фламенко, среди которых сигирийя, солеа, танго, тангильо. В Севилье наиболее ранним в истории фламенко стал известен Антонио Перес, передавший свое мастерство значительному количеству гитаристов.

Sevilla
photo: © sueanna

PÉREZ, Antonio (1835-1900). Антонио Перес. В знак уважения его часто называли Маэстро Перес. Его первый сын Антонио стал гитаристом, второй сын Маноло и дочь Кармелита выбрали танец. Антонио-старший был замечательным аккомпаниатором танцам. Одно время работал в кафе Burrero. Выступал в дуэте со знаменитым Маэстро Патиньо. С 1884 года работал в Мадриде. После окончания активной артистической деятельности занялся педагогической деятельностью. Среди его учеников были отличные аккомпаниаторы Хуан эль Хоробао (JOROBÁO, Juan), Пепе Роблес (ROBLES, Pepe), Мануэль Посо (POZO, Manuel), Монтерито (Monterito), Антоньито Гонсалес (GONZÁLEZ, Antoñito), его сын Антонио, (PÉREZ, Antonio) и, наконец, лучший аккомпаниатор Севильи того времени Антонио Морено (Antonio MORENO, 1872-1937).

GÓMEZ VÉLEZ, Manuel (псевд. Manolo de Huelva) (1892–1968). Мануэль Гомес Велес (Маноло де Уэльва). Нецыганский гитарист, которого Андрес Сеговия называл величайшим из живущих гитаристов фламенко. Одинокой и грандиозной фигурой стоял Маноло де Уэльва, чья техника игры была уникальной и не принадлежала ни к каким-либо региональным стилям. Родился Маноло в городке Рио-Тинто (пров. Уэльва). Очень молодым уехал в Севилью. Начал играть в возрасте семи лет, аккомпанируя певцам фанданго. Маноло прекрасно играл и классическую музыку и более всего любил исполнять произведения Баха и Скарлатти. Эту сторону его творчества очень хвалил Андрес Сеговия. Особенностью его техники фламенко была необычайно развитая подвижность большого пальца правой руки, который был у него немного загнут к запястью и имел мощный ноготь. Замечательно владел приемами расгеадо, а арпеджио у него звучали довольно скупо. Прием тремоло он просто презирал. Главным в игре он считал устойчивый четкий ритм и точность расстановки акцентов. Аккомпанировал Маноло практически всем знаменитым артистам того времени. Работал и в труппе Архентиниты (LÓPEZ, Encarnación) Las Calles de Cadiz в мадридском кафе La Zambra. Последнюю часть жизни Маноло провел в Мадриде. Маноло не оставил учеников, хотя многие гитаристы пытались подражать ему. В честь этого выдающегося артиста была учреждена премия Premio Manolo de Huelva для победителя конкурса гитаристов-аккомпаниаторов, который проходил в Кордове.

Следует упомянуть единственную, пожалуй, гитаристку фламенко Матильду Куэрвас (Matilde CUERVAS RODRÍGUEZ, 1.04.1887-?). Она исполняла в основном репертуар Хавьера Молины и Рамона Монтойи.

Второй этап истории гитары фламенко в Севилье создавали, прежде всего, три брата из городка Марчéна, что находится неподалеку от Севильи, Мигель де Марчена (Miguel JIMÉNEZ TORRES, псевд. Miguel de Marchena), Чико Мельчор (Antonio JIMÉNEZ TORRES, псевд. Chico Melchor, 1909-?) и самый известный из них, великолепный аккомпаниатор Мельчор де Марчена.

JIMÉNEZ TORRES, Melchor (псевд. Melchor de Marchena) (1907–1980). Мельчор Хименес Торрес (Мельчор де Марчена). Цыган. Он никогда ни у кого не учился. Основным его методом овладения секретами мастерства было наблюдение за игрой Хавьера Молины, Куррито эль де ла Херомы, Маноло де Уэльвы. Длительный период он провел в Севилье, а затем переехал в Мадрид, где долго работал в заведении Маноло Караколя Los Canasteros. Мельчор считал, что сольная игра на гитаре не является истинным фламенко, хотя иногда исполнял сольные композиции. Его кредо было в том, что фламенко не нуждается в украшении, и что главнейшая функция гитары – аккомпанемент. Мельчор записал в содружестве со всеми знаменитыми певцами того времени 107 дисков. В 1966 г. за выдающийся вклад в искусство фламенко Мельчор был удостоен премии Кафедры Фламенкологии в Хересе. Его дело продолжил сын Энрике де Мельчор (nrique JIMÉNEZ RAMÍREZ, псевд. Enrique de Melchor). Правда сейчас играет Энрике в ином, современном стиле, выступает с сольными концертами и с ансамблем музыкантов (хотя может играть и в отцовском стиле).

Славу гитаристов Севильи в XX веке вместе с Маноло де Уэльва и Мельчором де Марчена создал легендарный гитарист Ниньо Рикардо.

SERRAPI SÁNCHEZ, Manuel (псевд. Niño Ricardo) (1904-1972). Мануэль Серрапи Санчес (Ниньо Рикардо). Не цыган. Начал карьеру в кафе Salon Variedades, где он работал вторым гитаристом у Антонио Морено (MORENO, Antonio). Затем он перешел в кафе Novedades, где работал непосредственно под руководством Хавьера Молины. Роль Ниньо Рикардо в развитии музыки фламенко невозможно переоценить. Он сочинил огромное количество вариаций практически во всех формах фламенко, обогатил музыку множеством сложных аккордов. Ему подражали, многие гитаристы старались выучить весь его репертуар (кстати, так поступил и юный Пако де Лусия). За свою творческую карьеру он записал в содружестве со всеми знаменитыми артистами около 90 дисков. Но есть и ряд дисков с его сольными гитарными композициями, среди которых Toques flamencos de guitarra (Hispavox) и Niño Ricardo (ODEON, Barcelona, 1966). Недостатком его творчества было не очень отработанное и чистое исполнение. Рикардо постоянно импровизировал, сочинял новые вариации, и у него часто не было желания оттачивать долгими тренировками одну и ту же мелодию, исполнять ее длительное время в неизменном виде.

Список знаменитостей Севильи будет, конечно, неполным без Луиса Маравильи и его учителя Марчело Молины, а также Эдуардо эль де ла Малены (Eduardo GUTIERREZ SEDA, псевд. Eduardo el de la Malena, 1925.)

LÓPEZ TEJERA, Luis (псевд. Luis Maravilla, Marianas-hijo) (1.6.1914). Луис Лопес Техеpа (Луис Маpавилья или Маpианас-сын). Родился от нецыганских pодителей. Его отец известный в те времена певец Ниньо де лас Маpианас (LÓPEZ BENÍTEZ, Luis). Луис одинаково хоpошо владел гитаpой фламенко и классической гитаpой, котоpой он обучался тpи года у Мигеля Льобета. Гитаpой фламенко он начал заниматься в возpасте восьми лет у Маpчело Молины (MOLINA, Marchelo), котоpый был дpугом их семьи. В 12 лет Луис игpал почти пpофессионально. Его игpа была очень кpасива и нежна, но в то же вpемя соответствовала андалусскому стилю. Выступать Луис начал под псевдонимом Маpианас-сын, а уже позднее за свою игpу получил пpозвище «Чудо» (Maravilla). В 1928 г. Луис участвовал в конкуpсе гитаpистов в мадpидском театpе Zarzuela. В 1932 г. он отпpавился в Буэнос Айpес, где женился на танцовщице Пилаp Кальво (CALVO, Pilar), с котоpой оpганизовал тpуппу и гастpолиpовал в США. С 1936 г. по 1946 г. они жили в Нью Йоpке. Веpнувшись в Испанию в 1946 г., Луис pаботал до 1956 г. в тpуппе Пилаp Лопес (LÓPEZ, Pilar). В 1952 г. он получил во Фpанции пpиз за лучший диск года (Penas y Alegrías de Andalucía). После ухода в 1956 г. из тpуппы Пилаp Лопес он откpыл свой гитаpный магазинчик. Луис записал диск с уpоками гитаpы фламенко (Leccion de guitarra flamenca, Hispavox, 1967).

Из современных виртуозов можно отметить Висенте Амиго (AMIGO, Vicente, 1967), обучавшегося у Меренге де Кордовы, а также Рафаэля Рикени (RIQUENI del CANTO, Rafael, 1962).