flamenco.ru
flamenco.ru
flamenco.ru

Кастаньеты - история и принципы игры

автор: © Flamenco.ru
обновлено: 09.06.2010
Кастаньеты

Кастаньеты используются для ритмического аккомпанемента танцу. Они изготавливаются из твердых пород дерева, таких как чёрное дерево, палисандр, гранадильо и каштан. Вопреки традиционному мнению, Испания не является ни родиной кастаньет ни единственным местом их распространения. Прообразы современных кастаньет можно встретить еще в Древнем Египте, около 3000 лет до н.э. Начиная с VI века до н.э. на греческих фресках можно увидеть изображения танцующих женщин, которые держат в руках кротало (от испанского crotalo – “трещотка”, “погремушка”), напоминающие длинные деревянные кастаньеты. Название “crotalo” и сейчас существует в испанском языке наряду с castañuelas или palillos.

В настоящее время кастаньеты, или очень близкие к ним инструменты, существуют у многих народов: это индийские kartali, швейцарские chefeli, японские yotsudake, китайские cha pan, или турецкие kasik.

Традиционно кастаньеты используются в таких танцах фламенко как sevillanas, fandangos de Huelva и tanguillo de Cadiz. Из обычно не применяют в более “серьезных“ жанрах, так как они лишают танцовщицу многих выразительных возможностей движений рук.

В классическом балете кастаньеты появляются начиная с XVII века и используются как во время сольного, так и группового танца. В настоящее время кастаньеты используются довольно ограниченно. Возможно, из-за того, что это не очень простой в освоении инструмент, играя на котором профессиональные танцоры должны сами придумывать ритмические рисунки и координировать игру с танцем без видимых усилий.

Наиболее значительный вклад в развитие мастерства игры на кастаньетах привнесла испанская танцовщица Ла Архентина (La Argentina), гастролировавшая по всему миру в начале XX столетия. А в 1955 году американская танцовщица Карола Гойа (Carola Goya) впервые использовала кастаньеты во время выступления в сопровождении большого симфонического оркестра.

Существуют два основных стиля игры на испанских кастаньетах: классический и народный.

При игре в классическом стиле кастаньета крепится на большой палец каждой руки с помощью шнурка, которым скреплены две половинки кастаньеты. В правой руке должна держаться кастаньета, которая звучит ярче и выше (она называется hembra). Кастаньета, которую держат в левой руке, называется macho. Правой рукой на кастаньете играют черырьмя пальцами: мизинцем, безымянным, средним и указательным, которые как молоточки извлекают быстрые трели (carretillas) по наружней половинке кастаньеты. Левой рукой отдельными нотами (golpes) подчеркивается ритм.

При игре в народном стиле обычно используются кастаньеты большего размера и ниже по звучанию. Они крепятся шнурками на один или несколько пальцев. Движением кисти половинки кастаньеты ударяется о ладонь, производя громкий отрывистый звук, отличающийся от звука при классической игре.

Согласно классической школе игры, на кастаньетах можно извлечь пять разных звуков, которые называются ta, pi, pan, chim и ria. Они различаются по тембру и при умелой игре с их помощью можно создавать огромное количество красивых ритмических рисунков.

Первое упражнение – ударять по кастаньете поочередно каждым пальцем начиная с мизинца, постепенно увеличивая темп. Следить за тем, чтобы каждый звук извлекался четко. Для игры на кастаньете левой рукой базовая техника – ударять одновременно тремя пальцами: мизинцем, безымянным и средним, а ритм, с которого можно начинать обучение, – извлекать несколько звуков пальцами правой руки, завершая их одной “нотой” на кастаньете в левой руке. Нужно постараться достичь быстрого темпа, чередуя игру левой и правой руки. Иногда кастаньеты можно ударять друг о друга.