flamenco.ru
flamenco.ru
flamenco.ru

Неукротимые игры фламенко - Часть 2

В поисках начала

Рисунки автора
обновлено: 03.06.2010

В наше время искусство фламенко воспринимается как вполне современное явление. И действительно, упругий, пульсирующий ритм, терпкая, часто весьма сложная гармония, своеобразие ладовой организации — все эти выходные характеристики позволяют отнести его к музыкальным явлениям современного порядка.

Но тем не менее, именно XIX век вошел в историю фламенко как золотой век (el siglo de Оro), а большинство исследователей относят период окончательного формирования этого искусства к эпохе Возрождения, начало которой совпадает в Испании с завершением Реконкисты (освобождения от арабского господства). Арабская культура, несомненно, оставила определенный след во фламенко, но, вероятно, для того, чтобы иметь возможность оставлять какие-то следы, необходимо наличие того, на чем они могут остаться. А принимая во внимание весьма незначительное арабское влияние на искусство фламенко, следует предположить, что к приходу арабов на землю Андалузии, там уже сложилась культура настолько высокая и самобытная, что она смогла противостоять влиянию завоевателей в течение восьми столетий.

В предшествующий арабскому завоеванию период (IV—VII вв.) мы еще можем проследить соприкосновение культуры фламенко с латинской литургией, древнеиудейской псалмодией и культовым пением греко-византийского образца. Далее, казалось бы, уже все следы теряются.

Но уже в I веке н.э. гадитанские девы (античные танцовщицы из Кадиса) смущают чувственное воображение Марциала; а еще раньше древнегреческий географ Страбон с восхищением писал о музыке и танцах древней Иберии. Известно, какое значительное место занимали музыка и танцы Андалузии в музыкальной жизни Древнего Рима. Можно проследить также весьма существенную связь этой древней андалузской культуры с древнегреческой цивилизацией, культурами Сирии, Финикии (I в. до н.э.), Крита (II в. до н.э.); а чистые образцы этого искусства находят аналогии в древнейших мистериях Востока, и своими корнями уходят к первым импульсам художественного проявления человеческого духа.

Сante Jondo — это редчайший и самый древний в Европе образец первобытного пения, его звуки доносят до нас внушающее ужас чувство древних народов…”

Cante Jondo действительно глубинное. Глубже, чем все колодцы и все моря мира, много глубже, чем то сердце, которое его творит, и голос, который его поет, ибо оно почти бездонно. Оно идет от далеких племен, пересекая кладбища лет и листопады увядших ветров. Оно идет от первого плача и от первого поцелуя” (Ф.Г. Лорка. “Канте хондо”).