Батик в европе и америке. История батика История возникновения батика в японии кратко

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо - в чашечке цветка.

Уильям Блейк, перевод С. Я. Маршака

Кубовая набойка. Фрагмент. Лен. XIX в. Россия. СПб, Этнографический музей

Слово batik (малайск. batek) производят от малайско-индонезийского слова titik (titek) - точка, капля. Это единственное, что известно о термине достоверно. Слово «батик» в Индонезии появилось довольно поздно, возможно, после XVI века. Со временем и сам процесс создания рисунка с помощью расплавленного воска и готовую ткань стали называть батиком. Тот же термин в наше время перешел и на набивную фабричную ткань, и на сделанную с помощью современной цифровой печати (принт).

Слово «батик» стало в Индонезии синонимом ткани с рисунком. Кроме того, приемы резервирования воском используют на любых поверхностях. Например, в Малайзии, Индонезии это делают на ткани, бумаге, дереве, бамбуке, кокосе, коже, меди, стекле, зеркале, керамике. И всё это называют батиком. Формально можно считать, что батиком следует называть только традиционную технику создания рисунка на ткани с помощью воска или подобных составов.

Древнейший способ украшения тканей путем резервирования узора разогретым воском, парафином, смолой или другими веществами был известен во многих странах, начиная еще с Шумера. Сохранились египетские коптские ткани изо льна и шерсти III-VIII веков с белым рисунком на синем и красном фоне.

В Японии, Шри-Ланке, Перу, Иране, Армении, Азербайджане, африканских странах также бытовали приемы горячего батика.

Известно, что в VI веке в Малайзии делали материал из коры дерева. Узор наносили воском, собранным у диких пчел, а окрашивали краской из красного камня (охрой) или сажей. Это древний метод окрашивания ткани в Китае. Письменные источники сообщают, что ещё в III веке до н. э. народность мяо и некоторые другие начали применять восковую технику для создания не только индиговых, но и разноцветных тканей и достигли совершенства.

Так чантингом наносят восковые узоры в Индонезии

Считают, что в Индонезии батик начал развиваться в начале нашей эры. Трудно сказать, является ли Индонезия родиной батика, или он появился здесь под влиянием индийских и китайских традиций. Известно, что в изолированной от влияний горной местности на Южном Сулавеси создавались ткани, сначала с помощью рисовой пасты, а позднее воска. Скорее всего, развитие батика шло с разных сторон.

Мировая слава индонезийского батика - результат соединения уникальной техники и художественного мастерства, с которым воплощаются древнейшие узоры, тщательно сохраняемые до наших дней. Их насчитывают несколько тысяч, но учесть все возникающие варианты невозможно. Именно в Индонезии техника батика была доведена до совершенства благодаря тому, что она стала придворным искусством во дворцах Центральной Явы. И сейчас, в первую очередь, остров Ява славится своими батиками. Это традиционные ткани, которые и сегодня используются в стране как повседневная и праздничная одежда большинством населения Индонезии, причем и мужчинами, и женщинами. При традиционном способе отрезы ткани из хлопка или льна несколько дней подготавливали к росписи: размягчали, стирали, выдерживали в различных растворах, отбивали колотушками.

После длительной подготовки наносили рисунок воском. Вариантов воскового резерва немало. Кроме пчелиного воска в состав входят парафин, жир, кокосовое масло, смола и канифоль для сгущения состава и другие компоненты, которые, порой, являются семейным секретом. В результате резерв на ткани похож на рельефный узор разных тонов - от ярко жёлтого до коричневого. Резерв когда-то наносили бамбуковой палочкой, позднее - кистью.

Ввоз в страну тонких тканей из хлопка, - индийских, потом голландских и потребность высших слоев общества в изысканной одежде привели в XVII веке к изобретению металлического чантинга с ручкой из бамбука. Благодаря ему рисование воском в эту эпоху достигло расцвета. Следующий этап в создании батика - крашение ткани. Изначально использовали растительные красители - корни, листья, кору.

В традиционном варианте для первого крашения берут индиго. Ткань опускают в холодную краску много раз в течение полутора недель и больше. Она приобретает все более темный синий цвет. Старинные батики окрашивали в один цвет. Около 1700 года было изобретено дополнительное крашение в коричневый цвет корой дерева сога. Каждый этап окрашивания завершается полосканием ткани в проточной воде и высушиванием. После каждого крашения воск удаляют очень просто - ткань немного «варят» в кипятке и воск тает. Затем наносят следующий резерв.

В заключение, несмотря на прочность растительных красителей, их закрепляют в растворе из буры, квасцов, сахара и сока лимона. И, наконец, ткань стирают. Так рождается настоящий батик.

Индонезийский батик, расписанный чантингом, называют «тулис», что буквально означает «письменный». В середине XIX века на Яве стали наносить восковой узор с помощью медных штампов - чапов. Большинство батиков ручной работы сегодня изготовляют именно так. А ткань называется каин чап. Узор с помощью штампа получается более точным, а каждый фрагмент - одинаковым. Это помогает отличить чап-батик от тулис-батика. В то же время, чап-батик теряет свою одухотворенность, очарование рукотворной линии, в которую вложены и мысль, и чувство.

Современный батик. Индонезия, о. Бали. Фото М.Цыганова

В 1960-е годы, видимо, под влиянием европейской и американской культуры в Индонезии стали создавать батик-картины, панно, занавесы с сюжетами, близкими западной живописи и непривычными для традиционного батика: пейзажами, фигурами людей, бытовыми сценами, абстрактными композициями. Со временем ткани стали использовать для кроеной одежды, мебели и других целей. Ткани, созданные по традиционной технологии дороги, и производство их не рентабельно. Поэтому древняя сложная длительная технология создания батика сейчас сохраняется лишь в отдельных мастерских. Обычно используется упрощенный вариант, а чаще - штамп. Сегодня, когда батик на островах делают повсеместно, можно встретить и современные приемы, подобные нашему горячему батику. Колонизация Индонезии и Индии способствовала развитию батика и его проникновению в Европу.

Европейский (и, в том числе, наш) способ работы с воском имеет очень отдаленное отношение к традиционному батику.

Индонезийский батик стал известен европейцам через Голландию в конце XIX - начале XX века, а, возможно, и раньше. Но отношение к нему было довольно пренебрежительное. На взгляд европейца эти изделия казались «малоизящными и антихудожественными», хотя их «характерность» все же была оценена.

В Голландии с 1835 года были открыты несколько фабрик, на которых учили батику привезенные с Явы мастера. К началу 1900-х годов батик массово производился в Германии. Здесь было сделано многое для развития и популяризации ручного воскового батика в наше время. В начале ХХ века в Германии был создан батик-штифт для нанесения воска, позднее к нему присоединили элемент питания. Появились приемы многократных перекрытий воском или, наоборот, поверхностное нанесение красителей. В конце ХХ века популярность батика в Европе достигла своего пика.

В России с древности использовали технику, подобную восковому батику. В ХVI-XVII веках она достигла совершенства. Для резерва (вапы) применяли, кроме воска, глину, гречневый клейстер с квасцами. Состав наносили кистями. Если узор делали резными досками, то ткань называлась выбойкой восковой. Окрашивали ткань погружением в индиго - кубовым крашением, поэтому сейчас их называют кубовой набойкой.

Появление в Европе восточных тканей в технике батик привело в начале XX века к увлечению ручной росписью тканей. В России в 1910-1911 годах издавались руководства по живописи на тканях, росписи на шелке и хлопке, технике воскового батика на бумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканях, бумаге, пергаменте, картоне, предназначенные для многочисленных промышленных артелей и домашних хозяек.

«Живопись на тканях принадлежит к разряду лучших изящных ремесел и обладает таким разнообразием видов, какого не найти в другой области...», - писали в одном из таких руководств. Издание 1916 года называлось «Батик. Новый вид живописи по бумажным, льняным, шерстяным и шелковым тканям». Потом было не до батика… Вновь появился горячий батик уже в советское время - в 1930 году, когда в Ленинграде в «Товариществе художников» была создана первая мастерская по росписи тканей. В отличие от известной в то время набивки, горячий батик назвали «новым методом росписи». Упростив его, расписывали косынки, шарфы, шали.

Воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно. Поэтому появился иной, более доступный способ работы - холодный резерв, который наносят стеклянной трубочкой. Он имитировал горячий батик.

В России в 1936 году он стал применяться в артели «Трибуна». Возможно, термин «горячий батик» появился у нас одновременно с «холодным батиком», чтобы различать их. Изменился резервный состав, инструменты для его нанесения, стиль и приемы росписи. Этот способ несколько ограничивает свободу художника, так как все детали рисунка имеют контурную обводку резервом и расписываются красками внутри контура, а рисунок приобретает своеобразную графическую четкость и плоскостность. Так изготавливали косынки, шарфы, галстуки, купоны на платья, изделия для интерьера: занавесы, скатерти, салфетки, абажуры. В тот период роспись была средством агитации и возможностью самостоятельно сделать ткань с рисунком.

После периода авангарда в искусстве «…русский Шелковый путь надежно заасфальтировали. Обнесли забором. Началась эра советского «декоративно-прикладного искусства». И работа по шелку - батик, если угодно - и на деле, и в сознании надолго превратилась в платки с розами, ромбиками, рыбками, в декоративные панно «Осень», «Весна», «Закат», «Рассвет», в элемент костюма, в газовые шарфики с разводами…», - емко характеризовала советский период художник Марина Лукашевич.

Наши надомницы в 1940-е - 50-е годы расписывали платки еще с помощью электрического штифта и парафина с добавками. В 60-е годы перешли на стеклянные трубочки и холодный резерв. Холодный батик получил широкое распространение во многих странах в 1970-е -80-е годы. С конца 1930-х и до конца 1990-х годов все наши учебные пособия, называвшиеся «Роспись тканей» описывали, главным образом, эти две техники. Таким образом, понятие «батик» стало синонимом «росписи тканей». Более краткое обозначение в русском языке обычно побеждает - с начала ХХI века стало появляться всё больше книг о «Батике».

Электрический батик-штифт Ирины Трофимовой на фоне индийского батика середины ХХ века

Татьяна Шихирева:

«Я увлеклась горячим батиком и стараюсь не отклонятся… Тот, кто работал в этой технике, знает, что сначала надо делать самое светлое, потом темнее и темнее. И все время надо держать в голове, что у меня было светлое, что темное. Это настолько интересно и увлекательно, что отказаться от такой работы сложно».

Елена Дорожкина:

: «Чем больше занимаюсь батиком, тем дальше ухожу от его классических техник (холодный, горячий). Они ограничивают меня в творческих желаниях, не дают возможности делать сложные сюжетные композиционные задумки. Холодный батик - это контур - граница, он не позволяет создавать тонкие, живописные оттенки. Горячий - вовсе с воском, где все очень декоративно, но односложно и плоско, эти техники, как правило, подразумевают декорирование ткани для одежды, собственно, для чего и был изобретён батик. Мне этого не достаточно. В процессе многолетней работы в батике, я открыла для себя свою технику, позволяющую мне реализовать мои сюжеты на шелке. Моя техника - это свободная роспись. Как правило, по предварительному эскизу. Шелк позволяет красиво, нежно растекаться краске, и часто сам подсказывает новые эффекты, надо только их уловить, проявить, подчеркнуть. Процесс сложный, тонкий, но интересный. Можно сказать, мы с этой техникой взаимодействуем» .

Дорожкина Елена (г. Королёв). Лето. 2005. Шелк. Свободная роспись. 49х50 см.

Основатель латышской школы гобелена художник Рудольф Хеймрат (1926-1992), начинал свою деятельность в 1950-е годы с батика и керамики.

Нашла работу Хеймрата в технике гобелена. В 70-е годы Хеймрат органично вводит в гладкий гобелен разнообразные техники - настилы, обвивки, ажурные переплетения, ворсовые узлы, использует сизаль, лен, металлическую нить.

Рудольф Хеймрат (1926-1992). «Рыбачки». 1968 г. Латвийская ССР, г. Рига. Шерсть, лен, плотность основы 2 нити на 1 см. 200х250 см.

фрагмент

В начале 1960-х годов Юозас Бальчиконис (1924-2010), основатель литовской школы художественного текстиля, начал свои опыты в технике горячего батика. Это были занавесы и настенные панно изо льна по мотивам литовских народных песен и легенд. Его опыт интересен до сих пор, в частности потому, что он, кажется, единственный художник (в СССР и нынешней России), который использовал в батике растительные красители. Например, зеленоватые и коричневые тона художник получал из древесной коры, мха и ржавчины.

Бальчиконис Кястутис (Литва). Праздник на Немане. 1978. Хлопок. Горячий батик. 230х304 см. Национальный музей Литвы.

Монументальные батики, близкие фресковой живописи, на выставках производили сильное впечатление. Становилось ясно, что батик вполне достоин занять место в общественном интерьере.
Выставка Юозаса Бальчикониса в Москве в начале 1970-х годов произвела настолько большое впечатление на Ирину Трофимову, что всю дальнейшую творческую жизнь она посвятила этому виду искусства. Технику батика художник изучала в Дели. Посетила многие азиатские республики и страны Юго-Восточной Азии. За полвека работы (с 1962 года) в авторском батике она никогда не изменяла горячему батику, собственному стилю и монументальному размеру полотен (обычно они имеют размер 265х100 см.). Ирина Трофимова считает, что традиционная древняя техника не ограничивает возможности автора, а помогает в творчестве. Заслуженный художник России, она более 30 лет работала в объединении «Весна». Создала более 1000 тематических и сувенирных рисунков для головных платков, отмеченных наградами. Более 100 монументальных панно, многие из которых хранятся в музеях страны и за рубежом. И каждый год появляются новые серии, посвященные различным темам. На полотнах обычно присутствуют крупные фигуры в костюмах, точно соответствующих эпохе, предметы, символизирующие выбранную тему.

Трофимова Ирина (Москва). Египет. Китай. Средневековье. Триптих. 2010. Хлопок. Горячий батик. 265х100 см.

Для художника, работающего в текстильном производстве (дизайн тканей, головных платков, занавесов), авторский батик с 70-х годов стал отдушиной, позволял заниматься свободным творчеством.
В период перестройки батик был хорошей подмогой для тех художников, которые оказались невостребованными. Многие мастера гобелена переключились на роспись.

Косульникова Елена (Москва). Русский Север. 2011. Горячий батик.

Татьяна Шихирева:

"Мне хочется показать драму, трагедию, которая развивается в данном образе. Я всегда иду от какой-то интриги. Мне очень нравится рисовать подробности, например, шейку с оборочкой, свадьбу с цветочками. Интересно обращение к какой-то другой эпохе. Много копаюсь в книгах по истории, моде разных эпох, нахожу для себя какой-то образ и создаю свою собственную картинку."

Шихирева Татьяна (Москва). Благовещенье. Левая часть композиции. 2000. Горячий батик

Чагорова Татьяна (Пенза). «Много девок, - я один». Полиптих. 2010. Хлопок. Горячий батик. 180х80см. каждая часть


Гамаюнова Ольга (Москва). Зима. Центральная часть триптиха. 2006. Шелк. Холодный батик

Лукашевич Марина. Человек и кошка. Шелк. Двойной батик

Ложкина О. (Ижевск). Песнь предков. Холодный батик. 145х60 см.

Шихова Светлана (Узбекистан, Фергана). Продавец дынь. 2010. Шелк. 70х60 см.


Шихова С. «Чор-минор». Объемный батик. Шелк, эксельсиор. 60х80 см. Узбекистан, Фергана. 2010

Шихова С. «Весенний месяц Рамазан». Объемный батик. Шелк, эксельсиор. 65х75 см. Узбекистан, Фергана. 2010

Талаев Александр. Рождественская ночь. 2009. Шелк. Свободная роспись

Сюжеты Марии Каминской бесконечно разнообразны. Это полевые и садовые цветы, морские обитатели и насекомые, реальные и вымышленные персонажи в окружении реалистичных бытовых деталей, пейзажи, изящные декоративные композиции, то загадочные, то поэтичные, то светлые, то сумрачные. В этом мире художника даже рыбы имеют свое лицо и характер. Интерьер - всегда с окном, за которым город, то ли реальный, то ли придуманный. Многоцветные или утонченно монохромные панно, лаконичные или с подробностями, которые можно разглядывать бесконечно. Чтобы ни было изображено в работе, это всегда декоративно, живописно и реалистично одновременно.

Каминская Мария. Стрекозы. Из серии «Шелковый путь». 2009. Шелк. Холодный батик


Каминская Мария. Платок "Гранатовый", Шёлк/Батик 55см x 55см 2007 г.

Каминская Мария. Берег. креп-шифон/батик 60см x 60см 2009 г.

Каминская Мария. Натюрморт с чайниками, фактурный шёлк/батик 63см x 63см 2010 г.

Сергей Пушкарёв (Сергиев Посад). Зимнее солнце. 1985. Шелк. Авторская техника. 90х160 см

Сергей Пушкарёв. Старинная музыка. Часть триптиха. 1980. Шелк. Авторская техника. 90х110 см. Москва, Музей современного искусства

Узденикова Елена. Иллюстрация к персидской сказке «Золотой сазан». 2002. Шелк. Холодный батик, роспись. 15х25 см.

Книжный график Елена Узденикова, занимаясь одновременно и батиком, органично совместила роспись на шелке с книжными иллюстрациями к персидским сказкам. При издании (в отличие от древних свитков), иллюстрации будут выполнены обычным полиграфическим способом, но миниатюры сохранят необычный эффект рисунка на ткани.



Любые живые чувства и мысли, волнующие художника, как это ни покажется кому-то странным при разговоре о декоративном искусстве, можно передать в картине на ткани. И если они действительно есть у автора, то легко найдется и соответствующее нестандартное, естественное композиционное решение. Тогда не понадобятся формальные приемы деления плоскости квадратами, полосами и прочими геометрическими фигурами, эти «строительные леса», не несущие никакой смысловой нагрузки.

Для зрителя, если он не разбирается в приемах росписи, не имеет значения, в какой технике сделано произведение. Он воспринимает образ в целом... Работа горячим воском завораживает, она сродни древней магии. Если художник работает в «чистой» технике горячего батика это представляет особый интерес, но это не значит, что холодный батик и другие, авторские, смешанные техники «хуже». Это просто разные способы декорирования ткани.

Кимоно. Фрагмент. Япония

Живопись на шелке минеральными красками традиционна для Китая. Японские художники издавна используют при создании, например, кимоно одновременно резерв, трафарет, утонченную роспись, вышивку, золочение.

В наше время, когда смешиваются не только отдельные виды искусства, но даже искусство, техника и наука, неудивительно, что пытливый художник сочетает в одной работе разные техники, хотя в чистоте определенного вида росписи есть своя прелесть. Постоянно изобретаются все новые приемы работы на ткани.

Акриловые краски - современный аналог древних минеральных красок и прежних приемов борьбы с растеканием красителя, таких, как добавление в краски соли, загусток из крахмала, траганта, желатина и т. п. Масляная краска активно использовалась в русской старинной набойке, в создании театральных костюмов. Картина, написанная масляными красками на холсте - это тоже живопись на ткани. Но роспись на ткани в других техниках, которую можно принять за живопись маслом, например, вряд ли можно считать положительным явлением, как и любую имитацию одной техники средствами другой. Плотные укрывные краски дали художникам возможность делать рисунок на ткани свободно, как на бумаге. Художник выбирает то техническое средство, которое максимально поможет выразить задуманное.

Анна Милосердова:

«Профессионал, мне кажется, - это человек, знакомый со всеми известными и владеющий всеми доступными технологиями. Я за эксперимент, так как он рождает новые эффекты, новые приемы и технологии, часто авторские, а с ними - новые настроения и ощущения у зрителя, вплоть до нового взгляда на мир…
Акрилом пользуюсь активно, считаю, что не нужно пренебрегать хорошими изобретениями. Это универсальность, широкая, активная палитра, стойкость, долгий срок жизни, новые эффекты. Правда, краски по-разному реагируют на свет, это нужно учитывать… Почему акрилом на ткани, а не на бумаге? Потому что ткань - не бумага. Акрил не уравнивает бумагу и текстиль, и не он определяет выбор техники. Разные свойства, разные эффекты, отсюда разные решения, разный результат, разное восприятие. Если работа в текстиле наводит на мысль, почему не на бумаге, значит, автор не вполне знает и понимает материал и не умеет пользоваться его особенностями.»


Милосердова Анна (Москва). Ход вещей. Триптих. 2007. Шелк. Холодный батик, роспись. 70х210 см. Москва, Дарвиновский музей

Бывает, что технические приемы нагромождаются друг на друга, это воспринимается как насилие над рисунком и тканью. Лаконичное решение обычно самое оптимальное... Использование валиков, штампов или механизированных приемов, их напоминающих, в станковом батике представляется бессмысленным. На то он и авторский, уникальный. Штамп уместен при тиражированном производстве ткани или утилитарных изделий... Яркие краски еще не гарантируют «яркое» произведение. Таковым его делает личность художника.

Работы современных художников показывают - батику подвластно всё. Любые темы и масштабы: широкоформатный, высокоформатный, и даже многосерийный, преодолевающий таким образом изначальную ограниченность ширины ткани. Батику доступны все жанры: пейзаж и портрет, абстрактные декоративные композиции и жанровые сцены, натюрморты и анималистика.

Годич Марина. Зимний вечер. 2010. Шёлк. Холодный батик. 56x56см.

Батик может поражать зрителей перед началом спектакля масштабным занавесом или грандиозными размерами на выставке, в музее или в общественном интерьере. Может радовать небольшой картиной, висящей дома над диваном или в строгом директорском кабинете. Батик может превращаться в скатерти-салфетки, традиционную национальную и европейскую одежду.

У него лишь одно уязвимое место - беззащитность перед временем. И, тем не менее, недолговечная ткань часто намного переживает своих создателей. Если бы существовал архив произведений искусства, где бы могли найти пристанище работы любых авторов, мы были бы намного богаче. Пока, в некоторой степени, преодолевают эту проблему только музеи. Пора создавать и в России музей, если не батика, то текстиля в целом. А начать можно было бы с серьезной, масштабной выставки, посвященной и истории, и современному батику.

дневниковые записи и персональный сайт Ирины Дворкиной

Полвека авторского батика

Полвека авторского батика. Часть 2

Сайт Ирины Дворкиной

Шихова С. «Продавец дынь». Объемный батик. Шелк, эксельсиор. 70х60 см. Узбекистан, Фергана. 2010. Фрагмент

Голландцы первыми начали применять батик для изготовления декоративных тканей в первой половине XIX века. Но уже к середине века они потеряли свое влияние на европейский рынок и развили предпринимательскую деятельность на Яве. Таким образом, открылись целые мануфактуры по производству батика, которые следили за господствующими направлениями и умели угодить самому взыскательному покупателю.

В то же время английская хлопчатобумажная промышленность, опираясь на высокую технологию ситцевой набойки постепенно обгоняет нидерландскую. Это повлияло на то, что уже наработанным технологиям батика стало грозить забвение.

Но в начале XX века батик снова вошел в моду в Европе, Англии и Америке. Произошло это благодаря энтузиазму небольшого числа художников, которые, очарованные батиком, отправлялись в далекие страны и изучали у индийских и индонезийских мастеров уникальную технику батика. Таким образом, уже к середине прошлого столетия техника батика насчитывала большую армию своих почитателей и последователей по всему миру. Расписывать батик становится не только модным, но и престижным.

Батик в России

Большую часть XX века Россия оставалась за «железным занавесом», поэтому батик у нас появился только в начале века. Именно тогда и изобрели резервирующий состав, который не требовал нагревания - появился холодный батик. Но несмотря на новые открытия батик в России развивался медленно. Художникам чаще приходилось не творить, а приспосабливаться.

Во времена нэпа был значительный спрос на платья с асимметричными рисунками, шелковые шали с изысканным орнаментом в восточным стиле. Это на некоторое время обеспечило художников работой, но постепенно мода прошла и им пришлось искать новые источники заказов.

В основном батик распространялся в крупных городах, таких как Ленинград и Москва. Несмотря на отсутствия опыта художники увлекались росписью шалей, штор, платков. Для обмена хоть каким-то опытом художники объединялись в артели.

Сюжеты росписей того времени диктовала сложная политическая ситуация в стране. Поощрялась советская символика.

Второе дыхание Русскому батику подарила ныне заслуженный художник России Ирина Трофимова. Ей удалось выехать за границу на родину батика. Благодаря ей в России появилась первая подробная информация об этой технике.

В 1970-е годы появилось новое поколение художников - текстильщиков, получивших образование в Строгановском и Мухинском училищах, в текстильном или в технологическом институтах. Они осознанно выбирали путь художника, занимаясь исключительно «авторским батиком».

Постепенно батик стал полноправным участником всех художественных выставок, как всесоюзных, так и международных масштабов.

Техники батика

Холодный батик. Технология холодного батика появилась не так давно - с развитием химических знаний. Это произошло в начале XX века. Главной отличительной особенностью резервирующего состава является то, что он не требует нагревания. Это делает холодный батик очень доступным для широкого круга художников и любителей.

Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку.

После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть. Более чем на 24 часа оставлять незакрашенным наведенный рисунок на ткани не рекомендуется, так как в этом случае резервирующий состав дает ореол вследствие выделяющегося жира и краска при заливке не подходит вплотную к контурной наводке.

Холодный батик представлен тремя техниками: классический, многослойный, незамкнутая графика.

Итак, классический батик - создается методом наводки резервирующих линий, ограничивающих замкнутые плоскости. В результате этого получается рисунок, напоминающий витраж и расписывающийся в один слой (см.пр.8).

Многослойный батик создается также по витражному принципу. Но при этом используется несколько наложений цветовых тонов друг на друга (см.пр.9).

Незамкнутая графика. Расписывается без использования замкнутых плоскостей. В этой технике резервирующие линии разрываются. Это позволяет цвету одной плоскости входить в цвет другой (см.пр.10).

Свободная роспись. Техника свободной росписи - это, пожалуй, самый быстрый способ создать интересную живописную работу. Свободная роспись отличается от классического горячего и холодного батика тем, что больше похожа на живопись, чем на батик. На загрунтованной ткани создают композицию, как на бумаге. Благодаря грунтовке краски меньше расплываются и сохраняют форму мазка. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком.

Свободная роспись также включает в себя три техники: акварельная, трафаретная, графика по свободной росписи.

Акварельная техника - ткань расписывается по «сырому» с подсушиванием в определенных местах и применением спиртового эффекта (см.пр.11).

Трафаретная техника. Рисунок создается с помощью трафарета и специальных баллончиков для распыления красителя (см.пр.12).

Графика по свободной росписи. Создается с применением солевой техники и наводки резервом (см.пр.13).

Горячий батик. Горячий батик наиболее древняя разновидность росписи по ткани. Горячим способом называется потому, что резервирующее вещество, которое используется при росписи, наносится на ткань только в горячем виде. В качестве резервирующего вещества используют парафин, воск, стеарин или их смесь. Его наносят на ткань с помощью кисти или специальной медной линейки.

В горячем батике различают следующие основные способы работы:

1. Простой батик (в одно перекрытие).

2. Сложный батик (в два и более перекрытий. См.пр.14).

3. Работу от пятна (см.пр.15).

Простой батик. Рисунок по шаблону наносят на ткань при помощи кистей, штампов, ножей, воронок или каталок разогретым резервирующим составом. Получается контурный рисунок, геометрический или растительный орнамент.

Роспись способом сложного батика состоит из нескольких этапов, из которых каждый как бы повторяет роспись способом простого батика: после первого перекрытия фона и его высыхания снова наносят рисунок резервирующим составом и снова перекрывают всю поверхность натянутой на раму ткани. Такие перекрытия можно повторять до четырех раз. Перекрытия идут последовательно от светлого тона к темному.

Перед каждым новым перекрытием краской необходимо проверять качество покрытия резервирующим составом и заботиться о том, чтобы весь узор в соответствии с шаблоном был переведен на ткань.

Роспись от пятна - самая сложная и интересная работа по оформлению ткани. Этим способом обычно выполняются изделия, украшенные растительным орнаментом. Принцип работы тот же, что и в сложном батике, но вместо сплошных последовательных перекрытий всей ткани здесь на полотно в соответствии с эскизом наносят расплывчатые пятна разных цветов. По каждому из этих пятен идет соответствующая эскизу первоначальная прорисовка орнамента резервирующим составом, далее эти же пятна или соседние с ними участки фона перекрывают другим цветом, и снова идет дальнейшая дорисовка орнамента. Эту процедуру можно повторять не более трех раз. Перед последним перекрытием окончательно прорисовывают орнамент и в заключение все полотно перекрывают каким-либо темным цветом. Как правило, такого рода рисунки всегда имеют темный фон, так как необходимо, чтобы он перекрыл краску, расплывшуюся за пределы рисунка. Происходит как бы работа сложным батиком на отдельных участках декорируемой ткани. Это дает возможность при небольшом количестве перекрытий добиться тончайших переходов цветов и их оттенков.

При росписи необходимо следить, чтобы каждый слой краски, накладываемой на ткань, полностью просыхал, а резервирующий состав застывал.

В горячем батике цветовая лепка объемов строится как на контрастных, так и на тонких сочетаниях. Как правило воображение зрителя поражает именно эта специфическая особенность батика - множественные слои словно просвечиваются сквозь друг друга.

Узелковый батик. Узелковый батик по праву можно считать одним из древнейших видов оформления ткани. Это искусство имеет тысячелетние традиции.

По определенной схеме узора на неокрашенном полотне завязывают очень маленькие узелки, крепко перевязывая их нитью. Потом ткань окрашивают, нити удаляют. В результате получается удивительный и неповторимый узор. Подобным образом можно окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые.

Многие страны могут похвастаться особым способом крашения ткани в данной технике.

Например, в Индии узелковый батик называют «бандана». Там придумали дополнительный эффект в технологии. Индийские мастерицы научились, поддевая ткань при помощи длинного острого ногтя на мизинце, завязывать тысячи мельчайших узелков. И таким образом создавать сложные многоцветовые орнаменты. К тому же каждый узелок завязывают не отдельной, а общей нитью. Сделав ею несколько витков на приподнятом ногтем фрагменте ткани, ею же обматывают следующий приподнятый участок. После окрашивания и просушивания ткани ее не разглаживают. Таким образом материал сохраняет эффект гофрировки. Такой способ позволяет создавать ткани даже со сложным цветочным или «огуречным» рисунком (см.пр.16).

В Западной Африке свои представления о технологии покраски ткани, которую здесь традиционно покрывают крупными ромбовидными узорами. Высота таких ромбов велика, - равна среднему росту человека от плеча до ступней. Такой крупный орнамент красиво смотрится в складках одежды, которая представляет собой прямоугольное полотнище шириной в размах рук с прорезью для головы.

Современному человеку очень сложно найти время для завязывания тысячи узелков на ткани. Поэтому остановимся на основных и более простых способах окраски.

«Шибори». Слово «шибори» - японского происхождения и означает «выкручивать», «вращать», «прессовать». Неудивительно, что данная техника появилась в Японии, на родине оригами.

Если сложить и сильно спрессовать ткань, а затем расписать объемный сверток, то окрасится в соответствующий цвет преимущественно поверхность свертка. В зависимости от плотности ткани, времени окрашивания, а также прессовки краска может глубже проникать в ткань. Тем самым достигаются различные оттенки цвета, при этом основание складок ткани остается неокрашенным. Узор же зависит от различных способов складывания ткани (см.пр. 17).

С незапамятных времен люди научились раскрашивать и украшать ткани, сделав это занятие одним из важнейших ремесел. Первые мастера крашения и набойки тканей проживали на территориях современных Китая и Индия. Учеными установлено, что природные красители были открыты и стали применяться за несколько тысячелетий до нашей эры. Многие слышали об индонезийском острове Ява. Это место по праву считается мировым центром зарождения батика. Само это слово появилось именно там. В буквальном переводе на русский язык оно подразумевает процедуру рисования при помощи горячего воска. От явайцев это искусство переняли индусы и китайцы, египтяне и жители древнего Перу.

Большинство историков сходятся во мнении, что зарождение батика следует отнести к XIII-XIV вв. Однако широкого распространения оно достигло только через несколько столетий - к XVII веку. Именно тогда был создан особый инструмент, который на местном наречии получил название «чан-тинг». Он и был предназначен для нанесения узоров на поверхность ткани при помощи расплавленного воска. Внешне чан-тинг представлял собой маленькую медную емкость, снабженную ручкой из бамбука или дерева, а также имел несколько загнутых носиков. В настоящее время использование этого инструмента отошло на второй план, так как наиболее популярной на Яве стала штамповка «чап».

Как происходит роспись по ткани

При оформлении тканей мастера используют резерв различных смесей. Им покрывают те участки ткани, которые остаются незакрашенными. В состав этого резерва могут входить самые различные компоненты: растительные и древесные смолы, парафин, пчелиный воск. Резерв призван пропитать материю и надежно защитить ее от воздействия краски.

Когда ткань подготовлена, ее опускают в краску, а еще через некоторое время удаляют имеющийся резерв. На холсте остается белый рисунок, тогда как остальной фон полностью закрашен.

Несмотря на то, что в последнее время повсеместно используется штамповка, ткани часто расписываются ручным способом. Существует несколько способов ручной росписи, и у каждого имеются свои особенности.

Когда резерв имеет вид наносимого на ткань замкнутого контура, и уже внутри него изделие подлежит росписи - это холодный батик. Рисунки в этой технике отличаются четкой графикой, а количество используемых красок не ограничено. Если резерв служит и для нанесения контура и для покрытия отдельных участков ткани - такая живопись называется горячим батиком. При свободной росписи узоры наносятся свободными мазками. Наконец, техника узелкового батика предполагает уже не роспись ткани, а исключительное ее окрашивание. Отдельные участки материала могут перевязываться узелками.

Современный батик — это ничто иное, как техника росписи ткани, которая черпает свои корни из древнего Китая, Индонезии, Африки, а также Южной Индии. Традиционно эскизы для батика наносились на очень тонким слоем воска, после чего материал погружался в специальную краску. Стоит отметить, что при такой процедуре покрытые воском ткани не окрашивались.
Многие археологические находки подтверждают факт существования батика в древних цивилизациях. Стоит вспомнить, к примеру, древние перуанские ткани, которые были распространены много тысяч лет тому назад. Технологию батика применяли в древней Японии, Китае, Шри-Ланке, Шумере, а также в различных африканских государствах.
Искусство тканей — батик, принесло миру сари Индии, кимоно Японии, сарафаны России. В качестве оригинального украшения в японском интерьере очень часто использовались ширмы с применением техники батика. Они украшались стихами, каллиграфией и живописью. Животные приемы, сами материалы (шелк, тушь), техника и методика весьма близка к древней китайской каллиграфии. Методика росписи требовала огромного умения, ведь шелк предварительно подвергался обработки рисовым крахмалом, специальными составами, квасцами. На полотнах зачастую писали полусухой кистью. Полностью готовое изделие создавало ощущение дороговизны, роскоши в традиционном лаконичном японском интерьере.
Сравнительно недавно в нашем государстве возникла ручная роспись хлопчатобумажных и шелковых тканей. В начале 20-го века отечественные художники, которые изучали технику росписи на тканях, создали абсолютно новую технологию "ГУТТА" (применение резервирующего состава для точного нанесения контура рисунка), которая на сегодняшний день, является чрезвычайно популярной во всем мире. Современная методика батика вобрала в себе все самые лучшие художественные особенности многих изобразительных искусств — пастели, мозаики, витража, акварели и графики. В отличие от других художественных ремесел, тут нет прямых преемственных взаимосвязей с крестьянским бытовым и натуральным искусством и нет прочно утвердившихся традиций.
, оформляет идеи на изделиях, которые, так или иначе, дополняют костюм (галстуки, палантины, шарфы, шейные и головные платки), а также портьеры, панно, придающие абсолютно любому своеобразную изысканность. Как бы там ни было в наши дни, как и прежде больше всего ценится ручная роспись на тканях, поэтому многие художники в основном создают ручные произведения искусства, сочетая традиции японско-китайской росписи и технологию яванского батика.

В данной статье вы сможете увидеть подборку эскизов для батика, которые помогут вам в начинании дела ручной росписи.





В разных странах техника батика, или нанесения рисунка на ткань, имеет свои особенности, но в любом случае используют воду и воск.

Участки ткани, покрытые воском, не впитывают краску. Воск также сочетают с рисовым клейстером и глиной. Наносят их вручную, с помощью бумажных конусообразных пакетиков, чантингом, а для повторения рисунка используют деревянные или медные штампы, трафареты из дерева или высококачественной бумаги.

Понятие "батик" впервые появляется в голландских текстах 17 столетия. Яванцы называют батик "амбатик", что означает рисование и письмо. Хотя на художественных изображениях из Индии и можно увидеть одежду, рисунок которой напоминает роспись в технике батика, ранних образцов таких тканей не обнаружено. Самые древние образцы найдены в Египте, они датируются 5 веком н.э.

Искусство батика очень древнее. Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500г. до н.э. Изобретение шелка также приписывают китайцам (хотя есть мнение, что еще в 1 тысячелетии до н.э. его вполне могли производить и в Индии). Но то, что батик применяли в Китае во времена династий Суй (710-794), известно абсолютно точно. В любом случае история прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру - вместе с шелком. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Потому - то этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути.

В Индонезии, в некоторых областях Центральной Явы и прилегающих к ней островах, сохранилась древнейшая форма резервирования, которой пользуются до сих пор при создании особой церемониальной ткани. Резервом здесь служит специально приготовленная рисовая паста, которую наносят с помощью бамбуковой палочки. Ткань берут только ручного прядения, краска приготовляется из корня растения Morinda citrifolia, окрашивание происходит в несколько стадий и длится несколько дней. После удаления пасты остаются простые, в основном геометрические, реже - фигуративные изображения.

Русский этнограф Игорь Каммадзе, изучавший материальную и духовную культуру Явы, обращает пристальное внимание на искусство батика: "С давних пор батик стал неотъемлемой частью ритуала поклонения богам, раджам и т.д., и каждый узор полон символики и наделён волшебной силой. Одним из значительных символов индонезийской культуры является "крис" - древнейшее оружие яванцев - он же один из любимейших и символичных мотивов, изображаемых в батике. В отличие от криса, изготовление батика является исключительно женским ремеслом".

Символическое значение батика проявляется в его традиционной сине-коричневой цветовой гамме, в изображении древних орнаментальных мотивов и, особенно, в том, что ни один обряд жизненного цикла не обходится без криса и без батика. "Крис, завернутый в ткань, воплощает единство космоса во всей его полноте, отдельно же крис и батик - воплощение мужского и женского аспектов мироздания". Философско-символическая соотнесенность предметов материальной культуры и духовной жизни народа имеет очень древние корни.

Из стремления воспроизвести понравившиеся узоры в собственной технике возник типично яванский прибор - тьянтинг (джаньтинг) - маленький медный сосуд, который наполняется расплавленным воском и может быть разогрет на огне, если воск начинает застывать. Сосуд снабжен тонкой загнутой трубочкой, из которой вытекает тонкая струйка воска, и именно это приспособление позволяет нанести тонкие штрихи, линии и точки, составляющие сложный узор - характерную особенность индонезийского батика. А рисование от руки превращает простое окрашивание ткани, столь необходимое в повседневной жизни, в высокоразвитое искусство.

Следующей предпосылкой для развития узорного украшения ткани послужил особенно тонкий гладкий хлопок, привозимый из Индии. Этот дорогой материал могли себе позволить только женщины богатых городов побережья и жители кротонов - княжеских домов патриархальной Явы.

Из тысячи различных орнаментов, передававшихся из поколения в поколение, многие были в конце 18 века запрещены к употреблению для простолюдинов, и носить их дозволялось только членам княжеской семьи и лицам, особо приближенным к султану. Это были прежде всего традиционные ритуальные, символические орнаменты. К таким орнаментам относились, например, изображения мифической птицы с раскрытым перепончатым хвостом, схематичное изображение старинного меча, спиральная полоса, язычок пламени, дополняющий спираль, штрихи, напоминающие дождик, мотив изображения священнной горы на белом фоне. Эти запреты и предписания строго соблюдались в XVIII веке, и даже сегодня появиться в кратоне Джакарты в запретном (lorangan) узоре считается неприличным для местных жителей. Символическое значение узоров возвышало и магически защищало их носителей.

Настоящий художник по ткани глубоко укоренен в собственной культурной традиции. Кроме того, занятие батиком требовало много времени, совершенствования мастерства, создания особой атмосферы духовной гармонии и концентрации. Все это вело к расцвету искусства батика.

Когда англичане в 1811 году оккупировали Яву, они решили распространить английские хлопчатобумажные ситцы во всем юго-азиатском регионе, но натолкнулись на непреодолимое препятствие, которым было качество окраски местного батика. Оно было гораздо выше европейского, растительные красители не линяли при стирке, как это происходило с ситцами, окрашенными анилином. Так местная традиция укрепила свои позиции, и, возможно, именно этот фактор повлиял на дальнейший ход событий.

Мелкие торговцы поставляли желающим работать привозную ткань для батика и доставали красители, приготовленные по традиционной технологии. Одновременно разрушается "монополия" женщин в батике. Совершается переход к технике tjap - батика, т.е. нанесения узора медным штампом, и мужчины, работающие по найму в мастерских, берут на себя изготовление штампов. Это было достаточно дорогим и даже рискованным делом. Новый индийский или европейский узор не всегда сразу находил своего потребителя, и затраты на изготовление целой партии одинаковых батиков могли привести как к неожиданному богатству, так и к полному разорению. Поэтому мастерские никогда не переходили целиком к производству tjap - батика, продолжая разрисовывать ткани вручную. Это обеспечивало сохранение художественных навыков исполнителей, богатство вариаций в орнаментации, неповторимость и высокое качество изделий.

Как развивалась история технологий окраски в Индии, Китае и Японии?

В Индии в средние века рисунок на ткань наносился двумя способами - кистями и при помощи деревянного штампа. Первый способ был весьма трудоемким и длительным. Известные исследователи индийского ткачества Дж.Ирвин и П.Шварц утверждают, что "раскрашивание ткани кистями было гораздо ближе к искусству, чем к ремеслу". Из ручной технологии до настоящего времени широко распространена техника узелковой окраски ткани, так называемая бандхана, при которой узор выглядит составленным из мелких неровных пятнышек. Изображения людей в одежде, украшенной таким точечным узором, можно увидеть в скульптурах, рельефах и фресках древних индуистских храмов.

Другая древняя технология распространена в Гуджарате. Ткань свивают жгутом и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, затем ткань погружают в краску. После развязывания на месте свивки остается непрокрас. Такая техника называется лахерия. Она похожа на батик, но здесь иной метод резервирования.

Технология, соответствующая батику, известна под названием каламкари и сохранилась в основном в Короманделе и Тамилнаде в среде ремесленников, изготовляющих для местной клиентуры портьеры для храмов, пологи, балдахины, часто включающие мифологические сценки и даже портреты. Понятно, что такая технология не дает большого количества изделий и не может удовлетворить широкий спрос. А такой спрос появился в Индии в XVII веке, в связи с ее колонизацией англичанами.

Распространение метода набойки, или набивки явилось важным усовершенствованием. Индийские ситцы (голландское chintz от хинди "чхинт") пользовались огромной популярностью в самой Индии и за ее пределами, особенно в Европе XVII-XVIII веков. Для мольеровского Журдена обзавестись ситцевым халатом означало приобщиться к аристократическому обществу. Европа была настолько покорена индийскими ситцами, что быстро переняла технологию их изготовления. Можно сделать вывод, что именно европейский спрос породил развитие индийской набойки, которая совершенно вытеснила ручное изготовление ткани в Индии. Набивные ткани упоминаются в произведениях художественной литературы и воспоминаниях путешественников первых десятилетий XVI века как уже распространенный вид текстильных изделий. Современные исследования находят относящиеся ко все более ранним периодам доказательства того, насколько высоко были развиты тканевое производство и технологии в средневековых Индии и Китае.

Китай дал миру такой прекрасный материал, как шёлк. Техника украшения шелковой ткани методом набойки в Китае называлась жанцзе. Это можно перевести как узоры краской, орнамент, получаемый погружением в красящую жидкость. Во многих письменных источниках говорится, что ткани жанцзе повсеместное носила как знать, так и простой народ. В танский период существовало три различных метода нанесения узоров краской: восковой, блоковый и узелковый. По-видимому, самым древним и традиционным из них является метод лацзе (узоры воском). Чаще всего применялась двухцветная окраска. В три цвета окрашены немногие дошедшие до нас образцы. Они назывались санбаоцзе. Исследователи-этнографы считают, что тройная окраска была техническим пределом, так как при наложении четвертого слоя ткань делается почти черной. Вышеописанный способ можно смело назвать батиком. Только это батик на шёлке.

В Японии технологии украшения ткани развивались своим особым путем. Как и многое другое, это было обусловлено её географической изоляцией, самодостаточностью и своеобразием культуры. Считается роспись по ткани мировой культуре под названием батик, была завезена в Японию из Индии или из Китая. По-японски он назывался рокэти и использовался при разрисовке ткани для ширм и одежды. VIII век был золотым веком художественного ткацкого производства в Японии. В это время уже существовало множество видов ткани; кроме батика, развивается вышивка и восковая набойка - суримон, а также техники кокэти (узоры по трафарету) и юхата, напоминающая индийскую лахерию. С Х-ХI веков японский костюм стал роскошным как никогда. Погоня за сложностью наряда вызвала к жизни искусство чередования цветовой гаммы складок и одежд и тщательного размещения узора, который не должен теряться в складках. Рисунки, полученные техникой трафарета, вытесняются градуированной ручной росписью. С течением веков меняются предпочтения: так, в XIII веке в моду входит орнаментация гербами, а в конце XVI в полной мере оценят значение сюжетного узора, и на ткань для кимоно и ширм переносят целые картины. Продолжает развиваться техника набойного рисунка, а в конце XVII - техника юдзен, разработанная Миядзани Юдзен - рисунок с помощью рисовой пасты! Возникает вопрос, а не привезли ли эту технологию голландцы с Явы? Ведь именно в торговле с Японией Нидерланды добились почти монопольного положения. В начале XIX века изготовление тканей и узоров достигло большого совершенства, но творчество в орнаментике начинает вытесняться штамповкой, как это случилось гораздо раньше в Индии и Китае, где связь с Европой налаживалась издревле по Шелковому Пути, а затем в процессе колонизации.

Особо следует отметить "вропейский" фактор развития тканевых технологий. С проникновением европейцев (в основном, голландцев и англичан) в Индию и Индонезию связаны многие цивилизационные и культурные процессы. В их числе развитие ткацко-красильного производства в связи с расширением спроса, распространение технологий, взаимопроникновение восточной и европейской эстетики в орнаменталистике, ее обогащение и в то же время некоторое упрощение, необходимое при широком производстве.

С середины XIX века голландцы, потерявшие своё влияние на европейский рынок, развили предпринимательскую деятельность на Яве. Открывались целые мануфактуры по производству батика, хозяева которых чувствовали дух времени, знали господствующие направления и умели угодить самому взыскательному вкусу. Но в это время английская хлопчатобумажная промышленность, опирающаяся на высокую технологию ситцевой набойки, окончательно обгоняет нидерландскую, а метод батикования переходит в сферу кустарного и мелкого производства. Им интересуются, в основном, немцы, которым мы должны быть благодарны за сохранение батика как технологии в Европе и которые в наши дни выпускают высококлассные принадлежности для профессионалов и делают все возможное для широкой популяризации батика среди любителей.

С одной стороны, мода времен нэпа обусловила значительный спрос, а значит постоянные заказы на шикарные шелковые шали с изысканным прихотливым орнаментом в восточном стиле, платья с асимметричным рисунком, что подстегивало воображение и фантазию художников, владеющих техникой ручной росписи ткани. Со временем, увлечение расписными шляпами сошло "на нет", было объявлено мещанским, "не соответствующим образу советской женщины".

С другой стороны, в работах мастерской Н. Ламановой, театральных художников Е.Е. Лансере, М.В. Либакова, А.Г. Тышлера, В.А. Щуко ярко проявился революционный конструктивизм. Конструктивизм определял форму, а политическая ситуация диктовала сюжеты, в том числе и в тканях того времени. Была большая потребность во флагах, вымпелах, новая тематика породила множество орнаментов с советской символикой, расписанные серпами и молотами театральные занавеси сопровождали любую агитбригаду. Где был натуральный батик, а где - масляный трафарет, сейчас не разобраться. Уникальные работы нашли своих хозяев, не оставив документальных следов в искусствоведении России.

В 30-х годах занятие батиком было замечено и поддержано на правительственном уровне: издано несколько пособий по технологии, организовано несколько артелей, в дальнейшем превратившихся в фабрики. "Всекохудожник", Московское товарищество художников, Ленинградское товарищество художников и другие воспитали целое поколение художников батицистов. Но исторические и экономические условия, всеобщая "уравниловка" не способствовали развитию высокохудожественного батика, свойственного ему индивидуального вкуса. И только 50-е годы, после выхода партийного постановления "О всеобщем повышении качества и художественного уровня изделии текстильной и легкой промышленности" ситуация в корне изменилась. Возник девиз - лозунг: "Каждой советской женщине - по красивому платку". Была организована мастерская при НИИХП, несколько галантерейных фабрик в Москве и Ленинграде, куда приглашали на работу уже известных художников и набирали учеников - расписников.

Благодаря изысканиям С. Темерина в 50-х годах в области батика остались известны имена таких художников, как А. Алексеева, Т. Алексахина, Н. Вахмистров, К. Малиновская, С. Марголина, И. Иноземцева и др. Именно они стояли у истоков развития батика в нашей стране. Они, работая в НИИХП, создали первые композиции в батике, которые были основаны на строго классическом понимании геометрического и растительного орнамента и служили моделями для производства платков; первые сюжетные панно на темы "Москва", "Труд", "Весна". Поначалу деятельность художников, в основном, была подчинена платочному производству. Но со временем все чаще появлялась потребность в крупных панно для оформления кафе, фойе кинотеатров, концертных залов и театральных сцен.

В отличие от большинства других художественных ремесел, здесь нет прочно сложившихся традиций и прямых преемственных связей с крестьянским бытовым искусством или с каким-либо определенным художественным промыслом России.

Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.