flamenco.ru
flamenco.ru
flamenco.ru

Цыгане в Испании

автор: © Flamenco.ru
обновлено: 24.05.2010
Цыгане в Испании

“Фламенко” трактуется как “gitano andaluzado”, то есть “цыган, натурализовавшийся в Андалузии”, и “канте фламенко” буквально обозначает “пение андалусийских цыган” (cante gitano-andaluz). Несмотря на то, что цыгане не единственные создатели этого искусства, фламенко как музыкальный жанр возникло именно в результате соприкосновения “цыганского” и “андалузского”.

До 1485 года не встречается никаких упоминаний о цыганах, проживающих на территории Испании. С момента их появления там и в течение трех последующих веков они стали вести ожесточенную борьбу с так называемыми “payos” – то есть “не цыганами”, которая закончилась только к тому моменту, когда им было разрешено законно поселиться на юге Испании. Видимо, неприязнь между цыганами и “пайос” возникла из-за различия в их обычаях и образе жизни. Одни – оседлые, другие – кочевники, одни искали постоянную работу, позволяющую прочно обосноваться, другие больше тяготели к занятиям, не стесняющим свободу передвижения. Появились различия, неприязнь, а значит и преследования со стороны тех, кто чувствовал себя хозяином на этой земле.

1499 год, о цыганах в Испании:

“Вот уже много лет бродят с места на места, ничем не занимаются и не имеют средств к существованию, живут на милостыню, воровством, гаданиями и обманом”.

Цыган изгоняли из Испании, если они не работали и не вели оседлый образ жизни. Эти преследования приводили к вооруженным восстаниям, до нас дошли легенды о том, что цыгане воровали детей и продавали арабам, которые приготавливали из них таинственные зелья для лечения своих султанов. Возможно, именно отсюда берет свое начало поговорка, которой и сейчас в Испании мамы пугают детей, если они не спят или не хотят есть: “Вот придет цыган и унесет тебя”. К цыганам относились с нелюбовью, властителей просили изгнать их из Испании.

1607 год, прошение, рассмотренное в Кортесах:

“Пусть цыгане, покинувшие Королевство, не возвращаются, а вернувшиеся пусть подвергаются смертной казни; пусть те, кто остался в Испании, селятся в отдаленных горных деревнях; пусть также подвергаются смертной казни те, кто ворует скот”.

Цыгане Восстания цыган побудили короля Филипа IV обязать цыган заниматься исключительно сельскохозяйственными работами, чтобы никакое оружие к ним не попадало в руки, а за неповиновение обещал принять суровые меры. Филип V еще ужесточил наказания, закрыв для цыган городские ворота и лишив их всех прав, воспрепятствовав таким образом их смешению с другими слоями общества. Кульминацией этого многолетнего преследования явился приказ Фердинанда VI от 1748 года, когда он велел арестовать более чем 9 тысяч цыган, и отправить их на каторжные работы в Африку. Этого не произошло, так как размах и суровость наказания сделали приговор слишком трудным для исполнения. Однако, вместо этого арестованных было решено принудительно отправить на заселение тех неосвоенных территорий Америки, куда никто не хотел ехать.

Ситуация начала меняться при правлении Карла III, который отменил все предыдущие ограничения и разрешил цыганам жить, где им хотелось, и работать там, где им больше нравилось, а наказания на них стали распространяться те же, что и на остальных подданных Королевства. Постепенно цыгане начали обосновываться в деревнях, в основном в Андалузии, забывать о разбойном образе жизни и совершить не больше преступлений, чем остальные граждане.

Цыганка Однако, не все, кто кочевал по дорогам и деревням, одетые как цыгане, на самом деле ими являлись. Бродяжничеством занимались и те, кому пришелся по душе кочевой образ жизни цыган и их нравы. На дорогах теперь можно было встретить не столько цыган, сколько многочисленных “плутов, атеистов и разбойников”, выдающих себя за цыган. Многие андалузцы стали подражать цыганам, не только перенимая их образ жизни и обычаи, но также и их манеру одеваться, говорить, петь и танцевать. “Андалузское” вошло в соприкосновение с “цыганским” и зажгло ту искру, из которой со временем появилось фламенко. Не исключено, что именно эти костюмы бродяг, имитирующие цыганские, явились прототипом костюма фламенко, который подходил как для танцев на таблао, так и для работы, боя быков или верховой езды.

В XIX веке цыган в Испании уже никто не преследовал, но они по-прежнему занимали низшую социальную ступень общества и недоверие к этому бродячему народу сохранялось, да и сами цыгане не спешили смешиваться с остальным населением.

1842 год, о цыганах, живущих в пещерах в горах близ Гранады:

“Вход в каждую пещеру завешен какой-нибудь грязной тканью; у него обыкновенно валяются нагие курчавые дети с большими, огненными, черными глазами и темно-желтой кожей. Цыганам запрещено жить в Гранаде, и права собственности они не имеют. В простонародье они имеют репутацию отличных танцоров. Цыгане танцуют, действительно, с необыкновенной легкостью, гибкостью и увлечением; но они уничтожают страстную прелесть андалузских танцев… отсутствием скромности. Грации в них мало; да и ноги держат они по-гусиному. В песнях их за соло следует хор, как у наших цыган, чего нет в испанских и андалузских песнях. Их пение и мелодии несравненно лучше их танцев. Женщины одеваются в яркие цвета, окутывая себя какими-то странными покрывалами, как наши кочевые цыганки. Несмотря на то что они несравненно хуже андалузок, здешние молодые люди их очень любят за их смелое остроумие и удалую грацию”.