flamenco.ru
flamenco.ru
flamenco.ru

Неукротимые игры фламенко - Часть 5

Праздник одиночества

Рисунки автора
обновлено: 03.06.2010

Этот крик оставляет в ветвях
тень кипариса
(Оставьте меня одного
в полях)

Ф.Г. Лорка “Ай!”

Несутся ли из сердца высоких гор, или из апельсиновых рощ Севильи, или от согласных с гармонией средиземноморских берегов, coplas фламенко всегда оказываются очерченными определенным кругом образов — жизнь и смерть, любовь и одиночество:

Никто не вспомнит обо мне,
и даже камни, по которым я ступаю,
наполняются жалостью ко мне.

Подобного рода “экзистенциалистскую” декларацию можно встретить во многих формах cante flamenco, однако, традиция несколько упрощенно связывает ее обычно с soleares. Эта поэтическая традиция основывается на чисто внешней общности слов solear и soledad (в андалусском произношении soleá — одиночество). Но ведь тема одиночества разрабатывается в солеаресе не чаще, чем во многих других формах фламенко, а по своей структуре cante солеареса часто предстает в форме диалога. Что же касается этимологии этого слова, то это ведь ни что иное, как множественная форма от solear — заливать солнечным светом. Впрочем, этот корень sol (солнце) лежит (и, возможно, не случайно) в основе и слова soledad, ведь солнце, оно тоже одиноко в своем небе.

Культ Солнца занимал центральное место в религии древних андалузцев тартессийцев и, принимая во внимание древний ритуальный характер происхождения солеареса, можно предположить его первичную связь с культовыми ритуалами Солнца, которая в дальнейшем и выразилась в его наименовании.

По своей генеалогической линии cante солеареса через deblas восходит к tоná grande. Существенную роль в его формировании сыграли также polo и cаñа, и их смешанная форма policaña. Строгая, сдержанная мелодическая линия солеареса близка к структуре григорианского хоралла:

григорианский хорал

Copla солеареса строится, как правило, на восьмисложном терцете, часто сентенциозном или философском по характеру своего содержания:

Иду, как будто арестант:
позади идет моя тень,
впереди мои размышления.

Compás солеареса образовался, возможно, на основе переменного ритма и является наиболее распространенной ритмометрической структурой во фламенко:

compas - soleares

Помимо солеареса, этот compas лежит в основе музыкальных форм поло, канья, булериас, алегриас, кантиньяс, караколес, мирабрас и т.д.

В настоящее время из всей категории cante grande, солеарес представляет наиболее популярную форму в серьезном фламенко. Его иногда называют madre del cante (первооснова пения фламенко) или angel de los cantaores (ангел кантаоров). И если сигирийя “как кислота, она обжигает сердце, горло и губы того, кто ее поет”, то меланхолические напевы солеареса наполняют “целомудренным томлением лимонные рощи… и приморские ночи” Андалусии.