flamenco.ru
flamenco.ru
flamenco.ru

Неукротимые игры фламенко Часть 9

Аккомпанемент - сердце

обновлено: 13.07.2010

Я о грусти моей расскажу в песне,
потому, что петь значит плакать;
я о радости моей расскажу в танце,
потому что танцевать значит смеяться.

(Андалусская песня)

Танец всегда играл весьма значительную роль в жизни испанцев, являясь, возможно, средством наиболее полного проявления психологии этого народа. Р.Шойер считает даже, что “…в отношении общественно гражданственного значения танца с Испанией могут соперничать лишь немногие страны”. М.И.Глинка также писал из Гранады: “Испанские пляски вообще чрезвычайно благородны.“Б. Киннейс же утверждает: “В искусстве танца последнее слово принадлежит Андалусии”.

Испанские танцы, и прежде всего танцы андалусские, танцы фламенко, не случайно привлекают к себе всеобщее внимание. Являясь составной частью сложного и своеобразного искусства, танец (baile) фламенко воспринимается более легко и непосредственно по сравнению, скажем, с пением фламенко, в силу большей универсальности танца вообще. Язык танца, несомненно, еще более интернационален, чем язык музыки. И, кроме того, танец фламенко обладает большой художественной ценностью, явившейся результатом весьма длительного периода развития и отбора лучших средств выразительности как в танцах Древнего Востока, так и в европейской хореографии.

Уже в жизни древних иберов танец играет весьма существенную роль. Диодор Сицилийский оставил свидетельство того, что иберы часто начинали бой танцами, танцем они отмечали и конец битвы, когда справлялась тризна по павшим воинам.

О танцах Иберии с восхищением писал античный географ Страбон.

А в первых веках нашей эры андалусские танцы уже получают значение универсальной категории, распространяясь по всей Римской империи. “Гадитанские девы” (танцовщицы из Гадеса и Кадиса), “кордовские юноши”, вероятно, явились первыми профессиональными артистами фламенко, вынесшими это искусство за пределы Бетики – античной Андалусии. Они пользовались огромной популярностью в Риме, что получило свое отражение в сочинениях римских поэтов:

Та, что под звук кастаньет бетийских ходила игриво
И под гадесский напев ловко умела плясать,
Так что и Пелий старик взбодрился б и муж бы Гекубы
У погребальных костров Гектора горе забыл…

(Марциал. Эпиграммы. “Книга зрелищ” IV)

На основе анализа римских текстов исследователи делают вывод, что уже к тому времени сложились все основные элементы танца фламенко, каким мы его знаем сегодня.

И в христианской Испании, несмотря на весьма суровые запреты церкви, потребность народа в танце была столь велика, что Риму пришлось сделать исключение для Испании и в некоторых случаях даже узаконивать введение танца во время некоторых религиозных праздников. В 1428 году была узаконена так называемая “шестерка” мальчиков-танцоров в севильском соборе. Танец присутствует и в некоторых процессиях, как, например, Romeria del Rocio (четки Авроры).

Сейчас трудно с уверенностью датировать возникновение того или иного танца. Можно только на основании литературных источников судить о времени их широкого распространения. Так, в средние века уже известны El Ole, El Jaleo, сегидилья, самбра и другие танцы.

В эпоху Возрождения пользуются большой популярностью чакона, сарабанда, павана, пассакалия. Причем, Лопе де Вега еще в 1620 году констатировал, что сарабанда к тому времени уже была очень древней. К XVIII веку относятся первые упоминания о фанданго, хотя декан Мигель Марти в это время пишет, что “… этот танец из Кадиса известен уже на протяжении нескольких веков”.

К концу XVIII века на сцену выходит болеро, а в начале XIX века оно уже столь популярно, что его именем называют всех артистов фламенко boleros.

К середине XIX века Росарио Монхе создает свою, ставшую классической, хореографию солеареса. Конец XIX и начало XX века отмечены деятельностью таких выдающихся байлаоров, как Фаико, Распао, Антонио Мерее, Эстампио, Мирасьелос…

Крупнейшими байлаорами нашего времени являются Висенте Эскудеро, которому принадлежит заслуга окончательной канонизации сигирийи, Антонио Руис Солер “Великий Антонио”, Кармен Амайа, Лусеро Тена…

Классификация танцев фламенко не всегда совпадает с классификацией канте. В ее основе лежат иные принципы, вытекающие из специфики хореографии. Кроме того, во фламенко далеко не все формы “танцевабельны” и наоборот, существуют чисто танцевальные формы, которые не имеют вокальных аналогов.

Все андалусские танцы могут быть сгруппированы по трем основным категориям:

  1. классическая школа, к которой относятся такие формы, как чакона, сарабанда, мариона, канариос;
  2. театрализованные танцы: вито, оле, халео, соронго, панадерос, тана и т.д.;
  3. танцы фламенко или хондо. Это солеарес, сигирийя, ливианас, тьентос, таранто, алегриас, фандангос, петенера, сапатеадо, кантиньяс, булериас, румба хитана, фаррука, данса мора, самбра и т.п.

В этой группе также существует определенная иерархия. Есть категория праздничных танцев, в основе которых сравнительно простые хореографические элементы, допускающие групповые или парные композиции. Это фанданго, румба, булериас, тьентос, канастерос, относящиеся к категории чико и интермедио. Есть танцы hondo – сложные хореографические композиции с присущими им глубокими, часто драматическими образами. Это сигирийя, солеарес, тьентос, ливианас

Основной принцип искусства фламенко – незакрепленность, импровизация на основе предопределенных закономерностей и здесь, в танце хондо, остается основополагающим.

Характерной особенностью этих танцев является строгий отбор средств. Все они, как правило, исполняются одним танцором или танцовщицей, без кастаньет, без халео, подчиняясь “только компасу гитары и ритму сердца” (К.Бональд).

Все остальное излишне…