flamenco.ru
flamenco.ru
flamenco.ru

Биографии гитаристов по городам Испании - Часть VI

Гранада

автор: © Сергей Каржавин
Из книги "Секреты гитары фламенко", тетрадь 1
обновлено: 15.07.2010

В центре горной части Андалузии находится одна из жемчужин Испании – город Гранада. Формы фламенко, популярные в этом районе, пропитаны мавританским колоритом, как и архитектура города, увенчивающаяся знаменитым замком гранадских эмиров Альгамброй. Наиболее старым гитаристом Гранады, который известен в истории фламенко, был виртуоз Эль Мурсиано.

Granada - Albacyn
photo: © ramosmm

RODRÍGUEZ, Francisco (псевд. El Murciano) (1795–1848). Франсиско Родригес (Эль Мурсиано). Известно, что он аккомпанировал андалусским певцам на небольшой гитаре. Франсиско содержал небольшую харчевню, где, по словам М.И. Глинки, сам разливал вино для посетителей. В своем же заведении он и выступал. Глинка много часов провел вместе с Франсиско, пытаясь записать на ноты его импровизации, но все безуспешно. Сохранилась лишь нотная запись малагеньи, сделанная сыном Франсиско. Судя по отзывам современников, а также по нотной записи малагеньи, можно утверждать, что Франсиско обладал техническими возможностями на уровне лучших мастеров классической гитары того времени, что говорит о его выдающихся природных способностях.

Громкой славой на протяжении уже более века (четыре поколения гитаристов) пользуется в Гранаде артистическая династия Абичуэла из знаменитого цыганского квартала Сакромонте (Sacromonte). Самым старым из них, о котором сохранились достоверные сведения, был певец и гитарист Эль Вьехо Абичуэла (El Viejo Habichuela, кон. XIX-нач.XX). У него был сын гитарист Тио Хосе Абичуэла (José CARMONA FERNÁNDEZ, псевд. Tío José Habichuela, 1909-1986), у которого, в свою очередь, четыре сына также избрали профессию гитариста. Это Пепе Абичуэла (José Antonio CARMONA CARMONA, псевд. Pepe Habichuela, 1944), Луис Абичуэла (Luis Antonio CARMONA CARMONA, псевд. Luis Habichuela, 1947), Карлос Абичуэла (Carlos Antonio CARMONA CARMONA, псевд. Carlos Habichuela, 1958) и Хуан Абичуэла (Juan CARMONA CARMONA, псевд. Juan Habichuela, 1933), чей сын Хуан Кармона (Juan CARMONA, 1965) также продолжил семейную традицию.

Кроме семьи Абичуэла в Гранаде работали и другие серьезные гитаристы. Из ранних можно упомянуть Романа эль Гранаино (Román el Granaíno, 1905-?), учившегося у своего отца Сальватора и ставшего не только лучшим гитаристом Гранады, но и одним из лучших в Испании, а также Ремолино (José CORTÉS CORTÉS, псевд. Remolino, 1917) и его сына Ремолино (José CORTÉS CAMACHO, псевд. Remolino (hijo)).

Особо стоит фигура гитариста Мануэля Кано, сделавшего огромный вклад в историю фламенко.

CANO TAMAYO, Manuel (1926–1991). Мануэль Кано Тамайо. Наибольшей популярностью пользовался в 60-е и 70-е годы. Прекрасно исполнял и классическую музыку. В основном выступал с сольными гитарными концертами. Его исполнение отличалось филигранностью и отточенностью каждой ноты. Мануэль сочинил цикл пьес на народные темы, собранные Гарсиа Лоркой, написал замечательную книгу «Гитара фламенко». Мануэль записал ряд дисков со своими сольными композициями: Evocacion de la guitarra de Ramon Montoya (1964, Hispavox), El Flamenco fabuloso de Manuel Cano (1966, Hispavox), Temas flamencos para concierto (1968, Hispavox), Lo mejor de Manuel Cano (1967, Hispavox), вместе c гитаристом Виктором Монхе (MONJE, Victor) записал диск Tencion de sonoridades para dos guitarras flamencas (1967, Hispavox). Всего он записал более десятка дисков. В 1968 г. Мануэль Кано удостоился премии Кафедры фламенкологии (La Catedra de Flamencologia).