flamenco.ru
flamenco.ru
flamenco.ru

Биографии гитаристов по городам Испании - Часть VIII

Кордова

автор: © Сергей Каржавин
Из книги "Секреты гитары фламенко", тетрадь 1
обновлено: 15.07.2010

В Кордове начинал один из лучших гитаристов своего времени Пако де Лусена (Francisco DÍAZ FERNÁNDEZ, псевд. Paco de Lucena, 1859-1898). Работал он во многих городах Испании, и его игра не принадлежит ни к какому региональному стилю.

Cordoba - Mezquita
photo: © Allie Caulfield

DÍAZ FERNÁNDEZ, Francisco (псевд. Paco Lucena, Niño Lucena) (1.6.1859–1930). Франсиско Диас Фернандес (Пако Лусена, Ниньо Лусена). Гитарист и певец. Родился в г. Лусена недалеко от Кордовы. Его отец Хосе Бернардино и мать Хуана-Хосефа были родом из Кордовы. Пако обучался искусству гитары фламенко в Малаге, а прославился, выступая в Севилье в кафе Silverio. В 1878 г. Пако работал в труппе Cantes y Bailes Andaluces в кафе el Recreo в Кордове. В 1879 г. выступал в кафе Gran Capitan тоже в Кордове. Пако внес в свою игру много элементов классической техники. К ним относятся сложные арпеджио (arpeado), тремоло классического типа (p,a,m,i). Кроме этого, Пако обогатил свои вариации необычными для того времени аккордами, приводя в восторг слушателей. До 1898 г. он провел тихую жизнь гитариста в родном городе. Говорят, что у Пако была интересная причуда, которая заключалась в том, что в день открытия нового сезона он ломал свою гитару, считая, что после починки она лучше звучит. Игру Пако Лусены очень высоко ценил Андрес Сеговия, он даже записал на ноты несколько его вариаций на темы солеа.

Отметим также современного старого гитариста Хуанито Серрано, который выпустил в 1974 году книгу Flamenco guitar. Technicas basicas.

SERRANO RODRÍGUEZ, Juan (1929). Хуан Серрано Родригес (псевд. Хуанито Серрано). Сын гитариста Антонио эль дель Лунара (Antonio SERRANO CARMONA, псевд. Antonio el del Lunar, 1891-1965) и певицы Сесилии Родригес (RODRÍGUEZ de SERRANO, Cecilia). Хуан начал обучаться игре на гитаре в возрасте 9 лет у своего отца и впоследствии больше ни у кого не брал уроков. В возрасте 11 лет уже аккомпанировал своей матери. Первый свой профессиональный дебют Хуан совершил в 13 лет в компании певца Хуана Переса (PÉREZ SÁNCHEZ, Juan). Причем аккомпанировать ему пришлось и певцу и танцовщице. В течение своей творческой карьеры он аккомпанировал всем знаменитым артистам фламенко XX-го века. До 1955 года Хуан работал в США в составе труппы.этой труппой он долгое время гастролировал в Америке и Европе. Когда труппа давала концерты в Вашингтоне, он начал выступать с сольными концертами. В 1965 году Хуан получил Золотую медаль от Испанской Академии изящных искусств во время его представления в Испанском павильоне на Нью-Йоркской Всемирной выставке В 1966 г. ему была присвоена степень Доктора изящных наук Коннектикутским университетом. В 1967 г. Хуан удостоился и премии Кафедры Фламенкологии Хереса.

В настоящее время в Кордове известны три гитариста еще из одной творческой династии Томате. Это, в первую очередь, Рафаэль эль Томате (Rafael MÚÑOZ MÉNDEZ, псевд. Rafael el Tomate, Rafael el Cordobes, 1914), затем его племянник Эль Томате (Juan MÚÑOZ EXPÓSITO, псевд. El Tomate, 1944) с сыном Эль Томате (Juan Manuel MÚÑOZ, псевд. El Tomate, 1970).

В Кордове также родились и выросли знаменитые гитаристы Мариано де Кордова (Mariano de Córdoba, нач. XX в.) – учитель известного гитариста Рафаэля Ногалеса, Пако Пенья (псевд. Paco Peña, 1942), Рикардо Миньо (псевд. Ricardo Miño, 1949) и многие другие.