flamenco.ru
flamenco.ru
flamenco.ru

Неукротимые игры фламенко - Часть 6

И грянуло фанданго...

Рисунки автора
обновлено: 03.06.2010

“Фанданго – ритмическое внушение
страстного и странного торжества.
Вероятнее всего, что он транскрипция
соловьиной трели, возведенной
в высшую степень музыкальной
отчетливости”.

А.Грин “Фанданго”

Суровые отроги Кордовы, зеленые долины Уэльвы, шумные прибои Малаги, раскаленные пески Альмерии… вся Андалузия содрогается от неизвестно кем и когда придуманных ритмов и напевов фанданго.

А, может быть, эти ритмы такое же явление природы, как горы Кордовы, равнины Уэльвы, прибои Малаги и пески Альмерии. И поэтому так сурово и сдержано “Фанданго де Кордова”, легко и стремительно “Фанданго де Уэльва”, упруга, пропитанная морским ветром “Малагенья”…

Вообще, фанданго, возможно, самое многочисленное в стилистическом отношении семейство во фла-менко. Каждая провинция Андалузии имеет свой тип Фанданго. В Малаге это “Малагенья” и “Вердиалес”, причем, малагенья, в свою очередь, также представлена несколькими типами: “Малагенья дель канте”, “Малагенья коррида” и т.д.

Совершенно иной тип фанданго сложился в Гранаде, где оно получило также большое распространение. М.И.Глинка писал из Испании в 1845 году: “Здесь в Гранаде, фанданго почти главное увеселение жителей, начинает гитара, потом каждый, кто умеет, поет куплет, под который пляшут две или четыре пары”. Помимо танцевального варианта, который описывает Глинка, в Гранаде сложились также местные разновидности Fandango grande: поражающий своей глубиной и драматизмом стиль “Fandango lento” и лирическая “granadina”.

Издавна фанданго было распространено также в древнем Кадисе, Севилье…

fandango de huelva

Но настоящим царством фанданго является провинция Уэльва. Здесь каждое селение культивирует свой тип фанданго. Альмонте, Алосно, Эль Росио…

Ответвлением от Fandango grande является большая группа Cante de Levante, сложившаяся в провинции Мурсия (Левантийское побережье), с центрами Картахена и Ла Унион.

Наиболее древней и фундаментальной формой Cante de Levante является таранта.

В Ла Унион, городе горняков, на основе тарантас, во второй половине XIX века образуются минерас, повествующие о тяжкой доле шахтеров (Mineras букв. шахтерские напевы). В то время они играли роль своего рода “песен протеста”.

Картахенера является связующим звеном между тарантас и собственно фанданго. Здесь же, в Картахене, сложилась танцевальная форма тарантас – таранто. Мелодическая линия таранто та же, что и в тарантас, но его ритмическая структура уже соприкасается с другой большой группой форм фламенко, семейством тангос (tango).