flamenco.ru
flamenco.ru
flamenco.ru

Биографии гитаристов по городам Испании - Часть XII

Мадрид

автор: © Сергей Каржавин
Из книги "Секреты гитары фламенко", тетрадь 1
обновлено: 15.07.2010

В Мадриде, столице Испании, в конце «золотой эпохи» фламенко гремели имена четырех гитаристов. Это Патена (Manuel NAVARRO CORZÓN, псевд. Patena, 1883-1945), Пако де Лусена (Paco de Lucena), Луис Молина и гениальный Рамон Монтойя.

Madrid
photo: © Chemtec

MOLINA, Luis (1885-1925). Луис Молина. Родился в Мадриде. У него был брат Антонио Молина, который тоже был гитаристом, но значительно слабее. Луис был постоянным соперником Рамона Монтойи. Он использовал в своей игре большое количество арпеджио и пассажей (picados), тем не менее, его стиль был более строгим, чем у Рамона. Луис одинаково хорошо аккомпанировал и исполнял сольные вариации. В 1925 году его жизнь трагически оборвалась в автомобильной катастрофе.

MONTOYA SALAZÁR, Ramón (1879-1949). Рамон Монтойя Саласар. Цыганский гитарист. Интересно, что отец Рамона прекрасно играл, но категорически отказывался обучать сына. Маленький Рамон подслушивал под закрытой дверью игру отца. Но основным учителем Рамона стал Эль Каньито (El Cañito), к которому Рамон впоследствии был принят вторым гитаристом, а после смерти последнего, занял его место первого гитариста кафе. Современный, но уже старый гитарист Луис Маравилья замечает, что Рамон обладал высочайшей культурой звукоизвлечения, его музыка звучала «как чистый бархат». Эта особенность игры Рамона несомненно является результатом его знакомства и обучения у Мигеля Льобета. Непосредственным наследником манеры Патены и Рамона Монтойи был сын Патены Патена-сын (Pedro NAVARRO, псевд. Patena (hijo), 1907-1965).

Также следует упомянуть еще нескольких мастеров – последователя Рамона Монтойи Луиса Янсе (Luis YANCE FERNÁNDEZ, 1892-1938), чья игра в свое время потрясла Нью-Йорк, и Сальвадора Бальестероса.

К мадридской плеяде гитаристов принадлежит и династия Альварес из города Бадахос, что находится в центральной Испании. Это, в первую очередь, три брата Эрнесто де Бадахос, Пепе де Бадахос, и ученик Хавьера Молины и Рамона Монтойи третий брат Маноло де Бадахос, чей сын Хусто де Бадахос также стал известным гитаристом мадридской школы.

ÁLVAREZ SORUVE, Manuel (псевд. Manolo de Badajoz) (24.01.1892-1962). Мануэль Альварес Соруве (Маноло де Бадахос). Почти всю свою жизнь провел в родном Бадахосе. Работал со многими выдающимися артистами тех времен. В основном аккомпанировал пению. Был наиболее уважаемым гитаристом по сравнению со своими младшими братьями. Записал в содружестве с разными певцами более сорока дисков.

ÁLVAREZ SORUVE, José (псевд. Pepe de Badajoz) (19.10.1899-1975). Хосе Альварес Соруве (Пепе де Бадахос). В начале 20-х годов играл на вечеринках (juerga) в Мадриде. В 1927 г. был на гастролях в Северной Америке, сопровождая танцовщицу Марию дель Альбайсин (ALBAICÍN, María del). В 1928 г. выступал на конкуре гитаристов в Teatro de Zarzuela в Мадриде. Некоторое время работал в труппе Архентиниты (LÓPEZ, Encarnación), в составе которой в 1936 г. уехал из Испании в Буэнос Айрес. Там он сотрудничал с такими выдающимися танцовщицами, как Кармен Амайя и Росарио (PÉREZ PADILLA, Encarnación). В 1940 г. он ушел из этой труппы и уехал в Мехико. 1946 г. Хосе вернулся в Испанию и стал опять играть на вечеринках фламенко. В компании с различными певцами он записал около двух десятков дисков.

ÁLVAREZ SORUVE, Ernesto (псевд. Ernesto de Badajoz) (1900-1975). Эрнесто Альварес Соруве (Эрнесто де Бадахос). Младший брат двух других гитаристов Пепе де Бадахоса и Маноло де Бадахоса. До 1956 г. работал в парикмахерской в родном Бадахосе, а после уехал в Мадрид. В основном играл на различных вечеринках фламенко. В техническом отношении более слабый гитарист, чем его братья.

ÁLVAREZ, Justo (псевд. Justo de Badajoz) (1927). Хусто Альварес (Хусто де Бадахос). Гитарист. Родился в Бадахосе. Его отец Маноло де Бадахос. Основную часть жизни провел в Мадриде. Прекрасный аккомпаниатор и солист.

К мадридской школе относится и всемирно известный в 60-80 годы XX века Марио Эскудеро, хотя его игра более интернациональна, чем у ранних гитаристов.

ESCUDERO, Mario (1928). Марио Эскудеро. Родился в Аликанте, но еще в детстве был перевезен в Мадрид. Был учеником у Ниньо Рикардо и превзошел своего учителя в подвижности пальцев, хотя и уступал ему в фантазии и чувстве. Другим гитаристом, сильно повлиявшим на Марио, был Сабикас. Когда Эскудеро исполнял его композиции, то просто перевоплощался в него. Марио очень много выступает с сольными гитарными концертами, записал ряд дисков с Сабикасом. Считается одним из самых «техничных» гитаристов 60-х годов. Марио одинаково хорошо исполняет сольные номера и аккомпанирует. Интересен отзыв о нем Диего дель Гастора: «Прекрасный гитарист, но рожден, чтобы играть классическую музыку».

Другой всемирно известный современный гитарист из Мадрида, выступающий не только с сольными концертами, но и с оркестром, – Серранито (Victór MONJE SERRANO, псевд. Serranito, 1942).

В качестве примера современной генерации гитаристов Мадрида можно привести семью Карбонель, которая известна тремя именами. Это Пепе Монтойя (José CARBONELL LOZANO, псевд. Pepe Montoya, Montoyíta, 1926) со своим сыном по прозвищу Монтойита-сын (José CARBONELL MÚÑOZ, псевд. Montoyíta (hijo), 1961) и племянником Эль Болой (Agustín CARBONELL SERRANO, псевд. El Bola, 1967).

- – - – -

Завершая краткий обзор гитаристов фламенко, можно только добавить, что общее их количество, работавших в различных заведениях Испании, во много раз больше.